Межпредметный проект «Экология населенного пункта»

"Описание материала: Цели и задачи проекта: Овладение навыками анализирования и общей оценки состояния сельской среды, умение применения изученных навыков практически для возможности точно выявить причины, возможно угрожающих здоровью, сказывающихся отрицательно при воздействии на флору, фауну, почву, атмосферный воздух; Провести экологический мониторинг участка сельской среды обработать и наглядно представить полученные сведения; Осуществить экспертную оценку мер, которые были применены сельски...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


3

Межпредметный проект

«Экология населенного пункта»

Общие цели и задачи проекта:

  1. Овладеть методами слежения и оценки состояния сельской среды (экологического мониторинга), уметь применять эти методы на практике для выявления факторов, потенциально опасных для здоровья человека, оказывающих негативное воздействие на флору, фауну, почву, атмосферный воздух;

  2. Провести экологический мониторинг участка сельской среды обработать и наглядно представить полученные результаты;

  3. Осуществить экспертную оценку мер, принимаемых сельскими властями для поддержания среды в благоприятном для жизни селян состоянии и выработать рекомендации по их улучшению.

Тема 1 «Ландшафтао-геологические факторы сельской среды»

Интегрируемые предметы: география, ИЗО, обществознание, экология.

Содержательные линии темы

  1. Географическое положение села и способы его описания.

  2. Природный ландшафт села.

  3. Геологическое строение и рельеф территории села.

  4. Микрорельеф сельской среды

5. Формы преставления результатов: описания макро-, мезо- и микроположения села;

фотографии и акварельные рисунки наиболее красивых природных ландшафтов села.

Тема 2 «Водные ресурсы села»

Интегрируемые предметы: география, история, литература, ИЗО, технология, биология, физика, химия, ОБЖ.

Содержательные линии темы

  1. Крупные реки - природные объекты. Оборонительное, транспортное, архитектурно- планировочное значение рек.

  2. Малые реки. История их деградации и начало возрождения.

  3. Грунтовые воды села и их значение.

  4. Вода как фактор здоровья человека.

  5. Водоснабжение села.

  6. Водный бюджет семьи (подсчет расходования питьевой воды одним человеком, одной семьей в течение одного дня, недели, месяца и года). Правила рационального водопользования и «Водный кодекс Российской Федерации».

  7. Водные счетчики и отношение к ним населения (очное и заочное анкетирование разных возрастных и социальных групп населения).

  8. Физико-химический анализ питьевой воды из крана (определение рН, содержание хлоридов, сульфатов, карбонатов).

  9. Очистка питьевой воды с помощью бытовых фильтров. Принципы работы фильтрующих систем. Сравнение фильтрующих способностей фильтров разных товарных марок.

  10. Определение жесткости воды до и после кипячения.

  11. Определение степени загрязнения природных водоемов с помощью метода биоиндикации.

  12. Изучение органолептических показателей воды из природных водоемов (содержания взвешенных частиц, цвета, прозрачности, запаха).

  13. Сохраним наши реки и пруды! (работа по очистке берегов водоемов наглядная агитация жителей села).

  14. Обряды, пословицы и поговорки о воде.

Формы представления результатов: литературно-исторические эссе о воде и водоемах фотографии и рисунки водоемов; схемы чертежи гидравлических сооружений; демонстрационные установки для физико-химического анализа питьевой воды и ее очистки таблицы-отчеты водопользования; отчеты проведении анкетирования населения; наблюдения за состоянием природных водоемов с помощью видов организмов - биоиндикаторов; стенды и листовки, призывающие беречь воду и охранять водоемы села.

Тема 3 «Атмосферный воздух села»

Интегрируемые предметы: химия, биология, экология, ОБЖ, обществознание, технология.

Содержательные линии темы

  1. Изучение роли зеленых растений в поддержании газового состава атмосферного воздуха села (лабораторный эксперимент).

  2. Определение уровня пылевого загрязнения атмосферного воздуха на разных участках села (с помощью белых полосок ткани по состоянию снежного покрова).

