• Преподавателю
  • Другое
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 08. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ код профессии / специальность 22. 02. 06 Сварочное производство

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 08. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ код профессии / специальность 22. 02. 06 Сварочное производство

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины ОП.08. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

код профессии / специальность 22.02.06 Сварочное производство





Южно-Сахалинск

2015


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

Комиссией_________________________

Протокол №___

От «___» ___________20_____г.


Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования

Код, наименование профессии/специальности

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

__________________/ _______________

Подпись ФИО

Директор ГБПОУ «СахСТ»

________________/ _______________

Подпись ФИО

Составители (авторы):_______________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ

________________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ

Рецензент:__________________________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1.1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности СПО 22.02.06 «Сварочное производство».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников в области сварочного производства при наличии начального профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла (ОП)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

  • определять виды конструкционных материалов;

  • выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

  • проводить исследования и испытания материалов;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,

  • основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

  • классификацию и способы получения композиционных материалов

  • 1.3.1. Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • 1.3.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

  • ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приёмы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.

  • ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.

  • ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.

  • ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.

  • ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.

  • ПК 2.2. Выполнять расчёты и конструирование сварных соединений и конструкций.

  • ПК 2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.

  • ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.

  • ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно- компьютерных технологий.

  • ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.

  • ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.

  • ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.

  • ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.

  • ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.

  • ПК 4.2. Производить технологические расчёты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат.

  • ПК 4.3. Применять методы и приёмы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства.

  • ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.

  • ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 30 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

18


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


выполнение расчётно-графических работ


тематика внеаудиторной самостоятельной работы (контрольная работа по теме «Разработка технологического процесса изготовления отливки в разовой песчано-глинистой форме»

30

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

1

Значение и содержание дисциплины «Материаловедение» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов дисциплин.

История развития металловедения в России. Новейшие достижения в области материаловедения и обработки материалов и сплавов.

1


Раздел 1.

Металловедение



Тема 1.1.

Строение и свойства материалов

Содержание учебного материала


1

2

2

Кристаллическое строение металлов. Основные свойства металлов и сплавов, методы их исследования и испытания

Практическая работа


3

Определение твердости металлов и сплавов. Определение твердости сплавов по методу Роквелла и Бринелля.

1

Тема 1.2.

Диаграмма состояния металлов и сплавов.

Содержание учебного материала


1




2

5

Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов.

Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов их связь с диаграммами состав-свойства.

Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.

Тема 1.3.

Формирование структуры деформированных сплавов

Содержание учебного материала


1

2

6

Пластическая деформация кристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов.

Практическая работа


7

Исследование деформации растяжения.

Исследование деформации сжатия

1


Тема 1.4.

Термическая обработка металлов и сплавов.

Содержание учебного материала


1


1

2

8

9

Определение и классификация видов термической обработки.. Изучение режимов основных видов термической обработки сталей. Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов.

Тема 1.5.

Конструкционные материалы

Содержание учебного материала



10

11

Стали с улучшенной обрабатываемостью резаньем. Стали с высокой технологической пластичностью. Сплавы с высокими литейными свойствами.

Медные сплавы: общая характеристика и классификация. Латуни и бронзы.

1



1

1

Тема 1.6.

Износостойкие материалы

Содержание учебного материала


1


12

Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы: металлические и неметаллические, комбинированные, минералы. Рессорно-пружинные стали. Маркировка, применение.

Тема 1.7.

Материалы с высокими упругими свойствами. Материалы с малой плотностью. Материалы с высокой удельной

прочностью

Содержание учебного материала


1



1




13

14

Медь и её сплавы. Характеристики, структура, применение.

Сплавы на основе алюминия, общая характеристика и классификация. Термообработка алюминиевых сплавов.

Сплавы на основе магния. Классификация, применение. Титан и сплавы на его основе. Общие характеристики, маркировка, применение. Бериллиевые сплавы. Применение в

промышленности

Практическая работа

2


15

16

Изучение маркировки черных металлов и сплавов.


Тема 1.8.

Материалы устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды.

Содержание учебного материала


1




1

2

17

18

Понятие о коррозии. Виды коррозии. Способы предупреждения коррозии и методы защиты. Коррозионно-стойкие материалы. Особенности химсостава, маркировка, характеристики, применение.

Понятие жаропрочности и жаростойкости. Жаростойкие и жаропрочные материалы. Классификация, характеристики, рабочие температуры.

Тема 1.9.

Материалы с особыми физическими свойствами.

Содержание учебного материала


1




1


2

19

20

Материалы с магнитными свойствами. Магнито-твердые материлы их характеристики и применение. Магнито-мягкие материалы их характеристики и применение.

Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения. Примеры, применение.

Материалы высокой электрической проводимости. Свойства, марки и применение. Материалы с высоким удельным сопротивлением. Марки, применение.

Полупроводниковые материалы. Диэлектрики. Примеры марок, применение.

