- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по работе школьной библиотеки на 2015/2016 учебный год
Рабочая программа по работе школьной библиотеки на 2015/2016 учебный год
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Водолазова О.В. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео-и мультимедийные источники информации. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов.
Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий.
Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего - формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования основа работы школьной библиотеки.
-
Задачи библиотечно-информационного центра
-
Обеспечение пользователям доступа к информации, знаниям, культурным ценностям.
-
Создание благоприятных условий для обучения: обеспечение образовательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов в соответствии с образовательной программой.
-
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
-
Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
-
Формирование эстетических воззрений, осознание ценности искусства, поощрение творчества и гуманности в отношениях между людьми.
-
Формирование, накопление, обработка, систематизация библиотечного фонда.
-
Основные функции библиотечно-информационного центра
-
Информационная- предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
-
Культурная- организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
-
Образовательная - поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.
-
Направления деятельности библиотечно-информационного центра.
1. Работа с учащимися:
-
библиотечные уроки;
-
информационные и прочие обзоры литературы;
-
беседы о навыках работы с книгой;
-
подбор литературы для внеклассного чтения;
-
участие в городских и районныхсеминарах;
-
поддержка общешкольных мероприятий.
2. Работа с библиотечным фондом
№
Содержание работы
Срок исполнения
1
Изучение состава фондов и анализ их использования
В течение года
2
Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году. Формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия.
Февраль - май
3
Комплектование фонда: оформление подписки на периодические издания.
Октябрь, май
4
Приём и техническая обработка новых учебных изданий.
По мере поступления
5
Прием и выдача учебников.
Май - июнь, август - сентябрь
6
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
По мере поступления
7
Обеспечение сохранности фонда: рейды по проверке учебников
1 раз в четверть
3.Справочно-библиографическая работа.
№
Содержание работы
Срок исполнения
1
Пополнение и редактирование алфавитного каталога, картотеки статей.
В течение года
2
Ведение электронного каталога.
В течение года
4. Индивидуальная работа
№
Содержание работы
Срок исполнения
1
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей, обслуживание их на абонементе.
В течение года
2
Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей.
В течение года
3
Рекомендательные беседы при выдаче книг.
В течение года
4
Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку.
В течение года
5. Работа с педагогическим коллективом.
№
Содержание работы
Срок исполнения
1
Информирование учителей о новой учебной и учебно-методической литературе на МО.
В течение года
2
Консультационно-информационная работа с педагогами
В течение года
6. Профессиональное развитие работников библиотечно-информационного центра.
-
Ведение учетной документации
-
Анализ работы библиотеки за текущий учебный год.
-
План работы библиотеки на следующий учебный год.
-
Участие в городских и районных семинарах.
-
Совершенствование и освоение новых библиотечных технологий.
-
Самообразование: чтение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека в школе». Приказы, письма, инструкции о библиотечном деле. Использование электронных носителей.
-
Взаимодействие с библиотеками города.
7. Массовая работа с читателями.
№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Заочные экскурсии по литературным местам России.
Сентябрь - ноябрь
Выставка детских иллюстраций к художественным произведениям, прочитанным летом.
Сентябрь
Оформление и обзор книжной выставки «Книги - юбиляры 2015 года».
Сентябрь
Зачем нужны книги: беседа-диалог.
Как правильно выбирать и читать книги: беседа-совет.
Сентябрь
«Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: беседа-диалог.
Болезни книг и их лечение: беседа и практическое занятие.
Сентябрь
«Надо только любить жизнь» (к 145-летию А. И. Куприна)
Сентябрь
Краеведческая викторина «Наш любимый Ленинский район», посвященная 70-летию Ленинского района.
Октябрь
"Знакомый ваш Сергей Есенин" (120 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина)
Октябрь
Библиотечный урок: «Наша школьная библиотека», посвященный международному дню школьных библиотек.
26 октябрь
«Про луковые слёзы и про весёлый смех,
которого, конечно же, хватит на всех!» (95 лет со дня рождения итальянского писателя ДжанниРодари)
Октябрь
Библиотечный урок, посвященный Дню народного единства «Всем нам в единстве, в дружбе жить, в Россию верить и любить!».
Ноябрь
«Красное коромысло над рекой повисло» - праздник русской загадки.
Ноябрь
Урок доброты по произведению Троепольского «Белый Бим - черное Ухо».
Ноябрь
Беседа: «Государственная символика «Россия - Родина моя!!!» (ко дню Конституции)
Декабрь
«Рождественская сказка». Игра-викторина по русским сказкам - 5-6 кл.