  3. Составление карты-схемы основных загрязнителей атмосферного воздуха.

  4. Автотранспорт как основной источник загрязнения атмосферного воздуха села.

  5. Загрязнение атмосферного воздуха соединениями тяжелых металлов.

  6. Определение уровня загрязненности атмосферного воздуха на разных участках села с помощью метода биоиндикации (по частоте встречаемости лишайников, развитию проростков кресс-салата).

  7. Искусственное получение «кислотных облаков» и изучение их влияния (лабораторный эксперимент).

  8. Изучение воздействия диоксида серы на растения (лабораторный эксперимент).

Формы представления результатов: отчеты по лабораторным и полевым экспериментам; фотографии растений древесно-кустарникового яруса с разным уровнем повреждения в зависимости от степени загрязненности воздуха диоксидом серы, формальдегидом, аммиаком, бензолом; карта-схема микрорайонов села с указанием основных источников выброса веществ-загрязнителей атмосферного воздуха.

Тема 4 «Почва как природный ресурс сельской среды»

Интегрируемые предметы: экология, химия, биология (почва как среда обитания организмов).

Содержательные линии темы

  1. Изучение гранулометрического состава почвенного образца, взятого на разных участках села (лесополоса, обочина дороги, пустырь, двор дома и т.п.) методом раскатывания увлажненной почвы.

  2. Определение влажности почвы без приборов.

  3. Определение кислотности почвы с помощью универсальной индикаторной бумаги.

  4. Определение содержания органического вещества (гумуса) в почвенном образце методом прокаливания и взвешивания.

  5. Определение содержания воздуха в почвенном образце методом вытеснения.

  6. Влияние структурированности почвы, ее засоленности, внесения в нее удобрений на развитие и рост растений (лабораторный эксперимент).

  7. Определение загрязненности почв разных участков села с помощью биоиндикации (методом ловушек Барбера и по проращиванию семян кресс-салата).

  8. Изучение почвенной фауны.

  9. Комплексная оценка состояния почвы на разных территориях села.

Формы представления результатов: отчеты по лабораторным экспериментам и полевым исследованиям с фотографиями; сводные таблицы комплексной оценки состояния почвы на разных участках села; рекомендации по рекультивации земель.

Тема 5 «Зеленые насаждения и их роль в селе»

Интегрируемые предлмты: биология (растения и человек), обществознание (природная среда в жизни человека), технология (растениеводство и декоративно-прикладное творчество), литература, искусство (ИЗО).

Содержательные линии темы

  1. Санитарно-гигиеническая, рекреационная, структурно-планировочная, декоративно - художественная функции зеленых насаждений и определение степени их реализации в селе.

  2. Изучение состояния элементов озеленения сельской среды: территорий улиц, пришкольного участка (определение площади, количества растений, степени антропогенной нагрузки, мусора, зон вытаптывания).

  3. Оценка состояния деревьев, кустарников и травянистого покрова в различных типах зеленых насаждениях села (в баллах по таблице), составление паспорта зеленых насаждений села.

  4. Определение способности зеленых насаждений в зависимости от видового состава растений к поглощению из атмосферного воздуха углекислого газа, выделению кислорода, насыщению его влагой и фитонцидами (по данным таблиц).

  5. Предложения по озеленению пришкольной территории (составление ситуационного плана и ассортиментной ведомости растений).

  6. Тополиный пух как санитарно-гигиеническая, пожароопасная проблема и пути ее решения в селе.

  7. Пословицы, поговорки, загадки о растениях, встречающихся в селе.

Формы представления результатов: карты-схемы улиц с основными элементами зеленых насаждений; слайд-фильмы улиц, приусадебных участков, дворов детских садов; сводные таблицы оценки состояния деревьев, кустарников и травянистого покрова зеленых насаждений, их способности к поглощению углекислого газа, выделения кислорода, насыщению атмосферного воздуха влагой и фитонцидами; ситуационный план озеленения пришкольной территории с ассортиментной ведомостью растений; картины из тополиного пуха; фотографии и рисунки растений, о которых собраны пословицы и поговорки.

© 2010-2022