Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологиив дополнительном образовании.

Ковбасюк Е.В., руководитель кружка «Цветик-семицветик»

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из важнейших проблем современности.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы количество здоровых детей , по данным Научно - исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей Российской академии наук, снизилось в три раза.

Здоровыми можно назвать лишь 10 процентов детей, а остальные 90 процентов имеют проблемы в физическом, психологическом , нервном развитии. Особую тревогу вызывает увеличение количества хронических заболеваний.

Экологические проблемы, стрессы , неполноценное питание, снижение двигательной активности, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей стали причинами резкого снижения их здоровья.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогической лексике в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию , сохранению и укреплению здоровья детей.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровье - понятие комплексное. Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - совместная задача родителей и педагогов, решаемая через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни.

Здоровосберегающая технология, по мнению В.Д.Сонькина это:

- условия обучения воспитанника в учреждениях дополнительного образования (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий;

- санитарно - гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение оптимального освещения ,соблюдение правил личной гигиены).

- психолого - педагогические (создание благоприятной психологической обстановки, на занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания обучения возрастным особенностям детей, чередование видов деятельности ).

- физкультурно - (оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз).

Можно привести пример здоровьесберегающей технологии на занятиях по бисероплетению.

При занятиях бисероплетением рабочее место должно быть тщательно продумано. Что бы не уставала спина, обязательно нужен удобный стул со спинкой. Сидеть нужно так, что бы спина опиралась на спинку и была ровной. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Это снимает лишнюю нагрузку на глаза.

1. Простейшие упражнения для глаз: они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

- Вертикальные движения глаз вверх - вниз;

- Горизонтальное движение вправо - влево;

- Вращение глазами по часовой стрелке и против;

- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

Ищё упражнения для глаз:

1. Упражнение выполняется сидя.

Крепко закрыть глаза (3-5 сек.), открыть, посмотреть вперед. Повторить 6-8раз.

2. Моргать быстро 1 мин.

Упражнения для кистей рук: они помогают ребенку расслабиться и отдохнуть.

* «Деревья» (Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала «поникли листочки» - опускают пальчики. Потом «веточки» - кисти, «ветви» - предплечья; «деревья уснули» - опускаются руки);

* «Моем ручки» (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук);

* «Волны» (Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывается и закрывается ладонь, дети имитируют движение волны);

Физкультминутки ,которые можно использовать,на занятиях;

БУРАТИНО

Буратино подтянулся.

Руки поднять вверх, встать на носки.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Наклониться вперед, руками достать пол.

Руки в стороны развел,

Выпрямиться, руки развести, ладони вверх.

Ключик вовсе не нашел.

Поворот головой влево, вправо - 2 раза.

Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать.

Стать на носки, руки поднять вверх.

БАБОЧКА

Спал цветок и вдруг проснулся,

И.п. - основная стойка. Больше спать не захотел.

1 - плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы. Шевельнулся, потянулся,

2 - руки вниз.

Взвился вверх и полетел.

3 - приседание.

Солнце утром лишь проснется,

4 - и.п.

5 - маховые движения руками, кружение.

Бабочка кружит и вьется.

Эффективность применения данной здоровьесберегающей технологии; поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления, снятие напряжения с глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению хорошего зрения; снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи.

Таким образом, становится очевидным, что здоровьесберегающие технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья детей как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Задача педагога - обучить ребёнка сохранению своего здоровья.


4


© 2010-2022