Проект -исследование Предметы быта Воронежского края

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Верхнетойденская СОШ.

ПРОЕКТ-

ИССЛЕДОВАНИЕ:




«ПРЕДМЕТЫ БЫТА ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ»


Художественная обработка древесины

(городецкая роспись и геометрическая резьба)

«Разделочные доски»





Выполнил: ученик 11 класса Шмыков Алексей

Руководитель: Владимиров Александр

Иванович

2010 г.

Содержание.

1) Цели проекта исследования. Задачи. -2 стр.

2) Выбор и обоснование проблемы. -3 стр.

3) Историческая справка художественной обработки древесины в нашей области. -4-10 стр.

4) Альтернативные изделия. -11 стр.

5) Дизайн, анализ. -12 стр.

6) Эскизы разделочных досок -13-15 стр.

7) Технологическая карта. -16-17 стр.

8) Экономическая часть. -18 стр.

9) Экологическая часть. -18 стр.

10) Самоанализ.- 19 стр.

11) Вывод. -19 стр.

12) Отзыв руководителя. -20 стр.

13) Рекламный буклет. -21 стр.

14) Используемая литература. -22 стр.







Цели проекта-исследования:



  • Исследовать изготовление разделочных досок.

  • Изготовить данные доски в различных техниках: резьбе и росписи.


Задачи:

1. Изучение декоративно-прикладного искусства Воронежского края.

2. Художественная обработка древесины.

3. Выполнение эскиза.

4. Изготовление изделия;

а) альтернативные изделия;

б) дизайн, анализ;

в) графическая часть;

г) технологическая карта;

д) экономическая часть;

е) экологическая часть.

5. Предвкушение радости.






Выбор и обоснование проблемы.


Делая ремонт в доме, мама рассказывала, что еще с давних времен все люди старались украсить свой быт. У бабушки был красивый расписной сундук, даже прялка была украшена резьбой. Воронежский край всегда славился народными умельцами. У меня сразу же появилась идея создать что-то подобное своими руками. Но что и как?

Я стал изучать литературу о развитии декоративно - прикладного искусства в Воронежском крае. Очень много узнал о развитии разных ремесел нашего края - это и керамика, соломка, резьба и роспись по дереву, изделия из камня и многое другое. Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

Декор от латинского (decoro)-украшение. Своими корнями оно уходит в далекое прошлое, в нем истоки художественной культуры народа. Достаточно вспомнить экспозиции музеев, чтобы убедиться, что под термином «народное творчество» в первую очередь подразумеваются памятники декоративно - прикладного творчества. Этот вид искусства является не только свидетельством уровня материальной культуры общества, но и результатом его духовной эволюции.

Изучая декоративно - прикладное искусство, я узнал, что художественная обработка дерева - наиболее древний вид декоративного искусства и у многих народов нашей страны самый развитый. Археологические раскопки указывают на 5 век. В Поволжье получила распространение подкрашенная плоскорельефная резьба.

Обработка дерева велась самыми простыми инструментами. Талантливые мастера творили просто чудеса, изготавливая необходимые для жизни предметы.

По маминым словам я понял, что она мечтает о разделочных досках. Я поставил перед собой цели:

1. Исследовать изготовление разделочных досок.

2. Изготовить данные доски в различных техниках: резьбе и росписи по дереву.

Чтобы выполнить художественное оформление досок я подробно познакомился с приемами геометрической резьбы и городецкой росписи.

Мне необходимо было решить ряд задач:

1. Изучение декоративно-прикладного искусства Воронежского края.

2. Художественная обработка древесины.

3. Выполнение эскиза.

4. Изготовление изделия

5. Предвкушение радости.

Историческая справка

художественной обработки древесины в нашей области


Художественная обработка дерева - наиболее древний вид декора­тивного искусства и у многих народов нашей страны самый развитый. Отечествен­ные археологи обнаружили на Алтае деревянные скульптур­ные изображе­ния зверей и птиц, относящиеся к V веку.

