Конспект урока Песни об Отечественной войне 1812 года

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели и задачи урока: формирование знаний у учащихся об отражении исторических событий в народном творчестве башкир, в песнях и легендах; познакомить учащихся с песнями об Отечественной войне 1812 года, с их разнообразием, с отличием по содержанию, по поэтике, по характеру исполнения;

развитие у учащихся мышления, памяти, умение высказывать свое мнение, развитие навыков коллективного исполнения песен;

воспитание чувств патриотизма, гордости за башкир - участников Отечественной войны 1812 года; воспитание любви к народной музыке, к народным песням;

Оборудование урока: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, видеомагнитофон, в/к «Народные песни башкир», аудиокассета по музыке, баян;

Ход урока: 1. Организационный момент.

Здравствуйте! Поприветствуем наших гостей и начнем урок.

2. Ребята, давайте сначала вспомним тему предыдущего урока?

- Песни о начальниках кантонов

-В связи с каким историческим событием эти песни возникли?

- после многочисленных восстаний 18 века на территории Башкортостана была введена кантонная система правления(военное положение), 10 кантонов.

Во главе кантона стояли?

- кантонные начальники

-назовите основные черты, характерные для многих начальников кантонов?

- самодурство, алчность, деспотизм и т.д.

- а теперь будьте пожалуйста внимательны ,я буду называть характерные черты начальника кантона, про которого народ создал песню

А) был муллой, стал начальником кантона, чинил произвол, избивал старушек( Абдулла ахун)

Б) он за свои бесчинства был сослан в Сибирь (Тухват кантон)

В) в этой песне выражается тоска по родине, по любимой жене Фатиме (Сибай кантон)

Г) одарен как сэсэн, красноречив, окончил Казанский университет (Альмухамет кантон)

Д) Начальник самодур, жадный, жестокий (Колый кантон)

Ребята, при кантонной системе правления жизнь башкир стала еще тяжелее и это отразилось в песнях.

А теперь, скажите пожалуйста, каким годом в России был объявлен 2012 год? - год истории. А с чем это связано? (200-летие Отечественной войны). А башкиры имеют отношение к этой войне? (Да, башкиры участвовали в этой войне) А как вы думаете, отразилось это участие в народном творчестве башкир? (да, народ создал песни…)

итак, тема сегодняшнего урока? - Песни об Отечественной войне 1812 года.

Откройте тетради, число пишем на полях, а тему в центре схемы. Сегодня мы выберем 7 координат-лучей.

Эти песни относятся к историческим песням, поэтому начнем с истории. Башкиры приняли самое активное участие в этой войне, как вы подтвердите это? -участие 28 полков башкирских;

А выгодно ли было для русской армии это участие? -да, потому что башкирский воин был вооружен, недаром очень много легенд связанных с башкирским луком и стрелами

- особое отношение у башкир было к лошади и т.д.

- башкирские полки участвовали во многих крупных сражениях? - Бородинское, освобождали города Берлин, Гамбург, Веймар, Лейпциг и другие.

Их уважали даже враги и прозвали? - Северные амуры.

Многие народы, наряду с русскими встали на защиту Отечества. Но война есть война, в ней много горести, печали, потеря жизни, в то же время радость победы. Потому, и песни очень разнообразны - по содержанию, по поэтике, по характеру исполнения. Очень важно то, что каждая песня имеет свою легенду.Давайте, мы с вами попробуем сгруппировать эти песни. Для начала прочитаем одну очень интересную легенду «Вторая армия», прочитаем отрывок из легенды.(Чтение отрывка). Почему называется «Вторая армия»? Как башкиры отнеслись к призыву? Какой характер башкир мы здесь видим? Итак, башкиры начали готовиться к великому походу. Как можно назвать эти легенды и песни? - Проводы на войну

- пишем на схемах: «Вторая армия», «Французская», «Хары сяс», «Ерян кашка».прочитаем отрывки из песен «Вторая армия» (чтение уч-ся отрывка) проводы на войну…это очень печально, но в то же время мы видим как женщины горды за них, они желают им победы. Давайте послушаем песню «Ерян кашка»

Слушание песни. - какой характер песни? - грустный, печальный, что особо ярко опять проявляется в песне? - любовь к своим коням.

Давайте прочитаем отрывок из «Рассказ башкирца Джантюри» (чтение отрывка) - что вы поняли? 0 женщины тоже участвовали. Участие женщин на войне, так можно назвать эту группу. Сюда же относится песня «Иремель», прочитаем текст песни.

У каждой войны есть свои - герои. Кого вы можете назвать? - Кахым туря., Кахым Мырдашев, великий башкирский полководец, воины его очень уважали и сложили о нем много легенд и песен. Как сложилась судьба башкирского полководца, вы все наверное знаете - уч-ся отвечают. Сейчас мы с вами послушаем песню « Кахым туря». (слушание) какой характер песни? - ответы учащихся.

Башкиры и русские в этой войне породнились, так появились песни о дружбе башкир с русским народом, например песня «Кутузов», в этой песне мы видим, как башкиры уважали русского полководца.( чтение текста). Одной из самых известных всем является песня «Любизар» (легенда песни).послушаем эту песню в исполнении Хасанова.

Война против французов завершилась победой России, и к великой победе внесли большой вклад башкиры. Победой они вернулись на Родину. Слава победителю, так можно назвать следующую группу. Песен, изображающих непосредственное участие в боях немного, такой является песня «Ахмет баик», которую сочинил сын Баик сэсэна. А сам Баик Абалаев, известный сэсэн, встретил победителей песней «Баик», и говорят станцевал танец. Эту песню вы знаете, разучивали на праздние Шежере, давайте, споем. ( исполнение песни «Баик») Молодцы!

4. Давайте, подведем итог нашей работе. Вы узнали, что песни связаны с конкретными историческими фактами, они очень разнообразны. Какие группы выделили? Какая песня больше понравилась? Какой самый главный вывод можно сделать? - что песни дошли до нас, что мы их можем слушать, исполнять, они мелодичны.

5. Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы.

6. Оценки учащимся за участие на уроке.



© 2010-2022