- Преподавателю
- Другое
- Доклад на пед. чтениях Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дет. дома
Доклад на пед. чтениях Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дет. дома
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Краева Н.В. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ
ДЕТСКОГО ДОМА .(ПЕД. ЧТЕНИЯ)
Одной из самых актуальных и острых проблем нашего времени является проблема сиротства. В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения родителей в результате смерти обоих или единственного родителя. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», т.е. являются сиротами при живых родителях.
В ближайшее время наш дет.дом переходит из ОГОУ в учреждение с трудовой направленностью. Во время проживания и обучения в дет.доме дети будут попутно осваивать ещё и какую либо специальность и по выпуску получат корочки. Поэтому с младшего школьного возраста необходимо приручать к труду, направлять, развивать трудовые навыки, формировать качество труженика: дисциплинированность, инициативность, предприимчивость, воспитать желание видеть в труде свой долг и источник благополучия семьи и процветания России, развивать умение работать в коллективе, оказывать помощь товарищам.
Рассмотрим 3 основных направления воспитания - самообслуживание, общественно-полезный и ручной труд. Самообслуживание - это простейший вид бытового труда, с него начинается трудовое воспитание и в дальнейшем оно становится обязанностью и привычкой каждого человека. Самообслуживание - важное средство дисциплинирования человека, воспитания в нём чувства долга перед другими людьми. Обслуживание с малых лет собственными силами ряда личных потребностей воспитывает в человеке уважение к родителям, братьям, сёстрам, товарищам. Самообслуживание превращает труд в равную обязанность всех, делает всеобщим. Сознательное отношение к труду - самообслуживанию возможно, только тогда когда для человека уже с детских лет стало привычкой органическая нетерпимость к грязи, неряшливости, когда эта привычка превратилась в эмоционально - эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Самообслуживание (это уборка своего рабочего места, уход за своим внешним видом, уборка помещения, территории) и т.д.
С большим интересом и желанием дети посещают кружки и секции детского дома, такие как: изонить, ИЗО, художественная вышивка, хореография и участвуют во многих конкурсах не только в детском доме, но и в городе, в том числе на «Байкальской звезде» за что получают грамоты, призы за свои работы и выступления.
Так же с превеликим удовольствием дети младшего школьного возраста трудятся в теплице, видят результат своей работы в виде, выращенных своими руками, огурцов, томатов, перцев и т.д. А с каким удовольствием дети уплетают эти овощи в салатах. Работа на земле не ограничивается теплицей - это и посадка саженцев на территории детского дома, младшие школьники так же не остались в стороне и приложили свой труд. Газоны получились, ну просто загляденье! В этом году заняли первое место по Падунскому округу за озеленение территории детского дома. Как бережно дети ухаживали за цветами, поливали, рыхлили, пололи и получился такой великолепный результат. В.А.Сухомлинский писало привитии трудовых навыков через наблюдение. Мы с детьми ведём дневник наблюдения за рассадой, где описываем ход работы и делаем небольшие зарисовки. Заботимся о братьях наших меньших - о птицах. Своими руками дети смастерили кормушки, которые получились не похожие друг на друга. Каждый ребёнок сделал по кормушке и был ответственным за неё, следил, чтобы всегда в ней был корм. Их развешивали не только на территории детского дома, но и близ лежащих к ней. С неподдельным восторгом дети наблюдают за рыбками в аквариуме, переживают, чувствуют, что на них лежит ответственность за своих питомцев. С не меньшим интересом дети принимали активное участие в постройке снежных фигур и украшении парадки к новому году, за что заняли первое место по Падунскому округу за постройку снежных фигур. Здесь дети проявляли инициативу, выдумку, воображение и применяли свои умения.
В результате привития трудовых навыков, в частности самообслуживания дети стали больше следить за своим внешним видом, больше внимания уделяют своей причёске, из рассеянных превратились в серьёзных, более ответственных, более дисциплинированных детей, из скромных в меру скромные, стали проявлять инициативу, стараются принимать активное участие в трудовых делах.