Проект «Развитие одарённости детей в условиях гимназии-интерната»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова»








Проект «Развитие одарённости детей в условиях гимназии- интернат

2011-2015гг»


Авторы проекта:

Шалгинова Е.П., учитель физики,
Алагашева Н.Ф., учитель математики,

Колтынаева И.Л., учитель истории,

Ахпашева Л.О., учитель истории







Абакан, 2011 г.





Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного.

Цель проекта:

Создание условий для выявления, развития и поддержки детей,

обладающих высоким творческим потенциалом в различных областях

интеллектуальной, творческой, спортивной и организационной деятельности.

Задачи:

1. Создать разветвлённую систему поиска и поддержки талантливых детей,

их сопровождение в течение всего периода становления личности;

2. Развивать способности и творческий потенциал одарённых обучающихся на

основе совершенствования традиционных и внедрения в образовательный

процесс новых педагогических технологий;

3. Укреплять механизм взаимодействия гимназии, учреждений

дополнительного образования, общественных организаций, партнёров

образовательной сети и родителей в работе по созданию творческой, проблемно-

образовательной среды гимназии.



Проект «Развитие одарённости детей в условиях гимназии-интерната»

Выявление способностей детей начинается с 5-го класса на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Мониторинг креативности учащихся 7х классов за последние три года.

Учебный год

Количество учащихся


Уровни

Выше возрастной нормы

Соответствует возрастной норме

Ниже возрастной нормы

2008-2009 у.г.

115

29%

28%

43%

2009-2010 у.г.

80

44%


28%


28%


2010 - 2011 у.г.

48

46%

27%

27%

Мониторинг интеллектуального развития учащихся 7-х классов за последние три года:


Учебный год


Количество учащихся


Уровни


Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

2008-2009г.

123

2%

14%

45%

20%

19%

2009-2010г.

98

3%

12%

47%

18%

19%

2010 - 2011 г.

56

5%

20%

57%

11%

7%


Большое внимание уделяется диагностической деятельности при приеме детей в гимназию, ежегодно обновляется пакет методик на более валидные, с целью выявления творческих и интеллектуально способных учащихся.

Расширяется охват школьников, участвующих в различных творческих конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах, соревнованиях и фестивалях.

Серьезное внимание в гимназии уделяется подготовке к предметным олимпиадам



Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:


  • принцип развития постиндустриального информационного общества- гуманизации и гуманитаризации образования;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  • Проект «Развитие одарённости детей в условиях гимназии-интерната»


Победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады:

Проект «Развитие одарённости детей в условиях гимназии-интерната»

2011г.- 27 учеников;

2012г.-38 учеников.

Впервые ученица гимназии стала призером Всероссийской олимпиады по географии. Развивается и совершенствуется система интеллектуальных олимпиад, проводимых для школьников вузами г. Томска и Новосибирска. 4 ученика стали победителями олимпиады по физике и в мае месяце получили сертификаты, удостоверяющие о зачислении в один из 4 факультетов ТГУ.

Развитие творческих способностей через участие в научно - практических конференциях .

Значительно увеличилось количество участников гимназической научно - практической конференции: в 2008 - 2009 уч. году - 23ученика, в 2009 - 2010 уч. году - 48 учеников, в 2010 - 2011 уч. году - 56 учеников.

Победители Республиканской научно - практической конференции:

2011г.-4 ученика;

2012г.-10 учеников.

Итоги Республиканской научно - практической конференции свидетельствует о необходимости активизирования деятельности учащихся и педагогов в НОУ «Чылтыс».

Художественно - эстетическое и дополнительное образование представлено сетью кружков, клубов и секций. На базе гимназии работает « Республиканская детская школа искусств», в котором обучаются 200 учащихся гимназии по следующим направлениям: хореографическое, художественное, музыкальное и театральное.

Развитие способностей детей через участие в конкурсах:


Мероприятия

2008 - 2009 гг.

2009 - 2010 гг.

2010 - 2011 гг.

Игра - конкурс «Русский медвежонок»

131

(21 ученик - призеры конкурса).

179

6 учащихся - 1 место в регионе.

