Статья НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ХРИСТИАНСТВО В РОССИИ

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ХРИСТИАНСТВО В РОССИИ

Успасская Валерия - обучающаяся ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи». Руководитель - методист ГПОУ «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» Данилова Татьяна Витальевна



Выражение «христианские ценности» появилось только в XX столетии, когда на западе сформировалось теория ценностей, получившая название аксиология, что с греческого axia - ценность и logos - учение. Ценность - это значимость известного объекта (материального и идеального) в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека. Понятие «нравственная ценность» впервые возникло в этике И.Канта. Он писал: «Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю человека». Человек сам решает для себя, что для него значимо, сам выстраивает иерархию собственных ценностей и следует ей. В подлинной иерархии ценностей происходит строение по принципу «от материального к духовному». Таким образом, поднимаясь от «чувственных ценностей» как самой низшей степени в иерархии, через ценности гражданские, жизненные и культурные к ценностям религиозным. Только при следовании такой иерархии ценностей, имеющей не субъективный и индивидуалистический характер, а характер объективный как «откровение Бога» и общество, и формируемый им человек могут иметь перспективу полноценного и гармоничного развития.

Именно такую систему ценностей всегда проповедовало христианство. То есть в рамках христианского учения о Боговоплощении возникло понятие «человеческой личности». Поскольку Бог стал человеком, человек приобрёл бесконечную ценность вне зависимости от его положения в обществе, религии или национальности. При таком подходе к человеку было уничтожено рабство, сформировался высокий уровень жизни, культура и наука получили развитие. Более того, права человека возникли на основе христианского учения, о его свободе и моральной жизни. В результате происходит падение самого понятия «ценность». И зачастую всякие интересы приобретают характер «высших ценностей».

Нравственные ценности в христианстве имеют абсолютное значение, как абсолютное значение для христианина имеет пример Богочеловека Иисуса Христа. По словам Отцов Церкви, «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». В этой тайне открываются многочисленные перспективы совершенствованья человека, нравственное состояние которого всегда будет выявляться степенью соответствия Идеалу. Нет предела человеческому подъёму, и этот принцип находит прекрасное выражение в словах Блеза Паскаля: «Человек бесконечно превосходит человека». В определённом смысле притчи Спасителя о Царстве Божием и его постоянном росте в мире говорят о совершенствовании как жизненной задаче для каждого конкретного человека и человечества в целом.

Размышляя о христианских ценностях как факторе духовно - нравственного развития и воспитания личности, следует вспомнить будущего просветителя православной Руси святого равноапостольного князя Владимира (960-1015 гг.). В святом крещении Василий был сыном великого князя Святовлава Игоревича и матери - Малуши, родом из Скандинавии, внуком Игоря и святой равноапостольной княгини Ольги, которая, приняв христианство, стала строить первые храмы на Руси. Он был правнуком Рюрика, призванного на княжение из варягов. Владимир рос под присмотром своего дяди Добрыни, грубого язычника и лихого вояки.

Князь Владимир был широко образованным для своего времени человеком, крепкой силы воли и политической веры. Юному Владимиру в 969 году достался на княжение Новгород, но править пришлось недолго. После смерти отца престол в Киеве занял его старший сын Ярополк, который пошёл войной на князя Олега, своего брата, закончившейся смертью Олега. Князю Владимиру пришлось оставить свой пост и сбежать за море к варягам.

В 980 году, вернувшись в Киев во главе варяжской дружины, князь Владимир устанавливает свою власть, укрепив её с помощью варягов, вятичей, радимичей и ятвягов. Выстраивает крепости и земляные валы по рекам Десне, Ирпени, Осетру, Супе, Трубежу от неприятеля. Молодой Владимир предавался бурной жизни, хотя далеко не был таким плотолюбцем. Он защищал свою землю, при необходимости расширял и оборонял её, а, возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для Киева весёлые и щедрые пиры. Дело принятия Крещения облегчилось для него наружными обстоятельствами. Византийская империя понесла удары мятежных полководцев Вырды Фоки и Вырды Склира. В таких трудных условиях императоры обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки Анны, сестры императоров. Константинополь дал согласие, но при условии, что Владимир должен будет отправить в помощь императорам шесть тысяч варягов и принять святое Крещение. Договор был заключен. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет военную помощь в Византию, после чего мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит.