Деревянными были и языческие боги. Знаменитый арабский путе­шественник Х века Ибн-Фадлан оставил описание славянских богов, выре­занных из древесных стволов. О языческих богах из дерева упоминается и в древнейшей русской летописи - "Повести времен­ных лет": "Как только начал княжить Владимир в Киеве, то поставил на холме деревянного Пе­руна и Дажьбога и Стрибога".

Плотники-древоделы из толстых брёвен, иногда достигавших диа­метра 50 сантиметров, возводили храмы, терема, строили дома и другие хозяйст­венные помещения.

Дворцы, терема и храмы щедро украшали объёмной, рельефной и ажурной резьбой. За красоту и богатство резного убора дворец в Коломенском со­временники называли одним из чудес света. В XVII-XVIII веках эти виды резьбы применяли в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, ме­бели.

До наших дней в Поволжье, на Севере, на Урале и в Сибири сохрани­лись крестьянские дома - произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны некоторых северных и уральских домов завершаются мощными брёвнами-охлупнями с вырезанными на одном конце головами рогатого оленя, крутогривого коня или пти­цы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца покры­ты рельефным растительным узором либо пропильным геометричес­ким орнаментом.

В Поволжье получила распространение подкрашенная плоскорель­ефная и рельефная резьба, для которой характерны белый или голубой углублен­ный фон и суриково-красные или золотистые изоб­ражения добродушных львов, русалок-фараонок, птиц-сиринов с рас­пушенными веером хвостами и оплетающие их виноградные лозы. Если для архитектурной резьбы ха­рактерны крупные монументальные формы, то в декоративной резьбе предметов обихода масштаб меня­ется, становясь соразмерным. Празднич­ные сани и выездные телеги, дуги, ткацкие станы, прялки, вальки для вы­колачивания белья, трепа­ла для льна, рубеля - крестьянские утюги, посуду разного назначе­ния и размеров щедро покрывали узорочьем - геометриче­ской, контурной и скобчатой резьбой.

Как в архитектурной, так и в украшающей утварь резьбе почти все мотивы имели определённый смысл, во многом связанный с древними языческими представлениями наших предков.

С помощью простых инструментов народные мастера выдалбливали красивые по очертаниям и удобные в пользовании корыта, сельницы, но­чёвки, резали ковши (для питья и розлива кваса), скопкари (дере­вянный, иногда металлический) - ковш в форме ладьи с двумя рукоятями в виде го­ловы и хвоста птицы, ендовы - деревянный или металлический сосуд для розлива напитков на пирах, округлой формы с широким горлом, носиком или рыльцем). Массивную долблёную посуду с толстыми стенками, обеспечивающими необходимую проч­ность изделиям, испытывающим пе­регрузки, например ступы или блю­да для резки мяса и овощей, почти ни­когда не украшали. Празднич­ную посуду, напротив, покрывали резным орнаментом, и древесину для неё подбирали с интересным природным ри­сунком.

В формах долблёной и резной деревянной посуды выявляется склонность народных мастеров к пластике. Например, для северорус­ских скопкарей характерен силуэт водоплавающей птицы: их рукояти похожи на головку и хвост, а сам сосуд напоминает туловище. Рукояти тверских ковшей, являющиеся продолжением чуть вытянуто­го или приплюснутого тулова, режут в виде двух-трёх конских головок. Вологодские ковши-налёвки, так напоминающие уточку, дополняются пластичной рукоятью со скульптур­ными изображениями тех же уточек. А у ладьевидных ковшиков-черпаков высокая, как парус, рукоять завершается фигуркой коня или птицы.

Не менее интересны по пластике деревянные резные солонки в форме птицы, баранчика с остроумной конструкцией крышек, при­креплённых с помощью штифта-оси.

Декоративность резной и долблёной деревянной посуды не умаля­ет её утилитарности. Все названные сосуды отвечают требованиям функцио­нальности, им присуши вместительные ёмкости, устойчивые формы с удобно расположенными ручками. Относительно небольшая поверхность верхнего уровня налитой в них жидкости исключает её расплескивание.

