• Преподавателю
  • Другое
  • Общепедагогические технологии. Определение основополагающего обучения: выбор форм, методов и средств обучения в лаборатории

Общепедагогические технологии. Определение основополагающего обучения: выбор форм, методов и средств обучения в лаборатории

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии .

Педагогические технологии имеют два источника. Первый источник - производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему "человек - техника - цель". В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.

Второй источник - сама педагогика. Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством", ставил проблемы разработки "педагогической техники". Он отмечал: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди ... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка".

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, акад. В. Монахов приводит 10 определений, проф. В. Башарин - 8 и т.д.). С точки зрения В. Беспалько, Б. Блума, В. Журавлева, М. Кларина, Г. Моревой, В. Монахова и других, педагогическая технология (или более узко - технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос "как учить" с одним существенным дополнением "как учить результативно".

В своей работе я пытаюсь использовать различные педагогические технологии, выбирая те которые более приемлемы к конкретном группе обучающихся, а иногда и каждого ученика. Так на протяжении нескольких лет я изучала методику А.Ривина. Эта технология основана на коллективном способе обучения . Обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Это помогает сплотить группу, почувствовать заинтересованность более сильных учащихся в более полном объеме изучить тему, выделить главное и обучить этому сокурсника. Тот в свою очередь, пытаясь усвоить главное, проговаривает материал, что является повторением для первого учащегося. При изучении методической литературы мною было выяснено, что похожие технологии разрабатывали

В. Дьяченко, А. Соколов, Н. Суртаева и др., это позволило мне ознакомиться более подробно с данной технологией и внести свои коррективы в учебный процесс и методику использования технологии Ривина.

Не малую роль в процессе обучения играет и вопрос воспитания личности и индивидуального подхода к каждому учащемуся. К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.). Так при изучении или повторении темы мною часто используются материалы электронных носителей, что в значительной мере облегчает процесс обучению и вызывает большой интерес у учащихся с разным уровнем усвоения материала. Так учащиеся имеющие хорошие навыки пользования компьютером изучают материал самостоятельно, имеют возможность воспользоваться дополнительным материалом и в качестве поощрения воспользоваться игровыми программами по темам. Учащиеся имеющие минимальные навыки работают медленнее, нуждаются в помощи учителя или используя первую технология помощь сокурсника. Со временем чувство соперничества «кто быстрее» перерастает в сотрудничество, так как при более полном усвоении материала в течении отведенного времени, появляется возможность продолжить использовать тот или иной вариант обучения с использованием информационных технологий (электронные учебники, слайды, обучающие игры, видеоматериал, тестовые задания и т.д) Выполнение заданий в электронном виде (кроссвордов, схем, составление резюме) превращается в творческую работу и позволяет расширить и закрепить полученные знания и умения не только по изучаемому предмету, но и по информатики.

Немаловажную роль играют и игровые моменты. Так в виде игры может быть построен весь урок, его часть или включены несколько моментов. Изучая материал по использованию игровой технологии я использую игровые моменты из Казахстано-Германского проекта «Профессиональная педагогика», особенно на уроках «Профессиональной этики» по ассоциативному восприятию, формам общения и т.д.

несколькими педагогами.

Для проведения уроков использую технологию «Интегрированный урок». В проведении интегрированного урока принимают участие несколько преподавателей. Технология внедрения уроков разработана на среднем уровне и предполагает основательную подготовку со стороны педагогов. Качественно подготовленные и проведенные интегрированные уроки способствуют формированию у учащихся убежденности в связи предметов, способствуют развитию познавательного интереса.

Подводя итоги рассмотрения понятия "педагогическая технология", отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.

Таким образом, "педагогическая технология" является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, креативность" (Е.Ф. Широкова).

Методика подготовки и проведения интегрированного урока

Подготовительный этап.

- Определение смежного предмета (предметов).

- Выбор темы урока, постановка целей.

- Определение содержания урока.

- Подбор знаний и тем сообщений для учащихся.

- Определение форм, методов и средств обучения, позволяющих наиболее эффективно решать задачи урока.

При записи плана и хода урока рекомендуется использовать технологическую карту.

Основной этап. Проведение интегрированного урока.