Декабрь
Оформление и обзор книжной выставки «Книги - юбиляры 2016 года».
Январь
Викторина «В гостях у русской народной сказки»
Январь
Посвящение в читатели «Библиотека, книжка, я - вместе верные друзья» - для 1 класса.
Январь
Беседа «Жизнь и судьба солдата»
Февраль
Выставка литературы в школьной библиотеке, посвященная Дню памяти воинов-интернационалистов «Они не выбирали войну»
Февраль
Книжная выставка «Милая, добрая, нежная…», посвященной к 8 марта.
Март
Библиотечный урок «Знаменитые женщины России».
Март
Книжкина неделя: Игра «Кто хочет стать сказочником».
Апрель
Книжкина неделя: Литературная игра «Угадай героя».
Апрель
Книжкина неделя: Игра-загадка по сказкам Г.Х. Андерсена.
Апрель
«Знакомые просторы космоса» - урок, посвященный Дню космонавтики.
Апрель
«Дружба начинается с улыбки». Библиотечные часы доброты.
Апрель
Акция «Читаем книги о войне».
Май
Выставка литературы «Ах, война, что ж ты сделала!»
Май
8. Писатели - юбиляры
-
7 сентября - 145 лет со дня рождения русского писателя Александра Ивановича Куприна (1870-1938)
-
3 октября - 120 лет со дня рождения русского поэта Сергея Есенина (1895-1925)
-
7 октября - 100 лет со дня рождения русской поэтессы Маргариты Алигер (1915 - 1992)
-
16 октября - 105 лет со дня рождения русской писательницы Лии Борисовны Гераскиной (1910-2010)
-
22 октября - 145 лет со дня рождения русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953).
-
23 октября - 95 лет со дня рождения итальянского писателя ДжанниРодари (1920-1980).
-
22 октября - 90 лет русскому писателю, кинодраматургу Владимиру Карповичу Железникову (р. 1925).
-
26 октября - Международный день школьных библиотек
-
30 октября - 95 лет со дня рождения русского писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993).
-
28 ноября - 135 лет со дня рождения русского поэта Александра Александровича Блока (1880-1921).
-
28 ноября - 100 лет со дня рождения русского поэта, писателя Константина (Кирилла) Михайловича Симонова (1915-1979).
-
28 ноября - 110 лет со дня рождения русского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1905-1995).
-
30 ноября - 180 лет со дня рождения американского писателя Марка Твена (н. и. СэмюэлЛенгхорнКлеменс) (1835-1910).
-
5 декабря - 195 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (н.ф. Шеншин) (1820-1892).
-
30 декабря - 150 лет со дня рождения английского писателя Редьярда Киплинга
(1865 - 1936) -
12 января - 140 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона (н. и. Джон ГриффитЧейни) (1876-1916).
-
12 января - 140 лет со дня рождения американского писателя Джека Лондона (н. и. Джон ГриффитЧейни) (1876-1916).
-
27 января - 190 лет со дня рождения русского писателя, публициста, критика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (н. ф. Салтыков) (1826-1889).
-
15 [27] января -125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, критика, переводчика Осипа Эмильевича Мандельштама (1891-1938)
-
5 февраля - 180 лет со дня рождения русского литературного критика, публициста Николая Александровича Добролюбова (1836-1861).
-
16 февраля - 185 лет со дня рождения русского писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895).
-
17 февраля - 110 лет со дня рождения русской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906-1981)
-
15 апреля- 130 лет со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева (1886-1921).
-
15 апреля - 90 лет со дня рождения русской поэтессы Эммы ЭфраимовныМошковской (1926-1981).
-
6 апреля -175 лет со дня рождения русского поэтаИвана Захаровича Сурикова (1841-1880)
-
15 мая - 125 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).
9. Книги - юбиляры
2015год
-
225 лет Радищев А.Н. «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790)
-
215 лет«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы XII в. (Впервые опубликован в 1800 г.)