280

1 и 3 место в регионе.

Международный конкурс «Кенгуру для всех» и «Кенгуру выпускника»

151

1 и 2 место в

г. Абакане

183

280

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике и информатике

63 (математика)

14 (информатика)

-

1

Республиканский слет «Юный эколог»

1, 2 места (общекомандные).

1,2,3 место в индивидуальном зачете.

-

-

Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

Лауреаты:

2 ( русский язык)

4 (биология)

7

3 лауреата


3

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги»

2 лауреата.

5

-

Международный игровой конкурс «Золотое руно»

-

63

7 учащихся заняли 1 места в школе, регионе.

98

1-е место в регионе

Международный игровой конкурс «British Bulldog»

202

152

177

Осенний марафон






Всего конкурсов за 3 года

35

49

63


В 2010 - 2011 году спортивные секции посещало более 80% учащихся.

В 2008-09 учебном году стали кандидатами в мастера спорта по вольной борьбе 4 учащихся гимназии.

В 2009-10 учебном году 6 учащихся стали кандидатами в мастера спорта по вольной борьбе.

В 2010 - 2011 учебном году- II место в первенстве России и участница сборной России по вольной борьбе. Двое учащихся стали кандидатами в мастера спорта по настольному теннису и шахматам.

Реализация проекта «Одарённые дети»

на 2011-2015 учебный год.


№ п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный


I

Организационная работа


1.

Управленческая деятельность по работе с одарёнными детьми;

август 2011

администрация гимназии


2.

Обсуждение вопроса о работе с одаренными детьми на совещании при директоре;

сентябрь 2011

зам. по НМР


3.

Заседание научно-методического совета гимназии.

октябрь

зам. по НМР


4

Заседания кафедр;

октябрь

заведующие кафедрами


5.

Организация работы предметных кружков, секций, спецкурсов, элективных курсов;

в течение года

учителя


6.

Организация самоуправления учащихся в гимназии;

сентябрь

классные руководители


7.

Создание единого центра координации работы с одарёнными детьми в рамках ресурсного центра РХ.

в течение года

администрация гимназии и заведующие кафедрами


II

Выявление одарённых детей


1

Проведение массовых гимназических мероприятий, способствующих выявлению одаренных детей:

  • спортивных соревнований;

  • интеллектуальных марафонов;

  • КВН-ы по выявлению лидерских способностей

  • выставок детского творчества: изобразительного, технического, декоративно-прикладного;

ежегодно

учителя- предметники, классные руководители

и воспитатели


2.

Углубленное медицинское обследование учащихся;


сентябрь- октябрь

медицинская служба

2008

Ежегодно

ЦПС УВП


3.

Формирование пакета психологических тестов,

направленных на выявление детской одаренности;

сентябрь-октябрь

психолого-педагогическая служба


4.

Анкетирование детей и родителей с целью выявления увлечений ребенка и семьи.

октябрь

классные руководители


III

Создание условий для эффективной работы с одарёнными детьми




1.

Проведение семинаров для педагогов по обучению современным приемам организации индивидуальных карт развития одаренных детей;

в течение года

психолого-педагогическая служба


2.

Создание условий для профессионального совершенствования педагогов:

  • работа над индивидуальным планом по реализации проекта;

  • презентация опыта работы с одаренными детьми во время педагогических советов, конференций;

  • проведение открытых уроков, мастер - классов по обучению коллег деятельностному и компетентностному подходу к образованию детей в рамках ресурсного центра по работе с одарёнными детьми;

  • организация постоянного обучения педагогических кадров (семинары, конференции, курсы и т.д.);

  • стимулирование инновационной деятельности педагогов;

  • поддержка талантливых учителей, обобщение их опыта работы: публикации, стендовые уроки;


в течение года

учителя-предметники


3.



Совершенствование владения информационными технологиями: создание электронных пособий, ВКС;


в течение года



учителя- предметники


4.





Составление банка данных о школьниках, обучающихся на «5» и имеющих особые успехи в изучении отдельных предметов, соотношение данных результатов с результатами диагностики учителей- предметников и психолога;

ежегодно

психолог, учителя- предметники


5.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми;

постоянно

школьная библиотека, учителя- предметники


6.