Заключительный этап. Анализ интегрированного урока.

Схема анализа интегрированного урока

1 вариант анализа.

1.Сочетаемость и сочетание дисциплин в процессе интеграции.

2.Направление: создание блока периодически повторяемых уроков.

3.Стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

4.Уровень новизны. Формирование целостного взгляда предмет.

5.Спонтанное осуществление или результат тщательно подготовки преподавателя и ученика:

- какую самостоятельную работу выполнили ученики до урока;

- цель работы, ее характер, объем;

- облегчил ли урок условия обучения учащихся или затруднил их.

6.Форма урока, виды деятельности ученика и учителя: ра­зумны ли, ведут ли к поставленной цели?

7.Сотрудничество учителей:

- органичность;

- единство проблем и содержания;

- противоречия.

8.Результаты деятельности учащихся:

- создание единого представления о проблеме;

- широта кругозора;

- культура суждений, их аргументация;

- степень убежденности в итогах обсуждения единой проблемы.

Так как основная моя должность это мастер производственного обучения, то иногда я провожу не просто интегрированные уроки, но и бинарные, где имеет связь предмета «Товароведение пищевых продуктов» с уроками производственного обучения

Первые бинарные уроки в профессиональной школе проводились ещё в 1987 году и являлись экспериментом.

Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, взаимообусловленная деятельность преподавания и учения можно выделить в три уровня:

Общепедагогические технологии. Определение основополагающего обучения: выбор форм, методов и средств обучения в лаборатории



Обратите внимание, все эти этапы связаны между собой образуя целостную психолого-педагогическую систему.

Проведение бинарных уроков позволяет перенести теоретический курс специальных дисциплин в учебные мастерские, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, научно обоснованной производственной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебно - производственной деятельности. То есть мы не услышим из уст учащихся, что преподаватель объяснил им этот вопрос так, на уроке производственного обучения - иначе.

Благодаря этому активнее протекает восприятие учебного материала, острее становятся наблюдения, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных производственных ситуациях, в условиях, когда требуется оперативно и взвешенно принять единственно правильное решение.

Главными вопросами профтехобразования были и есть вопросы усиления политехнической подготовки учащегося, развитие его профессиональной мобильности, способности адаптироваться в современных экономических условиях, быть вовлечённым в общественную жизнь своей страны. Поэтому бинарная модель обучения - важное средство реализации межпредметных связей и принципа политехнизма, так же является интегрированным средством, помогающим разрешать многие задачи и пренебрегать им нельзя.

При проведение бинарных уроков реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие:

Профессиональная направленность (когда содержание учебного материала имеет профессионально-техническую направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов. например: физики и информатики, материаловедения и спец.технологии, спец.технологии и производственного обучения и других сочетаний);

Политехнизм (когда учащиеся ориентируются на применении е тех или иных знаний по тем или иным предметам в производственной деятельности). В бинарных уроках большой акцент делается на единстве эмпирического (наблюдаемого) знания с теоретическим, его осмысливанием. Методика бинарного урока, проводимого мною, отличается от методики традиционного тем, что преподаватель и мастер производственного обучения , это одно лицо и урок ведется одновременно, когда теоретическая часть плавно переходит в практическую, закрепляя полученные знания.

Организация и проведение интегрированных уроков


Интеграция в современном обществе объяс­няет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготов­ленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных, хорошо подготовленных специали­стов.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

  • способствуют повышению мотивации учения, форми­рованию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с несколь­ких сторон;

  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравни­вать, обобщать, делать, выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, пере­грузку;

  • не только углубляют представление о предмете, рас­ширяют кругозор, но и способствуют формированию разно­сторонне развитой, гармонически и интеллектуально разви­той личности;

  • интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют оп­ределенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах,

  • интегрированные уроки позволяют систематизировать знания,

  • формируют в большей степени умении и навыки ,

  • способствуют росту профессионального мастерства преподавателя, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.

Закономерности интегрированного урока:

  • весь урок подчинен авторскому замыслу, урок объеди­няется основной мыслью (стержень урока);

  • урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся логикоструктурной зависимости;

  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

- цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность. Связанность структуры достигается последо­вательно, но не исключает параллельную связь (в первом
случае соблюдается очередность действий, во втором вы­полняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в кото­ром, с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими, соотношение изу­ченного и изучаемого, соединение отдельных зачетов в од­но общее, предупреждение недочетов.