Практическая работа



21

22

Изучение маркировки цветных металлов и сплавов

2


Тема 1.10.

Неметаллические материалы

Содержание учебного материала


1



1



2

23

24

Неметаллические материалы; свойства достоинства и недостатки. Пластмассы термопластичные и термореактивные (полиэтилен, фторопласт и .т.д.). Резиновые материалы.

Состав и общие свойства стекол. Древесина. Разновидности древесных материалов.

Практическая работа

4



25

26

27

28

Сварка пластмасс газовым теплоносителем.

Склеивание конструкционных материалов.

1

1

1

1

Тема 1.13.

Материалы для режущих и измерительных инструментов.

Содержание учебного материала


1



1

2

29

30

Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченые твердые сплавы.

Сплавы и стали для измерительных инструментов. Марки, характеристики, режимы работы.

Тема 1.14.

Порошковые материалы.

Композиционные материалы.

Содержание учебного материала


1



1

1

31

32

Метод порошковой металлургии, два направления развития порошковой металлургии. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности.

Композиционные материалы. Классификация, строение свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности.

Раздел 2. Технология металлов




Тема 2.1. Основы производства материалов

Содержание учебного материала


1

1

2

33

34

Структура народного хозяйства и промышленности России

Природные ресурсы и их классификация

Практические занятия



35

36

Классификация природных ресурсов

1

1

Тема 2.2. Металлургический комплекс

Содержание учебного материала


1

1

1

37

38

Руда и ее получение

Флюсы, топливо и огнеупорные материалы.

Практическая работа



39

40

Обогащение и окускование полезных ископаемых

1

1


Содержание учебного материала


1

1

1

41

42

Производство чугуна

Производство стали

Практическая работа



43

44

45

46

Устройство доменной печи

Исходные материалы и продукты металлургического производства

1

1

1

1


Содержание учебного материала


1



1

47

Производство меди, алюминия, магния, титана и их сплавов

Физико-химические процессы получения металлов. Способы плавки и рафинирования цветных металлов и сплавов.

Раздел 3. Способы получения заготовок



Тема 3.1. Обработка металлов давлением

Содержание учебного материала

1

1

48


Определение обработки металлов давлением. Степень пластической деформации и сопротивление деформированию. Ковкость и штампуемость. Способы нагрева и типы нагревательных устройств.

Поковки в современном машиностроении, особенности их изготовления универсальным инструментом и специальным инстру­ментом-штампом. Оборудование, применяемое при производстве поковок.

Ковка. Горячая объемная штамповка.

Изготовление деталей холодной объемной штамповкой. Листовая штамповка.

Тема 3.2 Технология литейного и прокатного производства

Содержание учебного материала

1

2

49

Основы литейного производства. Литье в песчаные формы

Специальные способы литья

Практическая работа

1


50

Разработка технологического процесса изготовления отливки в разовой песчано-глинистой форме




3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».

Оборудование учебного кабинета:

  1. Стол преподавателя 2-х тумбовый

  2. Доска белая офисная

  3. Столы ученические

  4. Стулья ученические

  5. Шкаф- депо для стендов.

Технические средства обучения:

- экран

- проектор

- компьютер

Комплект электронных плакатов и схем:

  • внутреннее строение металлов - 1

  • внутреннее строение сплавов - 1

  • деформация и ее виды - 1

  • твердость и методы ее определения - 1

  • классификация и марки чугунов - 1

  • классификация и марки стали - 1

  • доменная печь, сталеплавильная печь - 2

  • виды сталей, их свойства - 1

  • маркировка углеродистых конструкционных сталей - 4

  • маркировка углеродистых инструментальных сталей - 1

  • маркировка цветных металлов и сплавов - 1

  • смазочные материалы - 1

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Овчинников В. В.Современные материалы для сварных конструкций учеб. Пособие - М: ОИЦ «Академия», 2012.

Дополнительные источники:

1. Заплатин В. Н. Основы материаловедения (металлообработка) учеб. пособие. / ОИЦ «Академия», 2009.

2. Электронный ресурс «Металлургия». Форма доступа: twirpx.com/files/machinery/metallurgy

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

2

Умения:

ОК 1-7

ПК 1.1.- 1.4.

ПК 2.1 - 2.3.


  • распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы

  • по внешнему виду, происхождению, свойствам;

  • определять виды конструкционных материалов;

  • выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

  • проводить исследования и испытания материалов;

  • рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья;

Устный опрос.

Отчёт о выполнении практических работ.

Выполнение домашней контрольной работы


Знания:

Устный опрос.

Отчёт о выполнении практических работ.

Выполнение домашней контрольной работы

  • закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

  • классификацию и способы получения композиционных материалов;

  • принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;

  • строение и свойства металлов, методы их исследования;


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.08. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ код профессии / специальность 22.02.06 Сварочное производство


© 2010-2022