Методический семинар на тему Библиотечные каталоги и картотеки

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечные каталоги и картотеки.

Слайд 1

Слайд

Слайд 3

.

Система каталогов - важнейшая часть справочно-библиографического аппарата библиотеки. Каталоги отражают все хранящиеся в фонде документы.

Характерная черта современной системы каталогов - наличие традиционных (карточных) и нетрадиционных (электронных). Каталоги служат основой любого вида библиотечно-библиографической деятельности. Это - процессы комплектования и доукомплектования фондов, их использования, информационно-библиографическая деятельность, справочно - библиографическое обслуживание, индивидуальная и массовая работа с читателями и Процесс организации каталогов должен начинаться с разработки «Положения о системе каталогов». В этом документе чётко раскрываются следующие пункты:

  • общие требования;

  • назначение и функции каталогов;

  • порядок организации каталогов;

  • ведение каталогов;

  • формы и методы пропаганды каталогов.

Слайд 4

Другим обязательным документом, без которого также невозможна организация справочно-библиографического аппарата, ЯВЛЯЕТСЯ Паспорт каталога. В нём указывают:

  • наименование каталога;

  • его объём (в ящиках или карточках);

  • с какого года он ведётся;

  • назначение каталога (читательский, служебный);

  • способы группировки библиографических записей;

  • вспомогательный аппарат;

  • лицо, ответственное за ведение каталога;

  • отметка о ежегодной проверке и уточнения объёма каталога.

Рекламирование каталогов осуществляется путём разработки памяток, буклетов, афиш, настенных плакатов, которые поясняют структуру каталога и правила пользования.

Одним из постоянных процессов работы с каталогами является процесс редактирования. Редактирование каталога - это проверка соответствия его структуры, содержания и оформления каталогов, предъявляемые к ним требования и устранение обнаруженных в ходе проверки недостатков.

Различают плановое и текущее редактирование, полное и выборочное, методическое и техническое.

Редактирование называется плановым, если работа рассчитывается заранее. Оно проводится не реже одного раза в пять лет. Текущее редактирование проводится параллельно с ведением каталога, одновременно с расстановкой карточек.

Полное редактирование затрагивает каталог в целом, выборочное - один или несколько заранее определённых разделов.

др.

методическое и техническое редактирование.

Методическое редактирование - совершенствование каталога путём переработки содержания, улучшения его структуры, внесение исправлений в оформление каталога.

Техническое редактирование связано с проверкой правильности расстановки карточек, оформления разделителей, замена ветхих карточек.

В результате редактирования улучшаются информационные качества каталогов и их поисковые возможности, что делает библиотечные каталоги более надёжным средством обслуживания читателей.

Слайд 5

Слайд 6

Алфавитный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имён (фамилий) индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов.

С помощью АК можно проводить поиск по следующим типам запросов:

  • имеются ли произведения данного автора в фондах библиотеки;

  • какие произведения данного автора имеются в библиотеке;

  • какие переиздания данного произведения имеются в фондах;

  • какие выпуски входят в ту или иную серию;

  • в каком году вышло данное издание, каково место издания.

Оформление алфавитного каталога бывает внешнее и внутреннее

Внешнее оформление - это оформление шкафов и ящиков каталога.

Все ящики нумеруются арабскими цифрами, ящики снабжаются этикетками, которые отражают материал, содержащийся в ящике. На этикетках могут быть указаны буквы, слоги или слова, которыми начинаются библиографические записи первой и последней карточек ящика.

Внутреннее оформление осуществляется при помощи каталожных разделителей. В среднем разделители размещаются через 60-70 карточек. Разделители подразделяются: по форме и по назначению.

По форме разделители бывают: центральные и боковые. Боковые делятся на левосторонние и правосторонние.

Центральные - это разделители с центральным выступом, левосторонние и правосторонние - с выступами слева и справа.

Алфавитный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имён (фамилий) индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов.

