Статья «Учитель начальных классов, которого ждут…»

«Учитель начальных классов, которого ждут…» Современные  дети — это люди нового поколения, нового информационного общества.  А значит, им нужны новые навыки и умения. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей — повышени...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пархоменко М.Н.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №88»

Статья


«Учитель начальных классов, которого ждут…»

Современные дети - это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения. Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Образование выходит на новую ступень. Каждый из нас сегодня должен задуматься о том, что одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя, а ведущей идеей - повышение качества образования. Критерием инновационной деятельности стали профессионализм, творчество, компетентность. Учителю дана полная самостоятельность в работе. Он сам может решать, как лучше строить образовательный процесс, планировать материал, какими учебно-методическими комплексами пользоваться, какие методы применять. Единство целей и задач образования должно органически сочетаться с разнообразием и гибкостью обучения и воспитания.
Цель начального образования:
1. Способствовать общему развитию учащихся
2. Способствовать формированию устойчивого интереса к обучению
3. Способствовать формированию знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
4. Содействовать развитию логического, поискового стиля мышления.
Особенности организации учебно - воспитательного процесса:
- Использование инновационных технологий: модульного обучения, уровневой дифференциации, критического мышления, продуктивного обучения;
- отказ от репродуктивных методов обучения, применение развивающих методов обучения: частично - поисковый, исследовательский, фреймовые, практические, самостоятельные.
- интенсивность прохождения материала за счет использования модульной технологии, учета уровневой дифференциации, повышенной плотности урока, высокого темпа урока;
- интерактивные формы взаимодействия: индивидуальные, работа в парах, малых творческих группах;
- использование разноуровневых заданий (стандартных, повышенной сложности, творческого характера)
- Нестандартные виды уроков: урок-тренинг, урок-практикум.
Творческая направленность педагогической деятельности предусматривает, что учитель должен:
1) объективно оценивать свои возможности как педагога новой формации, знать свои слабые и сильные, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.);
2) овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения, в том числе - педагогического;
3) уметь ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства, суть которых заключается в том, что современное образование становится все более поликультурным, предполагающим широкую языковую подготовку учителя;
4) организовывать учебный процесс так, чтобы ученик имел возможность добыть знания, дать возможность учащимся добывать знания в пределах своих интеллектуальных и творческих потребностей.

Чтобы возвести надёжное здание - необходим надёжный фундамент. Педагог начальных классов, готовый «добиваться и соответствовать» - это и есть учитель новой формации - надёжный фундамент обновления образования.
Учитель-это высоконравственная и эмоционально-целостная личность, которая должна быть творческой, постоянно исследовать окружающий мир и обладать современным педагогическим мышлением, умело использовать анализ, рефлексию, креативность и интерактивность.

Основным условием самообразования будут выступать «три кита»: творчество, опыт, рефлексия. Развитие мастерства учителя, его профессиональной компетентности находится в руках самого учителя, и именно он становится тем, кто осмысленно регулирует стандарты своего поведения. Прежде всего, это происходит через осмысление своего профессионального опыта. В основе самообразования лежит разнообразный опыт учителя как динамично развивающегося профессионала, становление мастерства которого непрерывно прогрессирует от одной стадии к другой.
Ученые выделяют два вида профессионального опыта: методологический (обобщенный опыт человечества, отдельных профессионалов, отраженный в книгах) и эмпирический (свой пережитый субъективный опыт). Через аналитическую деятельность осуществляется рефлексия, которая превращает «сырой» опыт в личностно присвоенное знание. В процессе рефлексии происходит осмысление не только своего опыта, но и опыта других педагогов.

Например:
Что я сделал? (результат)
Как я это сделал?
Зачем я это сделал?
То ли я сделал, что хотел?
Так ли я сделал, что хотел?
Как я буду делать впредь? и т. д.


Чем выше уровень рефлексии учителя, тем выше его готовность и способность к изменению субъективной системы установок адекватно меняющейся ситуации. Тем самым учитель может достигать педагогической компетентности в изменяющихся условиях современности, и самообразование будет средством развития профессиональной компетентности учителя.

Какой я вижу модель учителя начальных классов, которого ждут: современная жизнь, общество, родители и дети представлено в таблице.

Модель

«Учитель начальных классов, которого ждут…»


Статья «Учитель начальных классов, которого ждут…»


© 2010-2022