Статья Потребитель и его права

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Холодова А.В.

ГБОУ СПО ВО «Муромский промышленно-гуманитарный техникум» (Научный руководитель- Акимова Н.В.)

ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА

Каждый из нас является потребителем товаров и услуг. И не всегда приобретённые товары или полученные услуги бывают качественными. Купили, к примеру, пылесос, а он не работает, сдали в ремонт туфли, а набойки тут же отвалились, поставили пластиковые окна, а зимой они стали обмерзать и т.д. Чтобы не испытывать разочарований и огорчений, мы должны хорошо знать свои права и уметь их защищать. Защита прав потребителей в нашей стране становится всё более актуальной. В погоне за быстрой наживой продавцы и производители нарушают права потребителей на каждом шагу.

Защита прав потребителей заключается в информировании населения о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивает торговля, производители, исполнители работ и услуг. Но в условиях рыночной экономики они часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасны для жизни и здоровья людей. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей, заставляя предприятия выпускать качественную продукцию. Такое законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяет права потребителей и механизм их реализации. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»- 07.02.1992г.№2300-І (Последние изменения в Закон о защите прав потребителей были внесены Федеральным законом от 21.12.2013 N 363-ФЗ, вступают в силу с 1 июля 2014 года) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983г. В этот день Джон Кеннеди произнёс в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал 4 постулата:

-право на информацию;

-право на безопасность;

-право на выбор;

-право быть услышанным.

Позже Всемирная организация союзов потребителей дополнила ещё 4 права:

-право на возмещение ущерба;

-право на потребительское образование;

-право на удовлетворение базовых потребностей;

-право на здоровую окружающую среду.

Если услуга оказана некачественно или вам продан товар с явными недостатками, вы вправе предъявить продавцу или исполнителя претензию в письменной форме, в которой можно изложить все свои требования в соответствии с законами. Если же исполнитель не желает выполнять добровольно все требования, вы имеете право на обращение в суд.

Гражданин становится "потребителем", приобретая товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин "прибыль" надо понимать в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который приобретает товары (работы, услуги) и использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли. Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организации и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организации и за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамер для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.). Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях). Каждый потребитель согласно статье 3 «Закона о защите прав потребителей» имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей, которое обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Сегодня трудно представить себе человека, который никогда бы не сталкивался с проблемами при покупке товара или при получении услуги. Зачастую трудности у потребителя при защите своих прав возникают из-за недостаточных знаний в области прав потребителей. Юридическая грамотность граждан, их внимательность при покупке товара, получении услуги служат гарантией надежного исполнения продавцом (исполнителем) своих обязательств перед потребителем. Чем лучше потребитель юридически подкован, тем больше у него шансов отстоять свои права и не быть обманутым.

Какими же правами обладает потребитель? Согласно законодательству потребитель имеет право на:

-качество товара и выполненной работы (оказанной услуги);

-достоверную и полную информацию о продавце (исполнителе, изготовителе);

-достоверную и полную информации о товарах (работах, услугах);

-на возмещение ущерба;

-на судебную защиту.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору имеет право потребовать:

-замены товара на товар этой же марки (модели, артикула);

-замены товара на такой же товар, другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены;

-уменьшения цены;

-незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем либо третьим лицом;

-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы.

Статистика показывает, что большинство граждан требуют расторгнуть договор и вернуть деньги, а не заменить товар или устранить его недостатки. Организации по защите прав рекомендуют решать подобные конфликты «мирным путем», т.е. находить компромисс, приемлемый для обеих сторон, и не отказываться от других возможностей, регламентированных законодательством по защите прав потребителей. Предприниматель, заинтересованный в развитии своего бизнеса, сделает все возможное, чтобы сохранить «своего» покупателя и удовлетворить его требования, а, следовательно, конфликтных ситуаций с каждым годом должно становиться все меньше.

Было выявлено в ходе исследования, что потребители не знают обо всех возможных требованиях, которые он вправе предъявить по своему выбору продавцу (изготовителю, исполнителю) в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, и в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

-о сроках предъявления требований;

-о праве на проведение экспертизы в случае спора о причинах возникновения недостатков в товаре (выполненной работе), о разнице между проверкой качества и экспертизой;

-о праве получения аналогичного товара на период ремонта или замены товара (если на замену требуется более 7 дней), а так же о Перечне товаров, на которое это требование не распространяется;

-как предъявлять свои требования продавцу (изготовителю, исполнителю) в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, и в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

-в какие органы обращаться для защиты своих прав потребителя;

-как подать иск в суд и т.д.