Совершенствование уроков в гимназии:

  • использование ИКТ в образовательном процессе;

  • обеспечение компетентностного и деятельностного подхода в образовании детей;

  • индивидуальный подход к одаренным детям: разработка индивидуальных образовательных траекторий;

  • интеграция учебной и внеучебной деятельности структурных подразделений с учебным процессом и создание совместных проектов;

в течение года

учителя- предметники и воспитатели


7.

Решение кадрового вопроса:

  • организация постоянного обучения коллектива сотрудников (семинары, конференции, курсы и т.д.);

  • стимулирование инновационной деятельности педагогов;

  • поддержка талантливых учителей, обобщение их опыта работы: мастер-классы, публикации, открытые уроки, стендовые уроки;

  • изучение вопросов организации работы с одаренными детьми;

в течение года

администрация гимназии



8.

Создание условий для развития одаренного учителя:

  • поддержка культурно-образовательных инициатив учителей;

  • организация пространства для творчества и сотворчества учителей: создание учительского хора, танцевального ансамбля, театра, изостудии, вокального коллектива;

  • реализация учительских проектов:

«Я - воспитатель», «Мой самый лучший урок»;

  • создание условий для участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства;




в течение года

учителя- предметники и воспитатели


9.

Настройка родительского сообщества на поддержку и развитие одаренных детей:

  • организация работы «Родительской школы»;

  • проведение родительских собраний с презентацией творческих отчетов класса, школы и одаренных детей;

  • приглашение представителей родительской общественности в жюри на конкурсы, защиту проектов и других мероприятий;
















I,II полугодия

администрация гимназии и педагоги



  • Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций с психологом гимназии;

в течение года

совет гимназии,

общегимназичес-кий родительский комитет


10.

Расширение сети курсов по выбору с учётом способностей и запросов обучающихся.

в течение года

администрация, учителя - предметники


IV

Развитие детской одаренности


1.

Организация работы с одаренными учениками в рамках НОУ « Чылтыс»;

январь- февраль.

научные руководители





2.

Организация обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня (школьных, муниципальных, региональных, российских);

в течение года

учителя- предметники


3.

Организация и проведение интеллектуально-творческой смены «Юные дарования», « Юный гимназист», «Эколого-краеведческий лагерь»;

май- июнь

руководители лагерей


4.

Организация встреч талантливых педагогов с творчески одаренными детьми (проект «Умные взрослые - умным детям»);

в течение года

администрация



5.

Организация исследовательской и творческой деятельности детей через участие в работе НОУ, кружков, клубов, студий и секций;

в течение года

зам НМР, учителя-предметники, руководитель секций, студий, кружков


6.

Обеспечение индивидуальной работы с одаренным ребенком в целях побуждения его к систематическому творческому труду;

в течение года

педагоги


7.


Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей;

в течение года

учителя- предметники






8.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в гимназической жизни;

в течение года

психолого-педагогическая служба


9.

Проведение авторских концертов, выставок, творческих вечеров одаренных детей;

в течение года



10.

Воспитание у школьного сообщества уважения к достижениям одаренных детей, умения радоваться чужим успехам и избегать зависти по отношению к одаренным одноклассникам.

в течение года

педагогическая служба


V

Самореализация интеллектуально одарённых детей в условиях гимназии-интерната


1.

Подготовка материалов для проведения гимназического этапа предметных олимпиад;

сентябрь

учителя -предметники, зав.кафедрами


2.

Участие в гимназическом этапе Всероссийской олимпиады школьников;

октябрь

учителя -предметники.


3.

Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников;

ноябрь

учителя -предметники, зав.кафедрами


4.

Участие в Республиканской научно- практической конференции учащихся;

ноябрь

зам. НМР.

зав.кафедрами


5.

Участие в конкурсах « Познание и творчество»;


в течение года

учителя -предметники.


6.

Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение данной электронной базы;

май- июнь

учителя- предметники


8.

