- Преподавателю
- Другое
- Природное сообщество – ЛЕС (обобщающий урок)
Природное сообщество – ЛЕС (обобщающий урок)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Донская В.Я. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Окружающий мир
Природное сообщество - ЛЕС
(обобщающий урок )
Донская В.Я.
Тема: природное сообщество - Лес.
Обобщающий урок.
Цель:
-
Учиться быть чуткими, добрыми, внимательными по отношению к природе.
-
Выявить знания детей о птицах, грибах, деревьях, цветах.
-
Учить чувствовать и ценить красоту пророды.
Форма проведения: Устный журнал.
Оформление:
-
Макет «жалобной книги»
-
Странички - жалобы с рисунками («портретами») авторов «жалоб»
-
Кроссворд (доска, мел)
-
Эмблемы - небольшие зеленые ромашки.
I. Широко раскинулся на карте нашей зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березы, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств , которыми наделена наша родина, является лес.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердце чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Сегодня, ребята, мы будем говорить о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле такого человека, чья жизнь не была бы так или иначе связанна с лесом, с жизнью дерева. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановление того, что бездумно истреблялось.
II. А начнем мы с экологической разминки.
Отгадайте загадки:
-
Знакома с детства каждому
Их белая рубашка
С серединой ярко-желтой,
Что это за цветок? (РОМАШКА)
-
Под осиной мужичек,
На нем красный колпачек…(ПОДОСИНОВИК)
-
Росту червячком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю…(БАБОЧКА)
-
Дыши и растет, а ходить не может…(РАСТЕНИЕ)
Не летает, не поет, а клюет…(РЫБА)
-
Шапка набекрень, спрятался за пень,
Кто подходит близко, кланяется низко…(ГРИБ)
-
Без рук, без топоренка
Построена избенка … (ГНЕЗДО)
-
Весь в колючках,
Ворчит как злючка,
Чуть испугается -
Клубочком свивается … (ЁЖ)
-
В сосне дупло,
В дупле тепло,
А кто в дуплеся
Живет в тепле? … (БЕЛКА)
-
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник…(ДЯТЕЛ)
Разминка прошла хорошо.
III. Посмотрите на доску. Что мы здесь видим?
Книга необычная.
- Прочитайте ее название. (Жалобная книга природы)
- Ребята, а как вы думаете - почему эта книга так называется и о чем в ней рассказывается?
- «Жалобная книга природы» рассказывает о том, какие нарушения есть в природе, о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей и, пользуясь дарами ее, не заботятся о ней. А как вы думаете почему цвет обложки этой книги не зеленый, а красный?
- красный цвет - сигнал тревоги! А какая еще книга природы имеет красный цвет?
- Есть еще и Красная книга природы. Цвет ее обложки - тревожный сигнал людям. Ведь содержание книги составляют списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Это сигна, адресованный правительствам и общественности всех государств. Это и рекомендации правительствам по спасению редких, исчезающих видов.
- А как вы думаете, в чем раазница между Красной книгой и «Жалобной книгой природы»?
IV. Страница первая
«Я - Жалобная книга природы». - Я тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным. Мой автор - сама природа. Мои четатели - люди с добрым, честным, отзывчивым серцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно - научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее другом и помошником!
А теперь давайте мы из группы мальчиков и девочек в группу зеленых друзей природы превратимся. Переверните ромашку. Это эмблема урока. Будем жалобы эти разбирать и вместе ответа искать - как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы» стала поменьше и потоньше
- Чья жалоба первой в книгу записана?
Цветы
Страница какая красивая, и авторов много. Но жалобы и обиды у всех одинаковые. А авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать - кто жалобу написал?
-
Белые горошки на зеленой ножке (ЛАНДЫШ)
-
Только солнышко пригрело -
Появился из - под снега
Самый первый, тонкий, нежный,
Что это за цветок? (ПОДСНЕЖНИК)
-
Кувшинки, блюдца
Не тонути не бьются (КУВШИНКИ)
-
Стоит в саду Кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое -
Что это такое? (РОМАШКА)
-
Эй звоночек, синий цвет, -
С языком, а звона нет?... (КОЛОКОЛЬЧИК)
- Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою жалобу в эту книгу?
Если каждый человек поступал так, как вы говорит, как мого было красивых цветов на лугу в лесу, на улицах и клумбах города. Сколько бы цветов и растений не исчезали с лица Земли, а до сих пор радовали нас своей красотой. Изучайте цветы, узнайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакоиьтесь с теми свойствами растений, которые человек может использовать как лекарство.