Удивительным разнообразием отличаются широко распространён­ные в прошлом деревянные ложки. Наиболее древняя ложка, най­денная в Горбуновском торфянике на Урале, имела, видимо, риту­альное назначе­ние. У неё вытянутый, яйцевидной формы черпачок и изогнутая ручка, за­канчивающаяся птичьей головкой. Много разно­видностей деревянных ло­жек существовало в древнем Новгороде. Среди них обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские ложки украшали резьбой и росписью: орнамент - плетёнка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок, обрам­лял лопасть. На русском Севере в XVIII веке были известны ложки с округлой формой черпачка, сделанные в Вологодском крае, а также ложки с присадкой морского зуба, то есть инкрустированные костью, моржовым клыком.

У народов нашей страны сложились разнообразные формы и раз­личные способы украшения ложек. Всеобщее признание получили ложки Волго-Вятского края. Более десятка разновидностей их делают в Нижегородской области - межеумок, тонкая, баская, полубаская, загибка, серебрушка, тол­стокрайка, уполовник, детская и т.д. У этих ложек черпачок округлой формы, а круглая ручка заканчивается граненой коковкой. Вятские ложки отличаются яйцевидным черпачком и плоской, чуть загнутой ручкой. Раньше их делали большими и маленькими, белыми и крашеными, расписывали на соловецкий манер масляными красками, отделывали семе­новским способом (горячая об­работка). Среди всего многообразия выделялись ложки с тонким графическим рисунком веток, цветов, ягодок, подцвеченных пёстрыми анилиновыми красками. На заказ выполняли именные ложки.

Необычайно разнообразными по формам и украшению были ору­дия женского труда - прялки. Среди них различаются коренухи, вырезанные из прикорневой части дерева, и составные, у которых ножка с лопастью или гребнем (вертикальная часть) вставляется в гнездо дониа (горизонтальная часть). К корневым относятся многие вологодские, архангельские, каргопольские, некоторые ярославские и костромские прялки. Составные прялки в виде донца с гребнем были широко распространены в районах Поволжья и южнее Волги, а с лопастью - на Урале и в Сибири. Многие из них, правда в разной степени и в разной технике, но всегда гармонично ук­раша­лись резьбой. Несмотря на простоту составляющих элементов -углубленных линий, округлых лепестков, треугольников, квадратов, розеток, выполненных в контурной, скобчатой или трёхгранно-выем­чатой технике, композиции прялочной резьбы отличаются красотой и богатством ритмов. Резьба на прялках покрывала преимущественно лопаску, причём на лицевой внешней стороне размешалась главная композиция, тогда как внутренняя, которую обычно закрывала льня­ная или шерстяная кудель, украшалась скромнее.

Такой же углубленной резьбой наряжали вальки, рубеля и батаны ткацких станов. Нередко основу композиции составляли различные розетки с пря­мыми либо серповидными лучами, а остальная повер­хность заполнялась мелкими геометрическими фигурами, сеточкой из контурных линий.

Своеобразным видом народного творчества стало изготовление пряничных досок. Они представляют собой деревянные формы, чаще всего прямо­угольные, реже - круглые, по периметру которых распо­ложен небольшой бортик, а в центре вырезано какое-либо изображе­ние - птица, зверь или сложная композиция с обегающей её каймой надписью.

С помощью пряничных досок на тесте отпечатывали рельефный узор. Ви­димо, отсюда и пошло название этих любимых в народе лакомств, известных ещё в былинные времена как пряники печатные.

Пряники сопровождали многие ритуалы. Невесте на свадьбу преподносили пряник, который в конце празднества по частям раздавали гостям, что на­поминало об окончании торжества. Осо­бые пряники, длиной до метра, де­лали "в почесть", "в знак чести". В надписи на почетной пряничной доске, выполненной в зеркальном отражении, указывали имя человека, кому его предназ­начали: "Дарю сей пряник Димитрию Ивановичу и Наталье Ефи­мовне в знак чести". Надписи являются существенными элемента­ми композиций почётных пряников. По шрифту они близки к вязи и шрифту XVIII века. В центральном поле их вырезали довольно сложные компози­ции с растительным узором из крупных плодов и массивных листьев, среди которых размешали изображения птиц, коней. На хоромных и теремных пряничных досках вырезали терема с шатровыми крышами, птицами и флагами на флюгерах. Для детей делали фигурные пряники в виде птиц, лошадок, рыбок, кукол, а позднее - паровозов, пароходов и букв алфавита. Наборные пряничные доски имели внутри ковчега от 4 до 120 миниатюрных изображений.

