• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации для преподавателя по проведению практического занятия

Методические рекомендации для преподавателя по проведению практического занятия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ
«Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Филиал «Самарский медико-социальный колледж»



Методические рекомендации для преподавателя по проведению практических занятий ПМ. 02 «Участие в лечебно- диагностических и реабилитационных процессах» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья» Раздел «Сестринская помощь в офтальмологии»

Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях вспомогательного аппарата глаза»









основной профессиональной образовательной программы

среднего профессионального образования

специальности 060501 Сестринское дело

(базовый уровень подготовки)








Самара, 2015








ОДОБРЕНО

Цикловой

методической комиссией

Председатель_________Локтева Т.А.

Протокол №

____ ____________20___


Составитель:

Мавричева И.В., преподаватель ГБПОУ«СМК им. Н. Ляпиной»» Филиал «СМСК»




Методические указания разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2009 года № 589

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501 Сестринское дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.









Структура

1.Учебно - методическая карта занятия

2.Алгоритмы деятельности

3.Программированная инструкция к самостоятельной работе студентов

4. Контрольно-оценочные средства (если предусмотрены) с эталонами ответов

5.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

6.Приложение





































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

специальность 060501 Сестринское дело

ПМ. 02 «Участие в лечебно- диагностических и реабилитационных процессах» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья» Раздел «Сестринская помощь в офтальмологии»

Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях вспомогательного аппарата глаза»

Организационные формы: Практическое занятие - 1 (270 мин)

Форма работы: индивидуальная, групповая

Тип занятия: комбинированный урок

Вид традиционного урока: практическое занятие

Методы обучения: репродуктивный, метод критического мышления, погружение в профессиональную деятельность: выполнение заданий разного уровня, решение профессиональных задач

Цели и задачи занятия

Образовательная: формирование системы знаний по основным вопросам темы: классификация заболеваний вспомогательного аппарата глаза; основных клинических проявлений, принципов диагностики и лечения заболеваний вспомогательного аппарата глаза, объем сестринских вмешательств при данных заболеваниях; выявление и оценка степени овладения системой знаний, навыков и умений, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности.

Развивающая: формирование умения систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов; самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию с помощью ситуационных задач; работать с дополнительной литературой. Воспитательная: формирование умений работать в коллективе, чувства ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение, воспитывать трудолюбие и прилежание, любовь к избранной профессии.

Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций. Общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения: учебный кабинет

Оснащение:

1.Учебники и справочная литература

Основная литература:

  1. Рубан Э. Д., Гайнутдинов И.К Сестринское дело в офтальмологии Ростов-на-Дону «Феникс» - 2012.

  2. Рубан Э. Глазные болезни Ростов-на-Дону «Феникс» - 2012;

3. Южаков А. «Сестринское дело в офтальмологии» Москва «АНМИ»-2005

Дополнительная литература

1. Е.Ковалевский Атлас «Глазные болезни»-1985

1.П. Стрижаков «Неотложная офтальмология»Москва-2009

2.С. Смирнов «Современная офтальмология» Москва 2010

2.Таблицы

1. Таблица Головина - Сивцева;

2. Таблицы Рабкина

3. Учебно-наглядные пособия: «Заболевания век и конъюнктивы», «Сестринский процесс в офтальмологии»..

5. Медицинский инструментарий и материалы (пипетки, пробирки с петлей для взятия мазков с конъюнктивы, резиновый балончик, стеклянные палочки, ножницы, шприцы, пинцеты, лотки, шарики, салфетки, бинты, полотенца); фантом головы для отработки практических манипуляций; набор лекарственных препаратов.

6. Сестринские мед. карты, бланки рецептурные

7. Технические средства обучения (оборудование): ноутбук, мультимедийный проектор, 8.Учебный видеоролик «Инструментальные методы осмотра ЛОР-органов», мультимедийная презентация «Заболевания вспомогательного аппарата глаза».

Средства контроля: решение логического диктанта заданий в тестовой форме, решение профессиональных задач.

Выход: профессиональная деятельность медицинской сестры

В процессе освоения профессионального модуля с целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями по данной теме обучающийся должен:

уметь:

  • осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях вспомогательного аппарата глаза;

  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

  • осуществлять паллиативную помощь пациентам;


знать:



  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при заболеваниях вспомогательного аппарата глаза;

  • пути введения лекарственных препаратов.




















СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

План проведения практического занятия


Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях вспомогательного аппарата глаза»

Название этапа

Содержание этапа

Цель

Время

1

Организационный

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих,

определить тему и цель занятия.

Подготовить обучающихся

к работе, мобилизировать внимание.

5 мин

2

Вводное слово преподавателя

Раскрыть актуальность темы.

Активизировать мыслительную деятельность обучающихся, подготовить к работе.

5 мин.

3

Контроль исходного уровня знаний.

Логический диктант по основным вопросам темы (2 варианта)

Выяснить степень готовности к занятию и необходимость корректировки.

15 мин

4

Педагогический показ

Словесными, наглядными методами подготавливает к самостоятельной работе.

Подготовка студентов и создание мотивации для самостоятельной работы, визуализация знаний.

