Конспект урока по окружающему миру по теме Кто такие птицы

Данный конспект урока разработан по программе "Школа России" для 1 класса. Составлен в виде технологической карты. в конспекте соблюдены все этапы урока. Тип урока: :Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Формы работы учащихся: Участие во фронтальной работе под руководством учителя, индивидуальная, малая исследовательская работа в группах. На уроке учащиеся выполняют исследовательскую работу под руководстом учителя.урок построен с учётом возрастных особенностей учащихся 1 класса. На...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МСКОУ «СКОШ №2»





УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1 КЛАСС (VIIвид)

ТЕМА «КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ»

УЧИТЕЛЬ: БУРМАТОВА Е.П.

Конспект урока по окружающему миру по теме Кто такие птицы





2013г.



Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя Бурматова Елена Петровна

2. МСКОУ «СКОШ №2» г. Южноуральск

3. учитель

4. начальные классы

5. 1 класс

6. Урок № Тема: «Кто такие птицы?»

7. А. А. Плешаков «Окружающий мир» - М.: Просвещение, 2012г

8. Цель урока: - познакомить с птицами и показать их разнообразие; учить выделять существенные признаки птиц; исследовать строение пера птицы.

9. Планируемые результаты

Предметные

-знать, что птицы - животные, тело которых покрыто перьями; приводить примеры птиц;

-узнавать птиц на рисунке;

-выделять существенные признаки природных объектов

Метапредметные

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познавательные: выстраивать речевые высказывания, уметь работать в группах и парах; проводить самопроверку.

Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные

-осознавать разнообразие и красоту птиц;

-сформировано эмоционально - целостное отношение к окружающему миру.

10.Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

11. Формы работы учащихся: Участие во фронтальной работе под руководством учителя, индивидуальная, малая исследовательская работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: сигнальные карточки, карточки для работы в группах, плакат «Строение птиц», картинки с изображением птиц, мультимедийные средства, презентация.

Для учащихся - разные по размеру, форме и цвету перья птиц, лупа, ножницы, стакан с водой, цветные карандаши.







Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

1

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!




Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

2

Актуализация знаний, мотивация.



















Организует диалог в ходе, которого дети самостоятельно подходят к теме урока, преподносят свои знания о птицах.

О каких группах животных мы говорили на прошлых уроках?

Игра «Молчанка»

Если вы согласны с моим высказыванием, то поднимите красную карточку, если не согласны, - синюю.

Муравей, пчела, стрекоза - насекомые.

Акула - речная рыба.

Тело зверей покрыто шерстью.

У насекомых 6 ног.

Рыбы живут в воде.

Паук - это насекомое.

У вас на партах лежат карточки и конверты. Откройте.

- Сейчас вы будете работать в парах, выполняя задание.

- Кружочками закройте рыб. Квадратами - насекомых. Проверьте друг у друга. Если все верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки.

(Учитель проверяет работу во время выполнения) Замечательно. Скажите, а всех вы животных закрыли фишками? (Нет)

- Кто остался? (Птица)



Дети называют группы изученных животных.



Дети работают с сигнальными карточками





Работа в группах

3

Сообщение темы и целей урока.


Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет?

Кто сможет сформулировать цели урока? Чему будем учиться?

- Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.

- Ребята, а давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику. А он оказывается не один. У него в гостях Мудрая Черепаха. Давайте присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чем говорил Муравьишка Черепахе.

Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. "Какие разные животные, - подумал я, - но все они умеют летать. Наверное, все они - птицы". А вы как думаете, ребята?»

Дети называют тему урока и ставят цели.



















Дети слушают рассказ Муравья вопросика













Дети высказывают мнение





4

Работа по теме урока. Открытие новых знаний

Давайте откроем учебник на с.36. Рассмотрите на рисунке животных, которых назвал Муравьишка. Действительно ли все они - птицы? (Дети говорят, что курица - птица, бабочка - насекомое.)

- Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь - птица?

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит - мы знаем, что не только птицы летают, но и, например, насекомые. А птица курица летает как раз очень плохо».

Рассмотреть рис. на стр.37. и выделить общий признак.

Каких же животных мы будем называть птицами?



