Презентация и доклад на тему Компьютер - вред или польза?

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Компьютер: вред или польза?»

Еще совсем недавно такая техника была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания. Причем, молодежь и даже дети раннего школьного возраста владеют всеми премудростями обращения с компьютером и навигацией в Интернете порой гораздо лучше, чем взрослые.

Но нельзя не замечать того, что несмотря на весь тот вклад, который сделала компьютерная техника в развитие цивилизации, она оставила "тёмный" отпечаток на здоровье человека.

Польза от работы с компьютером

1.Во-первых, занятия на компьютере - это прежде всего игра. И то, что не очень интересно для ребенка само по себе, становится крайне привлекательным на экране монитора. Таким образом, для ребенка, обучающегося с помощью компьютерных программ, создается дополнительная мотивация - игровая.

Компьютерные игры развивают у ребенка:

• быстроту реакции;

• мелкую моторику рук;

• визуальное восприятие объектов;

• память и внимание;

• логическое мышление;

• зрительно-моторную координацию;

Компьютерные игры учат ребенка:

• классифицировать и обобщать;

• аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

• добиваться своей цели;

• совершенствовать интеллектуальные навыки.

2. В процессе занятий на компьютере у ребенка улучшаются память и внимание. Ведь детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, а компьютерные программы придают усваиваемому материалу недостающую ему яркость и значимость, что не только ускоряет запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

3. Работая на компьютере, ребенок усваивает новый, более простой и быстрый способ получения и переработки информации. А это умение ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, глубже осознать новый материал.

4.Любое занятие на компьютере предполагает множественные и осмысленные нажатия, как на клавиши клавиатуры, так и кнопки мыши, в сочетании со зрительной функцией, а это воздействует положительно на развитие мелкой моторики, и конечно же, на развитие зрительно-моторной координации.

5.Специалисты и психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление.

6.Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. Разумеется, что положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Например, одни дети быстрее изучают языки, а другие начинают замечательно рисовать или осваивают музыкальные программы.

7.Большая часть работы за компьютером связана с созданием текстовых документов. Сейчас многие используют компьютер дома в качестве пишущей машинки. При подготовке к урокам компьютер может сэкономить много сил и времени. Использование различных шаблонов позволяет не набирать многократно одни и те же тексты, а только редактировать их. Понятно, что функция повторения является главным удобством.

Компьютер в паре с телефоном приобретает новое качество, превращаясь разом в почту и факс. Электронная почта - самый удобный, дешёвый и быстрый способ связи. Если время доставки обычного письма исчисляется днями, а то и неделями, то электронного - минутами. Это ещё один «плюс» компьютера.

Самым существенным достоинством компьютера является возможность выхода в Интернет - предоставление доступа к разнообразным информационным ресурсам. Многие используют Интернет с образовательными, культурными целями. В нём существует множество электронных библиотек, энциклопедические издания.

Если бы мы выступали с докладом в те времена, когда не было компьютеров, пришлось бы рисовать фломастером схемы, графики на больших ватманах. Сейчас же это сопровождается электронной презентацией из слайдов. Это тоже «плюс» компьютера.

На компьютере с помощью специальных программ можно смонтировать довольно короткий, но яркий видеофильм.


Компьютер при наличии специальных программ, в состоянии стать универсальным музыкальным инструментом - мощным синтезатором.


Мы тоже используем на занятиях информационно-компьютерные технологии и детям это нравится. Такие уроки интересны.


Вред от работы с компьютером


1.Вредно для зрения.

Одной из основных особенностей является иной принцип чтения информации, чем при обычном чтении. При обычном чтении текст на бумаге, расположенный горизонтально на столе, считывается с наклоненной головой при падении светового потока на текст. При работе на компьютере читаем, почти не наклоняя голову, глаза смотрят прямо или почти прямо. Мы смотрим непосредственно на источник света, что вынуждает глаза и орган зрения в целом работать в несвойственном ему стрессовом режиме длительное время.

Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как вынуждены часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные.

Мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения.

При работе с компьютером частота моргания глазами снижается примерно втрое, из-за чего возникает частичное высыхание пленки слезной жидкости, являющееся причиной развития так называемого синдрома сухого глаза - это наиболее часто встречающееся заболевание людей, работающих за компьютером. Усталость, светобоязнь, резь, ощущение соринки в глазу, сопровождающееся зудом, жжением, раздражением и покраснением глаз, - все это симптомы синдрома сухого глаза. Высыхание слезной пленки снижает остроту зрения примерно на 0,5 диоптрий. У взрослых из-за перенапряжения глаз чаще всего развивается спазм аккомодации - ложная близорукость, а у детей «общение» с монитором приводит к истинной близорукости, которая с возрастом прогрессирует.