С помощью АК можно проводить поиск по следующим типам запросов:

  • имеются ли произведения данного автора в фондах библиотеки;

  • какие произведения данного автора имеются в библиотеке;

  • какие переиздания данного произведения имеются в фондах;

  • какие выпуски входят в ту или иную серию;

  • в каком году вышло данное издание, каково место издания.

Слайд 7

Оформление алфавитного каталога бывает внешнее и внутреннее

Внешнее оформление - это оформление шкафов и ящиков каталога.

Все ящики нумеруются арабскими цифрами, ящики снабжаются этикетками, которые отражают материал, содержащийся в ящике. На этикетках могут быть указаны буквы, слоги или слова, которыми начинаются библиографические записи первой и последней карточек ящика.

Внутреннее оформление осуществляется при помощи каталожных разделителей. В среднем разделители размещаются через 60-70 карточек. Разделители подразделяются: по форме и по назначению.

По форме разделители бывают: центральные и боковые. Боковые делятся на левосторонние и правосторонние.

Центральные - это разделители с центральным выступом, левосторонние и правосторонние - с выступами слева и справа.

По назначению разделители бывают буквенные, слоговые и именные:

  • буквенные, когда на выступах наносятся буквы алфавита;

  • слоговые - на выступах наносится слоговое сочетание;

  • словарные - на выступах наносится отдельное слово;

  • именные - на выступах наносятся фамилии авторов и персоналий.

Правила расстановки карточек в алфавитном каталоге

Карточки расставляются в такой последовательности:

  • по первому слову;

  • при совпадении слов;

  • на авторов-однофамильцев;

  • на авторов с двойными фамилиями;

  • на произведения одного и того же автора;

  • сокращённая форма (аббревиатура);

  • числительное в виде цифр.

Место карточки в общем алфавите определяется первым по порядку словом описания, независимо от того, фамилия это или заглавие.

Предлог считается отдельным словом.

В случае совпадения первых слов описания, карточки расставляются по алфавиту вторых слов, а если совпадают и вторые слова, то по третьему и т. д.

Слайд 8

Карточки на авторов-однофамильцев расставляются в порядке алфавита их инициалов. Раньше всех ставится карточка с такой фамилией, при которой нет инициалов, затем карточка, на которой обозначена фамилия с одним инициалом, затем, - с двумя инициалами, после чего, - фамилии в алфавите раскрытых имён и отчеств.

Обратите внимание, что даже если у вас есть инициалы автора, то надо перебрать все карточки, у которых совпадает первая буква имени, т.к. инициалы (Л.Д.) будут стоять после инициалов (В.Л.) и т. д.

слайд 9

Карточки на авторов с двойными фамилиями ставятся после авторов с одной фамилией.

Карточки на произведения одного и того же автора расставляются в следующем порядке:

  • полное собрание;

  • собрание сочинений;

  • избранные произведения;

  • отдельные произведения;

  • избранные ставятся (в порядке алфавита).

Сокращенная форма (аббревиатура) наименования страны, организации, общества, учреждения и т.п. при расстановке рассматривается в сочетании букв, т.е. не раскрывается и ставится в порядке алфавита букв сокращенного наименования.

Слайд 10

Если заглавие начинается с числительного в виде цифры, то расстановка производится по буквенному прочтению цифры.

Указатель заглавий произведений художественной литературы.

Указатель, как правило, содержит минимум данных: заглавие, жанр, имя автора.

В практике работы библиотек очень часто возникают ситуации, когда читателю необходимо узнать, кто же автор того или иного произведения. Чтобы оперативно решить эту проблему, в системе справочно-библиографического аппарата создаётся указатель заглавий произведений художественной литературы.

Все карточки расставляются в строгом алфавитном порядке.

Слайд 11

Систематический каталог для учащихся 2-4 классов

Библиографические записи в каталоге располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой классификации (ББК)

Оформление систематического каталога включает:

  • тематические рубрики (без индекса);

  • цветные разделители.

В систематическом каталоге для этой возрастной группы можно сравнительно широко применять тематические рубрики без индекса. Например:

  • сказки;

  • русские писатели;

  • домашние животные и ряд других рубрик.

