Рабочая программа по Краеведению

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Сухая Лубна

имени Мозгунова А. З.

Липецкого муниципального района Липецкой области


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания педагогического совета

от _____________________



Приказ

от___________________




Рабочая программа модуля «Мой край»

дополнительной общеобразовательной программы по туристско-краеведческому направлению «Краеведение»

(2015-2016 учебный год)



Составитель:

педагог дополнительного

образования

Ролдугина А. В.



2015 г.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа модуля «Мой край» общеобразовательной программы дополнительного образования объединения «Краеведение» разработана на основании современных задач модернизации российского образования в соответствии с Приказом Министерства Образования РФ от 09.03.2004 № 1312, учебным планом дополнительного образования (утвержден приказом от 29.08.2014 № 234) и штатным расписанием.

Данный модуль «Край наш родной» является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае - существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель истории приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа курса призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Программа направлена на воспитание у учащихся чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Программа рассчитана на обучающихся 5- 6 класса. Рабочая программа предусматривает 35 часов - из расчета 1 час в неделю.

Цели программы:

  1. воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

  2. пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

  3. воспитание любви к природе родного края;

  4. формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи:

  1. Изучить историю своего села;

  2. Углубление и систематизация знаний о своей семье;

  3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;

  4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;

  5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;

  6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Методы обучения:

  1. словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

  2. наглядный - просмотр слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.

  3. поисковый - сбор информации по интересующей теме.

  4. исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы занятий: ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий.

Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

  • технология проектной деятельности;

  • технология активного обучения;

  • технология коллективного творческого воспитания.

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, оформление выставок и экспозиций, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой родного края, бытом жителей малой родины. Проделанная работа помогает приобрести коммуникативные умения и навыки, даёт опыт творческой деятельности.

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение школьного литературно-краеведческого музея:

экспозиций -2;

стенды - 3;

компьютер-1.

  1. Объем образовательной деятельности.

    1. Сроки реализации Программы: 1 год

    2. Количество учебных часов, на которое рассчитана Программа: 1 час

    3. Возраст учащихся: разновозрастное объединение учащихся 1-10 классов

    4. Формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации: промежуточная аттестация проводится в конце реализации Программы в форме проектной работы. Оценка проектной работы проводится в виде - зачет, незачет.

  2. Содержание рабочей программы

Введение

Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.

Раздел «С чего начинается Родина»

Географическое положение села. Древняя история края. История села Сухая Лубна, села Тележенка, деревни Хорошевка. Выдающиеся люди в нашем селе. Легенды, предания и сказания о селе; верования и религия, история храма; Поэтический образ родины.

Раздел «Названия, которые мы слышим каждый день»

Карта окрестностей села с обозначением местных географических объектов. Исследовательская работа по объяснению некоторых местных топонимов. Названия родников, колодцев, улиц. Происхождение фамилий. Экскурсия по изучению местных названий.

Раздел «Моя семья живёт в селе»

Изучение статистических данных, касающихся семей в селе Сухая Лубна, селе Тележенка, деревне Хорошевка. Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; семейные династии села; обобщающее занятие (создание истории своей семьи).

Раздел «Основные исторические события XX века

Пребывание в селе в 1888 году A.M. Горького. Революционная пропаганда. Месть кулаков. Коллективизация в 30-е годы XX века. Насильственное объединение людей и хозяйств в колхозы. Высылка из села кулаков. Статус колхоза в разные годы. Что писали газеты разного времени о нашем селе, о колхозе и о наших земляках. Великая

Отечественная война; основные события, произошедшие в годы войны на территории села; дети войны (война глазами детей; судьбы детей в послевоенные годы; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны); земляки - участники войны, обобщающий урок (моя семья в годы войны. Посещение памятника павшим односельчанам.

Село в 50-2000гг. Основные события в селе. Новостройки в селе. Участие жителей села в основных событиях этого времени: целина, афганские события. Выдающиеся люди нашего села. Орденоносцы.

Раздел «Народные промыслы нашего края»

Обычаи и праздники в нашем селе. Обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, Занятия жителей села: вышивка, вязание, резьба по дереву и др. Образцы народного творчества.

Раздел «Что мы узнали о селе»

Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни села. Проверка знаний по всему курсу. Игра, викторина, зачёт.

  1. Учебно-тематический план

Раздел

теория

практика

всего

Введение

1

0

1

С чего начинается Родина

2

2

4

Названия, которые мы слышим каждый день

4

2

6

Моя семья живет в селе

3

1

4

Основные исторические события XX века

9

4

13

Народные промыслы нашего края

2

3

5

Что мы узнали о селе

0

2

2

Итого:

21

14

35



  1. Планируемые результаты

Модуль «Край наш родной»

Знать/понимать:

  • место и роль родного края в контексте отечественной и всемирной истории;

  • источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;

  • хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века;

Уметь:

  • описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;

  • осмыслять доступный для их возраста исторический материал;

  • объяснять значение основных понятий;

  • соотносить историю своей семьи, города Кызыла с региональной историей;

  • вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, родного края;

  • показывать на карте и описывать географическое положение своей Малой родины как административно-территориальной единицы;

  • составлять своё генеалогическое древо.

6. Список литературы

1. Из истории Липецкого края/ учебное пособие для учащихся 7-10 классов. Воронеж - 1965 г.

2. easyen.ru/load/kraevedene/lipeckoj_oblasti/367

3.dooc.ru/usr/people/admin/page/1042/_%D0%9D._%D0%98.__%D0%9Cuzeologija..pdf

4. museumstudy.ru/favourite.html



© 2010-2022