• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педсовете Эффективность урока в системе ФГОС с позиции системно-деятельностного подхода

Выступление на педсовете Эффективность урока в системе ФГОС с позиции системно-деятельностного подхода

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эффективность урока в системе ФГОС с позиции системно-деятельностного подхода

(слайд 1) В «Концепции модернизации Российского» образования говорится:

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству…, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

(слайд 2)? Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу?

Переход в 2011 году на новый образовательный стандарт позволяет надеяться, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества.

(слайд 3) Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности.

(слайд 4) Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

(слайд 5) Конечно, при введении ФГОС нового поколения, реализации системно-деятельностного подхода возникают вопросы: «Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?». Ответ, который дают нам стандарты, - только с помощью действия.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

(слайд 6) Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

(слайд 7) Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе, который позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию на достижение основного результата - развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

(слайд 8) В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий:

личностные (самоопределение, смыслообразование, реализация творческого потенциала, социальная и профессиональная мобильность, действия нравственно-этического оценивания);

регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические, познавательная и интеллектуальная деятельность);

коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести диалог, продуктивное сотрудничество, свободное общение на русском и иностранных языках).

(слайд 9) Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:

  • готовность к разрешению проблем,

  • технологическая компетентность,

  • готовность к самообразованию,

  • готовность к использованию информационных ресурсов,

  • готовность к социальному взаимодействию,

  • коммуникативная компетентность.

(слайд 10) Основные принципы СДП:

деятельностный подход в обучении;

задачный принцип построения предметного содержания на основе формирования УУД;

организация детского самостоятельного и инициативного поискового действия в образовательном процессе;

ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

(слайд 11) Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

  • Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

  • Использование активных и интерактивных методик;

  • Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

  • Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи

(слайд 12) Деятельность обучающихся:

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

  • критически осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

  • анализируют современные общественные явления и события;

  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла);

  • аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Понятно, что изменение Стандарта ведет за собой выбор таких образовательных технологий, которые, в свою очередь, будут работать на главное, которое в Стандарте определяется фразой «научить учиться».

К так называемым «новым» педтехнологиям относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусмативающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Данные технологии отвечают требованиям Стандарта. Вашему вниманию представлена таблица, в которой систематизированы те педагогические технологии, которые рекомендованы к реализации в рамках деятельностного подхода, заложенного в ФГОС.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.

Учитель - это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий - создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, для этого ему следует постоянно повышать эффективность и качество уроков.

(слайд 13) Можно выделить следующие критерии эффективности и качества урока:

- усвоение учащимися определенных знаний;

- развитие общеучебных умений и навыков;

- включенность учащихся в учебную деятельность;

- развитие у учащихся познавательных процессов;

- развитие рефлексии и оценочной деятельности;

- связь материала с жизненным опытом учащихся;

- индивидуализация и дифференциация заданий;

- степень утомляемости учащихся во время учебной деятельности;

- позиция педагога в учебном процессе;

- уровень подготовленности учителя к уроку и методика преподавания;

- характеристика деятельности учащихся на уроке

Пути повышения эффективности урока:

  • постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства учителя;

  • улучшение материальной базы ОУ;

  • комплексное планирование уроков;

  • рациональное использование времени урока;

  • соблюдение логики урока;

  • соответствие содержания образования методам обучения, возможностям учащихся и учителя;

  • развитие творческой активности и самостоятельности учащихся;

  • учет индивидуальных особенностей учащихся.

(слайд 14)

© 2010-2022