Статья на тему: ФГОС ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ФГОС ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Современная педагогическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения.

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не замечаем как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.

И вот 4 года назад мы вступили на порог этой сказки под названием ФГОС в роли универсального человека. Многое сделано, многое достигнуто, многое переосмыслено. Вчитываясь в Стандарт нового поколения, каждый ставит перед собой определённые цели, определяет пути их реализации, ищет ответы на поставленные вопросы. Но вопросов больше, чем ответов. Говоря о первых результатах работы, хотелось бы обозначить и ряд проблем, с которыми столкнулись в ходе реализации ФГОС.

Итак, что же сделано за 4 года?

Пожалуй, первый плюс нового ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс - поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно - деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС - это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый - преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

1. Учитель .

"К чему готовиться, чтобы не попасть впросак?", - так думали многие педагоги, перешедшие на ФГОС.

Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. Школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, использовать современные активные методы обучения, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.

Быть гибким - вот задача каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо прежде всего нам. Учитель прежде всего сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Теперь в школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.

2. Ученик.

Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения. Его уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни.

Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Отличительной особенностью начала обучения является и то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

3. Внеурочная деятельность.

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Новый стандарт подразумевает, наряду с обязательными учебными занятиями, дополнительную образовательную программу школы, осуществляемую во второй половине дня.

Современная школа, по условиям стандарта, должна уделять много времени внеурочной деятельности, в которой ребенок сможет проявить себя, у него должна появиться возможность попробовать себя в различных направлениях, что позволит ему выявить личностные качества, развить творческие, познавательные способности, вступить в коммуникацию со сверстниками и взрослыми, которых объединит общая идея или проект.

4. Система оценки качества образования

С введением нового стандарта принципиально должна меняться и система оценивания качества образования.

ФГОС подразумевает, что ответственность за качество образования не будет теперь лежать на одном учителе, а поровну распределится между семьёй, муниципалитетом (за ресурсное обеспечение) и учителем. Если в прежнем Стандарте оценивались только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.

Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике?

В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы:

1. В связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше, на что уходит много времени, и соответственно, на деятельность учителя времени катастрофически не хватает.

2 . Кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла более качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий, но не все педагоги владеют ею на высоком уровне.

4. Требуется совершенствование кадрового потенциала. В школах необходимо ввести ставки логопеда, психолога, врача ЛФК.

5. Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации ФГОС, может вызвать и контрольно-оценочной деятельность:

- объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться, а потому что ТРУДНО.

- контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога.

- отсутствие надёжных диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя.

- проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.

- новизна контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня, промежуточного и итогового образовательного результата обучающихся.

6. Переход на новые образовательные стандарты вызывает проблемы и в работе с родителями. Нам, учителям, здесь отведена серьезная миссия. Ведь приходится перестраивать понимание родителями учебного процесса.

7. Внеурочная деятельность также вызывает вопросы. Введение новых дисциплин приводит к дополнительной нагрузке на учащихся. Многим детям нужен дневной отдых, тишина. И далеко не каждая школа, может предоставить условия для этого. В школе, работающей в две смены, невозможно грамотно создать условия для реализации внеурочной деятельности детей. А проведение ее любым путем наносит вред не только здоровью школьника, но и в целом программе по внедрению ФГОС в школьную практику.

Вывод: Новый стандарт поддерживает традиции существующего образования, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты. Условия введения федеральных государственных образовательных стандартов как инновации потребовали от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, овладения навыками проектирования образовательного процесса.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.

Хочется пожелать всем огромного терпения и крепкого здоровья для осуществления реализации ФГОС!!!



© 2010-2022