• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Использование методов наглядного моделирования в развитии речи дошкольника

Статья Использование методов наглядного моделирования в развитии речи дошкольника

Использование метода наглядного моделирования.Почему именно этот метод выбрала я в своей работе? Придя работать в школу, я столкнулась с такой проблемой, что дети не умеют правильно выстраивать свою речь. Многие плохо запоминали стихи и не умели пересказывать даже маленькие тексты, а составить рассказ по картине было для ребят большой трудностью .Я начала искать метод, который помог бы нам решить эти проблемы. Меня очень заинтересовал метод наглядного моделирования. Работая с этим методом, я зам...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА.

Смоляженко Наталья Вячеславовна

Воспитатель предшколы.

Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. С какой же проблемой речи дошкольника мы встречаемся?

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

  • Употребление нелитературных слов и выражений.

  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

  • Плохая дикция.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей со слабо развитой речью характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель моделирования - обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинками, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики - принципа наглядности.

Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:

  • знакомство с графическим образом модели; (рассматривание таблиц и разбор того, что на них изображено)

  • дешифровка модели; (осуществляется перекодирование информации из абстрактного в реальный объект)

  • непосредственно работа с моделью. (отработка метода запоминания)

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.

Комплексную работу по развитию речи с использованием наглядных моделей проводят по следующим направлениям:

  • формирование лексико-грамматических представлений;

  • работа со звуками;

  • развитие словаря и связной речи;

  • подготовка к обучению грамоте.

В своей практике я использую метод наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана. Этот метод я практикую в различных видах речевой деятельности.

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети учат стихи и загадки и т.д. Это особенно эффективно при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приёмы. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).

. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  • усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

  • формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

  • передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа "Репка", "Колобок" и т.п.

При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картин дети испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. На практике "рассказы", самостоятельно составленные детьми - это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

  • определение взаимосвязи между ними;

  • объединение фрагментов в единый сюжет.

Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, я провожу подготовительную работу: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей. В картинно-графическом плане я акцентирую внимание дошкольников именно на это. Например, диалоги я обозначаю стрелкой с вопросом от того героя, который начинает диалог. Это помогает детям не «потерять» характеристики героев, найти причинно-следственные связи в рассказе и т.д. Слова - признаки, характеризующие персонажей, я обозначаю либо знаком вопроса, или, если необходимо передать настроение героя - использую пиктограммы. Пиктограммы я выставляю при рассматривании каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определённом признаке или действии героя.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог. Существует несколько видов занятий с картинным материалом. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка «Зимние забавы» .

При составлении рассказа по этой картинке я раздаю детям карточки с фрагментами картинки и предлагаю им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Перед появлением картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Я сначала учу детей выделять существенные признаки предмета и давать характеристику объекту:

  • принадлежность к родовидовому понятию;

  • величина;

  • цвет;

  • форма;

  • составляющие детали;

  • качество поверхности;

  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

  • как он используется (какую пользу приносит)?

  • за что нравится (не нравится)?

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Используя метод наглядного моделирования в своей работе, я заметила следующие результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

  • появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории;

  • появляется интерес к заучиванию стихов и загадок

  • словарный запас выходит на более высокий уровень;

  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

ВЫВОДЫ: Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

  1. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

  1. применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности моей работы.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.


© 2010-2022