Арт-технологии в работе педагога

Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов, и всё это независимо от возраста, пола, болезни, чувств, переживаний. Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения может выступать применение арт-технологий: арт-терапии и арт-педагогики.    Психиче...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





«Арт-технологии

в работе педагога»




Подготовила:

Чупина Мария Ильинична




Арт-технологии

Образование должно помогать

людям становиться помощниками

самим себе.

И.Г. Песталоцци

Арт-технологии - наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Искусству принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов, и всё это независимо от возраста, пола, болезни, чувств, переживаний.

Одним из направлений психолого-педагогического сопровождения может выступать применение арт-технологий: арт-терапии и арт-педагогики.

Психическое здоровье детей, обучающихся в общеобразовательных школах, вызывает сегодня у медиков и педагогов серьезную тревогу. Нарастает количество неврозов; отмечается потеря интереса к учебе и общественной жизни; часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности и агрессивности; сильна тяга к табакокурению, алкоголю и наркотикам. Все это побуждает искать новые психолого-педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений.

Одним из таких средств является артпедагогика - вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли

ИГРЫ С БУМАГОЙ И КРАСКАМИ

Игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность детей, помогают им осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Работа с глиной (сжимание, разглаживание, формообразование, затем сплющивание).

Работа с бумагой (коллаж). Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

При использовании этих приемов в работе с младшими школьниками необходимо учитывать, что каждый изобразительный материал имеет определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, можно в какой-то мере управлять его активностью.

Например, в работе с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краска, глина, пластилин... Эти материалы стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр.), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные средства, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля над выполнением действия, и соответствующие задания, например «Рисование по точкам».

Напротив, детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких, свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, глину и пластилин, рисование мелом. Наибольший эффект для ослабления эмоциональной напряженности и тревожности имеют задания «Рисование пальцами», «Волшебные пятна».

МУЗЫКА ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ

Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности (подсознание). Музыка способна устанавливать общее настроение: быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают.

Детям можно предложить прослушать специально подобранные музыкальные произведения, обсудить собственные переживания, воспоминания, мысли, возникающие у них в ходе прослушивания, а затем в соответствии с ними создать образы-впечатления (рисунки, поделки из глины, пластилина). Такой прием помогает ребенку раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию; «самовыразиться»; снять стрессы.

Музыка может использоваться для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятий может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая, спокойная музыка.

ТАНЕЦ ТЕЛА

Известно, какое негативное влияние на физическое и психическое самочувствие детей оказывает ограничение двигательной активности. Школьные правила заставляют ребенка сдерживать себя, и он стремится к поведению, которое от него ожидают окружающие. Ребенок начинает напрягать свои мышцы, чтобы сдерживать слезы или гнев; возникают психологические «зажимы» на теле. Таким образом, ребенок постепенно лишается первоначальной органической связи со своим телом. Необходимо помочь ему вновь обрести полноценное ощущение своего тела. С этой целью используется прием спонтанной двигательной активности.

Этот прием основан на взаимосвязи движений человеческого тела и эмоций. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как физическое, так и душевное, и, соответственно, меняется характер наших движений. Спонтанные движения свободной формы (под разную музыку) позволяют снять контроль сознания над собственным телом; способствуют высвобождению скрытых, подавляемых ребенком чувств (агрессии, страхов); улучшают физическое и душевное самочувствие, расширяют самосознание.

«Сочини свой танец». Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец; далее игра продолжается по кругу.

«Подари движение». Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-либо однотипные движения в течение 15-20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и так продолжается по кругу.

«Зеркальный танец». Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются местами.

БЕЗ СЛОВ

Психогимнастика - это специальные упражнения, в которых участники общаются друг с другом без помощи слов; выражают свои переживания и эмоциональные состояния посредством движений, мимики и пантомимики; учатся снимать психофизическое напряжение, преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

«Передай ритм по кругу». Вслед за одним из участников все остальные поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

«Передай движение по кругу». Один из участников начинает действие с воображаемым предметом. Стоящий с ним рядом продолжает это действие. Таким образом, воображаемый предмет (пушистый котенок, птенчик и др.) обходит весь круг.

«Передай чувство по кругу». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Один из детей передает какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения. А тот должен передать это чувство дальше, своему соседу, сохранив его содержание, но выразив с помощью собственных средств.

Упражнения на изображение эмоций. Нужно изобразить радость, раздражение, обиду, сочувствие. Данные упражнения могут выполняться под музыку, которая поможет ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или будет служить фоном, усиливающим его эмоции и образные представления.

Следует иметь в виду, что все предметы и события, используемые в психогимнастических упражнениях, должны быть воображаемыми. Недопустимо использование каких-либо атрибутов.

ПОСТУПКИ КНИЖНОГО ГЕРОЯ

Чтение помогает ребенку осмыслить особенности поведения, приводящие к конфликтным ситуациям, совершенные ошибки и связанные с ними проблемы. Те или иные образы и связанные с ними чувства, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства, направляют их по новому, позитивному руслу, к новым целям.

Педагог подбирает для детей книги исходя из имеющихся у них личностных или поведенческих проблем. После прочтения и обсуждения книги можно попросить детей нарисовать героев книги, изобразить место действия и пр. Также можно предложить продолжить произведение, придумать другой конец рассказу, разыграть его по ролям, обсудить положительные и отрицательные поступки действующих лиц произведения.

НА СЦЕНЕ - КУКЛЫ

Проигрывание детских сказок, басен позволяет детям научиться выражать свое эмоциональное состояние, развивает навыки общения и взаимодействия. Постепенно драматические постановки могут усложняться, разрабатываться какие-то специфические темы (например, страхов, агрессии). Как обычно, при распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и проблемы ребенка.

Драматизации возможны не только с помощью живых актеров, но и с помощью кукол. В работе с младшими школьниками хорошо себя зарекомендовали следующие виды кукол.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от настольного тенниса или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные персонажи или различные выражения лиц. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Плоскостные куклы. Представляют собой модель куклы, вырезанной из плотного картона. Руки куклы крепятся на шарнирах и свободно двигаются. Кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Важно, чтобы куклы вызывали у детей положительные эмоции, желание работать с ними. Дети могут сами изготовить кукол на уроках труда.

Арт-технологии, разрабатываемые и применяемые в последние годы, позволяют достаточно успешно решать множество дидактических проблем и проблем развития личности детей и подростков.

© 2010-2022