Роспись деревянных изделий также носила различный характер, В одних местах целые стены деревянных домов, перегородки в жилых помещениях, двери, ставни расписывались кистью свободно, с маху, обычно раститель­ными, цветочными узорами. В других она имела характер изысканной, четко прорисованной графики с заливкой, закрашиванием отдельных форм и элементов яркими локальными цветами. Изображения наносились на от­крытую текстуру дерева либо на заранее подготовленный фон, в том числе по левкасу - клеевому с мелом грунту, который применялся в иконописи. В технологии росписи предметов домашней утвари местами применя­лась закалка в печах.

Самостоятельной областью пластического творчества народных рез­чиков является деревянная игрушка и скульптура. В прошлом дере­вянная игрушка занимала основное место в играх детей. Наиболее архаичны иг­рушки Вологодской и Архангельской губерний, выпол­ненные из корневищ и сучков, а также северные резные куклы «панки», фигурки коней и птиц.

Вместе с тем деревянные игрушки были подлинными произведени­ями ис­кусства. Всеобщей любовью в XIX веке пользовались богород­ские игрушки и скульптуры. Остроумие и тонкий народный юмор, поэтизация образов и убедительная простота характерны для работ богородских мастеров. Богородская игрушка начала XIX века значи­тельно отличается от деревянных игрушек русского Севера и Ниже­городской губернии. Про­изведениям богородчан не свойственны фан­тастические или условно трак­туемые образы, их заменяют вполне реалистичные изображения барынь, гусаров, сцен из крестьянской жизни, фигурок зверей, домашних живот­ных и птиц. Раскрашены они в два-три ярких цвета - красный, жёлтый, си­ний, реже -зелёный. Во второй половине XIX века основную массу богородских игрушек делали белыми. В неокрашенных игрушках по глад­кой поверхности дерева разнообразными резными линиями изображали одежду, рисунок перьев птиц и фактуру шкуры зверей.

Народное скульптурное творчество по дереву было развито издав­на, дере­вянная скульптура бытовала на славянских землях с язычес­ких времен.

История изготовления деревянных птиц на Руси идёт из глубины веков. В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде именно она дос­тала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь. В форме древней птицы заложено много символики: круг, который она обра­зует своим вращением, - символ вечности и возрождения.

Само тело птицы напоминает крест. Из одного бруска вырезают туло­вище и голову, из другого - крылья. Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее и воздушнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб кры­льев и хвоста задает сама структура дерева.

Щепная птица традиционно не окрашивается, не покрывается лаком: счи­тается, что «живое» дерево благотворно действует на человека. Со временем оно приобретает красивый цвет бронзы.

Деревянные птицы стали главным делом жизни Людмилы Пащенко

- художника-декоратора, живущего и работающего в Воронеже.

Уроженка Архангельска, Людмила выяснила, что традиции изго­товления птиц есть и в Воронежской области. А было это так. Когда готовилась к закладке верфь в Воронеже, обученных в Гол­ландии архангельских кораблестроителей вместе с семьями Петр I селил в Бутурлиновском крае. Как говорят историки, первое, что делали переселенцы, её земляки на но­вом месте, - вешали в избе оберег - птицу счастья. Можно предположить, что и местных жите­лей научили секретам изготовления чудо-птиц, которое стало побоч­ным промыслом кораблестроителей.

Утраченный было промысел - опять на воронежской земле. Изготав­ливаются птицы из корабельной сосны, из комлевой ее части (3 метра до земли, где нет веток). Не каждое дерево годится для поделок, поэтому сек­реты мастерства начинаются с выбора древесины.

Людмила Пащенко давно делает птиц, но каждый раз как бы заново испытывает удивление, когда из куска дерева получается птица. «Такое чувство, что я помогаю им родиться, освобождаю их из плена».