Отличительная особенность СБА этой группы заключается в том, что все разделители в каталогах имеют свой цвет (по основным делениям классификации). Данный пример облегчает поиск нужной информации и ребёнку и учителю.

Для данной возрастной группы. В СК можно оформить разделители:

  • центральные;

  • правосторонние;

  • левосторонние.

Разделители с центральным выступом, для таких отделов:

2 Природа вокруг тебя - (цветной)

3 Техника - (цветной)

39 Транспорт

4 Леса, поля и фермы (цветной)

5 Твоё здоровье (цветной)

63 История стран и народов

65 Экономика

67 Конституция нашей Родины

Левосторонние:

22.1 Математика

26.8 География. Путешествия и путешественники

32.97 Компьютеры

63.2 Гербы и флаги. Ордена, медали, значки

Правосторонние:

3я92 Сделай сам

74.27(2) Жизнь детей в нашей стране

Систематический каталог для учащихся 5-9 классов

Этому каталогу отводится в библиотеке большая воспитательная и образовательная роль. Требования, предъявляемые к структуре, оформлению, наполнению рубрик и расстановке карточек в систематическом каталоге для детей совпадают с теми требованиями, которые предъявляются к каталогу, предназначенному для взрослых читателей.

В систематическом каталоге описания изданий располагаются в соответствии с их содержанием по отраслям знания, которые следуют одна за другой в определенной связи и последовательности.
Составляется систематический каталог на основе определенной системы классификации и раскрывает библиотечный фонд по содержанию.


Оформление систематического каталога

Оформление подразделяется на два вида, как и в алфавитном каталоге, - на внешнее и внутреннее.

К внешнему оформлению СК относятся надписи на этикетках каталожных ящиков. На этикетках указывает номер ящика, индекс и наименование отраслевого деления, а ниже - первый и последний индексы карточек, включённых в данный ящик.

Внутреннее оформление включает формирование отделов каталога на основе индексов, присвоенных в процессе систематизации.

Слайд 12

Важную роль в оформлении выполняют разделители, которые возглавляют каждый раздел СК. Каждой ступени классификации соответствует своя форма разделителей:

  • центральные;

  • левосторонние;

  • правосторонние.

На центральных разделителях указывается основной отдел таблиц ББК, также перечисляются основные деления, относящиеся к этому отделу. Далее идёт карточка- разделитель с выступом, она ставится в начале каждого отдела.

На левосторонних и правосторонних разделителях указывается более дробное деление.

За правосторонними разделителями будут также стоять карточки на словари.

На карточке систематического каталога указывается:

- полный индекс;

- индекс шифра;

- каталожный индекс.


Карточки расставляются по каталожному индексу.

Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном порядке.

В отдельных случаях существует обратнохронологическая расстановка карточек, при которой карточки на более новые издания ставятся впереди.

Обратнохронологическая расстановка распространяется: на законы, постановления, учебные программы, а также повторные издания.

Слайд 13

Алфавитно-предметный указатель

Для обеспечения поиска необходимой литературы в СК следует обращаться к алфавитно-предметному указателю (АПУ). АПУ - ключ к систематическому каталогу. Само название указателя говорит об алфавите предметов или вопросов.

АПУ включает:

  • предметные рубрики;

  • каталожные карточки.

Предметные рубрики составляются из имён существительных или в сочетании с прилагательными. Рубрики алфавитно-предметного указателя могут быть простыми или сложными.

Простые рубрики - это, когда дано одно понятие и один индекс.

Пример:

Внешнеэкономическая деятельность - 65.5

Предприятия - 65.29 - это простые рубрики.

Сложные рубрики включают:

  • разное понятие;

  • несколько индексов.

Разное понятие - когда какой-то вопрос представлен в различных аспектах.

Несколько индексов - это различные деления систематического каталога.

Пример:

Реки - эта рубрика включает несколько понятий:

гидробиология - 28.082

гидрология - 26.222.5

энергетическое использование - 31.5

у них будут разные индексы.

