Природное сообщество – ЛЕС (обобщающий урок)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Природное сообщество – ЛЕС (обобщающий урок )





Окружающий мир


Природное сообщество - ЛЕС

(обобщающий урок )




Донская В.Я.


Тема: природное сообщество - Лес.

Обобщающий урок.

Цель:

  1. Учиться быть чуткими, добрыми, внимательными по отношению к природе.

  2. Выявить знания детей о птицах, грибах, деревьях, цветах.

  3. Учить чувствовать и ценить красоту пророды.

Форма проведения: Устный журнал.

Оформление:

  • Макет «жалобной книги»

  • Странички - жалобы с рисунками («портретами») авторов «жалоб»

  • Кроссворд (доска, мел)

  • Эмблемы - небольшие зеленые ромашки.

I. Широко раскинулся на карте нашей зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березы, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств , которыми наделена наша родина, является лес.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм -

С лесами тянущими руки

На встречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердце чуток,

Не оскверняй ее святынь.

Сегодня, ребята, мы будем говорить о лесе, о нашем зеленом друге. Нет на земле такого человека, чья жизнь не была бы так или иначе связанна с лесом, с жизнью дерева. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановление того, что бездумно истреблялось.

II. А начнем мы с экологической разминки.

Отгадайте загадки:

  1. Знакома с детства каждому

Их белая рубашка

С серединой ярко-желтой,

Что это за цветок? (РОМАШКА)

  1. Под осиной мужичек,

На нем красный колпачек…(ПОДОСИНОВИК)

  1. Росту червячком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно вишу,

Но теплой весной я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю…(БАБОЧКА)

  1. Дыши и растет, а ходить не может…(РАСТЕНИЕ)

Не летает, не поет, а клюет…(РЫБА)

  1. Шапка набекрень, спрятался за пень,

Кто подходит близко, кланяется низко…(ГРИБ)

  1. Без рук, без топоренка

Построена избенка … (ГНЕЗДО)

  1. Весь в колючках,

Ворчит как злючка,

Чуть испугается -

Клубочком свивается … (ЁЖ)

  1. В сосне дупло,

В дупле тепло,

А кто в дуплеся

Живет в тепле? … (БЕЛКА)

  1. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник…(ДЯТЕЛ)

Разминка прошла хорошо.

III. Посмотрите на доску. Что мы здесь видим?

Книга необычная.

- Прочитайте ее название. (Жалобная книга природы)

- Ребята, а как вы думаете - почему эта книга так называется и о чем в ней рассказывается?

- «Жалобная книга природы» рассказывает о том, какие нарушения есть в природе, о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей и, пользуясь дарами ее, не заботятся о ней. А как вы думаете почему цвет обложки этой книги не зеленый, а красный?

- красный цвет - сигнал тревоги! А какая еще книга природы имеет красный цвет?

- Есть еще и Красная книга природы. Цвет ее обложки - тревожный сигнал людям. Ведь содержание книги составляют списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Это сигна, адресованный правительствам и общественности всех государств. Это и рекомендации правительствам по спасению редких, исчезающих видов.

- А как вы думаете, в чем раазница между Красной книгой и «Жалобной книгой природы»?

IV. Страница первая

«Я - Жалобная книга природы». - Я тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам, животным. Мой автор - сама природа. Мои четатели - люди с добрым, честным, отзывчивым серцем. Я - крик о помощи. Кто прочитает меня внимательно - научится понимать, ценить и беречь природу. Станет ее другом и помошником!

А теперь давайте мы из группы мальчиков и девочек в группу зеленых друзей природы превратимся. Переверните ромашку. Это эмблема урока. Будем жалобы эти разбирать и вместе ответа искать - как нам природе помочь, как сделать, чтобы «Жалобная книга природы» стала поменьше и потоньше

- Чья жалоба первой в книгу записана?

Цветы

Страница какая красивая, и авторов много. Но жалобы и обиды у всех одинаковые. А авторы себя представляют загадками. Будем вместе разгадывать - кто жалобу написал?


  1. Белые горошки на зеленой ножке (ЛАНДЫШ)

  2. Только солнышко пригрело -

Появился из - под снега

Самый первый, тонкий, нежный,

Что это за цветок? (ПОДСНЕЖНИК)

  1. Кувшинки, блюдца

Не тонути не бьются (КУВШИНКИ)

  1. Стоит в саду Кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое -

Что это такое? (РОМАШКА)

  1. Эй звоночек, синий цвет, -

С языком, а звона нет?... (КОЛОКОЛЬЧИК)

- Ребята, а как вы думаете, почему цветы написали свою жалобу в эту книгу?

Если каждый человек поступал так, как вы говорит, как мого было красивых цветов на лугу в лесу, на улицах и клумбах города. Сколько бы цветов и растений не исчезали с лица Земли, а до сих пор радовали нас своей красотой. Изучайте цветы, узнайте о них больше, умейте различать их, знайте их название, познакоиьтесь с теми свойствами растений, которые человек может использовать как лекарство.