-
195 лет Пушкин А.С. «Руслан и Людмила» (1820)
-
190 лет Пушкин А.С. «Борис Годунов» (1825)
-
185 лет Пушкин А.С. «Маленькие трагедии» (1830); «Моцарт и Сальери» (1830); «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830)
-
115 лет - Чехов А.П. «Три сестры» (1900)
-
90 лет - ШолоховМ.А. «Нахаленок» (1925)
2016 год
-
235 лет Фонвизин Д. И. «Недоросль» (1781)
-
185 лет Гоголь Н. В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831), Грибоедов А. С. «Горе от ума» (1831)
-
180 лет Гоголь Н. В. «Ревизор» (1836), Пушки А. С. «Капитанская дочка» (1836)
-
135 лет Лесков Н. С. «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881)
-
70 лет Полевой Б. Н. «Повесть о настоящем человеке» (1946)
-
290 лет - «Путешествия Гулливера»(1726) Джонатана Свифта
-
225 лет -«Приключения барона Мюнхгаузена» (1791) Р.Э. Распэ
-
195 лет - «Кавказский пленник» (1821) А.С. Пушкина
-
185 лет -«Горе от ума» (1831)А.С.Грибоедова
-
185 лет - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831)А.С. Пушкина -
175 лет -«Мороз Иванович» (1841) В.Ф.Одоевского
-
155 лет - «Крестьянские дети» (1861) Н.А. Некрасова
-
150 лет - «Преступление и наказание» (1866) Ф.М. Достоевского
-
140 лет - «Кому на Руси жить хорошо» (1876) Н.А. Некрасова
-
140 лет - «Приключения Тома Сойера» (1876)М. Твена
-
135 лет -«Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» (1881)Н.С. Лескова
-
130 лет - «Сказки» (1886)М.Е. Салтыкова-Щедрина
-
90 лет - «Федорино горе», «Чудо-дерево", «Путаница», «Телефон» (1926)К. И. Чуковского
-
95 лет «Алые паруса» АлександраГрина (1921)
-
90 лет -«Бегущая по волнам» (1926) Александра Грина
-
90 лет -«Винни-Пух» (1926) А. Милна
-
85 лет -«Донские рассказы» - вошло в сборник 25 рассказов (1926)М.А. Шолохова
-
65 лет - «Витя Малеев в школе и дома» (1951)Н.Н. Носова
-
65 лет - «Приключения Чиполлино» (1951) Дж. Родари
-
40 лет - «Прощаниес Матерой» (1976) В.Г. Распутина
-
40 лет - «Белый Бим чёрное ухо» (1976) Г.Н. Троепольского
-
40 лет - «Царь-рыба» (1976)В.П. Астафьева
-
45 лет -трилогия о Незнайке (1971) Н.Н. Носова
10. Список рекомендованных уроков информационной грамотности
-
Вводная беседа «Чудесная страна - библиотека» (1 класс).
-
Как человек научился писать (2класс).
-
История создания книги: виртуальная экскурсия (3-4классы).
-
Зачем нужны книги: беседа-диалог (2-4классы).
-
Как правильно выбирать и читать книги: беседа-совет (2-5классы).
-
«Сказки дедушки Корнея»: беседа-диалог (1-4 классы).
-
«Словесные» игрушки: путешествие по малым формам русского фольклора (4-5классы).
-
«Гардероб» для книги - элементы книги: беседа (2-4классы).
-
Как правильно обернуть книгу: практическое занятие (2-4классы).
-
«Библиотека, книжка, я - вместе верные друзья»: посвящение в читатели (1 класс).
-
«Поэзия доброты»: виртуальное путешествие по творчеству А. Л. Барто (1-3классы).
-
«Кто рисует ваши книги». Художественное оформление книги. Иллюстрации (2-4классы).
-
«Давайте знакомиться - ВиталийБианки»: игра-путешествие по произведениям В. Бианки (3-5классы).
-
«Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться»: беседа-диалог (1-4классы).
-
Болезни книг и их лечение: беседа (2-5классы).
-
Ремонт поврежденных книг, устранение простейших дефектов: беседа (2-5классы).
-
«Кутерьма в стране зверья»: игра-путешествие по книгам Б. Житкова (3-4клаасы).
-
«Разноцветные книги Маршака»: игра-путешествие (2-4классы).
-
Периодические издания для детей: журнальное путешествие (2-5классы).
-
«Загадочный мир сказки»: беседа, викторина (4-5классы).
-
Твои первые энциклопедии, словари, справочники: беседа (3-7классы).
-
«Хвостатые секреты»: игра-угадайка по рассказам Е. Чарушина (2-4 классы).
-
Как написать отзыв на книгу: советы библиотекаря (5-6классы.).
-
История русского алфавита (4-6классы)
-
«Самый весёлый писатель на свете»: игра-викторина по произведениям Н.Носова (3-5классы).
-
«В гостях у В. Драгунского»: громкие чтения произведений В. Драгунского (4-6классы)
-
«Крокодил Гена и его друзья»: конкурсная программа по произведениям Э. Успенского (3-5классы)
-
Мир словарей (7-8классы)
-
Периодические издания для подростков. Критерии отбора информации (8 класс)
-
Таинственная Сеть. Безопасный Интернет. (9 класс).