Рабочая программа по работе школьной библиотеки на 2015/2016 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео-и мультимедийные источники информации. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов.

Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий.

Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего - формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования основа работы школьной библиотеки.


  1. Задачи библиотечно-информационного центра


  • Обеспечение пользователям доступа к информации, знаниям, культурным ценностям.

  • Создание благоприятных условий для обучения: обеспечение образовательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов в соответствии с образовательной программой.

  • Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.

  • Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.

  • Формирование эстетических воззрений, осознание ценности искусства, поощрение творчества и гуманности в отношениях между людьми.

  • Формирование, накопление, обработка, систематизация библиотечного фонда.

  1. Основные функции библиотечно-информационного центра


  1. Информационная- предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.

  2. Культурная- организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.

  3. Образовательная - поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.

  1. Направления деятельности библиотечно-информационного центра.

1. Работа с учащимися:

  • библиотечные уроки;

  • информационные и прочие обзоры литературы;

  • беседы о навыках работы с книгой;

  • подбор литературы для внеклассного чтения;

  • участие в городских и районныхсеминарах;

  • поддержка общешкольных мероприятий.

2. Работа с библиотечным фондом

Содержание работы

Срок исполнения

1

Изучение состава фондов и анализ их использования

В течение года

2

Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия.

Февраль - май

3

Комплектование фонда: оформление подписки на периодические издания.

Октябрь, май

4

Приём и техническая обработка новых учебных изданий.

По мере поступления

5

Прием и выдача учебников.

Май - июнь, август - сентябрь

6

Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

По мере поступления

7

Обеспечение сохранности фонда: рейды по проверке учебников

1 раз в четверть

3.Справочно-библиографическая работа.

Содержание работы

Срок исполнения

1

Пополнение и редактирование алфавитного каталога, картотеки статей.

В течение года

2

Ведение электронного каталога.

В течение года

4. Индивидуальная работа

Содержание работы

Срок исполнения

1

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей, обслуживание их на абонементе.

В течение года

2

Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей.

В течение года

3

Рекомендательные беседы при выдаче книг.

В течение года

4

Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.

В течение года

5. Работа с педагогическим коллективом.

Содержание работы

Срок исполнения

1

Информирование учителей о новой учебной и учебно-методической литературе на МО.

В течение года

2

Консультационно-информационная работа с педагогами

В течение года

6. Профессиональное развитие работников библиотечно-информационного центра.

  • Ведение учетной документации

  • Анализ работы библиотеки за текущий учебный год.

  • План работы библиотеки на следующий учебный год.

  • Участие в городских и районных семинарах.

  • Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий.

  • Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека в школе». Приказы, письма, инструкции о библиотечном деле. Использование электронных носителей.

  • Взаимодействие с библиотеками города.

7. Массовая работа с читателями.

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Заочные экскурсии по литературным местам России.

Сентябрь - ноябрь

Выставка детских иллюстраций к художественным произведениям, прочитанным летом.

Сентябрь

Оформление и обзор книжной выставки «Книги - юбиляры 2015 года».

Сентябрь

Зачем нужны книги: беседа-диалог.

Как правильно выбирать и читать книги: беседа-совет.

Сентябрь

«Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: беседа-диалог.

Болезни книг и их лечение: беседа и практическое занятие.

Сентябрь

«Надо только любить жизнь» (к 145-летию А. И. Куприна)

Сентябрь

Краеведческая викторина «Наш любимый Ленинский район», посвященная 70-летию Ленинского района.

Октябрь

"Знакомый ваш Сергей Есенин" (120 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина)

Октябрь

Библиотечный урок: «Наша школьная библиотека», посвященный международному дню школьных библиотек.

26 октябрь

«Про луковые слёзы и про весёлый смех,

которого, конечно же, хватит на всех!» (95 лет со дня рождения итальянского писателя ДжанниРодари)

Октябрь

Библиотечный урок, посвященный Дню народного единства «Всем нам в единстве, в дружбе жить, в Россию верить и любить!».

Ноябрь

«Красное коромысло над рекой повисло» - праздник русской загадки.

Ноябрь

Урок доброты по произведению Троепольского «Белый Бим - черное Ухо».

Ноябрь

Беседа: «Государственная символика «Россия - Родина моя!!!» (ко дню Конституции)

Декабрь

«Рождественская сказка». Игра-викторина по русским сказкам - 5-6 кл.

Декабрь

Оформление и обзор книжной выставки «Книги - юбиляры 2016 года».