Методы интегрированного обучения

1 - активное использование знаний, полученных на уро­ках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);

  1. - рассмотрение комплексных проблем, которые по са­мой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов ;

3 - исследовательский метод (учащиеся самостоятель­но сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения).

При организации и планировании таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

- в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрирован­ного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходи­мы для ее реализации. Проведение интегрированного урока двумя учителями требует их психологической совместимо­сти, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций;

- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При пла­нировании требуется тщательное определение оптималь­ной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;

- при проведении интегрированного урока преподавателями (ведущими разные предметы) требуется тщательная коор­динация действий.

Интегрированные уроки призваны расширить знания учащихся по определенным темам. Они совершенствуют структуру межпредметных связей и помогают повысить вос­питательную эффективность урока, ломают сложившуюся диспропорцию между интеллектуальным и эмоциональным познанием, соотношением логики и эмоций.

Классификация интегрированных уроков

Одно из направлений совершенствования учебного про­цесса в современной профессиональной школе - проведение уроков, выходящих за рамки одного предмета.

Практический опыт преподавателей дают возможность определить:

- интеграцию как педагогическое явление, имеющее общую основу, в центре которой - личность, ее отношение к человеку, истории, обществу, природе и вытекающие из этих отношений сложные многообразные региональные, национальные, общечеловеческие связи;

- интеграцию как педагогическое творчество, новый качественный уровень подготовки к уроку учителя и верный путь в обучении и воспитании.

Интегрированные уроки могут классифицировать по-разному: в зависимости от вида интеграции, интегрирующего фактора, способствующего объединению и взаимодействию учебных дисциплин.

В зависимости от степени перекрывания предметных областей по своему содержанию интегрированные уроки могут быть:

- на базе одной дисциплины, другая же дисциплин (может быть как из той же, так и из другой образовательных областей) выступает в роли вспомогательной;

- уроки, в которых вклад дисциплин из одной образовательной области одинаков;

- интегрированные уроки, на которых последующая учебная тема вытекает из предыдущей. Для этого типа ин­теграции характерна высокая степень взаимообусловлен­ности и соподчиненности её элементов.

В практике работы современной профшколы часто используется понятие бинарный урок - урок, в котором участвуют не­сколько, обычно двое, учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать взаимосвязь предметов.

Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимо­обусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Формы урока могут быть различны, но в каждом долж­но быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» (И. Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от приро­ды проявления творческой активности учителя.

Форма урока

Виды

Сущность

Интегриро­ванный урок

По содержа­нию.

- на базе одной дисциплины, другая же дисциплина (может быть как из той же, так и из другой образовательных областей) выступает в роли вспомогательной;

- уроки, в которых вклад дисциплин из одной образовательной области одина­ков;

- уроки, на которых учебные дисциплины группируются вокруг определенной учебной проблемы, законов развития природы, понятий и т.д.;

- интегрированные уроки, на которых последующая учебная тема вытекает из предыдущей. Для этого типа интеграции характерна высокая степень взаимообу­словленности и соподчиненности ее эле­ментов.

Бинарный урок

-

Урок, в котором участвуют несколько, обычно двое, учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать их взаимосвязь; материал предметов скла­дывается чисто автоматически. На интег­рированном уроке происходит концепту­альное объединение сходных нескольких предметов для углубленного изучения научной проблемы. В этом его отличие от урока бинарного, где материал двух предметов складывается чисто автомати­чески.

Урок с ис­пользовани­ем межпред­метных свя­зей

По способу организации: фрагментар­ные, «узло­вые», синтези­рованные.

- конструирование и проведение урока двумя или более учителями разных дис­циплин; - одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисцип­линам; - создание на этой основе интегрирован­ных тем, разделов и уроков. В урок эпизодически включается матери­ал других предметов, но при этом сохра­няется самостоятельность предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

Фрагментарны уроки с элементами МПС

Раскрытие частных вопросов темы урока.

«Узловые»

Включают МПС в качестве органической составной части всего содержания темы.

