• Преподавателю
  • Другое
  • «Использование технологии сотрудничества для создания оптимальных педагогических условий социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями»

«Использование технологии сотрудничества для создания оптимальных педагогических условий социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Кардинальное  переустройство  государства  с  его  принципиально  новыми  ценностными  ориентациями  привело  к  кризису  системы  специального  образования. Произошло  свертывание  системы  производственно-трудового  обучения  подростков  с особыми образовательными потребностями, что  связано  с  ликвидацией  базовых  предприятий, в  которых  ранее  старшеклассники  специальных  школ  проходили  производственную  практику, а  затем  трудоустраивались. В  новых  условиях  уже  стало  невыгодным ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Большакова Светлана Виталиевна, учитель ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»,

Васильева Ольга Анатольевна, воспитатель МБСКОУ «Усть-Абаканская СКШИ»

«Использование технологии сотрудничества для создания оптимальных педагогических условий социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Кардинальное переустройство государства с его принципиально новыми ценностными ориентациями привело к кризису системы специального образования. Произошло свертывание системы производственно-трудового обучения подростков с особыми образовательными потребностями, что связано с ликвидацией базовых предприятий, в которых ранее старшеклассники специальных школ проходили производственную практику, а затем трудоустраивались. В новых условиях уже стало невыгодным брать на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому нужна специальная поддержка в подготовке к дальнейшей самостоятельной трудовой деятельности. В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий, способствующих социально-трудовой адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Существует ряд причин, тормозящих процессы социально-трудовой адаптации:

- неумение детей с ОВЗ ориентироваться в задании; планировать и контролировать его выполнение; применять вычислительные, измерительные, разметочные навыки; использовать накопленный опыт, устанавливать причинно-следственные связи в процессе труда.

Также выявлены недостатки речевого развития, которые усложняют регуляцию трудовой деятельности, затрудняют развернутое описание и анализ образца; недоразвитость двигательных навыков; нарушение точности, темпа, ритма, координации движений и т. д. Поэтому необходимо создать такие оптимальные педагогические условия, при которых, благодаря коррекционной, учебно-воспитательной работе, выявленные недостатки преодолеваются, сглаживаются, компенсируются.

Процесс социально-трудовой адаптации школьников с особыми образовательными потребностями будет эффективным, если:

  • Признается безусловная ценность аномальной личности;

  • Подготовка к труду проводится с учетом психофизических особенностей и качественного своеобразия структуры дефекта;

  • Обеспечивается сотрудничество школы и социума;

  • Продуктивно используются воспитательные возможности социума;

у школьников формируется положительное отношение к труду и самостоятельность в трудовой деятельности.

Поэтому необходимо создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии - приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно - ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции - организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Технология сотрудничества предполагает распределение этих функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать - работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле». Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, люди взаимодействуют. Сотрудничество - это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга, соблюдая примерный паритет. Сотрудничество предполагает оказание помощи участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах.

Основной вариант организации обучения в сотрудничестве -

обучение в группе (команде). Уроки в специальной школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Это работа парами, бригадами. Дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса, а также в бригады (по собственному желанию или по указанию педагога) во временные группы для выполнения какого-либо учебного задания, взаимодействия. Работа парами, бригадами позволяет развивать самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.

Этот вариант уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами команды при работе над изучаемым вопросом.

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды.

Основные идеи - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивают максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то справедливо, если их усилия будут оценены одинаково.

Кроме всего прочего, работа в группах, на мой взгляд, позволяет детям учиться общаться с людьми. Дети плохо разговаривают на уроках, не умеют высказывать свои мысли. Но во время перемен, в свободное от уроков время, разговаривая между собой, они применяют сложнейшие обороты. Почему они так не говорят на уроках? Без хорошо развитой речи, без активного общения, очень трудно влиять на процесс развития мыслительной деятельности. Я пришла к выводу, что они не говорят потому, что не могут преодолеть боязнь перед учителем, стесняется одноклассников. Для себя я установила правила: никогда не порицать за неверный ход мыслей, только непринужденная обстановка, только откровенный разговор, только доверие друг к другу дают возможность благоприятно воздействовать на ученика. Я стала использовать на своих уроках технологию обучения в сотрудничестве.

Основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, решать возникающие проблемы.

Принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

  1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

  2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

  3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе.

  4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.




© 2010-2022