Мастер - класс: Берегите наш прекрасный русский язык

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

Тема: Берегите наш прекрасный русский язык»

- Свой мастер-класс я бы хотела начать со слов русского писателя И.С. Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

-Какие вопросы могут возникнуть при чтении этой фразы?

  • Зачем беречь русский язык?

  • Что в нём беречь? Как?

  • Кто должен это делать?

  • От чего нужно беречь?

- Мы осознаём необходимость бережного отношения к языку, богатство которого создавалось на протяжении многих лет. Но мы не умеем этого делать. Я предлагаю поработать над одной из предложенных проблем:

От чего нужно беречь русский язык?

Что его искажает?


- Предложите возможные варианты для решения этой проблемы:

  • Неправильное употребление слов

  • Использование слов-паразитов

  • Повтор одинаковых (однокоренных) слов -тавтология

  • Неправильное построение высказывания

  • Неправильная постановка ударения в словах

- Давайте поработаем над некоторыми из предложенных вариантов, самыми распространёнными в нашей речи. Например: постановка ударения в словах. Я предлагаю вам расставить ударение в предложенных словах:

квартАл кАшлянуть

кУхонный договОр

жалюзИ понялА

звонИт началсЯ урок

каталОг срЕдства

грУшевый пулОвер

украИнский заплЕсневеть

-Может, есть ещё слова в которых вы затрудняетесь поставить правильно ударение?

-Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, и часто ,стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Тут вот и появляются в нашей речи слова-паразиты.

-Познакомьтесь со следующим текстом, диалогом двух ребят.

-Какие речевые ошибки допущены в тексте?

-Отредактируйте текст, убрав слова-паразиты.

-Зачитайте, полученный текст.

-Обратите внимание, как изменился объем текста. Как же бороться со словами-паразитами?(предложения)

-Очень обидно, когда в разговоре не находят нужных слов. Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Известно, что люди должны говорить точно и правильно. Важно выбирать слова и так строить свою речь, чтобы она была максимально понятна другим.

-Я сейчас вам зачитаю стихотворение Хайта.

Люблю я майскую грозу в начале мая,

Когда весной весенний первый гром,

Как бы резвяся и в игру играя,

Грохочет громко в небе голубом.

-Может кто-то вспомнит оригинал?

-Что здесь не так?

-Вы проявили себя настоящими знатоками русского языка, и я предлагаю выполнить небольшой тест.

(тест)


-Был ли полезен сегодняшний разговор?

© 2010-2022