V. Следующая страница даже имеет портрет автора. Но откроем мы его лишь после того, как вы постараетесь узнать, кто написал жалобу:

«Сама знаю, что я не красавица. Окажись рядом, многие шарахаются в сторону. А за что? Не всем же быть красивыми. А вот только польза людям от меня юольшая. Ведь я сохраню от гусенц и червейцелый огород. Поедаю целых жуков, иногда мей добычей становятся мелкие землеройки и пылевки - враги урожаев. А уж сколько сколько от меня достается комарам, которых вы ребята, ох как не любите, а они вас наоборот - уж больно вы вкусненькие! А если меня принесут в дом, где завлись тараканы - они бстро исчезнут. Догадались, кто я?» (ЖАБА)

А вот вам загадка про моих ближайших родственников

И в лесу и в болоте,

Нас везде всегда найдете:

На поляне, на опушке

Мы зеленые … (ЛЯГУШКИ)

- Запомните ребята, что природа мудра. Что мир устроен так, что ничего лишнего в нем нет. И даже некрасивые, а иногда и внешне не оченьприятны обитатели болота, леса, луга, озера делают в природе свое важное дело, которое кроме них не делаетникто. Будьте к ним терпимы. Уважайте их, берегите их.

VI. А вот еще письмо от очень обиженного обитателя наших лесов. Правда, наверное, не все его видели в лесу - встреча с ним редкость, а вот на картинках в книгах, в сказках он часто встречается. Что же случилось?

«Ох, и не людят меня люди! Голос мой не нравится им и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи полевок, а они такие прожорливые, что способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая

Так что меня все, кто булочки, пирожки и пироженые любят, уважать обязаны. И нечего меня страшилищем выставлять и детей мно пугать… Умные люди меня уважают и ценят. Я - символ мудрости. И мой портрет недаром украшает эмблему очень интересной передачи «Что, Где, Когда?» Догадались, ребята, что я за лесной жителль?» (СОВА)

Сов, ребятя. осталось в природе не так уж и много, но у нас в лесах они, еще хоть и редко, но встречаются.И в вечернее время летом, если притаиться где - нибудь у края хлебного поля, можно увидеть, как сова вылетает на свою ночную охоту- ведь она птица ночная.С 1964 года совы из-за своей небольшой численности находятся под охраной закона. А за свой труд в борьбе за урожай,сова вполне заслуживает нашего уважения.

VII. Следующая страница. Отгадайте кто ее написал:

Богатырь стоит богат

Угощает всех ребят:

Ваню- земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Толю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой…

Догадались, ребята, что это за чудо - богатырь? ( Лес)

Но он - то такой большой и сильный почему вдруг жаловаться надумал, на кого обиделся?

Стихотворение о лесе С. Погореловского.

Здравствуй, Лес, дремучий Лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - Мы свои!

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?


  • Лес - это наше богатство!

  • Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.

  • Лес - это дом для зверей и птиц.

  • Лес - это наш друг: задерживая влагуя, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

  • Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

В нашей стране и во всем мире люди организуют массовые движения в защиту природы.

Гринпис - Зеленый мир.

Различные деревья любимы нами.

Вот послушайте,ребята. что они сами о себе говорят:

Стоят дома высотные,
Этажи несчетные,
Шпили колючие
Под тучами летучие. (Ель)

Я - ель. Это дерево знакомо всем с детства. Вмести с ним под Новый год приходит сказка.В сумрачном холодном лесу верится, что именно здесь живут Баба - Яга,Леший и другие герои сказок.Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и тнмно. Обычай украшать елку пришел к нам издавна. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей.Там они украшали самую богатую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые ветки.Ель растет 150 - 200 лет.

Есть у родственницы елки
Не колючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница)

Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, листья, падают на землю, отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже 400 - 500 лет!Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы! Древесина ее не гниет, а со временем становится еще тверже и как бы каменеет.

Клен.

Я - клен. Я желанный гость всех парков и городских улиц.Мои резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древисина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена. В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

Стоит Аленка:
Платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Полюбилась русскому народу белоствольная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней.Часто упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.

Дуб.

Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древисины дуба делают мебель, паркет, используют в вагоностроении и судостроении.Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листочков дуба в банку с огурцами и они станут хрустящими, крепкими,вкусными.

Видите, ребята, какой у нас удивительный лес!

VIII. Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала из прелой листвы выглядывают их буро - коричневые колпачки. Летом гномики надевают яркие, разноцветные шапочки. Живут они в лесу с мая по октябрь. О себе гномики говорят так:

Хоть головы я не имею,

Но шляпу с гордостью ношу.

Догадались что это за гномики?

Конечно же это грибы. Щедр лес на подарки. И счастлив тот , кто умеетиз разнообразия съедобных и несъедобных грибов выбрать то, что нужно. А вот знаете ли вы грибы - мы сейчас выясним:

1

Я в красной шапочке расту,
Среди корней осинок
Меня узнаешь на версту,
Зовусь я…..

Подосиновик

2

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай не мешкай - это…….

