Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урока

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере концентрируется на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью. Его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим зам...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Основная общеобразовательная школа №14 отдела образования акимата города Костаная»



Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урока



Проектирование и конструирование урока

Костанай, 201Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урока4



Михайленко В.Г., составитель

Сборник теоретических материалов «Проектирование и конструирование урока». - Костанай, 2014. Материалы сборника помогут учителю грамотно спроектировать урок, поставить цели и задачи в зависимости от типа и вида урока. Данные материалы будут полезны как начинающим учителям, так и опытным педагогам.

Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урока

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере концентрируется на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью. Его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Урок - отрезок процесса обучения, целостный фрагмент, решающий определенные, четко поставленные задачи обучения.

Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

  • четко определить и сформулировать для себя его тему;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

Второе - определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цель урока - это его желаемый результат, заданный конкретно, определенный во времени, а также относительно возможностей и потребностей, то есть необходимости его получения.

Требования к постановке целей урока

  1. Реалистичность цели урока с точки зрения достаточности времени на ее выполнение.

  2. Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия подготовленности учащихся к ее решению на предыдущих занятиях

  3. Реалистичность цели с точки зрения ее соответствия возможностям и способностям учащихся и учителя

  4. Полнота и обоснованность содержания целей урока с точки зрения необходимости подготовки учащихся к усвоению материала на ближайших уроках.

  5. Полнота и обоснованность содержания целей с точки зрения последующих (конечных ) результатов обучения.

  6. Конкретность постановки целей урока.

ЦЕЛЬ - прогнозируемый предполагаемый результат урока.

Цель включает 3 основные функции процесса обучения:

  • образовательный аспект (теоретический компонент /1а/ - знать - и практический компонент /1б/ - уметь);

  • развивающий аспект /1/ ;

  • воспитательный аспект /3/.



ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ

Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урокаСборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урока



Содержание учебного материала Методы обучения

Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урокаСборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урока





Формы организации

познавательной деятельности

Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урока

Конечный результат урока

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ предполагает:

  • теоретический компонент - глаголы-инфинитивы совершенного вида;

  • практический компонент - глаголы-инфинитивы несовершенного вида.

Урок изучения новых знаний.

1а. Теоретический компонент.

Усвоить…, изучить…, выявить…, ознакомиться…, дать представление о…, раскрыть особенности…

1б. Практический компонент.

Формировать умения…, развивать умения…

Урок закрепления новых знаний.

1а. Теоретический компонент.

Расширить представление о…, углубить знания о …, совершенствовать знания…

1б. Практический компонент.

Развивать умения…, вырабатывать навыки…, совершенствовать умения и навыки…

Повторительно-обобщающий урок..

Теоретический и практический компоненты ЕДИНЫ.

Систематизировать знания, умения и навыки (ЗУНы) по теме…, обобщить знания о …, сформировать умения…

Контрольно-учётные уроки.

Теоретический и практический компоненты ЕДИНЫ.

Проверить качество ЗУНОв…, выявить пробелы в знаниях…, определить эффективность системы или технологии обучения…

2.РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ (на любой тип урока).

Используются глаголы-инфинитивы несовершенного вида ( развивать…, способствовать развитию… )

  1. психические процессы / уроки развития речи / ( произвольное и непроизвольное внимание, воображение, восприятие, мышление );

  2. мыслительные процессы и умственные действия ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, доказательство, выделение главного, умение сделать вывод, умение извлекать информацию на память ) ;

  3. эмоционально-чувственную сферу / уроки развития речи и литературы / (чувства, эмоции, потребности, волю, волевые качества ).

3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ.

Воспитывать / способствовать воспитанию / личностные качества, направленные на :

  1. успешность индивидуалистической или коллективистической деятельности ( взаимопомощь, взаимоподдержка, добросовестность, дисциплинированность ) ;

  2. успешность в исполнительской или творческой деятельности (целеустремлённость, любознательность, активность, увлеченность, самостоятельность, настойчивость ) ;

  3. способствовать воспитанию гражданских качеств, взглядов и убеждений ( чувство долга, ответственность, гуманность, демократизм, гражданскую убеждённость ).


* Примечания.

  1. На «открытых» уроках после объявления темы урока, объявляя его цель, учитель называет только теоретический компонент (1а ) из образовательного аспекта.

  2. Образец оформления целей урока в плане-конспекте урока :

Цель урока : - образовательный аспект / теоретический компонент (1а) ;

практический компонент (1Б ) / ;

- развивающий аспект (2 ) ;

- воспитательный аспект (3 ).

ЦЕЛИ УРОКА

I. Образовательные

  1. Обеспечить в ходе урока освоение (повторение, закрепление) основных понятий, законов, теорий...

  2. Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные умения по данному вопросу...

  3. Добиться, чтобы учащиеся за урок обрели определенный запас знаний по вопросам...

  4. Сформировать у учащихся понятия о...

  5. Дать знания учащимся о...

  6. Углубить знания учащихся о...

  7. Закрепить знания учащихся и научить самостоятельно проводить анализ...

  8. Формирование научных знаний.

  9. Раскрытие содержания знаний и понятий.

  10. Расширение знаний учащихся по отдельным вопросам.

  11. Закрепление и расширение знаний

II. Развивающие

  1. Продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения обобщения...

  2. Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач, вовлечение учащихся в дискуссию...

  3. Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний).

  4. Развивать интерес к учению (применением ТСО, профориентации, игровых моментов).

  5. Развитие интеллекта (умение выделить главное, существенное, самостоятельность мышления).