Художница уверена: положительная энергетика чистого дерева, тепло её рук и хорошее настроение непременно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.

Со временем многие предметы народного быта становятся музей­ными экспонатами: уходят из повседневной жизни деревянные ору­дия труда - прялки, вальки, рубеля, ткацкие станы, посуда из дерева

- ковши, чашки, миски, ложки, украшенные резьбой. Однако истин­ные произведения народного искусства питают творческую фантазию новых поколений мастеров. Красота пластики их форм, богатство и затейливость резных композиций, разнообразие орнаментальных рит­мов - все это является ценным материалом, помогающим в творчес­кой работе мастерам современных художественных промыслов.

С давних времён дерево было одним из наиболее любимых в нашем народе материалов. Лесные богатства Воронежского края дела­ли его легкодоступ­ным. Больше всего у нас использовались мягкие, лёгкие для обработки в домашних условиях породы: липа, осина, ольха, верба, сосна и реже - твёрдые: дуб, клён, ясень, груша.

В наших местах из осины издревле изготавливали так называемые щепные товары - деревянные ложки, миски, блюда, лопаты, корыта. Делали из неё и бочки "под сухой товар", гнули ободья и дуги. Да и на потолки и полы шла осина.

Обработка дерева велась самыми простыми инструментами: но­жом, пилой, ложчатым долотом, резцом, а чаше всего - обычным топором, этим своего рода универсальным орудием, которым рус­ский человек мог построить церковь, дом или вырезать ложку. Примитивными инструмен­тами талантливые народные мастера пре­вращали обыкновенные брёвна, доски и чурки в необходимые для жизни предметы, которые нередко ста­новились удивительными про­изведениями национального искусства.

Почти все веши, нужные крестьянину, делались из дерева: мебель, домашняя утварь, орудия труда, рабочие инструменты, средства пе­редвижения.

Каждую вещь старались изготовить удобной и в то же время красивой. Постепенно, на протяжении длительного времени в нашем крае вырабаты­вались разнообразные формы предметов, бесконечные варианты орнамен­тов, различные приёмы резьбы и художественной росписи.

Больших предприятий по художественной обработке дерева в Воронеж­ской губернии не было. В каждой крестьянской семье из дерева делали всё необходимое сами.

Однако во многих сёлах выделялись особо одарённые умельцы, которые работали как для односельчан и жителей соседних сёл, так и для базаров и ярмарок. Из дерева изготавливали веши, имеющие не только утилитарное, но и художественное значение. Это иконостасы, коньки для крыши дома, резной орнамент для карниза, наличников и ставен окон, дверей, крылец, разнообразные игрушки.

Часто предметы домашнего обихода делали так талантливо, что во многих случаях они становились предметами высокого искусства. Ряд работ на­родных художников хранится в музеях Загорска, Санкт-Петербурга, Москвы, Ялты и других городов.

В Воронцовке делались расписные конные линейки-пролётки, рас­писные и резные дуги и сани, детские тележки-каталки, люльки-колыбели для детей, игрушки.

В Бутурлиновке работала мастерская по росписи дуг, карет и тарантасов. Там же резали пряничные доски, большая коллекция которых, по слухам, хранится в одном из музеев Парижа. Большую помощь бутурлиновцам в развитии народного искусства оказал сво­ими советами известный художник А.А. Бучкури.

В селе Клёповка Бутурлиновского района делали игрушки (орлы, пиль­щики, кузнецы, прыгуны, скоморохи), а также резные солонки, донца, по­ставцы и божницы, полицы для хлеба, резали орнамент для карнизов до­мов и наличников, узорчатые доски для росписи набив­ной ткани.

В городе Павловске жили мастера, делавшие и расписывавшие блюда, шкатулки, ковши для воды и формы для куличей.