Январь

Викторина «В гостях у русской народной сказки»

Январь

Посвящение в читатели «Библиотека, книжка, я - вместе верные друзья» - для 1 класса.

Январь

Беседа «Жизнь и судьба солдата»

Февраль

Выставка литературы в школьной библиотеке, посвященная Дню памяти воинов-интернационалистов «Они не выбирали войну»

Февраль

Книжная выставка «Милая, добрая, нежная…», посвященной к 8 марта.

Март

Библиотечный урок «Знаменитые женщины России».

Март

Книжкина неделя: Игра «Кто хочет стать сказочником».

Апрель

Книжкина неделя: Литературная игра «Угадай героя».

Апрель

Книжкина неделя: Игра-загадка по сказкам Г.Х. Андерсена.

Апрель

«Знакомые просторы космоса» - урок, посвященный Дню космонавтики.

Апрель

«Дружба начинается с улыбки». Библиотечные часы доброты.

Апрель

Акция «Читаем книги о войне».

Май

Выставка литературы «Ах, война, что ж ты сделала!»

Май

8. Писатели - юбиляры

  • 7 сентября - 145 лет со дня рождения русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938)

  • 3 октября - 120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Есенина (1895-1925)

  • 7 октября - 100 лет со дня рождения русской поэтессы Маргариты Алигер (1915 - 1992)

  • 16 октября - 105 лет со дня рождения русской писательницы Лии Борисовны Гераскиной (1910-2010)

  • 22 октября - 145 лет со дня рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953).

  • 23 октября - 95 лет со дня рождения итальянского писателя ДжанниРодари (1920-1980).

  • 22 октября - 90 лет русскому писателю, кинодраматургу Владимиру Карповичу Железникову (р. 1925).

  • 26 октября - Международный день школьных библиотек

  • 30 октября - 95 лет со дня рождения русского писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993).

  • 28 ноября - 135 лет со дня рождения русского поэта Александра Александровича Блока (1880-1921).

  • 28 ноября - 100 лет со дня рождения русского поэта, писателя Константина (Кирилла) Михайловича Симонова (1915-1979).

  • 28 ноября - 110 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1905-1995).

  • 30 ноября - 180 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена (н. и. СэмюэлЛенгхорнКлеменс) (1835-1910).

  • 5 декабря - 195 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (н.ф. Шеншин) (1820-1892).

  • 30 декабря - 150 лет со дня рождения английского писателя Редьярда Киплинга
    (1865 - 1936)

  • 12 января - 140 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона (н. и. Джон ГриффитЧейни) (1876-1916).

  • 12 января - 140 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона (н. и. Джон ГриффитЧейни) (1876-1916).

  • 27 января - 190 лет со дня рождения русского писателя, публициста, критика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (н. ф. Салтыков) (1826-1889).

  • 15 [27] января -125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, критика, переводчика Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938)

  • 5 февраля - 180 лет со дня рождения русского литературного критика, публициста Николая Александровича Добролюбова (1836-1861).

  • 16 февраля - 185 лет со дня рождения русского писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895).

  • 17 февраля - 110 лет со дня рождения русской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906-1981)

  • 15 апреля- 130 лет со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева (1886-1921).

  • 15 апреля - 90 лет со дня рождения русской поэтессы Эммы ЭфраимовныМошковской (1926-1981).

  • 6 апреля -175 лет со дня рождения русского поэтаИвана Захаровича Сурикова (1841-1880)

  • 15 мая - 125 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).

9. Книги - юбиляры

2015год

  • 225 лет Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790)

  • 215 лет«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы XII в. (Впервые опубликован в 1800 г.)

  • 195 лет Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» (1820)

  • 190 лет Пушкин А.С. «Борис Годунов» (1825)

  • 185 лет Пушкин А.С. «Маленькие трагедии» (1830); «Моцарт и Сальери» (1830); «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830)

  • 115 лет - Чехов А.П. «Три сестры» (1900)

  • 90 лет - ШолоховМ.А. «Нахаленок» (1925)

2016 год

  • 235 лет Фонвизин Д. И. «Недоросль» (1781)

  • 185 лет Гоголь Н. В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831), Грибоедов А. С. «Горе от ума» (1831)

  • 180 лет Гоголь Н. В. «Ревизор» (1836), Пушки А. С. «Капитанская дочка» (1836)

  • 135 лет Лесков Н. С. «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881)

  • 70 лет Полевой Б. Н. «Повесть о настоящем человеке» (1946)

