- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по Краеведению
Рабочая программа по Краеведению
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ролдугина А.В. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Сухая Лубна
имени Мозгунова А. З.
Липецкого муниципального района Липецкой области
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания педагогического совета
от _____________________
Приказ
от___________________
Рабочая программа модуля «Мой край»
дополнительной общеобразовательной программы по туристско-краеведческому направлению «Краеведение»
(2015-2016 учебный год)
Составитель:
педагог дополнительного
образования
Ролдугина А. В.
2015 г.
-
Пояснительная записка
Рабочая программа модуля «Мой край» общеобразовательной программы дополнительного образования объединения «Краеведение» разработана на основании современных задач модернизации российского образования в соответствии с Приказом Министерства Образования РФ от 09.03.2004 № 1312, учебным планом дополнительного образования (утвержден приказом от 29.08.2014 № 234) и штатным расписанием.
Данный модуль «Край наш родной» является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Программа направлена на воспитание у учащихся чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Программа рассчитана на обучающихся 5- 6 класса. Рабочая программа предусматривает 35 часов - из расчета 1 час в неделю.
Цели программы:
-
воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
-
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
-
воспитание любви к природе родного края;
-
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи:
-
Изучить историю своего села;
-
Углубление и систематизация знаний о своей семье;
-
Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;
-
Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;
-
Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
-
Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Методы обучения:
-
словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
-
наглядный - просмотр слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
-
поисковый - сбор информации по интересующей теме.
-
исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Формы занятий: ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий.
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
-
технология проектной деятельности;
-
технология активного обучения;
-
технология коллективного творческого воспитания.
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, оформление выставок и экспозиций, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой родного края, бытом жителей малой родины. Проделанная работа помогает приобрести коммуникативные умения и навыки, даёт опыт творческой деятельности.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение школьного литературно-краеведческого музея:
экспозиций -2;
стенды - 3;
компьютер-1.
-
Объем образовательной деятельности.
-
Сроки реализации Программы: 1 год
-
Количество учебных часов, на которое рассчитана Программа: 1 час
-
Возраст учащихся: разновозрастное объединение учащихся 1-10 классов
-
Формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации: промежуточная аттестация проводится в конце реализации Программы в форме проектной работы. Оценка проектной работы проводится в виде - зачет, незачет.
-
-
Содержание рабочей программы
Введение
Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.
Раздел «С чего начинается Родина»
Географическое положение села. Древняя история края. История села Сухая Лубна, села Тележенка, деревни Хорошевка. Выдающиеся люди в нашем селе. Легенды, предания и сказания о селе; верования и религия, история храма; Поэтический образ родины.
Раздел «Названия, которые мы слышим каждый день»
Карта окрестностей села с обозначением местных географических объектов. Исследовательская работа по объяснению некоторых местных топонимов. Названия родников, колодцев, улиц. Происхождение фамилий. Экскурсия по изучению местных названий.
Раздел «Моя семья живёт в селе»
Изучение статистических данных, касающихся семей в селе Сухая Лубна, селе Тележенка, деревне Хорошевка. Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; семейные династии села; обобщающее занятие (создание истории своей семьи).
Раздел «Основные исторические события XX века
Пребывание в селе в 1888 году A.M. Горького. Революционная пропаганда. Месть кулаков. Коллективизация в 30-е годы XX века. Насильственное объединение людей и хозяйств в колхозы. Высылка из села кулаков. Статус колхоза в разные годы. Что писали газеты разного времени о нашем селе, о колхозе и о наших земляках. Великая
Отечественная война; основные события, произошедшие в годы войны на территории села; дети войны (война глазами детей; судьбы детей в послевоенные годы; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны); земляки - участники войны, обобщающий урок (моя семья в годы войны. Посещение памятника павшим односельчанам.
Село в 50-2000гг. Основные события в селе. Новостройки в селе. Участие жителей села в основных событиях этого времени: целина, афганские события. Выдающиеся люди нашего села. Орденоносцы.
Раздел «Народные промыслы нашего края»
Обычаи и праздники в нашем селе. Обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, Занятия жителей села: вышивка, вязание, резьба по дереву и др. Образцы народного творчества.
Раздел «Что мы узнали о селе»
Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни села. Проверка знаний по всему курсу. Игра, викторина, зачёт.
-
Учебно-тематический план
Раздел
теория
практика
всего
Введение
1
0
1
С чего начинается Родина
2
2
4
Названия, которые мы слышим каждый день
4
2
6
Моя семья живет в селе
3
1
4
Основные исторические события XX века
9
4
13
Народные промыслы нашего края
2
3
5
Что мы узнали о селе
0
2
2
Итого:
21
14
35
-
Планируемые результаты
Модуль «Край наш родной»
Знать/понимать:
-
место и роль родного края в контексте отечественной и всемирной истории;
-
источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
-
хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века;
Уметь:
-
описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
-
осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
-
объяснять значение основных понятий;
-
соотносить историю своей семьи, города Кызыла с региональной историей;
-
вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, родного края;
-
показывать на карте и описывать географическое положение своей Малой родины как административно-территориальной единицы;
-
составлять своё генеалогическое древо.
6. Список литературы
1. Из истории Липецкого края/ учебное пособие для учащихся 7-10 классов. Воронеж - 1965 г.
2. easyen.ru/load/kraevedene/lipeckoj_oblasti/367
3.dooc.ru/usr/people/admin/page/1042/_%D0%9D._%D0%98.__%D0%9Cuzeologija..pdf
4. museumstudy.ru/favourite.html