- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 08. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ код профессии / специальность 22. 02. 06 Сварочное производство
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 08. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ код профессии / специальность 22. 02. 06 Сварочное производство
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Авдеева Е.Н. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.08. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
код профессии / специальность 22.02.06 Сварочное производство
Южно-Сахалинск
2015
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
Комиссией_________________________
Протокол №___
От «___» ___________20_____г.
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования
Код, наименование профессии/специальности
Председатель предметной
(цикловой) комиссии
__________________/ _______________
Подпись ФИО
Директор ГБПОУ «СахСТ»
________________/ _______________
Подпись ФИО
Составители (авторы):_______________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
Рецензент:__________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности СПО 22.02.06 «Сварочное производство».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников в области сварочного производства при наличии начального профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла (ОП)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
-
определять виды конструкционных материалов;
-
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
-
проводить исследования и испытания материалов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,
-
основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
-
классификацию и способы получения композиционных материалов
-
1.3.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
-
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
-
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-
1.3.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
-
ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приёмы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.
-
ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.
-
ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
-
ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.
-
ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.
-
ПК 2.2. Выполнять расчёты и конструирование сварных соединений и конструкций.
-
ПК 2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.
-
ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.
-
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно- компьютерных технологий.
-
ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.
-
ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.
-
ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.
-
ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.
-
ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.
-
ПК 4.2. Производить технологические расчёты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат.
-
ПК 4.3. Применять методы и приёмы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства.
-
ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.
-
ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
80
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
выполнение расчётно-графических работ
тематика внеаудиторной самостоятельной работы (контрольная работа по теме «Разработка технологического процесса изготовления отливки в разовой песчано-глинистой форме»
30
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
1
Значение и содержание дисциплины «Материаловедение» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов дисциплин.
История развития металловедения в России. Новейшие достижения в области материаловедения и обработки материалов и сплавов.
1
Раздел 1.
Металловедение
Тема 1.1.
Строение и свойства материалов
Содержание учебного материала
1
2
2
Кристаллическое строение металлов. Основные свойства металлов и сплавов, методы их исследования и испытания
Практическая работа
3
Определение твердости металлов и сплавов. Определение твердости сплавов по методу Роквелла и Бринелля.
1
Тема 1.2.
Диаграмма состояния металлов и сплавов.
Содержание учебного материала
1
2
5
Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов.
Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов их связь с диаграммами состав-свойства.
Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.
Тема 1.3.
Формирование структуры деформированных сплавов
Содержание учебного материала
1
2
6
Пластическая деформация кристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов.
Практическая работа
7
Исследование деформации растяжения.
Исследование деформации сжатия
1
Тема 1.4.
Термическая обработка металлов и сплавов.
Содержание учебного материала
1
1
2
8
9
Определение и классификация видов термической обработки.. Изучение режимов основных видов термической обработки сталей. Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов.
Тема 1.5.
Конструкционные материалы
Содержание учебного материала
10
11
Стали с улучшенной обрабатываемостью резаньем. Стали с высокой технологической пластичностью. Сплавы с высокими литейными свойствами.
Медные сплавы: общая характеристика и классификация. Латуни и бронзы.
1
1
1
Тема 1.6.
Износостойкие материалы
Содержание учебного материала
1
12
Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы: металлические и неметаллические, комбинированные, минералы. Рессорно-пружинные стали. Маркировка, применение.
Тема 1.7.
Материалы с высокими упругими свойствами. Материалы с малой плотностью. Материалы с высокой удельной
прочностью
Содержание учебного материала
1
1
13
14
Медь и её сплавы. Характеристики, структура, применение.
Сплавы на основе алюминия, общая характеристика и классификация. Термообработка алюминиевых сплавов.
Сплавы на основе магния. Классификация, применение. Титан и сплавы на его основе. Общие характеристики, маркировка, применение. Бериллиевые сплавы. Применение в
промышленности
Практическая работа
2
15
16
Изучение маркировки черных металлов и сплавов.
Тема 1.8.
Материалы устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды.
Содержание учебного материала
1
1
2
17
18
Понятие о коррозии. Виды коррозии. Способы предупреждения коррозии и методы защиты. Коррозионно-стойкие материалы. Особенности химсостава, маркировка, характеристики, применение.
Понятие жаропрочности и жаростойкости. Жаростойкие и жаропрочные материалы. Классификация, характеристики, рабочие температуры.
Тема 1.9.
Материалы с особыми физическими свойствами.
Содержание учебного материала
1
1
2
19
20
Материалы с магнитными свойствами. Магнито-твердые материлы их характеристики и применение. Магнито-мягкие материалы их характеристики и применение.
Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения. Примеры, применение.
Материалы высокой электрической проводимости. Свойства, марки и применение. Материалы с высоким удельным сопротивлением. Марки, применение.
