- Преподавателю
- Другое
- Программа студенческой газеты ПоZитифф
Программа студенческой газеты ПоZитифф
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яшина И.К. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать обучающимся в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе студенческой газеты
« ПОЗИТИФФ». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа социально-педагогического направления и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 15-18 лет.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в объединении студенческой газеты «ПОЗИТИФФ», учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы:
Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие творческих способностей подростков;
- развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Формы и режим занятий:
Традиционными видами занятий являются:
- беседа;
- игра,
- чтение и обсуждение статей из газет;
- экскурсии;
- обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных газет;
- подготовка статей для публикации в газетах.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность занятий - 2 часа. Занятия проводятся по расписанию.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
- участие в презентации «Портфель творческих успехов».
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение;
- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью - овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры
Тематический план занятий:
п/п
Название темы
1
Вводное занятие.
2
История российской журналистики.
3.
Журналистика как профессия.
4
Функции журналистики.
5
Требования к журналисту.
6
Формирование жанров журналистики.
7
Знакомство с оформительским делом.
8
Экскурсии.
9
Написание статей.
10.
Анализ материалов периодической печати (нравственные, патриотические, эстетические проблемы журналистики)
11
Выпуск газет.
12
Клубный день.
13
Итоговое занятие.
Всего:138 часов
Теория: 12 часов
Практика: 126 часов
Содержание образовательной программы:
1-2. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы объединения «ПоZитифф», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов.
3. История российской журналистики. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
4. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста.
5. Журналистика как профессия. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
6-7. Журналистика как профессия.
Экскурсия в редакцию газеты «Наше время». Знакомство с этапами выпуска газеты.
8. Функции журналистики:
- информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определенных групп;
- формирование общественного мнения.
9. Требования к журналисту:
- компетентность;
- объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокое знание в области литературы, философии и др.
- владение литературным языком.
10-11. Формирование жанров журналистики:
Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.
Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью - особенности жанра, его виды: интервью - монолог; интервью - диалог; интервью - зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Статья - роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Обзор печати - особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон - острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
12. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру.
13-14. Написание публикаций выбранного жанра.
15. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
16-17. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
18-21. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
22-24. Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт.
25-29. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
30-34. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
35-39. Обучение работы на ПК, печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
40-44. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.
45-54. Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение.
55-59. Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер.
60-66. Работа на ПК. Работа в интернете (RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (YANDEX.RU). Просмотр материалов.
67-69. Сайты. Эстетика и дизайн. Просмотр материалов сайта.
70-74. Экскурсия в районный краеведческий музей.
75-79. Написание статьи по итогам экскурсии.
80-84. Обсуждение материалов периодической печати. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор различных статей по теме, их обсуждение.
85-99. Написание статьи на тему «Герои нашего времени».
100-104. Обсуждение материалов периодической печати. Нравственные вопросы в прессе. Обзор газет. Чему надо уделять внимание.
105-111. Написание статьи на заданную тему.
112-114. Клубный день. Приглашение на занятие всех желающих учеников, родителей. Знакомство с творческими успехами членов газеты.
115-119. Анализ материалов периодической печати. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи.
120-124. Написание статьи освещающей успехи студентов училища.
125-133. «Газета - это новости жизни». Как корреспонденты добыть материал. Как определить актуальность темы. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты.
134-138. Итоговое занятие. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.
Методическая литература для педагога.
-
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
-
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
-
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
-
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
-
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
-
Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
-
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
-
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
-
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Методическая литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992
Информационные ресурсы.
ru.wikipedia.org/
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук; стулья: 16 штук.
Технические средства: компьютеры, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон.
У каждого ребенка - блокнот, ручка.