Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Республики Крым

"Крымская гимназия-интернат для одаренных детей"





Методические рекомендации по здоровьесбережению обучающихся (воспитанников)
















г.Симферополь

201




Методические рекомендации к уроку в условиях здоровьесбережения.

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

  2. Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.

  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

  6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно- воспитательной деятельности.

  7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

  8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

  9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

  10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

  11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.









Организация урока на основе принципов здоровьесбережения .

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

  2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

  4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

  5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

  6. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

  7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Для всех уроков, независимо от степени трудности предмета, действует правило: через каждые 7-10 минут (для младших классов) и каждые 15 минут (для всех остальных) нужно делать физкульт-пятиминутки.

  1. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора поведения и т.д.

  2. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

  3. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками.

  4. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.

Физкультминутки могут включать в себя не только физические упражнения, но и игры, «этюды для души» - аутотренинга.


Виды физкультминуток

Комплексы физкультминуток (стоя около парты).

1 комплекс.

1. И. п. - основная стойка, руки внизу.

1- руки к плечам;

2- руки вверх;

3- руки к плечам;

4- И. п.

2. И. п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- наклон вправо;

2- И. п.

3- Наклон влево;

4- И. п.

3. И. п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки за спиной.

1- руки в стороны;

2- наклон вперед;

3- выпрямиться, руки в стороны;

4- И. п.

4. И. п. - основная стойка, руки на поясе.

1- руки в стороны;

2- И. п.

2 комплекс.

1. И. п. - стойка, ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1-3 - круговые движения головой вправо;

3- И.п. То же влево.

2. И. п. - стойка, ноги врозь, руки внизу.

1- наклон туловища вправо, руки за голову;

2- И.п. То же влево.

3. И. п. - основная стойка, руки на поясе.

1-2 - присед, руки вперед;

3-4- И.п.

4. И. п. - ноги на ширине ступни, руки внизу.

1-2 - руки через стороны вверх, хлопок над головой;

3-4 - И.п.

Комплексы физкультминуток (сидя за партой).

1 комплекс.

1. И. п. - сидя за партой, руки на парте, сжаты в кулак.

1-3 - сжимать пальцы рук;

4- пауза.

2. И. п. - сидя за партой, ноги на ширине ступни, руки за голову.

1- наклон вправо;

2- И.п. То же влево.

3. И. п. - сидя за партой, руки на парте ладонями вниз.

1- поднять прямые руки вверх, прогнуться;

2- И.п.

2 комплекс.

1. И. п. - сидя за партой, руки к плечам.

1- руки в стороны;

2- хлопок в ладоши перед собой;

3- руки в стороны;

4- И. п.

2. И. п. - сидя за партой, руки за голову.

1- поворот туловища вправо;

2- И. п. То же влево.

3. И. п. - сидя за партой, руки к плечам.

1-3 - вращательные движения локтями вперед;

3- пауза. Те же движения назад.

4. И. п. - сидя за партой, руки к плечам.

1-2 - выпрямляя руки вперед, коснуться края парты;

3-4 - И. п.

Комплексы физкультминуток

(игровые задания и веселые физкультминутки).

Игровые задания просты по своему содержанию, не продолжительны, вносят разнообразие в проведение физкультминуток, позволяя поддерживать оптимальный уровень двигательной активности.

Задание первое.

«Сделай фигуру». Дети идут по кругу. На слово педагога «Фигуры!» все играющие останавливаются и каждый принимает какую-либо позу - животного, птицы, спортсмена и т.д. После паузы игровое задание повторяется.

Задание второе.

«Зайчата и медвежата». Ходьба в колонне по одному, по кругу. На слово педагога «Медвежата!» - ходьба «вперевалочку» (на внешней стороне стопы), руки за голову или на поясе. На слово «Зайчата!» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Ходьба с выполнением игровых заданий чередуется с обычной ходьбой.

Веселые физкультминутки.

1. На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы -

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

2. Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

3. Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь - богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

4. Физкультминутка направлена на снятие усталости с глаз.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

Работа за компьютером очень вредит зрению, но вы сможете восстановить его и не дать ему ухудшиться. Зарядка для глаз даст вашим глазам отдохнуть и восстановиться после длительного прибывания за компьютером.

Зарядка для глаз разработана учеными. Упражнения направлены на каждый определенный участок глаза. Казалось бы, как движения глазами (посмотрите вверх, посмотрите вниз) могут восстановить зрение - тем не менее, это так. Правда, по большей части зарядка для глаз носит профилактический характер, поддерживая зрение на надлежащем уровне

Упражнения для глаз:

«Жмурки» - необходимо крепко зажмурить глаза примерно секунд на 5, а потом их открыть.

«Бабочка» - нужно моргать глазками так, как будто бабочка машет крыльями, и делать это надо очень быстро.

«Вверх-вниз» - Необходимо смотреть сначала вверх, а потом вниз, не наклоняя головы.

«Часики» - так как в предыдущем упражнении смотрели вверх и вниз, в этом необходимо водить глазами из стороны в сторону. Повторить такое упражнение 20 раз.

«Крестики-нолики» - в данном упражнении необходимо глазами нарисовать в воздухе сначала круг по часовой стрелке, а затем против часовой. Далее надо также, одними глазами, нарисовать крестик. Провести условные две линии сначала с верхнего левого угла в нижний правый, затем с правого верхнего в левый нижний.

«Гляделки» - при выполнении этого упражнения необходимо не моргать как можно дольше, а когда все же моргнули, необходимо закрыть глаза и расслабить их.

«Массаж» - надо закрыть глаза и аккуратно пальчиками помассировать веки. «Далеко-близко» - Надо сфокусирова...





Литература.

  1. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: методические рекомендации// Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. М.: 2002.

  2. Касаткин В.Н., Чечельницкая С.М., Рачевский Е.Л. Здоровье:Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. М.: 2003.

  3. Касаткин В.Н., Паршутин И.А. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М.,2003.

  4. Мансуров С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. - М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006.

  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005

  6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Н.В.Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  7. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы(дескрипторная характеристика как база оценивания)/Под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Материалы XI Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16-17 марта 2006 года. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

  8. veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/zaryadka-dlya-glaz-dlya-shkolnikov-i-ix-roditelej/

© 2010-2022