Полупроводниковые материалы. Диэлектрики. Примеры марок, применение.
Практическая работа
21
22
Изучение маркировки цветных металлов и сплавов
2
Тема 1.10.
Неметаллические материалы
Содержание учебного материала
1
1
2
23
24
Неметаллические материалы; свойства достоинства и недостатки. Пластмассы термопластичные и термореактивные (полиэтилен, фторопласт и .т.д.). Резиновые материалы.
Состав и общие свойства стекол. Древесина. Разновидности древесных материалов.
Практическая работа
4
25
26
27
28
Сварка пластмасс газовым теплоносителем.
Склеивание конструкционных материалов.
1
1
1
1
Тема 1.13.
Материалы для режущих и измерительных инструментов.
Содержание учебного материала
1
1
2
29
30
Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченые твердые сплавы.
Сплавы и стали для измерительных инструментов. Марки, характеристики, режимы работы.
Тема 1.14.
Порошковые материалы.
Композиционные материалы.
Содержание учебного материала
1
1
1
31
32
Метод порошковой металлургии, два направления развития порошковой металлургии. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности.
Композиционные материалы. Классификация, строение свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности.
Раздел 2. Технология металлов
Тема 2.1. Основы производства материалов
Содержание учебного материала
1
1
2
33
34
Структура народного хозяйства и промышленности России
Природные ресурсы и их классификация
Практические занятия
35
36
Классификация природных ресурсов
1
1
Тема 2.2. Металлургический комплекс
Содержание учебного материала
1
1
1
37
38
Руда и ее получение
Флюсы, топливо и огнеупорные материалы.
Практическая работа
39
40
Обогащение и окускование полезных ископаемых
1
1
Содержание учебного материала
1
1
1
41
42
Производство чугуна
Производство стали
Практическая работа
43
44
45
46
Устройство доменной печи
Исходные материалы и продукты металлургического производства
1
1
1
1
Содержание учебного материала
1
1
47
Производство меди, алюминия, магния, титана и их сплавов
Физико-химические процессы получения металлов. Способы плавки и рафинирования цветных металлов и сплавов.
Раздел 3. Способы получения заготовок
Тема 3.1. Обработка металлов давлением
Содержание учебного материала
1
1
48
Определение обработки металлов давлением. Степень пластической деформации и сопротивление деформированию. Ковкость и штампуемость. Способы нагрева и типы нагревательных устройств.
Поковки в современном машиностроении, особенности их изготовления универсальным инструментом и специальным инструментом-штампом. Оборудование, применяемое при производстве поковок.
Ковка. Горячая объемная штамповка.
Изготовление деталей холодной объемной штамповкой. Листовая штамповка.
Тема 3.2 Технология литейного и прокатного производства
Содержание учебного материала
1
2
49
Основы литейного производства. Литье в песчаные формы
Специальные способы литья
Практическая работа
1
50
Разработка технологического процесса изготовления отливки в разовой песчано-глинистой форме
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
-
Стол преподавателя 2-х тумбовый
-
Доска белая офисная
-
Столы ученические
-
Стулья ученические
-
Шкаф- депо для стендов.
Технические средства обучения:
- экран
- проектор
- компьютер
Комплект электронных плакатов и схем:
-
внутреннее строение металлов - 1
-
внутреннее строение сплавов - 1
-
деформация и ее виды - 1
-
твердость и методы ее определения - 1
-
классификация и марки чугунов - 1
-
классификация и марки стали - 1
-
доменная печь, сталеплавильная печь - 2
-
виды сталей, их свойства - 1
-
маркировка углеродистых конструкционных сталей - 4
-
маркировка углеродистых инструментальных сталей - 1
-
маркировка цветных металлов и сплавов - 1
-
смазочные материалы - 1
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Овчинников В. В.Современные материалы для сварных конструкций учеб. Пособие - М: ОИЦ «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
1. Заплатин В. Н. Основы материаловедения (металлообработка) учеб. пособие. / ОИЦ «Академия», 2009.
2. Электронный ресурс «Металлургия». Форма доступа: twirpx.com/files/machinery/metallurgy
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
2
Умения:
ОК 1-7
ПК 1.1.- 1.4.
ПК 2.1 - 2.3.
-
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы
-
по внешнему виду, происхождению, свойствам;
-
определять виды конструкционных материалов;
-
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
-
проводить исследования и испытания материалов;
-
рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;
Устный опрос.
Отчёт о выполнении практических работ.
Выполнение домашней контрольной работы
Знания:
Устный опрос.
Отчёт о выполнении практических работ.
Выполнение домашней контрольной работы
-
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
-
классификацию и способы получения композиционных материалов;
-
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
-
строение и свойства металлов, методы их исследования;