• Преподавателю
  • Другое
  • Коррекционно-развивающая работа и психолого-педагогическая диагностика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья за I полугодие 2014-2015 учебного года

Коррекционно-развивающая работа и психолого-педагогическая диагностика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья за I полугодие 2014-2015 учебного года

Цель: Психологическое, социальное, медицинское  сопровождение, обучение  детей с легкой умственной отсталостью и другими сопутствующими нарушениями в развитии; обеспечение психологической помощи и сопровождение учащихся группы риска.   Задачи: - подбор диагностических материалов для обследования учащихся; - психологический анализ социальной системы развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения; - изучение познавательных процессов и особенн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Коррекционно-развивающая работа и психолого-педагогическая диагностика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

за I полугодие 2014-2015 учебного года





Педагога-психолога

Камышовой Вероники Викторовны







Дрезна, 2014г.



Цель: Психологическое, социальное, медицинское сопровождение, обучение детей с легкой умственной отсталостью и другими сопутствующими нарушениями в развитии; обеспечение психологической помощи и сопровождение учащихся группы риска.

Задачи:

- подбор диагностических материалов для обследования учащихся;

- психологический анализ социальной системы развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;

- изучение познавательных процессов и особенностей личности учащихся;

- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающегося;

- профилактика девиантного поведения и дезадаптации учащегося;

- содействие обеспечению деятельности педагогических работников лицея научно-методическими материалами и разработками в области психологии;

- отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся;

- оказание коррекционно-развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими.

В течение I полугодия основными направлениями работы были:

1. Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая):

Цель: определение индивидуальных особенностей и способностей личности: потенциальные возможности, профессиональное самоопределение и самореализация, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

В I полугодии 2014-2015 учебного года все вновь поступившие дети и учащиеся 2-го курса были обследованы по следующим методикам:

- Тест «Способен ли ты быть лидером» направлен на выявление лидера в группе, лидерских качеств, способностей учащихся (уч-ся 1 курса)





- Проективная методика «Дом. Дерево. Человек» направлена на исследование личности (гр. уч-ся детей-инвалидов из 7 чел.) При интерпретации рисунков учащихся прослеживается чувство отвергнутости, трудность раскрыться перед другими, акцентирование прошлого. После окончания занятия ребята остались довольны.

- Проективная методика арт-терапии «Воздушные рисунки» направлена на развитие воображения, мелкой моторики рук, выявление психического состояния (IIкурсы)

- Тест «Психологический тип в общении» - определение типа общения с окружающими, уровень эмоциональности, требовательности к собеседнику(I курсы)

- Тест Леонгарда-Шмишека «Типы акцентуаций характера» - исследование черт, склонностей, сложностей характера личности (I курсы)

Анализ адаптации вновь прибывших учащихся

в 2014-2015 учебном году

Каждый год в наш лицей - приходят новые учащиеся разного возраста. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей поступают из детских домов, приютов, других школ - интернатов. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие - затрудняет адаптацию.

В I полугодии с вновь прибывшими учащимися проводилась организованная работа по адаптации и социализации: индивидуальные и групповые беседы с учащимися; диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности воспитанников и т.д.); индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;





По результатам анкетирования учащихся были получены следующие результаты:

- у 3-х воспитанников (27%) - Тимур Д., Дима Б., Жанна П. высокий уровень критерии успешной социальной адаптации, у этих ребят осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни, гармония отношений с взрослыми и сверстниками, адекватное отношение к педагогическим воздействиям, развит самоконтроль поведения, принимают

активное участие в жизни коллектива.

- самый низкий уровень критерий социальной адаптации у Юли Б.( 9%), ей присуще неприятие и невыполнение норм коллективной жизни, неадекватное отношение к педагогическим воздействиям, пассивное участие в жизни коллектива, неудовлетворенность своим статусом и отношениями.

- основной состав учащихся (64%) им свойственно конформизм в отношении норм коллективной жизни, либо преобладает индивидуальное отклонение в поведении, либо социальное, неустойчивые отношения с окружающими, противоречивое отношение к педагогическим воздействиям, периодическое участие в жизни детского коллектива, неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями (Настя Ф., Надя С., Альберт В., Алексей П., Никита Т., Максим К., Ваня Б.).

С учащимися, испытывающими трудности в период адаптации была проведена следующая групповая и индивидуальная психокоррекционная работа: индивидуальные беседы по преодолению социально - педагогических и психологических трудностей, групповые коррекционные занятия направленные на развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами «Все вместе», «Сделай как я», групповые занятия по снятию эмоционального напряжения в нутрии коллектива: игра «Отгадай», «Пойми состояние».

По результатам опросника «Мотивации» учебной деятельности можно сделать следующие выводы, что самые низкие показатели имеют Башашина Ю., Толстов Н. (18% уч-ся), самые высокие показатели имеют Коробов М., Сапельничкова Н., Данилов Т., Фабричнова Н. (36% уч-ся) средний уровень имеют учащиеся Пасоркина Ж., Власенко А., Пыжнов А., Балашов Д., Бузаладзе В. (46% уч-ся).