2.Вредно для позвоночника.

Работая за компьютером, вы длительное время сидите в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию её же, на других группах мышц. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а поскольку обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, соответственно он тоже нарушается, в итоге происходит деградация (разрушение) межпозвонковых дисков - остеохондроз. Стоит так же заметить, что в положении сидя нагрузка на межпозвоковые диски намного больше, чем в положении стоя или лёжа. Таким образом, все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах, в зависимости от её локализации. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника (сколиозу).

3.Вредно для кистей рук.

Покалывание, онемение, дрожь в пальцах рук, боль в запястье правой руки, управлявшей мышкой, - это не признаки переутомления или результат долгой работы. Все это - симптомы так называемого туннельного синдрома запястья, который сегодня встречается у большинства людей, работающих за компьютером. Длительные однообразные движения кистями и пальцами рук, а также их неправильное положение во время работы приводят к постоянному возникновению микротравм сосудисто-нервного пучка и окружающих тканей, что вызывает сдавливание нерва. При работе за компьютером нагрузка приходится не на всю руку, а на определенные мышцы, которые сначала гипертрофируются, а потом зажимают нерв. Нерв оказывается в ловушке - внутри него ухудшается кровообращение, что препятствует нормальному проведению нервных импульсов и вызывает сильную боль, отек и онемение пальцев.

4.Вредно для общего физического здоровья. Долго сидеть за компьютером вредно, потому что это отсутствие двигательной активности. Отсутствие двигательной активности мышц, окружающих кости, приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потере их прочности, отсюда плохая осанка, узкие плечи, впалая грудь и другое, что вредно отражается на здоровье внутренних органов. Также это приводит к разрыхлению суставного хряща и изменению поверхностей, сочленяющихся костей, к появлению болевых ощущений, создаются условия для образования в них воспалительных процессов. Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат регуляции. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность. Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико- химические свойства мышечных белков, в костной ткани уменьшается содержание кальция.

5.К числу факторов, ухудшающих состояние здоровья пользователей компьютерной техники, относятся электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум, изменение ионного состава воздуха и параметров микроклимата в помещении. Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук, достоверно известно, что ультразвук негативно влияет на процессы обучаемости и памяти. Шум действует на барабанную перепонку, а в дальнейшем и на стволовые и корковые структуры мозга. Повышается тонус сосудов и, как следствие, артериальное давление, приводя, в конечном счете, к развитию гипертонической болезни еще в детском возрасте.

В начальном периоде воздействия может повышаться возбудимость нервной системы, проявляющаяся раздражительностью, нарушением сна, эмоциональной неустойчивостью. В последующем развиваются астенические состояния, т.е. физическая и нервно-психическая слабость. Указанные симптомы могут быть выражены в разной степени.

Тепловое воздействие ЭМП характеризуется повышением температуры тела, локальным избирательным нагревом клеток, тканей и органов вследствие перехода ЭМП в тепловую энергию. Интенсивность нагрева зависит от количества поглощенной энергии и скорости оттока тепла от облучаемых участков тела. Отток тепла затруднен в органах и тканях с плохим кровоснабжением. К ним в первую очередь относится хрусталик глаза, вследствие чего возможно развитие катаракты. Тепловому воздействию ЭМП подвергаются также паренхиматозные органы (печень, поджелудочная железа) и полые органы, содержащие жидкость (мочевой пузырь, желудок). Нагревание их может вызвать обострение хронических заболеваний

6.Физические вредные и опасные факторы: повышенные уровни электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучения; повышенный уровень статического электричества и запыленности воздуха рабочей зоны; повышенное содержание положительных аэронов и пониженное содержание отрицательных аэройонов в воздухе рабочей зоны; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

7.Химические вредные и опасные факторы следующие: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны двуокиси углерода, озона, аммиака, фенола и формальдегида.

8.Вредно для мочеполовой системы. При долгом сидении на стуле возникает тепловой эффект между сиденьем и телом человека, который приводит к застою крови в органах, находящихся в области таза, что негативно влияет на мочеполовую систему. Распространенной проблемой является геморрой.

9.Вредно для психики. Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, Компьютерная… и интернет-зависимость, компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь стрессы, которые вызваны зависимостью от компьютера:

- боязнь потери информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров);

- неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера;

- информационные перегрузки.

Признаки компьютерной зависимости:


  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;


  • ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;


  • ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;


  • ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;


  • ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;


  • у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;


  • прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;


  • ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;


  • ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;


  • нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Отрицательные способности Интернет.

Такая технология как Интернет и все услуги, которые предоставляются через неё (электронная почта, чаты, программы общения, конференции, форумы и т.п.) могут негативно воздействовать на психику человека. В результате перегрузки нервной системы может возникнуть особое заболевание - неврастения.

Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии - таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными. Исследование показало, что увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождалось снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, с которыми поддерживалась связь, а также усиления чувства депрессии и одиночества. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми дети ищут то, что им не хватает, в частности в Интернет.

Вред для ребенка есть с духовной точки зрения.

Знаем, что доступность сайтов с порнографическим содержанием очень высока. Да, многие такие ресурсы защищены кодами, но их так легко сломать, да и главные страницы этих сайтов, просто кишат фотоматериалами для тех, кому 18+. Можно только предполагать, какой вред для нормального духовного развития и становления могут нанести такие сайты. Это же относиться и к ресурсам, содержащим шокирующую информацию о различных культах, ритуалах, субкультурах.

Отрицательное воздействие компьютерных игр.

Детские психиатры уже давно бьет тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Интересный эксперимент, в ходе которого в мозг крыс вживляли электрод, который отвечал за получение удовольствия. Частое нажимание кнопки, приводящее к подаче электрических разрядов в мозг, привело к быстрому истощению крыс, так как они забыли о том, что нужно еще есть и пить. В итоге крысы просто умирали. А вот японские исследование показали, что влияние компьютера на ребенка такое огромное и сильное, что может привести к остановке развития головного мозга.

Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д.

Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает, пытаясь спасти людей или, как верхолаз, прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок вполне сможет воспроизвести в реальности.

Влияние компьютера на ребенка негативно сказывается на сопоставлении реальных и виртуальных событий.

Детская агрессия и жестокость. Сюжет большей части компьютерных игр основан на том, чтобы суметь выжить, уничтожить своих соперников и т.д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. Вот к чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия. А ведь дети способны это воспринять всерьез. Неоднократно были случаи, когда дети стреляли в своих одноклассников и проходящих по улице людей. По статистке, больше всего стреляющих детей в США. Там же зафиксирован ужасный случай, когда 4-летний ребенок, достав из шкафа отцовский пистолет, выстрелил в свою няню, которую потом увезли на скорой. С трудом верится в то, что он смог сделать это осознанно. Скорее всего, такой сюжет он видел либо по телевизору, либо в компьютере. Родительская невнимательность. В большинстве случаев родители, покупая ту или иную игру своему ребенку, не задумываются о ее содержании. В итоге они выбирают просто яркую обложку или руководствуются своими взрослыми желаниями, т.е тем, во что хотели бы поиграть сами. Хотя было бы полезным проверить то, во что потом будет играть ребенок. Детская психика очень восприимчива и не может критично оценивать увиденное. Иными словами, то, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь

Детский эгоизм. Очень часто родители, дабы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества. Кроме того, компьютерные игры могут развивать у детей эгоизм и изолированность, ведь большая часть их сюжетов основано на принципах «выживает сильнейший» либо «каждый выживает сам за себя».

Неправильное восприятие мира. Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать. В свое время было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Были собраны две группы детей: одни не зависели от компьютера, а другие днями просиживали возле монитора. В итоге первая группа нарисовала яркий и красочный мир, с изображением деревьев, людей, солнца. А вот в рисунках второй группы четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. Некоторые дети даже изображали оружие и мертвецов.

Нежелание общаться с реальными людьми. Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.

Трата времени. Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Интернет и компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Организуйте максимально эргономично рабочее место.

2.При работе с компьютером каждый час делать перерывы.

3.Делайте простейшую гимнастику для глаз.

4.Как можно чаще меняйте позу или вставайте из-за стола.

5.Движение-это жизнь. Помните об этом. Чтобы не превратиться в дряблое, слабое, больное существо достаточно делать обычную гимнастику, которой обучали в школе.

6.Чтобы ваши дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера!

Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее:

- ограничьте время нахождения ребенка за компьютером;

- следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и где «бродит» по Интернету;

- установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному;

- чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность;

- помогите ребенку найти общий язык со сверстниками;

- помните о том, что компьютер это всего лишь устройство, которое создано помогать человеку, а не порабощать его. Почаще выходите в реальный мир;

- делайте разгрузочные дни, когда вы живёте вообще без компьютера, телевизора и т.д. На самом деле так тоже можно жить. Хоть и не долго. Но всё-таки от компьютера надо отдыхать - это факт.

Главное отдыхать, а не находиться на улице и думать, быстрей бы к компьютеру - это уже диагноз.

Фраза из интернета: «Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…»

Бесконтрольное общение с компьютером вредно!

Бесконтрольный доступ к Интернет детям вреден!

Это уход взрослых от воспитания детей!

Мы живем и работаем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя, сегодня он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю в наше время необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

© 2010-2022