На каждой карточке указателя выделены наименование предмета или вопроса и обозначения индекса систематического каталога, в котором вы найдете издания по этому предмету или вопросу. Карточки расположены в алфавитном порядке наименований.

Как и СК, АПУ постоянно пополняется. Если в нём отсутствует предметная рубрика, соответствующая содержанию вновь поступившей книги, то она формулируется и включается в АПУ одновременно с включением библиографической записи в СК.

Организация рубрик в АПУ происходит с помощью разделителей, на которых указывают буквы и слоги. За каждым разделителем находится, примерно, 60 карточек.

Слайд 14

Таким образом, организации каталогов в школьной библиотеке отводится большая воспитательная и образовательная роль, т.к. каталоги выполняют информационную, поисковую, рекомендательную, воспитательную и образовательную функции.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Формирование библиографической культуры и пропаганда библиотечно-библиографических знаний предусматривает использование различных методов и форм работы, охватывает всех читателей.

Пропаганда библиотечно-библиографических знаний, прежде всего, направлена на обучение читателей эффективному использованию библиотечных фондов, СБА.

Все формы и методы можно разделить на четыре группы: устные, наглядные, печатные и комплексные. Рассмотрим все эти группы более подробно.

Основными формами устной пропаганды библиографических знаний являются: беседы, обзоры библиографических пособий, лекции, семинары.

Слайд 24

Беседы проводятся в фонде, у каталогов и библиографических картотек, у стеллажей, где размещён справочно-библиографический фонд. Они могут быть индивидуальными и групповыми. Читателям разъясняется назначение и особенности организации различных каталогов, картотек, правила библиографического описания книг и статей, методика поиска нужных сведений в энциклопедиях, словарях и справочниках, приёмы использования вспомогательных указателей к изданиям. Беседы проводятся и непосредственно в ходе поиска ответа на запросы читателя, что способствует активизации библиографического обучения.

Групповые беседы целесообразно проводить по заранее намеченному плану. Чаще всего они посвящаются вопросам организации СБА, методики поиска нужной информации по алфавитному и систематическому каталогам и сопровождаются практическими заданиями для читателей.

Проводятся также консультации, которые носят методический характер (содержат советы о том, как следить за новинками художественной литературы, как правильно выбирать книги по специальности и т.д.). В соответствии с интересами и запросами комплектуют группы читателей, подбирают библиографические пособия.

Обзоры библиографических пособий предназначаются, как правило, небольшим по численности группам читателей, которых объединяет общность интереса к теме, уровень уже имеющихся знаний по данной теме. При проведении обзора следует использовать достаточно широкий круг изданий. Как показывает опыт работы библиотек, это обеспечивает их высокий качественный уровень и действенность.

Но для читателей, ещё не владеющих в достаточной мере навыками самостоятельного пользования библиографическими пособиями, проводятся обзоры иного рода, они носят обучающий характер. Библиотекарь предварительно подбирает библиографические пособия определённого назначения - в соответствии с потребностями группы читателей, что и обуславливает содержание каждого элемента обзора. Чтобы заинтересовать читателей библиографическими пособиями, рекомендуется начинать рассказ о них с характеристики отражаемых произведений. В заключительной части обязательно даются рекомендации практического характера.

Иногда подготавливаются тематические обзоры библиографических пособий или обзоры библиографических серий, интерес к которым был выявлен в предварительных беседах с читателями.

Основными формами наглядной пропаганды библиографических знаний являются: библиографические ссылки и отсылки в фонде, выставки и просмотры справочных и библиографических изданий, схемы организации СБА, схемы-алгоритмы библиографического поиска, плакаты, альбомы, стенды, стенгазеты. Наглядные формы - показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Действенность наглядных форм усиливается сочетанием их с устными и печатными средствами пропаганды. Так книжные выставки или открытый просмотр литературы организуется в комплексе с библиографическим обзором, массовыми и групповыми консультациями, индивидуальными беседами.