С учащимися с низкими показателями мотивации к учебной деятельности была проведена работа совместно с мастером п/о, индивидуальная и групповая коррекционная работа: индивидуальные беседы в присутствии мастера п/о, групповые коррекционные занятия на сплочение совместно с мастером п/о «Добрый клубок», «Изготовление веселых человечков», «Изготовление Новогодней открытки», занятия на развитие инициативы к обучению в группе «Прогулка в лес», «Зеркало».

Из анализа данных всех вопросов видно, что большее количество учащихся имеют положительную динамику адаптации и социализации в условиях нашего учебного заведения. 7 чел. указали на то, что не испытывают чувство голода в условиях проживания в общежитии. 10 чел. ответили, что им нравится распорядок дня, довольны отношениями со взрослыми и сверстниками. 8 чел ответили, что хотели бы принимать участвовать в жизни группы и техникума. 6 чел. ответили, что утром не всегда идут с радостью на занятия и 8 чел., что чувствуют усталость на занятиях.

- Опросник диагностики состояния агрессии Басса-Дарки - диагностика состояния агрессии, враждебности, латентных (скрытых) форм агрессии, физической и косвенной агрессии (I и II курсы)

- Проективный рисунок «Конструктивный рисунок человека» направлен на выявление качеств человека. Это задание объединяет проективный рисунок фигуры человека с неосознанным предпочтением основных геометрических фигур: треугольника круга и квадрата (уч-ся 1 курса)

- Тест Бурдона «Коррекатурная проба» - оценка переключаемости, концентрации, устойчивости внимания (уч-ся 1 курса)

- Проективная методика исследования личности «Дом, дерево, человек».

- Проективная методика исследования личности «Человек под дождем»

- Проективная методика «Цветовой тест Люшра» - направлена на оценивание субъективного состояния личности, его индивидуальности, личностных особенностей (уч-ся 1 курса)

- Проективная методика «Психологический климат группы» - направлена на определение психологического климата, настроения, общей атмосферы в группе в данный момент (уч-ся 1 курса)

2.Психологическая коррекционно-развивающая работа

- групповое коррекционное занятие на знакомство и сплочение группы «Мы все разные, но мы все вместе!»

- индивидуальные коррекционное занятие по адаптации и коррекции поведения

- - групповое коррекционное занятие по снятию эмоционального напряжения «Танец спинами»

3. Консультативная деятельность, психологическое просвещение (индивидуальные и групповые консультации, беседы):

Целью работы являлись коррекция взаимоотношений, улучшение взаимодействия педагогов с учащимися, успешная адаптация.

- Проводились индивидуальные беседы:

- С трудными учащимися (Дима З., Юля Б., Альберт В., Тимур Д., Никита Т., Женя К., Ваня Б., Ира П., Сережа К., Витя Л.);

- Нарушающими правила проживания в общежитии (Вика Т., Катя Х., Дима З., Наташа Д., Женя М., Надя С., Сережа П., Наташа Д., Вадим Т.);

- Санитарно-гигиенические нормы (Паша У., Марк Л., Василисса Г., Саша С..)

- Психологически неустойчивыми (Настя М., Настя С., Саша С., Аня Ф., Женя К., Вадим Т., Ваня Б.)

- Склонными к суицидальному поведению (Лена Х., Катя Х.)

- Нарушителями техники безопасности поведения в общественных местах (Максим С., Альберт В.)

- Нарушающими правила во время учебных занятий (Вика Т., Ира П., Смирнова С..)

- Консультирование учащихся по их обращению (Настя М., Максим К., Аня Н., Дима З.., Дима Д., Максим З., Лена Б.)

- Индивидуальная работа с детьми-инвалидами (Вадим Т., Василисса Г., Марк Л., Настя С., Наташа Д.).

- Выступление на пед. совещаниях с обобщенной информацией выступающих на научно практических конференциях, пленарных семинарах.


4. Творческое развитие и эстетическое воспитание:

- Цирк г. Москва

- Аквапарк г. Мытищи

- спектакль «Снежная Королева» концертный зал «Наталии Сац» г. Москва.

5. Профилактика употребления спиртных напитков, ПАВ и курения:

- Представление презентации по ЗОЖ «Жизнь - территория здоровья»

- Просмотр видеофильма о вреде курения «Конвейер смерти. Никотин»

- Просмотр видеофильма Общероссийского Патриотического проекта о вреде алкоголя «Чижик-Пыжик»

6. Психологическое просвещение и профилактика

Индивидуальное консультирование педагогического коллектива. По просьбе мастеров п/о предоставляла сведения об индивидуальных особенностях психического развития учащихся, проводила беседы с трудными детьми, проводились совместные групповые коррекционные занятия на темы: разрешение конфликтов, профилактика употребления средств негативно влияющих на здоровье. Составляла характеристики на учащихся для предоставления в опеку, врачу-психиатру, инспектору ОДН.

© 2010-2022