Сообщение из опыта работы

     Школьная жизнь ребенка протекает в сложноорганизованной, разнообразной по форме и направленности среде. Моя задача состоит в том, чтобы снизить уровень школьной тревожности, изучить причины ее возникновения, определить способы коррекцииЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся. Переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»




Сообщение из опыта работы



Выполнила Т.И.Беляева, учитель начальных классов


Я, Беляева Татьяна Ивановна, в 2005 году окончила ГОУВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по специальности «Педагогика и методика начального образования». Общий стаж работы в этой школе - 19лет, по этой специальности - 3 года. В 2014 году аттестовалась на соответствие занимаемой должности. Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах в филиале НГПУ г.Куйбышева (2011 год. Тема: « Управление введением ФГОС НОО в общеобразовательном учреждении», 72 часа) и в процессе самообразования, изучая методическую литературу, опыт работы учителей-новаторов, посещая уроки коллег, районные методические объединения.

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания. Стараюсь использовать нетрадиционные формы, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.

Тема моего самообразования « Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе в начальной школе».

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в школе и дома, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. По российским данным на 100 детей, заканчивающих школу, приходится 134 хронических заболевания.

В 2011-2012 учебном году в 1 класс пришли 3 учащихся, из которых у 2 имелись заболевания: кариес. Во 2 классе из 6 учащихся у 1 имелось заболевание - кариес.

Фамилия, имя

Группа здоровья

Физкультурная группа

Дорошенко Тихон

2

осн

Лагутина Саша

1

осн

Эрлих Владислав

2

осн

Клименко Петя

2

осн

Клячин Андрей

2

осн

Наконечный Данил

2

осн

Карасев Семен

3

подг

Хацкевич Данила

1

осн

Холомьева Настя

1

осн


  • Проводится пропаганда здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками. Используются самые интересные формы в работе.

Учебный год

Тема

2011-2012

Беседы «Кожа и ее здоровье», устный журнал «Расти здоровым», конкурс «Самый лучший снеговик»

2012-2013

Беседы «Мой режим дня», «О вреде курения», «Мое здоровье и моя одежда»; викторина «Гигиена сна», «Гигиена зрения»

2013-2014

Классные часы-практикумы «Полезные и вредные привычки», « Я здоровье берегу-сам себе я помогу»

  • Большое внимание уделяется активному образу жизни. Проводятся на уроках физминутки для глаз, кистей рук, для профилактики осанки.

Двигательный режим учащихся

Виды движений

Продолжительность

Кто проводит

Подвижные

оздоровительные

минутки во время уроков

По 5 мин на каждом

уроке

Учитель, дети

Гимнастика для глаз

По 2 мин на уроке

Учитель

Комплекс упраж­нений на мышеч­ное расслабление (релаксацию)

1-2 мин на каждом уроке

Учитель

Комплекс упражнений для форми­рования правиль­ной осанки

2-3 мин на каждом уроке (постоянный контроль за посадкой)

Учитель

Подвижные игры на переменах

5-10 мин на каждой

перемене

Учитель, вожа­тые , уче­ники класса

Урок физкультуры

45 мин 3 раза в неделю

Учитель

Прогулки на све­жем воздухе с под­вижными играми

от 15 мин

еженедельно

Учитель


  • Большое внимание уделяется рациональному питанию. В школе функционирует столовая. Организовано горячее питание.

Учебный год

Охват питанием

2011-2012

100%

2012-2013

100%

2013-2014

100%


  • Школьная жизнь ребенка протекает в сложноорганизованной, разнообразной по форме и направленности среде. Моя задача состоит в том, чтобы снизить уровень школьной тревожности, изучить причины ее возникновения, определить способы коррекции.

Учебный год

Тема

2011-2012

Классные часы «Обязанности школьника», « Страдания и боль», беседа « Правила поведения в общественных местах»

2012-2013

Беседы «Учусь принимать решения в опасных ситуациях», «Моя семья-мое богатство», « Я и мои друзья»

2013-2014

Калейдоскоп «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа « Береги свое время и время других», анкетирование « Как я мечтаю отдохнуть»

В школе также функционируют кружки, спортивные секции, факультативы.

Учебный год

Посещение

Кружки спортивные секции факультативы

2011-2012

100% 70% 100%

2012-2013

100% 80% 100%

2013-2014

1000% 100% 100%

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сейчас все очевиднее становится важность проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся. Переход от необязательного, нерегламентированного обучения, свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению вносит в жизнь детей существенные изменения, которые при неблагоприятных условиях могут отрицательно повлиять на состояние детского организма, и так далёкое от оптимального.

Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И я должна помочь им справиться с этими трудностями. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Организация урока в условиях здоровьесберегающих технологий

Как организовать учебный процесс, чтобы сберечь здоровье ребёнка, помочь ему адаптироваться к новым условиям?

Для этого необходимо правильно организовать учебный день для сохранения здоровья школьников.

А именно:

  • внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;

  • следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;

  • создавать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;

  • соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

  • организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года

  • обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;

  • создавать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;

  • оказывать педагогическую помощь в овладении учебным материалом.

Работе по направлениям соответствует и структура урочной деятельности, обеспечивающая качественное и психически комфортное обучение.

В структуре урочной деятельности выделены следующие блоки:

I - психологическая пауза.

II - деятельность.

III - пауза здоровья.

IV - рефлексия.

Здоровьесберегающая среда в воспитательном процессе

Проведение внеклассных спортивных мероприятий, на которых пропагандируется здоровый образ жизни.

Учебный год

Тема

2011-2012

Веселые старты, Эстафета « Мы вместе»

2012-2013

Дни здоровья, Осенний кросс

2013-2014

Дни здоровья, Весенний кросс

Проведение дней здоровья, некоторых праздников, отдельных уроков разных предметов (физкультура, изобразительное искусство, технология, окружающий мир) на природе.

Учебный год

Тема

2011-2012

« В гостях у осени», « В гостях у весны», работа по благоустройству пришкольной территории

2012-2013

«Здравствуй, лес, полный сказок и чудес», работа по благоустройству пришкольной территории

2013-2014

Работа по благоустройству пришкольной территории, работа на школьном огороде

Ведение информационно - профилактической работы.

В классе оформлен уголок «Мы за здоровый образ жизни», « Уголок дорожной безопасности», где собрана информация о соблюдении режима дня, о гигиенических навыках, о правилах поведения на дорогах, в транспорте.

Проведение родительских собраний, посвященных здоровью детей.

Учебный год

Тема

2011-2012

«Трудности адаптации первоклассников к школе», « Режим дня в жизни школьника»

2012-2013

« Значение общения в жизни школьника», «Как помочь ребенку стать внимательным»

2013-2014

«Ребенок и компьютер»,

С первых дней пребывания детей в школе формируются навыки самообслуживания: дети учатся правильно ухаживать за своей одеждой, быстро переодеваться, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, строиться парами, правильно вести себя в столовой.

Коррекционная деятельность

Выполняется контроль за выполнением медицинских рекомендаций для учащихся, нуждающихся в коррекции здоровья.

В классе практикую пересадку детей по четвертям, так как необходимо менять детям угол зрения на доску.

Организационная деятельность

Здоровьесберегающие технологии предполагают и охрану безопасности и жизнедеятельности всех участников учебно-воспитательного процесса. Поэтому в каждом классе проведена пожарная сигнализация.

Кабинет начальных классов имеет достаточную площадь, много свободного места, класс хорошо освещен, озеленен, на переменах проводится влажная уборка, проветривание. Ежемесячно дети проводят генеральную уборку в классе.

Хотя работа с использованием здоровьесберегающих технологий охватывает непродолжительный период, но уже наблюдается положительная динамика уровня успешности учащихся. По причине болезни дети стали меньше пропускать занятия.

Фамилия, имя

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Дорошенко Тихон

22

17

14

Лагутина Саша

35

27

45

Опанасенко Дима

45

Клименко Петя

57

48

32

Клячин Андрей

0

0

0

Наконечный Данил

35

21

0

Романов Саша

27

0

Хацкевич Данила

75

64

48

Холомьева Настя

36

28

0

Карасев Семен

65

57

0

УМК «Школа России» способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей. У учащихся формируется начальное представление о ЗОЖ. Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволяет по некоторым показателям сохранять состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу. На уроках физической культуры проводятся корригирующие упражнения по предупреждению нарушения осанки и плоскостопия.

Использование идей природосообразного обучения, заложенных в УМК « Школа России», позволяет сохранить в классе психологический климат, способствующий сохранению психического и физического здоровья учащихся.

В заключение хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать родители, педагоги, общественность.

Грамотная работа педагога, организация всех оздоровительных и профилактических мероприятий должна проводиться параллельно с обучением, во главе которого на первое место ставится задача сохранения и укрепления здоровья учащихся.



© 2010-2022