Рабочие программы по искусству 8-9 класс

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа

"Утверждаю"

Директор МБОУ НКСОШ

Приказ от _______ № ___________

___________________ / /

М.п.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование, 8 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 34

Учитель Беляева Наталья Борисовна

Программа разработана на основе на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011»

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2015






I. Пояснительная записка


Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011» - и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования по курсу «Искусство».

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Цели и задачи учебного предмета «Искусство»:

Цель - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования .





II. Общая характеристика учебного курса.

Интегрированный курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии

общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравствен-ных идеалов.

Учебный предмет «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных

технологий.

Знакомство учащихся с шедеврами мирового искусства - это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи между всеми предметами гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом

и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гума-нитарно-художественного образования.

Программа интегрированного курса «Искусство» предусматривает изучение искусства на основе единых подходов,

исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения

в школе. Избранные исторический и тематический подходы

к его изучению обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом

или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции, как важнейший системообразую-щий принцип дидактики, во многом определяет организацию и содержание современного гуманитарного образования. Курс «Искусство» закономерно и логично рассматрива-тся в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства,

истории, обществознания. Интегративные подходы в его изучении позволяют взглянуть на одну изучаемую проблему

с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие законо-мерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать разрозненные факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления. В программе намечены пути объединения гуманитарных предметов через сквозные идеи (социальные, философские) или опирающиеся на идеологическую концепцию

культуры и сознания человека. Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметныхсвязей, создания интегрированных курсов и развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.

3.Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2015 -2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Тип программы: программа изучения искусства на базовом уровне. Форма организации учебных занятий: классно-урочная система

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «искусство»

Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:

  • сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство, знание их истоков, основных направлений и этапов развития; понимание ценности культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, сформированность основ гражданской идентичности;

  • присвоение художественного опыта человечества в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, обогащение на этой основе собственного духовного мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, в процессе творческой деятельности;

  • ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;

освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в общественной жизни школы с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

  • коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в различных видах деятельности;

  • навыки проектирования индивидуальной художественно- творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

  • самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

  • адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • осуществлять контроль по результатам и способам действия и вносить необходимые коррективы;

  • устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • пользоваться информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-компетентности);

  • понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;

  • эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность; привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие устойчивой потребности в общении с искусством в качестве зрителя, слушателя, читателя, в собственной художественно-творческой деятельности в каком-либо виде искусства;

  • присвоение духовного опыта человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства; понимание и оценку художественных явлений действительности во всем их многообразии;

  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов; знание основных художественных стилей, направлений и выдающихся деятелей отечественного и зарубежного искусства;

  • развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.; овладение умениями и навыками для реализации художественно-творческих идей и создания выразительного художественного образа в каком-либо виде искусства;

  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения на факты и явления искусства;

  • умение эмоционально воспринимать разнообразные явления культуры и искусства, проявлять интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, владение практическими умениями и навыками, способами художественной деятельности;

  • иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

использование знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других предметов, межличностном общении, создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.


5.Содержание программы по искусству для 8 класса.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).


  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 7 часов.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:

В результате изучения курса «Искусство» в 8 классе обучающиеся должны Знать/понимать:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;

  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино.

Уметь:

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.

6. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Проверочные

работы


Искусство в жизни современного человека

3


Искусство открывает новые грани мира

7

1

Искусство как универсальный способ общения

7

1

Красота в искусстве и жизни

10

1

Прекрасное пробуждает доброе

7

1 (проект)

Итого

34

4

7.Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной программы обеспечивается учебно-методическим комплектом для 8-9 классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя:


  1. Учебник (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" - М.: «Просвещение», 2012, включенный в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год),

  2. CD-ROM (MP3). Искусство. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

  3. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2009г.

  5. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

1.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

3.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

III. Календарно-тематическое планирование

Дата

№№

Тема урока

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип урока

Элементы содержания

ОБОРУДОВАНИЕ ,

ИНТЕРНЕТ


Искусство в жизни современного человека (3 ч)





1

Искусство вокруг нас.

Соотнесение характера звучащей музыки с образным строем произведений изобразительного искусства. Составить «акростих» со словом «искусство»

Изучение нового материала

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества.

презентация


2

Художественный образ - стиль - язык.

Письменное задание: «Как вы понимаете выражение «стиль - это эпоха» и «стиль - это человек»?»

Изучение нового материала

Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления

collection.cross-edu.ru Презентация


3

Наука и искусство.

Знание научное и знание художественное.

Сообщение (презентация) о мифических музах Древней Греции.

Изучение нового материала, повторение, закрепление

Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад - Россия - Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей


Искусство открывает новые грани мира (7 ч)



4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.


  1. Презентация на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи»

  2. Подобрать знакомые музыкальные сочинения, которыми можно озвучить данные литературные произведения.

