Статья Детский клуб по месту жительства на службе развития личности ребенка

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степанова Елена Анатольевна, педагог-организатор МБОУ г. Мурманска гимназии №5, первая квалификационная категория

Детский клуб по месту жительства на службе развития

личности ребенка


Человеческий потенциал, который только отчасти представляет собой нечто, данное человеку от рождения, в значительной мере развивается в различных видах человеческой деятельности.

Особая роль в развитии потенциала личности отводится школе, как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России. Именно школа может использовать для этого и учебный процесс, и свободное время ребенка.

Клуб «Фантазия», который существует на базе нашего образовательного учреждения, предлагает своим воспитанникам содержательный досуг, как альтернативу виртуальным видам отдыха.

Моя роль как педагога-организатора заключается в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка в процессе разнообразной и полезной деятельности.

Для этого на основании «Закона об образовании» № 273 от 01.09.2013 г. и «Рекомендательной программы развития воспитательного компонента» мною была разработана воспитательная программа, предполагающая следующие направления деятельности клуба:

- гражданско-патриотическое;

- художественно-эстетическое;

- культурно-досуговое;

- экологическое.

Развитие духовно-нравственного потенциала напрямую связано с развитием нравственных возможностей личности, ибо они не даются человеку от природы, их необходимо культивировать с детства в каждом ребенке. Тогда в будущем он сможет испытывать чувство гордости за свою страну, свой край, понимать нравственные качества окружающих людей, проявлять к ним честность, порядочность, милосердие, внимание и уважение.

Развитию таких возможностей личности способствуют мероприятия, проводимые в клубе:

- диспут «Вот что значит настоящий верный друг!»

- проект «Море зовет» и его мероприятия «Капитанские улицы» и «По морям, по волнам»;

- проект «Наши пернатые друзья»;

- акции «Учись делать добро!», результатом которой является многолетнее сотрудничество клуба с советом ветеранов педагогической деятельности нашей гимназии, ежегодно ребята отправляют около 100 поздравительных открыток педагогам - ветеранам;

Для многих воспитанников клуб стал той социальной средой, в которой устанавливаются социальные контакты между поколениями и укрепляются семейные связи.

- «Сундучок семейных традиций» - фестиваль творческих семей;

- «Загляните в семейный альбом» - встреча поколений в честь Дня Победы.

Вместе с детьми в деятельность клуба все активнее вовлекаются их родители. Традиционными стали семейные праздники, конкурсы, которые раскрывают друг для друга детей и взрослых, сближают их, укрепляют семейные узы, а крепкая семья может дать ребенку все необходимое для его развития.

- конкурс «Дочки-матери»;

- праздник «Наши милые бабушки»;

- праздник «День Матери».

В клубе проводятся различные творческие конкурсы, участие в которых помогает детям раскрыть и реализовать свои эстетические возможности.

- конкурс причесок и макияжа «Импровизация в стиле…»;

- конкурс «Юный дизайнер»;

- кулинарный конкурс «Сластена» и др.

Как показывает мой педагогический опыт, 60% участников конкурсов - это дети, которые мало проявляют себя в учебной деятельности. Здесь в клубе они находят возможность реализовать свой творческий потенциал.

Стремление ребенка понять окружающий мир, реализовать свои познавательные возможности способствуют разнообразные интеллектуальные конкурсы и викторины, знакомства с различными технологиями и ремеслами, исследовательская работа в клубе.

- викторина «Мир вокруг нас»;

- игра «Одни дома»;

- конкурс «Умницы и рукодельницы» и т.д.

Еще одно преимущество клубного пространства - это развитие коммуникативных возможностей его воспитанников. Здесь ребенок открыт для общения со своими сверстниками и взрослыми, а педагог, который всегда находится рядом, регулирует эти взаимоотношения, создавая атмосферу доброжелательности и толерантности. Именно здесь у детей происходит обмен мнениями, передача опыта и накопление собственного жизненного багажа.

Наблюдая за своими подопечными, я могу отметить, что в лучшую сторону меняется качество их общения: дети становятся более терпимыми, внимательными друг к другу, пытаются обсуждать и договариваться. Их жизненная позиция становится более активной, так как им дана возможность поверить в свои силы.

Среди воспитанников клуба есть призеры и победители городских и областных выставок декоративно-прикладного творчества, фестивалей клубов по месту жительства, гимназических конкурсов и конференций, участники международного конкурса детской рукописной книги.

И что особенно хочется отметить, для учащихся в клубе созданы возможности социализации в современных условиях.

Это приобретение опыта выступлений, это опыт взаимодействия в команде, это опыт исследовательской работы, это бесценный опыт проживания различных ситуаций с использованием игровых технологий, технологий сотрудничества и сотворчества.

Безусловно, все это должно способствовать развитию духовно-нравственного потенциала наших воспитанников. И это значит, что посеянные в детских душах зерна духовности и нравственности обязательно дадут свои всходы, если мы своими словами и делами будем влиять на часть того мира, в котором живет современный школьник, работая в тесном контакте с семьей, культурными, общественными и религиозными организациями.

Перспективы своей работы вижу в гражданско-патриотическом направлении через краеведческую деятельность. Сейчас это работа над рукописной книгой, а в дальнейшем это более тесное сотрудничество с Мурманской областной детско-юношеской библиотекой и Краеведческим музеем.

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2009.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273 от 01.09.2013.

3. Серикова Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблемы духовно-нравственного воспитания личности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6

3


© 2010-2022