  • 290 лет - «Путешествия Гулливера»(1726) Джонатана Свифта

  • 225 лет -«Приключения барона Мюнхгаузена» (1791) Р.Э. Распэ

  • 195 лет - «Кавказский пленник» (1821) А.С. Пушкина

  • 185 лет -«Горе от ума» (1831)А.С.Грибоедова

  • 185 лет - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
    ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831)А.С. Пушкина

  • 175 лет -«Мороз Иванович» (1841) В.Ф.Одоевского

  • 155 лет - «Крестьянские дети» (1861) Н.А. Некрасова

  • 150 лет - «Преступление и наказание» (1866) Ф.М. Достоевского

  • 140 лет - «Кому на Руси жить хорошо» (1876) Н.А. Некрасова

  • 140 лет - «Приключения Тома Сойера» (1876)М. Твена

  • 135 лет -«Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881)Н.С. Лескова

  • 130 лет - «Сказки» (1886)М.Е. Салтыкова-Щедрина

  • 90 лет - «Федорино горе», «Чудо-дерево", «Путаница», «Телефон» (1926)К. И. Чуковского

  • 95 лет «Алые паруса» АлександраГрина (1921)

  • 90 лет -«Бегущая по волнам» (1926) Александра Грина

  • 90 лет -«Винни-Пух» (1926) А. Милна

  • 85 лет -«Донские рассказы» - вошло в сборник 25 рассказов (1926)М.А. Шолохова

  • 65 лет - «Витя Малеев в школе и дома» (1951)Н.Н. Носова

  • 65 лет - «Приключения Чиполлино» (1951) Дж. Родари

  • 40 лет - «Прощаниес Матерой» (1976) В.Г. Распутина

  • 40 лет - «Белый Бим чёрное ухо» (1976) Г.Н. Троепольского

  • 40 лет - «Царь-рыба» (1976)В.П. Астафьева

  • 45 лет -трилогия о Незнайке (1971) Н.Н. Носова

10. Список рекомендованных уроков информационной грамотности

  • Вводная беседа «Чудесная страна - библиотека» (1 класс).

  • Как человек научился писать (2класс).

  • История создания книги: виртуальная экскурсия (3-4классы).

  • Зачем нужны книги: беседа-диалог (2-4классы).

  • Как правильно выбирать и читать книги: беседа-совет (2-5классы).

  • «Сказки дедушки Корнея»: беседа-диалог (1-4 классы).

  • «Словесные» игрушки: путешествие по малым формам русского фольклора (4-5классы).

  • «Гардероб» для книги - элементы книги: беседа (2-4классы).

  • Как правильно обернуть книгу: практическое занятие (2-4классы).

  • «Библиотека, книжка, я - вместе верные друзья»: посвящение в читатели (1 класс).

  • «Поэзия доброты»: виртуальное путешествие по творчеству А. Л. Барто (1-3классы).

  • «Кто рисует ваши книги». Художественное оформление книги. Иллюстрации (2-4классы).

  • «Давайте знакомиться - ВиталийБианки»: игра-путешествие по произведениям В. Бианки (3-5классы).

  • «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: беседа-диалог (1-4классы).

  • Болезни книг и их лечение: беседа (2-5классы).

  • Ремонт поврежденных книг, устранение простейших дефектов: беседа (2-5классы).

  • «Кутерьма в стране зверья»: игра-путешествие по книгам Б. Житкова (3-4клаасы).

  • «Разноцветные книги Маршака»: игра-путешествие (2-4классы).

  • Периодические издания для детей: журнальное путешествие (2-5классы).

  • «Загадочный мир сказки»: беседа, викторина (4-5классы).

  • Твои первые энциклопедии, словари, справочники: беседа (3-7классы).

  • «Хвостатые секреты»: игра-угадайка по рассказам Е. Чарушина (2-4 классы).

  • Как написать отзыв на книгу: советы библиотекаря (5-6классы.).

  • История русского алфавита (4-6классы)

  • «Самый весёлый писатель на свете»: игра-викторина по произведениям Н.Носова (3-5классы).

  • «В гостях у В. Драгунского»: громкие чтения произведений В. Драгунского (4-6классы)

  • «Крокодил Гена и его друзья»: конкурсная программа по произведениям Э. Успенского (3-5классы)

  • Мир словарей (7-8классы)

  • Периодические издания для подростков. Критерии отбора информации (8 класс)

  • Таинственная Сеть. Безопасный Интернет. (9 класс).

© 2010-2022