Борисоглебск был богат художественной резьбой для оформления жилища. Деревянные здания, как правило, украшались рез­ными карни­зами, дополненными пропильными подзорами. Фризы домов также украшались подзорами, проходящими при стыке карниза со стеной и све­шивающимися с нижнего края карниза. Представляет особый интерес де­коративное оформление окон. Деревянные резные наличники имеют вер­тикальные стойки, набран­ные из различных элементов: «бутылочек», «бо­чонков», валиков и т.п. Встречаются сандрики (небольшие карнизы, расположенные над про­ёмами окон или дверей фасада) с самыми различ­ными видами резьбы.

На стенах старинных деревянных домов применялись два вида обшивки: горизонтальная на уровне окон и вертикальная - в нижней части стен. В городах Борисоглебске и Новохопёрске сохранился ряд деревянных зданий, не имеющих обшивки. Такой приём создавал контраст тяжёлой бревенчатой стены и лёгкой декоративной отдел­ки в виде кружевной резьбы. Как правило, все двери парадных входов были высокими дву­створчатыми с филенчатыми полотнищами. Встречаются двери с полоч­ками на кронштейнах, разделяющими филенки, с розетками, глухими и пропильными резными накладками-кокошниками.

Резьба по дереву и в наше время находит своих талантливых последовате­лей. Поистине уникальны деревянные оклады икон масте­ра Виталия Вла­димировича Пасенко из поселка Анна_ Воронежской области.

Можно назвать немало и других имён, например, мастера из села Нижний Карачан Грибановского района Вячеслава Васильевича Кортунова, бондаря в третьем поколении. Его изделия из дуба - ковши, жбаны, бочки, приборы для вина и кваса пользуются огромным спросом, заказы на них поступают со всей страны.

Высоким мастерством отличаются разнообразные виды мебели с элемен­тами резьбы борисоглебцев Сергея Анатольевича Новоселова, братьев Долгиревых, волшебные композиции Павла Репина, скульпту­ры лесных зверей Александра Шляпкина.

Изящные деревянные со­суды с обликом птиц и ко­ней, резные и расписные подносы, ларцы, какие во­дились у принцесс, рамы для зеркал, похожие на обрам­ление окон чудесных тере­мов или на дивных бабо­чек... Все образцы и фор­мы - дело рук заслуженного работника культуры России Вениамина Николаевича Ма-монова из города Нововоронежа. Народный мастер ру­ко­водит студией «Акварель», которая притягивает к себе людей всех возрастов. Через руки В.Н. Мамонова прошло более ста пятидесяти пород дерева, ему открылись их замечательные свойства, - и в результате появились на свет замечательные произведения искусства. Он помнит слова сво­его наставника в ответ ему, вдруг высказавшему однажды жалобу на крепость дерева: «Усвойте на всю жизнь: чтобы далась резьба, готовь безукоризненный инструмент. От него весь лад, он должен ощущаться как обнажённый нерв руки. Когда хороший срез - душа поёт. Сам Мамонов в этом убедился, обучаясь на театрально-декоративном отделении Луган­ского художественного училища, а потом накрепко усвоил, побывав у зна­менитых народных мастеров русского Севера. Когда «душа мастера поёт» - это чувствуется в его прекрасном творении, будь оно из самого обыкно­венного дерева.










Альтернативные изделия


Моими конкурентами на рынке сбыта являются изделия, выполненные из пластика и др. материалов. Преимущества моего изделия в его прочности, красоте и оригинальности.









Дизайн анализ.


Разделочные доски представлены в лучшем варианте. Выглядят очень привлекательно. Выразительность и оригинальность узора так же способствует созданию в доме уюта и комфорта.

Самым сложным оказалось выполнение эскиза, причём на его разработку ушло больше времени, чем на всю работу.

Форма досок такова, что на них очень удобно резать и мыть их удобно, так как они имеют обтекаемую форму.






Проект -исследование Предметы быта Воронежского края

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края


Технологическая карта


п./п.

Порядок ведения работы

Эскиз

Инструменты и оборудование



1




Вырезание по шаблону доски

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края


Карандаш, шаблон, лобзик







2


Шлифование заготовки

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края


Наждачная бумага








3



Перевод рисунка на заготовку

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края



Карандаш, копировальная бумага




4



Роспись заготовки по эскизу

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края


Гуашь, кисти №4, 3





5



Покрытие лаком

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края



Лак, кисточка






Технологическая карта


№ п./п.