10 мин.

5

Самостоятельная работа студентов

Выполнение заданий для самостоятельной аудиторной работы: 1.Изучение и отработка алгоритмов манипуляций. Решение типовых заданий. Заполнение фрагмента сестринской мед. карты, бланка рецепта.

Отработка практических умений.

Отработать умения работы с нормативной документацией, с пациентом.

Выработать умение анализировать ситуацию, сравнивать, противопоставлять, наблюдать, делать выводы. Выработать умения целенаправленно выбирать нужную информацию, систематизировать ее, выделять главное и второстепенное, развивать коммуникативные способности.

Формировать общие и профессиональные компетенции.

170 мин

6

Закрепление знаний,

контроль уровня сформированности профессиональных компетенций

Решение профессиональных задач.

Выяснить степень достижения цели занятия.

60 мин

7

Заключение.

Каждому студенту выставляется оценка с обоснованием.

Объявление темы следующего занятия:

Коррекция и оценка работы.

Создать мотивацию на самоподготовку к следующему занятию.

5 мин.

8

Итого

270 мин





Контрольно-оценочные средства

Контроль исходного уровня знаний



Логический диктант.

1 вариант

  1. Носослезный канал открывается в … .

  2. Соединительнотканная оболочка, выстилающая внутреннюю поверхность век с переходом на глазное яблоко до роговицы называется … .

  3. Слезный аппарат представлен ….

  4. Воспаление краев век называется … .

  5. Воспаление слезной железы называется … .

  6. Воспаление слезного мешка называется … .

  7. Возбудителем гонобленореи является … … .

  8. Возбудителем дифтерийного конъюнктивита является … … .

  9. При конъюнктивите возможен переход воспаления на … .

  10. Неполным смыканием век называется … .

  11. Опущение верхнего века называется … .

  12. Ущемление конъюнктивы называется …..

13.Отделяемое из глаз при гонорейном конъюнктивите …

14.Ячмень - это ……………

15. Профилактику гонорейного конъюнктивита в род.домах проводят ..

























Контрольно-оценочные средства

Контроль исходного уровня знаний



Логический диктант.

II вариант



1.Слеза вырабатывается в ……..

2. Слезная железа находится…………

3. Оболочка, выстилающая внутреннюю поверхность век называется …

4. Гонорейный конъюнктивит вызывается (чем?)…….

5. Аденовирусный конъюнктивит вызывается (чем?)…

6.Лечение дифтерийного конъюнктивита проходит (где?) …

7.Мазок с конъюнктивы берется (чем?) ……

8.Хемоз - это ………

9.Блефарит - это воспаление …

10.Воспаление волосяного мешочка или сальной железы у края века

называется …

11.Отделяемое из глаз при дифтерийном конъюнктивите …

12. Профилактику гонорейного конъюнктивита в род.домах проводят …

13.Отделяемое из глаз при гонорейном конъюнктивите …

14.Для роговичного синдрома характерна триада симптомов:


светобоязнь, …, … .

15.Дакриоцистит - это воспаление …. .















Ответы к логическому диктанту

1 вариант







  1. нижний носовой ход.

  2. конъюнктива.

  3. Слезная железа, слезный мешок ,носослезный канал.

  4. блефарит.

  5. дакриоаденит.

  6. дакриоцистит.

  7. гонококк Нейсера.

  8. палочка Леффлера.

  9. роговицу.

  10. лагофтальм.

  11. птоз.

  12. Хемоз

  13. Цвета «мясных помоев»

  14. Волосяного мешочка или сальной железы.

  15. 30% раствором альбуцида.





























Ответы к логическому диктанту

II вариант

  1. в слезной железе.

2. в верхне-наружном углу орбиты

3.конъюнктива.

4. гонококком Нейссера

5. Аденовирусами.

6. в инфекционном отделении стационара.

7.металлической петлей.

8.ущемление конъюнктивы.

9.краев век.

10.ячмень

11.мутное с хлопьями.

12.30% раствором альбуцида

13.Цвета «мясных помоев»

14.слезотечение, блефароспазм.

15. слезного мешка

Максимальное количество баллов: 15 баллов



Критерии оценки

14- 15 баллов - «отлично»

12-13 баллов - «хорошо»

10-11 баллов - «удовлетворительно»













































Программированная инструкция к самостоятельной работе

Название этапа

Описание этапа

Цель

Время

1

Работа с методическими

указаниями

Уважаемые студенты! Вы должны выполнить следующие задания: прочитайте методические

указания, раздаточный материал.

Выполняйте предложенные задания в рабочей тетради.

Выработать умение работать с методическим материалом.

30 мин

2

Самостоятельная работа студентов

Выполнение заданий для самостоятельной работы студентов

Отработка практических умений.

Отработать умения работы с медицинской документацией, с пациентом.

Выработать умение анализировать ситуацию, сравнивать, противопоставлять, наблюдать, делать выводы. Выработать умения целенаправленно выбирать нужную информацию, систематизировать ее, выделять главное и второстепенное. Формировать общие и профессиональные компетенции.

120 -140

мин





















© 2010-2022