• Преподавателю
  • Другое
  • Дистанционное обучение в профессиональном образовании: проблемы и перспективы реализации

Дистанционное обучение в профессиональном образовании: проблемы и перспективы реализации

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Козлова Елена Ивановна

ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум

энергетики и электронной техники

имени А.И. Полежаева», г. Саранск

преподаватель специальных дисциплин

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Модернизация системы профессионального образования является необходимым условием для динамичного роста и социального развития общества. В условиях формирования инновационной экономики к системе профессионального образования предъявляют такие требования, как постоянное обновление технологий, ускоренное освоение инноваций, быстрая адаптация к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. В связи с этим возможность получения качественного профессионального образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Различные исследования и анализ качества выпускников профессиональных образовательных организаций показал, что традиционная система образования, основанная на усвоении знаний, передаваемых от преподавателей к студентам, перестала отвечать требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов. Согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Правительством РФ, активное внедрение различных форм предоставления услуг образовательными организациями может обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала. В этой связи активно развиваются инновационные образовательные модели, среди которых наиболее востребованной является дистанционная модель образования.

Очевидное достоинство дистанционного образования заключается в том, что оно позволяет построить практически для каждого обучающегося свою индивидуальную траекторию образования, успешно пройти ее, обращаясь к созданной информационной среде, удовлетворить свои личные потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно.

Профессиональные образовательные организации активно внедряют элементы дистанционного образования на очной и заочной формах обучения, курсах повышения квалификации и переподготовки кадров, а также при реализации концепции непрерывного профессионального образования.

Преимущества дистанционной формы обучения очевидны:

- внедрение и реализация личностно-ориентированного обучения и компетентностного подхода в образовании;

- гибкость и доступность, т.е. возможность получать образование для всех категорий населения;

- совмещение образовательной и профессиональной деятельности, а также возможность параллельного обучения в различных профессиональных образовательных организациях;

- развитие и воспитание личности посредством активных педагогических методов самореализации студента;

- формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы;

снижение затрат на подготовку специалиста.

Опрос, проведенный среди студентов ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники им. А.И. Полежаева», показал, что только 36,3% опрошенных хотели бы получить профессиональное образование дистанционно, 58,8% придерживаются традиционных моделей обучения, а 4,9% - не видят разницы между дистанционной и заочной формами обучения, поэтому затрудняются сделать выбор.

Основными причинами выбора данной технологии обучения стали:

а) экономия времени и средств - 33,3%;

б) возможность обучения без отрыва от работы - 21,2%;

в) возможность самостоятельного распределения учебной нагрузки - 6,7%;

г) доступность обучения - 12,2%;

д) возможность получения образования в любой образовательной организации РФ - 26,6%.

Мнения противников дистанционного обучения разделились следующим образом:

а) дистанционная модель менее эффективна и непродумана - 38,9%;

б) дистанционная модель не является узаконенной формой образования, поэтому диплом не имеет юридической силы - 14,7%;

в) дипломы, полученные очно или заочно котируются выше, чем полученные дистанционно - 46,4%.

Сомнения участников анкетирования относительно получения образования дистанционно подтверждают и многочисленные исследования, в результате которых был выявлен ряд проблем сетевого обучения:

- качество и структура дистанционных учебных курсов в настоящее время уступают традиционным формам обучения;

- эффективность дистанционного обучения напрямую зависит от преподавателей, которые ведут работу с обучающимися в сети Интернет;

- большинство обучающихся лучше воспринимают информацию при непосредственном общении, а не при использовании технических посредников;

- отсутствует стандарт организации и проведения оценки знаний обучающихся дистанционно;

- современные технические средства обучения требуют высоких вложений в техническое и программное оснащение.

Существуют и другие проблемы развития системы дистанционного обучения: сетевые курсы не всегда отражают специфику авторского интеллектуально-эмоционального опыта, личностного знания преподавателя (отсюда возникает вопрос о том, как обеспечить уникальность курса); не разработаны механизмы экспертизы и сертификации сетевых курсов. Таким образом, дистанционное обучение как самая дешевая и массовая в мире форма обучения пока остается элитарной образовательной технологией в России.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо предпринять ряд действий:

- усовершенствовать подготовку педагогов, вовлеченных инновационных процесс;

- вести подготовку консультантов и администраторов площадок дистанционного обучения, не только понимающих сущность, методику и дидактические особенности технологии, но и способных помочь преодолевать психологических барьер, связанный с компьютерными технологиями;

- создать нормативно-правовую базу оценки знаний учащихся;

- проводить тренинги «обучение в сотрудничестве», знакомить студентов с приемами групповой работы в сети, учить работать в открытых ресурсах коллективного пользования - чатах, форумах;

- мотивировать учебную деятельность студентов, побуждая их к активной познавательной деятельности;

- расширять интерактивные возможности сетевых курсов.

Литература

  1. Желудкова Л. И. Дистанционное образование как инновационная форма обучения / Л. И. Желудкова, Т. А. Высочина // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 35-37.

  2. Покушалова Л. В. Дистанционное обучение - «образование для всех» и «образование через всю жизнь» / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 154-156.

  3. Токмянин В. В. Дистанционное образование: зависимость качества от формы обучения / В. В. Токмянин // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 370-372.

  4. Шилова Л.И. Дистанционное обучение - проблемы и перспективы развития в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] - М.: relarn.ru, 2010. - Режим доступа: relarn.ru/conf/section4/4_29.html

© 2010-2022