Участие в международных и всероссийских конкурсах: «Кенгуру»; « Русский медвежонок»;

« КИТ» ; «Золотое руно»; ««British Bulldog»; Мультитесты по всем предметам; «Осенний марафон» и т.д.;

февраль-март

учителя- предметники, администрация



9.

Участие выпускников в открытых межвузовских олимпиадах;

январь- март

учителя- предметники


10.

Организация и проведение традиционного школьного конкурса «Ученик года».

апрель

учителя - предметники, администрация


VI

Самореализация творчески одарённых детей в условиях гимназии-интерната


1.




Мотивация к развитию творческой одаренности:

  • презентация творческих достижений сверстников: авторские концерты, выставки, творческие вечера;

  • слет лидеров образования;




в течение года






учителя- предметники, заведующие кафедрами, классные руководители и воспитатели


2.

Условия для реализации творческой одаренности:

  • праздники «Осенний дебют», «День семьи», «Солнцеворот», «Театральный фестиваль»;

  • ежемесячные выставки декоративно-прикладного и технического творчества;

  • система дополнительного образования (эстетическое направление);


в течение года

воспитатели, классные руководители, руководители ДШИ и учителя технологии


3.

Овладение навыками создания авторских творческих проектов:

  • работа над личным творческим проектом;

  • подготовка к творческим конкурсам различного уровня;

  • индивидуальные консультации педагогов, курирующих развитие обучающихся;

в течение года

воспитатели, руководители ДШИ и учителя технологии


4.

Овладение навыками творческой деятельности в коллективе (ансамбле, группе, бригаде):

  • занятия в ансамблях, студиях, клубах по интересам;

  • приобретение навыков гармоничного общения в обществе, развитие аналитического мышления, умения дать оценку произведениям искусств, культуры, творческих презентаций;

в течение года

воспитатели и классные руководители, руководители ДШИ



Курирование кружковой работы:

- утверждение программ кружков;

- анализ кружковой работы.

в течение года

зам.ВР, воспитатели


VII

Самореализация спортивно - одарённых детей в условиях гимназии-интерната



1.




Мотивация к развитию спортивной одаренности:

  • презентация спортивных секций и их возможностей;

  • презентация спортивных достижений сверстников;




в течение года

учителя физической культуры, руководители секций, классные руководители и воспитатели


2.

Условия для реализации спортивной одаренности:

  • участие гимназистов в спортивных сборах и соревнованиях разного уровня;

  • регулярное проведение школьных спортивных соревнований;

  • занятия в спортивных секциях;

  • регулярное проведение «Дня здоровья»

( осенний и весенний);

  • деятельность Центра военно- спортивного клуба «Матыр»;

  • индивидуальная работа учителя физической культуры со спортивно одаренным ребенком;

  • приобретение навыков гармоничного общения

с спортивно - одаренными людьми;


в течение года

учителя физической культуры, руководители секций, классные руководители и воспитатели, учитель ОБЖ


3.

Овладение навыками совершенствования своих физических возможностей, воспитание трудолюбия:

  • работа над совершенствованием своего тела и духа;

  • подготовка к соревнованиям различного уровня (тренировки);

  • индивидуальная работа учителя физической культуры со спортивно одаренным ребенком;


учителя физической культуры, руководители секций, классные руководители и воспитатели, учитель ОБЖ педагоги


4.

Овладение навыками спортивного взаимодействия в команде.


учителя физической культуры, руководители секций.



VIII

Итоги проекта



1.

Оформление электронного сборника исследовательских работ учащихся;

2015г

март- апрель


НМС


2.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одарёнными детьми;

март

педагоги


3.

Оформление и пополнение стенда «Ими гордится школа»;

март

администрация


4.

Составление педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, составление индивидуальной стратегии развития одарённости;

октябрь

педагоги


5.

Анализ результативности с одарёнными обучающимися:

  • на совещании при директоре;

  • на заседаниях кафедр;

  • на научно- методическом совете.


администрация гимназии, зав кафедрами.



Ожидаемые результаты проекта:

Проект «Развитие одарённости детей в условиях гимназии-интерната»































© 2010-2022