V. Следующая страница даже имеет портрет автора. Но откроем мы его лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто написал жалобу:
«Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону. А за что? Не всем же быть красивыми. А вот только польза людям от меня юольшая. Ведь я сохраню от гусенц и червейцелый огород. Поедаю целых жуков, иногда мей добычей становятся мелкие землеройки и пылевки - враги урожаев. А уж сколько сколько от меня достается комарам, которых вы ребята, ох как не любите, а они вас наоборот - уж больно вы вкусненькие! А если меня принесут в дом, где завлись тараканы - они бстро исчезнут. Догадались, кто я?» (ЖАБА)
А вот вам загадка про моих ближайших родственников
И в лесу и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке
Мы зеленые … (ЛЯГУШКИ)
- Запомните ребята, что природа мудра. Что мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не оченьприятны обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе свое важное дело, которое кроме них не делаетникто. Будьте к ним терпимы. Уважайте их, берегите их.
VI. А вот еще письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Правда, наверное, не все его видели в лесу - встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, в сказках он часто встречается. Что же случилось?
«Ох, и не людят меня люди! Голос мой не нравится им и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая
Так что меня все, кто булочки, пирожки и пироженые любят, уважать обязаны. И нечего меня страшилищем выставлять и детей мно пугать… Умные люди меня уважают и ценят. Я - символ мудрости. И мой портрет недаром украшает эмблему очень интересной передачи «Что, Где, Когда?» Догадались, ребята, что я за лесной жителль?» (СОВА)
Сов, ребятя. осталось в природе не так уж и много, но у нас в лесах они, еще хоть и редко, но встречаются.И в вечернее время летом, если притаиться где - нибудь у края хлебного поля, можно увидеть, как сова вылетает на свою ночную охоту- ведь она птица ночная.С 1964 года совы из-за своей небольшой численности находятся под охраной закона. А за свой труд в борьбе за урожай,сова вполне заслуживает нашего уважения.
VII. Следующая страница. Отгадайте кто ее написал:
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню- земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Толю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой…
Догадались, ребята, что это за чудо - богатырь? ( Лес)
Но он - то такой большой и сильный почему вдруг жаловаться надумал, на кого обиделся?
Стихотворение о лесе С. Погореловского.
Здравствуй, Лес, дремучий Лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - Мы свои!
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
-
Лес - это наше богатство!
-
Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
-
Лес - это дом для зверей и птиц.
-
Лес - это наш друг: задерживая влагуя, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
-
Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
В нашей стране и во всем мире люди организуют массовые движения в защиту природы.
Гринпис - Зеленый мир.
Различные деревья любимы нами.
Вот послушайте,ребята. что они сами о себе говорят:
Стоят дома высотные,
Этажи несчетные,
Шпили колючие
Под тучами летучие. (Ель)
Я - ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вмести с ним под Новый год приходит сказка.В сумрачном холодном лесу верится, что именно здесь живут Баба - Яга,Леший и другие герои сказок.Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и тнмно. Обычай украшать елку пришел к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей.Там они украшали самую богатую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые ветки.Ель растет 150 - 200 лет.
Есть у родственницы елки
Не колючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)
Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже 400 - 500 лет!Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы! Древесина ее не гниет, а со временем становится еще тверже и как бы каменеет.
Клен.
Я - клен. Я желанный гость всех парков и городских улиц.Мои резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древисина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Стоит Аленка:
Платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней.Часто упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Дуб.
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древисины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении.Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листочков дуба в банку с огурцами и они станут хрустящими, крепкими,вкусными.
Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!
VIII. Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прелой листвы выглядывают их буро - коричневые колпачки. Летом гномики надевают яркие, разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. О себе гномики говорят так:
Хоть головы я не имею,
Но шляпу с гордостью ношу.
Догадались что это за гномики?
Конечно же это грибы. Щедр лес на подарки. И счастлив тот , кто умеетиз разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбрать то, что нужно. А вот знаете ли вы грибы - мы сейчас выясним:
1
Я в красной шапочке расту,
Среди корней осинок
Меня узнаешь на версту,
Зовусь я…..
Подосиновик
2
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай не мешкай - это…….
Сыроежка
3
Под березой - старичок,
На нем бурый колпачок
Подберезовик
4
Семь сестричек - лесовичек
Платья шили к лету -
Разные по цвету.
Сыроежки
5
Стоит Лукашка - белая рубашка.
