Библиотечный урок История развития книги

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КНИГИ. КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ.


Библиотечный урок 3 класс.


Книга - учитель,

Книга - наставник,

Книга - бесценный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

В.Боков

(слайд 2)

Цель: дать понятие о книге, о выборе книг в библиотеке, привить любовь к книге, к культуре чтения.

Задачи:

  • познакомить детей с историей развития книги;

  • научить правильному выбору книг в библиотеке;

  • показать, какие материалы для письма использовались в древности, и дать на практике возможность учащимся попробовать себя в роли писцов.

  • воспитание интереса к чтению и бережного отношения к книге.

Предварительная работа: составление презентации, изготовление материалов для письма, изготовление жетонов для оценки ответов.

Оборудование: Книги, проектор, ноутбук, экран.

На каждого ребёнка: раздаточный материал, карандаши.

ХОД УРОКА

Библиотекарь: Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о книге.

Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.

Давайте совершим небольшой исторический экскурс. Книги живут уже много тысяч лет, но не всегда они были такими, какими вы их видите сегодня.

Что вы знаете о том, что на чем люди раньше писали? Чем? Из чего сделана книга? (слайд 3)

А знаете ли вы, что за животное перед вами? И какое отношение это животное имеет к книгам? Правильно это мамонт, древнее вымершее животное проживающее на земле много-много тысячелетий назад, . А как вы думаете, как люди узнали о существовании этих животных? (слайд 4)

По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Древние люди изображали сцены из своей повседневной жизни, древних неведомых нам животных, сцены охоты и т.д. Вот эти наскальные рисунки и были первым подобием книги. (слайд 5)

На чем только не писали люди! В Египте - на застывшей глине деревянными палочками (слайд 6),а затем на папирусе. (слайд 7). На Севере - остро отточенными ножами, которыми выдавливали знаки на хорошо обработанной коже животных, на ткани, на листьях пальм, на коре деревьев заштукатуренной воском. В России простой люд писал на бересте, (слайд 8) а государственные бумаги - указы и грамоты - на специально обработанной тонкой коже - пергаменте, который складывался в трубочки - свитки. (слайд 9)Пергамент делали из кожи животных (овечьей, козьей и даже кошачьей). Поэтому книги ценились дорого.

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг,

И глядишь - уже дряхлый старик.

Как вы думаете, ребята, о ком идет речь в этом стихотворении? Правильно, герой этого стихотворения - писец. Это была трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ естественно не мог пользоваться такими дорогими книгами.

Сейчас и вам представится возможность побывать в древности и попробовать себя в роли писцов. (учащимся раздается материал для письма). Перед вами различные пословицы и афоризмы о книгах, о чтении, ваша задача написать любую из них на материалах которые использовали для письма люди много веков назад. (слайд 10)

Люди испытывали недостаток в материале, который был бы долговечен, устойчив к солнцу и влаге, на котором можно было бы писать. Пытливый ум человека изобрёл бумагу, это случилось в Китае. (слайд 11,12)

Кто-нибудь знает, как делают бумагу? Из чего? (слайд 13)

Библиотекарь: Правильно из дерева, Для того чтобы оно превратилось в тонкие белые листы бумаги, нужно потрудиться многим людям. (слайд 14) Прежде чем книжке попасть к нам, лесоруб срубил дерево, на фабрике сделали бумагу, в типографии на бумаге напечатали красивые и весёлые картинки. Но площадь лесных массивов на нашей планете постоянно сокращается, следовательно, дефицит деревьев станет глобальной проблемой в ближайшее время. А что можете сделать вы ребята, чтобы сократить вырубку лесов?

  1. Экономно расходовать бумагу.

  2. Бережно относиться к учебникам и книгам.

  3. Собирать макулатуру. (слайд 15)

Знаете ли вы, что переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды и 1000 кВт электроэнергии. Таким образом, сбор макулатуры является огромным вкладом в спасение лесного богатства нашей планеты

1. 100 килограмм макулатуры - это одно спасенное дерево;

2. Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной

Библиотекарь:

. Ребята! А вы посещаете свою школьную библиотеку? (слайд 16) Когда вы приходите в библиотеку перед вами множество книг. Вы в растерянности, как же найти интересную, увлекательную книгу. Как вы выбираете книги в библиотеке? На что вы в первую очередь обращаете внимание, когда берёте в руки книгу?

на обложку или переплёт. (слайд 17)

Библиотекарь:

Для чего она нужна? (ответы детей)

Библиотекарь:

Правильно, обложка защищает книгу, листы от повреждений и придает книге нарядный вид, она подскажет тебе, кто написал книгу, как она называется. А если есть иллюстрации, можно догадаться, о чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая произведение.

Открываем книгу. Первая страница книги - титульный лист. (слайд 18) Это имя книжки и её адрес. Из текста на титульном листе мы узнаём:

  1. Кто написал это произведение;

  2. Какого его заглавие;

  3. Кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению;

  4. В каком городе и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило книгу в свет.

Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки эту книгу. И делает он это в предисловии. (слайд 19) Предисловие может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. В древности всякий рассказ, историю называли «слово». Это значение сохранилось и до наших дней в слове «предисловие», то есть то, что перед «словом», рассказом или, иначе, перед текстом. Из предисловия можно узнать, о чем или о ком эта книга, когда и какой стране происходят события и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо у полки с книгами. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет.

В конце книги обычно дается ее оглавление (слайд 20) по главам или частям повествования. А если книжка состоит из произведений нескольких авторов. То об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный вам текст.

Библиотекарь А вот ещё несколько рекомендаий, о том как првильно выбрать интересную книгу для чтения (слайды 21, 22, 23)

Проведение физкультминутки: гимнастика для глаз.

Книга - очень ценная вещь, поэтому нужно обращаться с ней бережно. А что значит обращаться бережно? Чего боится книга?

Библиотекарь:

Книга предназначена только для чтения. На неё нельзя ставить утюг или сковородку, подкладывать её под ножку качающегося стола, подчеркивать в ней понравившиеся слова, рисовать в ней. Книга очень хрупка. Она боится и воды и огня и грязных рук. Бережно хранимая книга живет сотни лет. Ведь всем интересно посмотреть, какой была книга 50, 100 и больше лет назад. (показать детям книги прошлых лет издания).

Я - книга, я - товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда опрятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь.

Ой, уронил меня ты на пол.

Ай, супом ты меня заляпал.

Что здесь за звери? Что за птицы?

Страницы пачкать не годится.

Опять загнул мои листы?

Опять со мной небрежен ты.

Мой переплёт не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождик грянет на беду.

Запомни: я твой лучший друг.

Но только не для грязных рук!

Библиотекарь:

Посмотрим, как вы запомнили то, о чем говорилось на уроке. (слайд 24)

Перед вами на экране вопросы, давайте ответим на них.

  1. Как называется лист, где указаны автор, название и год издания книги? (слайд 25)

  2. Что поможет раскрыть содержание? (слайд 27)

  3. Как можно быстро найти рассказ или главу? (слайд 29)

  4. В какой стране изобрели бумагу? (слайд 31)

  5. Что предохраняет книгу от повреждений? (слайд 33)

  6. Как назывался материал для письма из тонкой кожи животных? (слайд 35)

  7. Из чего делают бумагу? (слайд 37)

  8. Как в древности называли всякий рассказ, историю? (слайд 39)

Список рекомендованной литературы. (слайд 41)

Оценка работы в классе, подведение итогов.

© 2010-2022