Сегодня суд требует грамотного истца. Люди часто страдают от собственного незнания, неумения использовать закон и данные им права. В современном законодательстве поменялись и требования к представлению доказательств в суде. Статьи 56 и 57 Гражданского кодекса РФ говорят о том, что доказательства должны предоставлять те стороны, которые на них ссылаются. Раньше суду разрешалось в интересах гражданина (так как он до конца не может знать каких-то нюансов) задавать дополнительные наводящие вопросы. Сегодня это категорически запрещено, суд строится по европейской модели, где две стороны равны в гражданском процессе. Судья только выслушивает доводы и доказательства обеих сторон, задает уточняющие вопросы и выносит свое решение. Ошибки, которые допускают потребители при обращении в суд: нет договора на работу, услугу, отсутствие экспертизы. Важно помнить, что отсутствие товарного или кассового чека не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований потребителя! В случае если экспертиза истцом не произведена, суд может своей властью проверить качество товара или услуги и потом обязать проигравшую сторону оплатить услуги эксперта. Но некоторые экспертные организации требуют предварительной оплаты. Стоимость ее достаточно велика. Но если уже было обращение в суд, то обязаны оплатить экспертизу. Доказав, что товар некачественный, истец получает возмещение расходов на экспертизу от ответчика.

Новизна и практическая значимость работы обусловлены тем, что в ней представлены конкретные меры по разъяснению и пропаганде знаний в сфере потребительского образования.

При изучении темы поставлены цели:

-доказать через исследование необходимость правовых знаний в области защиты прав потребителей в повседневной жизни обучающихся, поскольку они позволят защитить жизнь, здоровье, имущество обучающихся и их семей;

-выявить группы, количество обучающихся, обладающих / не обладающих знаниями о защите прав потребителей;

-провести ряд мероприятий по пропаганде знаний по защите прав потребителей среди обучающихся (анкетирование, беседы, классные часы).

Для достижения целей применялись различные методы:

-метод интервьюирования (беседы, анкетирование) ;

-исследовательский метод (изучение литературы, периодической печати, Интернет);

-статистические методы.

Анализ статистических данных показал, что с 2012 по 2014 годы в Роспотребнадзор по Владимирской области, в отдел защиты прав потребителей администрации округа Муром растет количество письменных жалоб от потребителей, в 2 раза повысилось желание граждан отстаивать свои права. Большую часть занимают обращения связанные со сферой торговли. Рейтинги возглавляют споры, связанные со сложной бытовой техникой. Реже со стройматериалами, некачественной обувью и т.д. Зав. отделом Лебедева И.В. в одном из интервью призывает ориентироваться на товары, которые имеют длительный гарантийный срок. Тогда в случае поломки, экспертиза проводится за счёт продавца. Не менее важно быть внимательным при заключении договора на установку стеклопакетов, дверей. Как, правило, люди, не задумываясь соглашаются на условия, навязанные продавцом.

Анкетирование обучающихся ГБОУ СПО ВО «МПГТ» показало, что не все обучающиеся знакомы с Законом о защите прав потребителей, не слышали об Отделе защиты прав потребителей г.Мурома, не имеют достаточных потребительских знаний. Поэтому эта проблема в нашей образовательной организации актуальна, т.к. она готовит специалистов в сфере торговли, которым необходимо знать Закон о защите прав потребителей, Правила торговли, права и обязанности потребителей. В связи с этим были проведены мероприятия по пропаганде знаний по защите прав потребителей среди обучающихся (классные часы, оформлен стенд «15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей», встречи с работниками Отдела по защите прав потребителей г. Мурома, разработана и распространена в техникуме «Памятка- рекомендация по защите прав потребителей при приобретении товаров (работ, услуг»).

Помни:

-при покупке товара необходимо внимательно его осмотреть и проверить наличие информации о товаре, его изготовителе.

-проверить наличие гарантийного талона и срока годности.

-требования лучше оформлять в письменной форме в виде претензии, которая составляется в 2-х экземплярах (для продавца и потребителя), с приложением копий документов, подтверждающих договорные отношения.

-если требования не удовлетворены, то необходимо произвести экспертизу и обратиться в суд.

-при заказе работы договор необходимо оформлять в письменной форме, включив в него все существенные условия: сроки исполнения, эскизы, размеры, цвет и т.д.

-отсутствие письменного договора может привести к тому, что потребитель не получит желаемого результата, а так же он может столкнуться с изменением сроков исполнения работы. Кроме того, отсутствие письменного договора лишает потребителя возможности получить неустойку за нарушение сроков исполнения работы или оказания услуги.

-при приемке выполненной работы необходимо ее внимательно осмотреть, в акте о приемке работы указать свои замечания по поводу качества выполненной работы, а затем только его подписывать.

-прядок предъявления требований при нарушении прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг) применяется тот же, что и при покупке товаров и др.

Потребитель всегда прав - эта аксиома проверена временем. Нужно лишь уметь отстаивать свои права, если они нарушены!

Список литературы

1.Закон Российской Федерации « О защите прав потребителей»№ 2300-I.-О-11 Москва: Проспект,2014.-32с.

2 Основы потребительских знаний: учебник / под ред. Кузнецовой Е. - М.: ВИНИТИ, 1997. Томилов В.В. Культура предпринимательства: учеб. пособие.

3.Сайты интернета:

- murom-tv.ru

- selyanin…prav-potrebitelej

- consultant.ru

-33.rospotrebnadzor.ru


5

© 2010-2022