Статья для родителей Использование здоровьесберегающих технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».


Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования.

Сохранение и укрепление здоровья детей важно для всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения и воспитания ребенка в ДОУ(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
    возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
    гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
    возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный
    двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Музыкотерапия

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают.

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных нарушений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний (заболеваний нашего организма, вызванных психологическими или психическими проблемами), отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях (проблемах в общении).

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус головы коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание.

Цель занятий с использованием музыкотерапии:

  • создание положительного эмоционального фона;

  • снятие фактора тревожности;

  • стимуляция двигательных функций;

  • развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление);

  • развитие способностей;

  • растормаживание речевой функции.

Песочная терапия

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

Реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, заучивание небольших текстов (стихотворений, загадок), пересказ всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр во время песочной терапии упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. В песочной игре ребенок и логопед легко обмениваются идеями, мыслят чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Особенно хорошо подходит этот метод для тех детей, которые по какой-либо причине (психологической, поведенческой и др.) отказываются выполнять данные им задания.

Использование песочной терапии на логопедических занятиях помогает в работе с любыми темами, например: игры на развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, связной речи, по развитию грамматического строя речи, во время обучения чтению и письму, во время работы над разнообразными понятиями.

Дыхательная гимнастика

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию, нарушение одной из них отразится на деятельности других органов.

Работой по восстановлению и развитию этой важной функции занимались многое авторы (А. Г. Ипполитова, Е. Л. Пеллингер, А. Н. Стрельникова, М. Норбеков и др.). Ими были разработаны различные методики, суть которых заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды.

Этапы работы по развитию дыхания

1 этап - формирование правильного неречевого дыхания.

2 этап - развитие диафрагмально-релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы.

3 этап - развитие речевого дыхания. Работу на данном этапе проводят без использования оборудования, только на речевом материале.

Логоритмика

Логопедическая ритмика одно из эффективных средств воздействия на обучение детей с речевой патологией.

Главная задача в логопедической ритмике - улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне.

Чем выше двигательная активность, тем интенсивнее развивается его речь.

Все навыки, полученные на логоритмических занятиях закрепляются на речевом материале.

При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:

  • вид речевого нарушения;

  • возрастные и индивидуальные особенности;

  • последовательность и усвоение заданий.

Рисуночная терапия

Терапия рисунком, используется для коррекции психосоматических нарушений. Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой творческий потенциал, изменить самооценку и отношения с окружающим миром. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций, кроме этого, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.

Сказкотерапия

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, АК Менегетти) и российскими ( Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, М. Осорина, Т. Зинкевич-Евстигнеева) учеными. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет. Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.

Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие - как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность. Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда - так окружить его сказкой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой- исправлением недостатков речи.

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая (артикуляторная) гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений.

Целительные звуки

Валеологический подход к решению логопедических задач предполагает введение в практику речевых занятий упражнений направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примером может служить использование известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определённого органа или группы органов. Кроме того, при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти представление об определённом цвете и температурно-тактильном ощущении. Звуки произносятся на длинном выдохе в установленном порядке:

звук орган цвет ощущение

с-с-с-с лёгкие белый сухой холод

чу-у-у-у почки голубой влажная прохлада

ш-ш-ш печень светло-зелёный свежий весенний ветер

ха-а-а-а сердце красный жара

ху-у-у-у селезёнка жёлтый тёплая влага

хи-и-и-и - тройной обогреватель: сердце и лёгкие; селезёнка и желудок; печень, почки, кишечник и мочевой пузырь.

Ветер воздуха вдохнул Незабудки увидал,

Разом облако надул. «Чудо, чудо», - он сказал.

С-с-с-с. Чу-у-у-у.

Зеленеют камыши, Раскачаю красный мак!

Пошуршу в них: Ха-ха-ха, вот так, вот так!

Ш-ш-ш-ш. Ха-а-а-а.

Пошепчу я на ухо Вместе с солнцем и дождём

Жёлтому подсолнуху! В небе радугу зажжём!

Ху-у-у-у. «Хи-хи-хи, - смеётся дождь,-

От меня ты не уйдёшь!» Хи-и-и-и.

Ароматерапия

Народный опыт и исследования учёных доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Ароматы лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют состояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают нервную систему и повышают работоспособность.

Эфирные масла: мяты, лаванды, ромашки, валерианы, тимьяна, фенхеля, мелиссы прекрасно успокаивают перевозбужденную нервную систему и успешно применяются в работе с гиперактивными детьми. Эфирные масла: базилика, кориандра, дягиля, из кожуры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта обладают тонизирующим эффектом.

Для того, чтобы проверить, подходит ли ребенку то или иное масло, достаточно втереть несколько капель в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц. Вдыхание ароматических веществ благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, тем самым стимулируется активность дыхательного центра, что способствует нормализации соотношения вдоха и выдоха.

Мнемотехника

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу. Детям с моторной алалией на занятиях по связной речи предлагаются мнемодорожки в которых окошки открываются постепенно, чтобы не отвлекать внимание.

В таблицах и мнемодорожках используются символы - рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.

Например:

  • Знак вопроса. Дети называют предмет или объект.

  • Цвет. Дети рассказывают о цвете предмета по нарисованным цветовым пятнам.

  • Человек. Дошкольник объясняет, для чего этот объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. И так далее.

Массаж

Массаж - это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, покалачивания, надавливания. Значительная роль массажу принадлежит в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д. в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему. Улучшаются кровообращение, обменные процессы в нервной ткани.

Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкенезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.

Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, возникает чувство приятного тепла.

Виды массажа:

  • общий

  • точечный

  • артикуляционный

  • массаж кистей и стоп

  • плантарный массаж

  • аурикулярный массаж

  • массаж волосистой части головы

  • массаж профессора Ауглина

СУ - ДЖОК - терапия

Метод терапии су-джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Су-джок - это не знахарство и не целительская практика, это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность.

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления теп

Пальчиковая гимнастика

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение рук. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи.

Глинотерапия

Глинотерапия - это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический характер.

Глина - это чудесный медиум. Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить - после работы ее можно смести со столов, как пыль. В-третьих, глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать - снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.

Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.

Вывод: Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

При проведении оздоровительных мероприятий должны быть усилены их психолого-педагогические аспекты. Это предполагает воспитание у детей осознанного отношения к своему здоровью и выработку автоматизированных навыков заботы о своем теле.

© 2010-2022