Библиографические ссылки и отсылки связывают отраслевые отделы фонда между собой, а также с соответствующими разделами каталогов и картотек, помогают в поиске и выборе книг. Их помещают на внутриполочных выставках или отдельно, с помощью специальных держателей. Обращённые к читателю библиографические ссылки напоминают, что полную информацию о составе и содержании фонда может дать только систематический каталог, так как на полке книги находятся в постоянном движении. Ссылки и отсылки от одного раздела фонда к другому помогают читателям находить литературу по одной теме, размещённую при систематической расстановке в разных отделах.

Слайд 21

Слайд 22

Выставки справочных и библиографических изданий оформляются с целью пропаганды их среди читателей. Они могут быть постоянными или временными.

Тематические выставки посвящены актуальным вопросам политической жизни, экономики, науки, техники, культуры, искусства. Могут быть в виде цикла из нескольких экспозиций с единым названием.

Жанровые выставки близки к тематическим. На них экспонируется литература по отдельным жанрам (роман, поэзия, мемуары и др.), раскрывающая ту или иную тему или исторический период жизни страны, те или иные виды изданий (альбомы, открытки и др.).

Выставки-просмотры литературы по определённой теме или отрасли знания включают литературу всех видов за ряд лет. Они предназначаются в помощь систематически читающим пользователям по определённой теме. Организуются как часть комплекса мероприятий (День информации, неделя специалиста и др.), включающих, кроме выставки, библиографические обзоры, лекции, консультации, встречи.

Плакаты, схемы применяются для пропаганды библиотечных каталогов и библиографических картотек. Они обычно содержат текст и иллюстративный материал. Они могут быть посвящены отдельным каталогам (картотекам) и содержать полное наименование этого каталога (картотеки), информацию о том, какие виды изданий и материалов отражены, за какой период времени, как сгруппированы библиографические записи. На плакате-схеме систематического каталога обязательно даётся перечень основных делений.

Схема организации справочно-библиографического аппарата должна быть оформлена, по возможности, в каждом подразделении ЦБС. На ней должны быть представлены все элементы единого СБА, в том числе, и отсутствующие в данном филиале. В схеме приводятся сведения о степени полноты отражения единого фонда ЦБС, и каждой его части (ЦБ, библиотеки-филиала), о хронологических рамках охвата отражаемой литературы и т.п. Пользуясь унифицированной схемой, читатель любого подразделения ЦБС получает представление об её информационных возможностях.

Схема-алгоритм библиографического поиска помогает читателю выбрать наиболее оптимальный путь поиска документов по каталогам, картотекам, библиографическим пособиям.

Стенды оформляются, как правило, в крупной библиотеке. На них помещаются методические материалы, отдельные библиографические пособия, иллюстрированные плакаты.

Альбомы, папки материалов (тематические папки) пропагандируют публикации в газетах и журналах по вопросам, представляющим интерес для читателей: о творчестве того или иного писателя, поэта, о праздниках, различных видах хобби и другое. Их оформляют в тех случаях, когда нет возможности развернуть выставку. Материалы, собираемые в альбомы и папки, используются и работниками библиотеки.

К печатным формам пропаганды относятся путеводители по библиотекам, памятки, учебно-методические и практические пособия, листовки. Эти издания подготавливаются республиканскими, областными, центральными, городскими и районными библиотеками специально для читателей.

Подробно о системе каталогов и картотек читателю рассказывают памятки и путеводители. Большое место в них занимают иллюстрации, схемы. Пользуясь ими, читатели учатся ориентироваться в структуре и содержании каталогов и картотек, самостоятельно работать с ними.

Путеводители по библиотекам преследуют иные цели: они знакомят с основными функциями библиотеки, работой её подразделений, справочно-библиографическим аппаратом, библиографической продукцией. Они предназначаются не только читателям данной библиотеки, но и самим библиотечным работникам.

