- Преподавателю
- Другое
- Эссе учителя - предметника: Новые вызовы современному школьному образованию
Эссе учителя - предметника: Новые вызовы современному школьному образованию
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тупицына О.В. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тупицына Ольга Викторовна,
учитель математики.
МБОУ СОШ №6 г. Бикина
Новые вызовы современному школьному образованию
Эссе
Вот и прошло то время, о котором мы теперь с ностальгией вспоминаем, время, когда учитель работал с мелом и доской. На смену ему пришли новые образовательные технологии - исследования и проекты, а с ними и новые понятия - «компетенции» и «компетентности», «самоактуализация» и «самореализация», «совзаимодействие» и «соавторство» учителя и ученика; «мотивированность» и «профилизациия», «социум» и « деятельность в высокоинтеллектуальных областях» и т.п.… Всё острее встают вопросы о путях повышения эффективности освоения учащимися УУД; вопросы овладения учителями «новыми» государственными программами общего образования и, наконец, последние годы никому не дают покоя «новые» образовательные стандарты…
Итак, что же происходит в нашем образовании? Конечно же, очередная реформа или даже целая революция.
Когда-то реформа образования задумывалась для синхронизации нашего образования с постсоветским либеральным политическим и экономическим устройством страны, поэтому она либеральна по сути и полностью повторяет западную систему образования, не оставляя камня на камне от российской традиции.
Сегодня реформу образования в прежнем направлении проводить нельзя: во-первых, разрушилась система, с которой мы намеревались "соотноситься", во-вторых, глобальное мироустройство проходит трансформацию, итог которой неизвестен. В новых условиях образования необходимо пересмотреть целеполагание национальной политики: остановиться, оглянуться, осознать новые вызовы. Но прежде всего, нам необходимо сохранить базис (отношение к качественному образованию), на который несложно «было бы желание» надстраиваются образовательные новации - сохранить традиции русского классического образования. Ведь всё новое порой - это хорошо забытое старое…
Проект Президента "Новая школа", несомненно, важнейший момент в проведении реформы, включающий в себя преодоление инфраструктурной ветхости, решение проблемы школьных учебников, налаживание системы повышения мастерства учителя, организации школьного питания, восстановление общественного статуса учителя и т.д…
Но, согласно времени, я думаю, и с этим согласится каждый, система школьного исторического образования в условиях ХХI века должна существенно измениться в соответствии с новыми вызовами. В новых условиях возросли и изменились социальные требования и запросы общества к системе образования. Основным требованием, например, к системе социально-гуманитарного образования стала его направленность на формировании гражданской идентичности молодых россиян (миссия образования). Одним из ответов на этот вызов в мировом масштабе стало смещение акцента с вопроса о том, чему учить, на вопрос - как учить. Мировой тенденцией в демократических странах, в том числе и у нас, стало повышенное внимание к вопросам методологии и методики преподавания, к процессуальному компоненту исторического образования, к новым информационным технологиям в образовании. В школе, где я работаю одно из направлений совершенствования отечественной системы исторического образования - это личностная ориентация образовательного процесса, индивидуализация образовательных программ и способов их реализации в профильном обучении уже стало реальностью. Мы к этому болезненно, но перешли.
Вызовы информационного общества порождают новые требования к системе образования, к его качеству, стимулируют разработку нового поколения государственных образовательных стандартов, которые призваны стать основой процесса модернизации общего образования, а модернизация образования должна обеспечить конкурентные преимущества российской школы в условиях вызовов информационной эпохи XXI века.