Мудрая черепаха предлагает нам рассмотреть рисунок на стр.36 и познакомиться со строением птицы на примере голубя.

Посмотрите на макет птицы и подумайте, что есть только у птицы, но нет у других животных?

Птичий нос не только нос, но и рот, его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювом птицы щиплют, хватают, копают, долбят. Без носа птица - как без рук. Самый большой клюв у пеликана, самый маленький у ласточки.

В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. У водоплавающих птиц между пальцами - кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.

Чем покрыто тело птицы?

Всё тело у птиц покрыто перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода, жары, маскируют от врагов. Перья одежда птицы.

Не случайно птиц часто называют «пернатые ».

Дети рассматривают иллюстрации учебника, извлекают нужную информацию



















По картинкам учебника и по тексту выясняются отличительные признаки птиц.

Выделяют отличительный основной признак птицы (перо).

Дети делают вывод: Птицы - животные тело, которых покрыто перьями.

Дети изучают его на примере голубя по рисунку в учебнике, работая в парах. Затем кто-либо из учащихся рассказывает по рисунку о строении тела птицы.

Дети слушают рассказ учителя.





Дети отвечают на вопросы учителя, основываясь на личные наблюдения

5

Физкультминутка

Учитель показывает действия



Утром встал гусак на лапки
Приготовился к зарядке
Повернулся влево вправо
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.

Дети выполняют за учителем действия физминутки.

6

Исследовательская работа

Поработаем в парах.

-Что такое перо?

Чтобы ответить на этот вопрос, превратимся в учёных.

Чем занимаются учёные? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы)

Этим мы и займёмся.

У нас на столах перья.

Учитель предлагает рассмотреть перо птицы.

Сравните перья. Чем они отличаются? Чем похожи?

Каждое перо имеет стержень. Найдите его.

Есть волоски, бороздки. Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание, как они прикрепляются.

Большие перья - полётные, они нужны птице для полёта.

Более мягкие защищают от удара. Маленькие - мягкие, пуховые, помогают сохранить тепло.

Положите маленькое перо на ладонь и подуйте на него тихонько.

-Что случилось? Почему?

Что у перьев внутри? (Пустота)

Убедимся в этом. Возьмите ножницы и отрежьте кончик стержня. (Пусто)

-Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось?

Намокло ли оно? (Сухое, капелька скатилась)

Птицы смазывают перья жидкостью из железы над хвостом, перья не намокают.

Дети выполняют практическую работу.





Рассматривают птичьи перья. Изучают их строение.



Выполняют поэтапное исследование под руководством учителя и делают выводы в ходе исследования.







7

Самостоятельная работа

Сделаем вывод: Кто такие птицы?

Дети выполняют задания в рабочей тетради стр.25 №1

8

Закрепление полученных знаний

В мире очень много птиц, назовите тех, которые вы знаете. А все ли птицы умеют летать?

И петь не поет,

И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?

Страус - самая крупная птица в мире. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях - короткие. Улететь от врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов.

Пингвин - тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, чтобы плавать в воде или под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв - оружие пингвина в драке.

Отгадайте загадки.

Я весь день ловлю жучков.

Уплетаю червячков,

В теплый край я не летаю.

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый (Воробей!)

Ночью видит будто днём.

Станет "ухать" не уснём:

Не к добру - идёт молва.

Птицу как зовут? …(Сова)!

Что за птичка на суку

Нам поёт ку-ку, ку-ку?

Всем в лесу она подружка,

А зовут её - (кукушка) -

Дети называют птиц. Отгадывают загадки про птиц, предложенные учителем.



Страус и пингвин.

Дети слушают рассказ учителя. Дополняют свои наблюдения в ходе рассказа.





Дети отгадывают загадки

9

Подведение итога

Велико значение птиц для человека. Без птиц мы не сможем представить наш мир. Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время приходится особенно тяжело. Чаще всего птица погибает не от холода, а от голода. Обязательно сделайте кормушки и не забывайте насыпать корм.

10

Рефлексия

Если утверждение верное- красная карточка.

Птицы -это животные тело, которых покрыто перьями. Все птицы умеют летать. Оцените свою работу на уроке.

Дети работают сигналами. Оценивают свою работу на уроке и работу своих одноклассников.



© 2010-2022