Комплексная пропаганда библиографических знаний предполагает использование совокупности различных форм - наглядных, устных, печатных. К основным формам устной пропаганды относятся: экскурсии по библиотеке, библиотечно-библиографические уроки, школы (университеты) библиотечно-библиографических знаний, дни библиографии, недели пропаганды библиографических знаний, библиографические игры.

Во время экскурсии по библиотеке проводятся беседы, используются наглядные формы (схемы, плакаты, листовки), библиографические обзоры.

Библиотечно-библиографические уроки позволяют пропагандировать знания о книге, библиотеке, библиографии и вести обучение читателей по определённой системе. Уроки можно проводить не только в библиотеке, но и вне её - в школах, в учреждениях, на предприятиях. Они являются эффективными, если проводятся регулярно в более или менее постоянной читательской аудитории с использованием и других форм пропаганды библиографических знаний.

При проведении занятий со школьниками необходимо установить контакты с учителями и преподавателями, которые помогут закрепить изученный материал на занятиях по соответствующим дисциплинам и во время внеклассной работы.

Школа библиотечно-библиографических знаний организуется совместно со школами, школьными библиотеками, с целью повышения общеобразовательного и профессионального уровня детей. Занятия в школе проводятся один раз в месяц по заранее разработанной программе.

Устные журналы - традиционная для массовых библиотек форма работы, которая может применяться и в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. На «страницах» устного журнала можно познакомить читателей с библиографическими пособиями актуальной тематики, с обзором интересных публикаций из журналов, рассказать о книгах, раскрывающих творческую лабораторию выдающихся деятелей науки и культуры. Устный журнал можно посвятить искусству чтения художественной литературы.

При проведении Дня библиографии используются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний: выставки-просмотры и подборки библиографических пособий, плакаты, консультации и беседы об отдельных изданиях, обзоры рекомендательных пособий, конкурсы и викторины. Проводятся такие дни один-два раза в квартал. Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими. Программа составляется за один-два месяца до проведения очередного Дня библиографии, о чём оповещают читателей.

В процессе подготовки ко Дню библиографии обновляется оформление книжного фонда, организуются специальные выставки и тематические полки в фонде. По итогам мероприятия проводятся методические совещания коллектива библиотеки.

Недели пропаганды библиографических знаний охватывают, практически, всех читателей. Их проведению предшествует большая подготовительная работа сотрудников библиотеки. Информацию о предстоящем мероприятии можно поместить в местной газете.

Если подготавливается неделя, то как в самой библиотеке, так и вне её, можно организовать открытые просмотры изданий из различных фондов (ЦБС, республиканской библиотеки и др.), Дни библиографии, конкурсы и библиографические викторины. Основной объём работы (консультации, беседы, обзоры информационных и библиографических изданий и пр.) выполняет отдел обслуживания. Итоги недели могут быть проведены на читательской конференции. В ходе недели проверяется эффективность различных форм пропаганды библиографических знаний, наиболее действенные из которых используются в дальнейшей работе библиотеке.

Отличительная черта конкурсов, вечеров вопросов и ответов, КВН, викторин, информин - занимательность и достаточно высокая эффективность, поэтому их рекомендуется применять в библиографическом обучении старших школьников. Цель конкурса (знатоков книги, затоков библиографии) и библиографической викторины - проверить, насколько читателями усвоен материал, с которым они познакомились во время бесед, консультаций, библиотечно-библиографических уроков. Иногда эти мероприятия являются частью комплексного массового мероприятия (Дни библиографии или Недели пропаганды знаний по библиографии).

Следует отметить, что любая из названных форм почти не применяется в библиотечной практике в «чистом виде», а используется в сочетании с другими. Так, любая форма наглядной пропаганды малоэффективна без пояснения библиотекаря, а успех многих форм устной и комплексной пропаганды библиографических знаний зависит от умелого использования наглядных средств библиографического обучения

Слайд 27

Библиотечные каталоги и картотеки: организация, применение, пропаганда : методическое пособие / ГБУК РХ «Хакасская РДБ ; [сост. Н.И. Куюкова]. - Абакан, 2012. - 45 с.



© 2010-2022