Государственная задача на Руси Киевской состояла в том, что интересы государства требовали принятия одной веры, которая могла бы объединить людей с разными религиями в один народ, чтобы вместе противостоять врагам. На заседание совета мудрые старцы и бояре окончательно подтвердили выбор христианской веры князя Владимира, взяв на вооружение правление княгини Ольги в её времена, так как она была грамотным политиком на Руси и в течение 20 лет управляла государством, сумев сохранить мир в своей стране. При Ольге Русь стала известна в самых дальних странах Европы.
В 988 году князь Владимир взял Херсон, там и состоялось крещение князя с нареканием нового имени Василий и венчание на блаженной Анне. С возвращением на родину, князь привёз с собой греческих священников и церковную литературу. После принятия традиции крещения в 988 году на Руси стали ставить первые деревянные храмы и уничтожать языческих идолов, которым покланялся русский народ. Наконец, в эти годы была учреждена особая Киевская митрополия Константинопольского патриархата и ряд других епископий.

При принятии христианской веры характер Владимира изменился, он стал добротолюбив и милостив к своим врагам и преступникам. Вместо казни он ввёл штрафные санкции(виру). С первых веков христианства ведёт начало обычай возводить храмы на различных святилищах или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, князь Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где лежал жертвенник Перуна, и на месте мученической кончины святых варягов - мучеников разместил храм Успения Пресвятой Богородицы. Превосходный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет. Он был роскошно и богато украшен настенной фресковой живописью, иконами, крестами и священными сосудами, доставленными из Корсуня.

12 мая стал днем освящения храма Пресвятой Богородицы, а святой Владимир велел ввести этот день в месяцесловы для ежегодного празднования. Также этим числом в святцах отмечается церковное «обновление Царьграда», освящение храма Софии - Премудрости Божией. В то же время князем Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший главной точкой общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. При святом князе Владимире киевскую митрополичью кафедру занимали митрополиты: святой Михаил, Леонтий, Иоанн, Феофилакт. Для утверждения веры в новопросвещённом народе были нужны учёные люди, а также школы для их подготовки. Поэтому равноапостольный князь Владимир со святым Михаилом приступили к обучению детей, отдав в училище для освоения грамоте.

Это не помешало ему, искусному воину-стратегу, успешно обороняться от печенегов. Под влиянием святого князя крестились даже некоторые иноземцы, например, король Олаф Трюггвасон, знаменитый путешественник Торвальд, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи и другие. Нищим и больным дарил бочки мёда, а также хлеб, мясо, сыр и рыбу, при этом желая, чтобы все приходили и ели, хваля Бога. Также пиры устраивались в честь побед киевских богатырей, полководцев дружин Владимира.

При большом количестве жён и наложниц у Владимира было немало детей. История упоминает следующих сыновей: Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Всеволода, Святослава, Станислава, Позвизда, Бориса, Глеба, Мстислава, Судислава и Святополка. В 995 году Русь была разделена на уделы и отдана Владимиром на управление сыновьям.

В 1007 году князь Владимир перенёс в Десятину церковь мощи святой равноапостольной Ольги. Спустя четыре года, в 1011 году, там была погребена его супруга, соратница во многих его делах. После её гибели князь связал семейные узы с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого. Но единству Русской земли угрожала опасность. Надо было прекратить внутренние распри. В скорби и гневе святой князь приказал готовиться к походу на Новгород. Однако, поход не состоялся, так как креститель Руси тяжело заболел, затем скончался 15 июля 1015 года в селе Спас - Берестове.

Сегодня мы благодарны святому князю Владимиру не только за его труды и заботы об укреплении и процветании Руси, но и о введении в нашем государстве системы христианских ценностей, при следовании которой и общество, и формируемый им человек могут иметь перспективу полноценного и гармоничного развития.

© 2010-2022