- Преподавателю
- Другое
- Занятие - тренинг для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Занятие - тренинг для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Буян И.Ф. |
Дата | 12.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Занятие - тренинг для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
"Я и природа"
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы. Быстрый рост городов и численности городского населения привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Занятие - тренинг «Я и природа» направлен на развитие эмпатии и идентификации к объектам природного мира. Очень важно в дошкольном возрасте расширить индивидуальное экологическое пространство ребенка, формировать и развивать экологические установки личности. Предполагаемый результат: дети научаться анализировать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей; будут сформированы умения и навыки владения выразительными движениями на вербальном и невербальном уровне, умение концентрировать внимание, пополнят познавательные процессы, приобретут чувство коллективизма, группового сплочения; дети приобретут правильные навыки и умения взаимодействия с природой, разовьется чувственный опыт дошкольников: поймут что природа - это живой организм, который растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии с человеком.
Занятие - тренинг подготовлен для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Его можно проводить с детьми общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности.
Тип занятия - тренинга: интегрированное
Вид занятия - тренинга: нетрадиционное занятие с элементами тренинга
Цель занятия - тренинга:
Развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Задачи занятия - тренинга:
1.Образовательные
ü Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние
ü Сосредотачивать внимание на деятельности
ü Формировать умения и навыки владения выразительными движениями
2.Развивающие
ü Развивать умение выражать свое настроение вербально и невербальное (с помощью стимульных картинок, жестов, мимики)
ü Развивать чувственный опыт дошкольников
ü Развитие памяти, внимания, творческих способностей и речи
ü Вырабатывать положительные черты характера, облегчающие взаимопонимание при обращении, как с людьми, так и с природными объектами
3.Воспитательные
ü Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
ü Помочь им войти в контакт с другом, педагогом, наладить групповое взаимодействие
Средства обучения: бланки для выполнения упражнения «Испуганное дерево», упражнения «Волшебное дерево», упражнения «Лабиринт» для каждого ребенка, цветные карандаши, компьютер, СD записи релаксационных мелодий, флеш- карта
Этапы занятия - тренинга:
ü Организационный момент
ü Введение в тему
ü Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов
ü Постановка цели занятия
ü Активизация прошлого опыта
ü Сосредоточение внимания на деятельности
ü Психомышечная тренировка
ü Побуждения воспитанников к деятельности
ü Закрепление умений
ü Итог занятия - рефлексия
Методы и приемы:
ü Беседа
ü Игра на установление доброжелательных отношений
ü Психологический этюд
ü Игра на контакт глаз, телесный контакт, концентрацию внимания, согласованность и координацию действий с партнерами
ü Игра на формирование чувства групповой сплоченности
ü Психомышечная тренировка
ü Художественно - продуктивная деятельность с элементами арттерапии
ü Пальчиковая гимнастика
ü Рефлексивное упражнение
Ход занятия - тренинга:
ü Организационный момент
Психолог приглашает детей на зеленую поляну (дети произвольно рассаживаются на ковриках).
Беседа о том, что такое дерево:
Дерево, как и мы с вами, живой организм, которое растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии, (приложение - презентация а.ppt (2.17 МБ)
ü Введение в тему
Игра «Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» - вытянуть руки вперед; слово «воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибся - выбывает из игры.
ü Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов
Психологический этюд «Природа и мы»
Психолог предлагает:
-
Исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытых травой: представить, что босиком идёшь по земле, усыпанной сосновыми иголками, мелкими веточками, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли (включение различных анализаторов).
-
Погрузиться мысленно в сказочный лес. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег. Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают наши ноги.
ü Постановка цели занятия - тренинга
Художественно-продуктивная деятельность: игровое упражнение «Испуганное дерево». Каждому ребенку выдается бланк с заданием: найти и раскрасить всех, кто испугался лисы и спрятался, (приложение (292.55 КБ) )
ü Побуждения воспитанников к деятельности
(Приложение 1 «Испуганное дерево»)
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом:
гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.
раз, два, три, четыре, пять, этот пальчик чистить стал,
вышли пальчики гулять, этот срезал,
этот пальчик гриб нашел, этот съел,
ну а этот все глядел.
(большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак; в соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы).
ü Сосредоточение внимания на деятельности
Художественно-продуктивная деятельность: развивающее упражнение «Волшебное дерево» (по усмотрению психолога и эмоционального состояния детей).
Психолог: мы с вами нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которые растут в волшебном лесу, (заготовку дерева психолог делает заранее - приложение2.docx (65.55 КБ). Каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из веток, (музыкальное сопровождение), обсуждение рисунков.
(приложение 2 «Волшебное дерево)
ü Психомышечная тренировка
Психомышечная тренировка «Деревцо».
- Солнце пригрело, дерево ветки к солнцу потянуло - (потянуться, подняв вверх руки);
-Ветер подул - дерево всколыхнул - (с поднятыми руками вверх покачать в стороны).
ü Закрепление умений
Развивающее упражнение «Лабиринт»
(по усмотрению психолога и эмоционального
состояния детей)
Каждому Ребенку дается бланк с заданием, (приложение3)
Психолог: а знаете, что белочки любят кушать?
Отгадайте: Растут на елке, любит их щёлкать?
(приложение (319.26 КБ) «Лабиринт»)
Правильно, шишки! А вот одну шишку Белочка никак не может достать. Помогите белочке добраться до шишки. Проведите дорожку.
ü Активизация прошлого опыта
ü Итог занятия - рефлексия
Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» (приложение - презентация б.pptx (203.45 КБ))
Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:
«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».
(«Найди свое настроение»)
Библиография:
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз, 1997
2. Картинки деревьев, листьев forchel.ru/kartinki
3. Картинка дерева. // Всё для женщин 2011, №11 - с17
4.Гуткович И.Я.,Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Ульяновск, 1998
5. Куражева Н.Ю., Вараева Н.Ю. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик семицветик». Речь,2009
6. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников, Речь, 2008
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М: Первое сентября, 2006
8. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: 1995
9. Фон для презентации - pedsovet.su/load/321-1-0-13961