Порядок ведения работы


Эскиз

Инструменты и оборудование

1

Вырезание по шаблону доски

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края

Карандаш, шаблон, лобзик

2

Шлифование заготовки

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края Г"

Наждачная бумага


3

Перевод рисунка на заготовку

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края

Карандаш, копировальная

бумага

4

Вырезание узора по эскизу

1Проект -исследование Предметы быта Воронежского края

Резец


5

Тонирование доски

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края

Морилка,

вода, кисточка


6

Покрытие лаком

Проект -исследование Предметы быта Воронежского края

Лак, кисточка




Экономическая часть.

Для изготовления разделочных досок потребовалось:

доска -0.004 куб.м., ценой 6000 р. за куб.м, гуашь, нейлоновые кисточки, пилка для изготовления резцов,

лак- 100г стоимостью 80 руб. за банку (900г).

расходные материалы на сумму 20руб.

Итого: 90 рублей.

Продажная стоимость разделочных досок
составляет 360 руб.


Экологическая часть.

Так как мы использовали обычную сухую древесину и бесцветный лак для внутренних работ, то изделие является экологически чистым и безопасным в использовании.








Самоанализ.

Разделочные доски получились хорошими. Моим родителям и знакомым очень понравились. Я даже получил заказ на изготовление таких изделий. Единственное замечание по производству состоит в том, что можно было часть ручных операций механизиро­вать.

Для резьбы по дереву желательно использовать липу, так как она легче режется и качество резьбы будет выше. Изготовлять такие изделия экономически будет выгоднее.

Вывод.

Самое трудное в проекте-исследовании было выполнение эскиза. На него ушла большая часть времени.

Исследовательская работа позволила мне по-новому взглянуть на мир вещей, которые тебя окружают. Изделия, созданные своими руками, несут тепло и уют в дом. С каким трепетом я преподносил маме подарок. Мои разделочные доски очень понравились ей, а это для меня очень важно. В свою работу, я вложил частичку своей души, в работе хранится тепло моих рук. Даже бросая быстрый взгляд на доски, мама будет вспоминать меня.

Мои изделия по достоинству оценили мои друзья и родственники. В проекте - исследовании представлена вся необходимая информация для изготовления данных изделий.






Отзыв руководителя.


Работая над проектом - исследованием, Алексей проявил себя как старательный, любознательный, целеустремленный ученик. Поставив перед собой задачу - выполнить разделочные доски для мамы, он упорно шел к намеченной цели. Алексей добросовестно работал со специальной литературой, изучая специфику городецкой росписи и геометрической резьбы. В полном объеме освоил приемы геометрической резьбы и городецкой росписи. Сам изготовил необходимый для этой резьбы резец.

Работать с Алешей было очень интересно и приятно.

















Проект -исследование Предметы быта Воронежского края






















Используемая литература.

1. . Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. - М.: Культура и традиции, 2002.

2. Губанова Е.Н. Декоративно - прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003.

3. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. - Л.: Искусство, 1981.

4. Максимов Ю. В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение,1983.

5. Махмутова Х. И. Роспись по дереву. - М.: Просвещение,1987.

6. Жегалова С. К. Роспись хохломы. - М.: Дет. лит., 1991.

8.Степанов Н.С. Геометрическая резьба.- М.: Народное творчество, 2007.

9.Манжулин А.В. Прорезная резьба.- М.: Народное творчество, 2009.

10. Гришин В.И. Вырезаем, выпиливаем, вытачиваем из дерева.- М.: Мартин 2007.

11. Басаева-Давыдова И. Игрушки Крутца.- М.: Дет. Лит., 1991

12.Дорожин Ю. Городецкая роспись.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.

13. Дорожин Ю. Хохломская роспись.- М.: Мозаика- Синтез, 2008.

14. Дорожин Ю. Каргопольская игрушка.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.

15. Дорожин Ю. Жостовский букет.- М.: Мозаика- Синтез, 2007.

16. Куцакова Л. Чудесная гжель.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.


© 2010-2022