• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Роль интерактивных методов в формировании ключевых компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Статья Роль интерактивных методов в формировании ключевых компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и  обучающегося? Я предлагаю интерактивное обучение. Мне оно помогает добиваться хороших результатов  в учебной и внеурочной деятельности, повышает качества знаний обучающихся. Интерактивное обучение –  взаимодействие, находящееся  в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с друго...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль интерактивных методов в формировании ключевых компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и обучающегося? Я предлагаю интерактивное обучение. Мне оно помогает добиваться хороших результатов в учебной и внеурочной деятельности, повышает качества знаний обучающихся.

Интерактивное обучение - взаимодействие, находящееся в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обущающихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

познавательную;

коммуникативно-развивающую;

социально-ориентационную.

В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Интерактивные формы обучения способствуют:

пробуждению у обучающихся интереса к дисциплине, будущей профессиональной деятельности;

эффективному усвоению учебного материала;

самостоятельному поиску обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

формированию умения организовывать собственную деятельность;

формированию у обучающихся собственного мнения и отношения;

установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова;

формированию жизненных и профессиональных навыков .

Таким образом, обучение на основе интерактивных методов позволяет решить задачу формирования как общих, так и профессиональных компетенций.

Учитывая, что в результате освоения учебной программы по специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» товаровед-эксперт должен овладеть профессиональными компетенциями, соответствующими основными видами профессиональной деятельности:

1. Управление ассортиментом товаров.

ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками.

ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.

ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.

2. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.

ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.

ПК 2.3. Выполнять задание эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы.

3. Организация работ в подразделении организации.

ПК 3.1.Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.

ПК 3.2.Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ.

Используя интерактивные формы и методы обучения на практических и занятиях теоретического обучения дисциплин профессионального цикла специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», можно способствовать развитию данных компетенций, определенных требованиями ФГОС.

Наиболее эффективными, для развития профессиональных компетенций обучающихся на занятиях профессионального цикла, я считаю следующие методы и применяю их на занятиях :

Метод учебного сотрудничества (корпоративное обучение, работа в малых группах) основывается на совместной работе обучающихся на принципе позитивной взаимозависимости. Основными факторами, обеспечивающие данный принцип в группе сотрудничества выступают:

общность цели;

распределение ресурсов между членами группы;

распределение ролей;

распределение общей работы между членами группы;

итоговая "награда", которую получает группа, является результатом работы всей группы.

Например: так на практической работе по теме «Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров» студенты распределены на две группы: поставщики товаров и покупатели товаров (оптово-розничные торговые предприятия). Задача общая - обеспечить длительные хозяйственные связи по поставке и закупке товаров с максимальной экономической эффективностью для всех групп участников коммерческой деятельности. Каждый участник процесса выполняет свои функции и от его компетентности, ответственности, коммуникабельности зависит результат. В конце занятия совместно разбираются и обсуждаются действия участников процесса и даётся оценка результату . Знания полученные при изучении данного материала и данным методом формируют у обучающегося ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками.

Игровые методы. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается, совершенствуется самоуправление поведением. В отличие от игр вообще, деловая игры (ролевая игра) имеют четко поставленные цели. В процессе игры идет интенсивное развитие таких общих компетенций как общение, сотрудничество, решение проблем.

Например:

На практических занятиях по темам «Организация и технология розничной продажи товаров и обслуживания населения», «Организация расчётов с покупателями», «Услуги розничной торговли», «Правила продажи отдельных видов товаров» имитируем ситуации, которые возникают в технологическом процессе (осуществление расчётов с покупателями, активные и пассивные продажи, обслуживание различных поведенческих типов покупателей, предоставление торговых услуг, консультация покупателей).

На практических занятиях мной эффективно используется

метод кейсов ("case study" ситуационный семинар, решение ситуационных задач), представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Данный метод служит развитию умения решать проблемы с анализом параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Метод кейсов в сочетании с учебным сотрудничеством является хорошим средством развития профессиональных компетенций.

На практических занятиях по теме «Защита прав потребителей» решаем ситуационные задачи из торговой практики: вопросы по возврату и обмены доброкачественного и недоброкачественного товара, возврату денежных средств , гарантийному обслуживанию, составление претензий и ответов на претензии на основании ФЗ «О защите прав потребителей» и «Правил торговли». Знания по решению вопросов в деятельности специалиста помогают справляться с различными ситуациями и принятием верных решений, способность брать на себя ответственность.

В своей деятельности по подготовке квалифицированных специалистов конкурентоспособных на рынке труда я применяю такой метод, как экскурсия в оптово-розничную сеть или на производственные предприятия.

Экскурсия - совокупность учебно-познавательных приёмов обучающегося в торговом или на производственном предприятии нашего города. Данный метод погружает обучающегося в деятельность , он наглядно может наблюдать последовательно выполняемые торгово-технологические процессы, которые выполняются в оптовом или розничном торговом предприятии; изучить технологический жизненный цикл изделия в процессе производства, изучить сырьё или элементы изделий .

Примеры:

тема « Размещение и выкладка товаров в торговом зале»- обучающийся на примере различных типов магазинов с различной специализацией анализирует размещение групп товаров в пространстве торгового зала и определяет виды применяемой выкладки товаров, делает выводы в отчёте ;

Тема « Материалы для производства мебели. Производство мебели». Я организовываю экскурсию на мебельную фабрику «Олимп». Обучающиеся находятся в производственных цехах, где в их присутствии изготавливают детали будущего изделия на высокотехнологичном оборудовании. Затем мы из производственных помещений переходим в залы торгового дома «Олимп», знакомимся с ассортиментом мебельных товаров и методами реализации , предоставляемыми услугами.

Тема «Роль рекламы на товарном рынке»- экскурсия в рекламное агентство

«Навигатор», где происходит процесс изготовления рекламных средств;

Посещение агентства «РТ-ГРУПП», беседуем с руководителем, знакомимся с процессом изготовления ауди и видео рекламы. Реклама играет огромное значение в товародвижения будущие специалисты должны знать средства и способы передачи информации - торговой рекламы.

Особенностью перечисленных методов является то, что они раскрывают возможность сочетания освоения профессиональных компетенций.

Вывод: В практической профессиональной деятельности выпускникам придется сталкиваться с различными непредвиденными ситуациями. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной производственной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные проблемные ситуации еще на учебных занятиях, у обучающего будет гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной деятельности. И для решения этой задачи большим потенциалом обладают интерактивные методы обучения.



© 2010-2022