Сыроежка

3

Под березой - старичок,
На нем бурый колпачок

Подберезовик

4

Семь сестричек - лесовичек

Платья шили к лету -

Разные по цвету.

Сыроежки

5

Стоит Лукашка - белая рубашка.

А шляпа надета шоколадного цвета.

Боровик, белый гриб

6

Стоит мальчонка -

Замаслена шапчонка.

Масленок

7

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый………

Мухомор

- А как вы думаете, грибы - то почему и на кого обижаются?

IX. А эту страничку в жалобную книгу написали лесные обитатели: птицы, насекомые, ягодные кустарники. Как порой мы бываем, невнимательны к ним, отправляясь к ним по грибы и ягоды.

- Вижу, что вы ребята, многое уже знаете о природе. Но все таки сознайтесь, что не все пока умеют в природе вести себя правильно. Пусть одно, но что-нибудь делают неверно. А теперь, когда мы узнали, что даже самая небольшая ошибка может нанести лесу, природе вред, беду. Давайте будем стараться поступать в лесу осторожно. Внимательно относиться к тому, что нас окружает.




Зачитать правила поведения в лесу.

- А теперь предлагаю вам отгадать кроссворд. Справитесь с ним, вы прочтете просьбу, которая содержится в жалобе.


4

8






5

6


1

3

7


11

2



10



9

Б

Е

Р

Е

Г

И

Т

Е


Л

Е

С

















  1. Насекомое, питающееся цветочной пыльцой. (Бабочка)

  2. Дерево, которое очень часто встречается в наших лесах и которое называется «русской красавицей». (Береза)

  3. Насекомое - санитар леса.

В лесу у пня суета, беготня.

Наряд рабочий весь день хлопочет.

Из лесного сора строит себе город. (Муравей)

  1. Цветок, который распускается в марте на проталинах. (Подснежник)

  2. Птица, прилетающая к нам зимой. (Снегирь)

  3. Дерево, ягодами которого зимой питаются птицы. Ягоды обладают лечебным свойством. (Рябина)

  4. Птица - санитар леса. (Дятел)

  5. Лесной певец. (Соловей)

  6. Цветок, занесенный в Красную Книгу природы. Распускается ранней весной в лесу. (Ландыш)

  7. Сама мелковата, а хвост богатый. С ветки на ветку скок, да скок, орешек за орешком, щелк да щелк. (Белка)

  8. Хвойное дерево с длинными иголками. (Сосна)

А теперь прочитаем, что у нас получилось - какую просьбу записал Лес в «Жалобную Книгу». (Берегите лес!)

Знайте, ребята об этой просьбе и помните:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защитится,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

(Агния Барто)

X. Осталась последняя жалоба. Жалоба, которая записана в нашей книге, но не последняя, как Вы понимаете, которую может написать природа.

Давайте разберемся:

Мы, ниже подписавшиеся, жалуемся на людей, которые додумались посадить нас в районе школы № 13.

Мы - это ильм, акация, тополь, боярышник, спирея, шиповник.

Не которые из нас, по 26 лет, а выглядим как деревца подростки в 5 -10 лет. Плохо мы уживались, долго белели. Худые мы, слабенькие. Ребята качаются на наших ветках, ломают и делают прутики, вытаптывают. Вот и написали мы свою жалобу -просьбу: что бы Вы, ребята, подумали как нас сберечь.

Мы уж, ладно, как ни будь, а новые деревья, что бы не мучились, не болели. Очень мы все просим, ребята, оберегайте нас, не качайтесь на наших тоненьких ветках, не лазьте по нам.

Давайте прислушаемся ко всем жалобам. И постараемся, что бы их стало меньше.

Разобрана последняя жалоба. Закрыта «Жалобная Книга». Но цвет её обложки не изменился, потому что еще много объектов природы могут написать в эту книгу свои страницы. Сколь еще взрослых и ребят не умею вести себя в природе, вредят себе, своему здоровью.

Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым Обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сочка.
Люби цветы, леса,
Простор полей
Все, что зовется Родиной твоей.

Приложите свою руку (ладошку) к зеленый Ромашке. Прислушайтесь, рядом с Ромашкой бьется Ваше доброе сердце. Пусть Ваша рука, еще не такая крепкая и сильная, но как уютно чувствует себя в ней хрупкая зеленая ромашка.

Давайте дадим друг другу слово - ни при каких обстоятельствах, ни в детстве, ни когда Вы будите взрослыми, природе не вредить. Тем, что знаешь и умеешь делиться с другими людьми. Давайте дадим друг другу слово: ни быть равнодушными!

Эмблема зеленая Ромашка останется на память. Приклеим ее на обложку дневника. Чаще будем смотреть на нее и думать о том, что в мире, который нас окружает, есть много живых организмов, растений и цветов, которые слабее нас, чья жизнь рядом с нами зависит от нас.

Давайте позеленеем!
Давайте будем добрее!
Помните, сто человек, любящий, знающий и понимающий Природу - духовно богаче, добрее, красивее.


© 2010-2022