«Синтезированные»

Специально организуемые, повторительно-обобщающие, которые концентрируют знания учащихся из разных предметов с целью раскрытия всеобщих законов и принципов.

Уроки с реали­зацией вторич­ных (третичных) МПС

Деятельность учащихся по нахождению и применению знаний из других предметов носит более самостоятельный характер и ориентируется на поисковые виды деятельности

Отдельные уроки на ос­нове инте­грации

Из содержания предметов берутся только те сведения, которые определены общей целью. Этапы урока располагаются в традиционной последовательности, но отличаются связью с содержанием изучаемых знаний.

Различные типы органи­зации про­цесса обучения.

Интегрирован­ные курсы

  1. Это интегрированные уроки, которые проводятся в системе. Но в них включа­ются дополнительные игровые формы, проблемные ситуации.

  2. Интегрированный курс характеризуется блоковой подачей материала, но более высокого порядка. 3. Курс может выстраиваться на объединении нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий и реализовываться в классно-урочной форме обучения.

Система орга­низационных форм учебных занятий

- уроки освоения новых знаний и алго­ритмов;

- эвристические беседы;

- уроки в форме проблемного приложения знаний на основе познавательной про­блемы;

- уроки самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;

- проблемные уроки;

- уроки с элементами ролевой игры- диа­лога;

- уроки освоения новых знаний с элемен­тами обсуждения опережающих познава­тельных заданий;

- уроки в форме проблемно-дидактиче­ских игр;

- уроки освоения новых знаний в форме

сопоставительного анализа;

- интегрированные уроки по межпредмет­ной проблематике.

Методика подготовки и проведения интегрированного урока

Подготовительный этап.

- Определение смежного предмета (предметов).

- Выбор темы урока, постановка целей.

- Определение содержания урока.

- Подбор знаний и тем сообщений для учащихся.

- Определение форм, методов и средств обучения, позволяющих наиболее эффективно решать задачи урока.

При записи плана и хода урока рекомендуется использовать технологическую карту.

Основной этап. Проведение интегрированного урока.

Заключительный этап. Анализ интегрированного урока.

Схема анализа интегрированного урока

1 вариант анализа.

1.Сочетаемость и сочетание дисциплин в процессе интеграции.

2.Направление: создание блока периодически повторяемых уроков.

3.Стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

4.Уровень новизны. Формирование целостного взгляда предмет.

5.Спонтанное осуществление или результат тщательно подготовки преподавателя и ученика:

- какую самостоятельную работу выполнили ученики до урока;

- цель работы, ее характер, объем;

- облегчил ли урок условия обучения учащихся или затруднил их.

6.Форма урока, виды деятельности ученика и учителя: ра­зумны ли, ведут ли к поставленной цели?

7.Сотрудничество учителей:

- органичность;

- единство проблем и содержания;

- противоречия.

8.Результаты деятельности учащихся:

- создание единого представления о проблеме;

- широта кругозора;

- культура суждений, их аргументация;

- степень убежденности в итогах обсуждения единой проблемы.

2 вариант анализа.

1 Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, клас­сических и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?

3. Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегрированных уроков?

  1. Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или на уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от парал­лельного соединения материала к целостной новой струк­туре?

  2. Тема урока, проблема, цель. Уровень новизны. Дос­тигнута ли систематизация знаний учащихся, формирова­ние целостного взгляда на предмет?

6. Деятельность преподавателя и учеников по подготовке к уро­ку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу ученики должны выполнить до урока: ее цель, объем, характер? Облегчают ли эти уро­ки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь?

7. Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности преподавателя и учеников. Разумно ли они сочета­йся, ведут ли к поставленной цели?

8. Сотрудничество преподавателей на уроке. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-либо «одеяло на себя». Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных и уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное представление по проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация, степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи» эмоциональная вовлеченность в проблему.






Литература:

1. Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 6.: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руков. учебных заведений, студентов пед. учебн. заведен.-Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008.

2. Сухаревская У.Ю. Технология интегрированного урока. «Учитель», 2003.

3. Э.Д. Шантина. Интеграция как фактор развития учащихся в процесссе обучения и воспитания.Журнал «Образование в современной школе», №2, 2006, с.17.


© 2010-2022