Изучение нового материала

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное

collection.cross-edu.ru


5

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.


  1. Написать этюды (литературные или живописные), в которых изображена природа в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

  2. Подобрать репродукции картин-пейзажей. Написать небольшой творческий рассказ по одной из картин, найти к нему музыкальные и литературные примеры.

Изучение нового материала

Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства

Иллюстрации

Презентация


6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен»

Изучение нового материала

Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве


7

Портрет в искусстве России.

Письменное задание на тему «Мои впечатления от женских портретов, написанных русскими художниками».

Изучение нового материала

Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве

collection.cross-edu.ru


8

Резерв. Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.

Нарисовать эскизы костюмов, декораций, подобрать музыкальный фон для исполнения отрывка «Ночной разговор Сони и Наташи» из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ


9

Музыкальный портрет.

Сделать эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся музыкальных сочинений, дать им словесную характеристику.

Изучение нового материала

Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции

collection.cross-edu.ru


10

Александр Невский. Портрет композитора в литературе и кино.

Письменное задание: «Какими художественными средствами пользуются авторы литературного, живописных, музыкального и кинематографического портретов Александра Невского?»

Изучение нового материала

Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции


Искусство как универсальный способ общения (7 ч)




11

Мир в зеркале искусства.

Роль искусства в сближении народов.

Подготовить реферат (презентацию) об одном из наиболее значимых культурных объектов нашего края.

Изучение нового материала

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации


12

Искусство художественного перевода - искусство общения.

Сравнить содержание и эмоциональный строй двух переводов сонета В.Шекспира, найти в них общее и различное. Дать собственную оценку переводов.

Изучение нового материала

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникацииИскусство как проводник духовной энергии.

collection.cross-edu.ru


13

Искусство - проводник духовной энергии.

Письменное задание: «В чём специфика искусства, и каковы его особенности как способа общения?»

Изучение нового материала

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

collection.cross-edu.ru


14

Как происходит передача сообщения в искусстве. Знаки и символы искусства.

Подобрать музыкальные, поэтические или живописные произведения, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии собственной жизни, о том, что оставило след в памяти.

Изучение нового материала

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде


15

Художественные послания предков

Разработать сценарий одного из праздников: осенины, Рождество Христово. Масленица и др.

Изучение нового материала

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде


16

Разговор с современником.

Символы в жизни и искусстве.

Создать презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».

ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др


17

Резерв. Звучащий цвет и зримый звук.

Музыкально-поэтическая символика огня.

  1. Передать цветом различные настроения: радость, грусть, веселье, скуку.

  2. Написать реферат на тему «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке»

Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам


Красота в искусстве и жизни (10 ч)




18

Что есть красота.

Объяснить смысл фразы: «Искусство пробуждает в людях художников».

Изучение нового материала

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания


19

Откровенье вечной красоты.

Сравнить Песнь Пресвятой Богородице во «Всенощной» П.И.Чайковского и С.Рахманинова.

Символы красоты


20

Застывшая музыка.

Письменный ответ на вопрос: «Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?»

Изучение нового материала

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве


21-22

Есть ли у красоты свои законы.

Создать гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.

Изучение нового материала

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве


23-24

Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

Изобразить себя в образе идеального человека полюбившейся эпохи.

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи


25

Великий дар творчества: радость и красота созидания

Выполнить ассоциативную композицию на тему «Город».

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи


26

Как соотносятся красота и польза.

Пояснить конкретными примерами смысл выражения поэта Д.Самойлова: «Музыка лечит… Музыка губит.»

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи


27

Резерв. Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

«Расшифровать» символику картины П.Пикассо «Герника»

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза


Прекрасное пробуждает доброе (7 ч)



28-29

Преобразующая сила искусства.(Художественное искусство, музыквльное искусство, литературное искусство )


  1. Сделать эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например, «Моя семья». «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих влечений» и т.п.

  2. Составить программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви»

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер)

30

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

Разработка содержательных линий (задания по группам):

  1. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

  2. Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) - братьев Гримм. В.Даля, А.Афанасьева и др.;

  3. Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»;

  4. Музыка П..И.Чайковского к одноименному спектаклю;

  5. Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова;

  6. Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве;

Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания

31

Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»

Синтез искусств в создании художественного образа спектакля

32

Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве, музыке

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения - художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души

33

Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка»

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения - художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души

34

Исследовательский проект.

Резерв.

Разработка содержательных линий (задания по группам):

  1. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

  2. Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) - братьев Гримм. В.Даля, А.Афанасьева и др.;

  3. Пьеса для театра А.Н.Островского «Снегурочка»;

  4. Музыка П..И.Чайковского к одноименному спектаклю;

  5. Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова;

  6. Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве;

  7. Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».


10


© 2010-2022