А шляпа надета шоколадного цвета.
Боровик, белый гриб
6
Стоит мальчонка -
Замаслена шапчонка.
Масленок
7
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый………
Мухомор
- А как вы думаете, грибы - то почему и на кого обижаются?
IX. А эту страничку в жалобную книгу написали лесные обитатели: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем, невнимательны к ним, отправляясь к ним по грибы и ягоды.
- Вижу, что вы ребята, многое уже знаете о природе. Но все таки сознайтесь, что не все пока умеют в природе вести себя правильно. Пусть одно, но что-нибудь делают неверно. А теперь, когда мы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред, беду. Давайте будем стараться поступать в лесу осторожно. Внимательно относиться к тому, что нас окружает.
Зачитать правила поведения в лесу.
- А теперь предлагаю вам отгадать кроссворд. Справитесь с ним, вы прочтете просьбу, которая содержится в жалобе.
4
8
5
6
1
3
7
11
2
10
9
Б
Е
Р
Е
Г
И
Т
Е
Л
Е
С
-
Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (Бабочка)
-
Дерево, которое очень часто встречается в наших лесах и которое называется «русской красавицей». (Береза)
-
Насекомое - санитар леса.
В лесу у пня суета, беготня.
Наряд рабочий весь день хлопочет.
Из лесного сора строит себе город. (Муравей)
-
Цветок, который распускается в марте на проталинах. (Подснежник)
-
Птица, прилетающая к нам зимой. (Снегирь)
-
Дерево, ягодами которого зимой питаются птицы. Ягоды обладают лечебным свойством. (Рябина)
-
Птица - санитар леса. (Дятел)
-
Лесной певец. (Соловей)
-
Цветок, занесенный в Красную Книгу природы. Распускается ранней весной в лесу. (Ландыш)
-
Сама мелковата, а хвост богатый. С ветки на ветку скок, да скок, орешек за орешком, щелк да щелк. (Белка)
-
Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна)
А теперь прочитаем, что у нас получилось - какую просьбу записал Лес в «Жалобную Книгу». (Берегите лес!)
Знайте, ребята об этой просьбе и помните:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защитится,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
(Агния Барто)
X. Осталась последняя жалоба. Жалоба, которая записана в нашей книге, но не последняя, как Вы понимаете, которую может написать природа.
Давайте разберемся:
Мы, ниже подписавшиеся, жалуемся на людей, которые додумались посадить нас в районе школы № 13.
Мы - это ильм, акация, тополь, боярышник, спирея, шиповник.
Не которые из нас, по 26 лет, а выглядим как деревца подростки в 5 -10 лет. Плохо мы уживались, долго белели. Худые мы, слабенькие. Ребята качаются на наших ветках, ломают и делают прутики, вытаптывают. Вот и написали мы свою жалобу -просьбу: что бы Вы, ребята, подумали как нас сберечь.
Мы уж, ладно, как ни будь, а новые деревья, что бы не мучились, не болели. Очень мы все просим, ребята, оберегайте нас, не качайтесь на наших тоненьких ветках, не лазьте по нам.
Давайте прислушаемся ко всем жалобам. И постараемся, что бы их стало меньше.
Разобрана последняя жалоба. Закрыта «Жалобная Книга». Но цвет её обложки не изменился, потому что еще много объектов природы могут написать в эту книгу свои страницы. Сколь еще взрослых и ребят не умею вести себя в природе, вредят себе, своему здоровью.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым Обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сочка.
Люби цветы, леса,
Простор полей
Все, что зовется Родиной твоей.
Приложите свою руку (ладошку) к зеленый Ромашке. Прислушайтесь, рядом с Ромашкой бьется Ваше доброе сердце. Пусть Ваша рука, еще не такая крепкая и сильная, но как уютно чувствует себя в ней хрупкая зеленая ромашка.
Давайте дадим друг другу слово - ни при каких обстоятельствах, ни в детстве, ни когда Вы будите взрослыми, природе не вредить. Тем, что знаешь и умеешь делиться с другими людьми. Давайте дадим друг другу слово: ни быть равнодушными!
Эмблема зеленая Ромашка останется на память. Приклеим ее на обложку дневника. Чаще будем смотреть на нее и думать о том, что в мире, который нас окружает, есть много живых организмов, растений и цветов, которые слабее нас, чья жизнь рядом с нами зависит от нас.
Давайте позеленеем!
Давайте будем добрее!
Помните, сто человек, любящий, знающий и понимающий Природу - духовно богаче, добрее, красивее.