  6. Формирование положительного отношения к учению, интересов, способностей.

III. Воспитательные

  1. Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей урока...

  2. Обеспечить изучение работ классиков...

  3. Содействовать воспитанию эстетических взглядов...

  4. Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, уделить особое внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.

  5. Воспитание аккуратности, сосредоточенности, ответственности...

  6. Воспитание сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность).

  7. Воспитание чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.

  8. Увязка материала с директивными документами.

  9. Воспитание чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и у отдельных товарищей.

  10. Воспитание бережливого отношения к собственности.


Коррекционные задачи урока (для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями):

  1. Развитие образного мышления.

  2. Образное кодирование.

  3. Образное кодирование становится основой вербального кодирования, поступающей в мозг информации.

  4. Наиболее информативные сенсорные признаки: форма, размер, контур, цвет и т.д. Соответствие свойствам воспринимаемого, поставленной задаче.

  5. Перцептивные действия в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности ребенка.

  6. Интегрирование признаков в целостный образ вследствие визуального синтеза.

  7. Создание «Нервной модели стимула» - динамического образования отражающего как элементарное (яркость, цвет, размер и т.д.), так и сложное (сравнение с образом - эталоном).

  8. Последовательное, и одномоментное (развернутое во времени) сличение признаков (по критическим признакам) категоризацию по сенсорным признакам и использование логических критериев.

  9. Интегрирование сенсорной информации в целостный образ.

  10. Последовательность операций, сокращение параллельных операций.

  11. Увеличение качества перцептивных образов.

  12. Сличение образов с эталонами памяти.

  13. Удлинение времени опознавания объектов.

  14. Увеличение количества приемов на запоминание и времени на опознание объектов.

  15. Формирование и совершенствование механизма выделения признаков.

  16. Избирательность зрительного внимания, (фокус) памяти, мыслительных операций, анализа-синтеза, признаков объектов, мотивации.

  17. Способность выделять значимые и существенные параметры.

  18. Связь зрительного восприятия и технических функций.

  19. Формирование эталонов цвета и формы в процессе восприятия силуэтных и предметных контурных изображений.

  20. Формирование эталонов цвета, формы, размера в процессе восприятия контурных геометрических фигур.

  21. Формирование навыков дифференцировки размеров изображений.

  22. Развитие избирательности и концентрированности внимания в сочетании с умением анализировать пространственную структуру.

  23. Развитие умения зрительного поиска фигуры заданного размера.

  24. Поиск по одинаковым признакам.

  25. Развитие навыков параллельного анализа признаков

  26. Формирование образов гетерохромных изображений.

  27. Компенсацию нарушений различимости цветового тока и хроматического контраста.

  28. Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций.

  29. Формирование способности к построению изображения из отдельных частей с опорой на его мнемический образ.

  30. Совершенствование кратковременного запоминания и оперативного воспроизведения образов памяти.

  31. Совершенствование пространственного анализа и изображения.

  32. Развитие механизма сличения формирующего образа с мнемическим эталоном.

  33. Тренировку кратковременной зрительной памяти.

  34. Развитие зрительного восприятия. (6-10 лет относительно сенситивный период развития зрительного восприятия).

  35. Развитие умений выделять цвет и его оттенки.

  36. Развитие зрительного внимания и кратковременной памяти.

  37. Развитие понимания пространственных отношений на микроплоскости.

  38. Развитие коммуникативных функций речи.

  39. Расширение способов речевого общения.

  40. Снятие эмоционального напряжения.

  41. Развитие умения планирования схемы высказывания.

  42. Развитие ситуационной, планирующей или отвлеченной речи.

  43. Развитие у детей понимания речи окружающих.

  44. Накопление речевых средств (лексика, грамматика), различных форм общения (диалогическая, монологическая ситуативно-контекстная речь).

  45. Развитие речевых возможностей.

  46. Развитие устойчивости внимания, наблюдательности, способности к переключению, вхождения в деятельность.

  47. Усвоение навыков общения, освоения внутригрупповых и межличностных ролей, модели поведения и речевой деятельности.

  48. Отслеживание особенностей поведения в эмоциональных ситуациях, особенностей проявления фрустрационных реакций.

  49. Конструктивность поведения в ситуациях фрустрации (критерия зрелости личности, показатель развития).

  50. Коррекцию фонетико-фонематической и лексико-грамматической речи.

  51. Развитие умения адекватной самооценки.

  52. Развитие умений преодоления препятствий.

  53. Развитие умений адекватного реагирования на фрустрацию и адекватных способов выхода из фрустрационных ситуаций.

  54. Накопление языковых и психологических средств общения

  55. Обучение установлению последовательности звуков в слове.

  56. Развитие фонематического слуха, совершенствование операций звуко-слогового анализа и синтеза.

  57. Развивать умение дифференциации парных согласных.

  58. Уточнить артикулемы изучаемой пары, упражнять в соответствии звуков с буквами.

  59. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

  60. Формирование пространственных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

  61. Развитие цветоощущения.

  62. Формирования восприятия контраста.

  63. Развитие представлений о структуре поверхности, натуральном цвете, физических свойствах.

  64. Формирование системы временных связей путем восприятия.

  65. Выработку зрелости эмоциональных и волевых процессов, уверенности в себе.

  66. Формирование выразительности движений, развития музыкальных способностей.

  67. Обучение упорядочиванию своих поступков и поведения.

  68. Развитие осознанности в выполнении заданий, уверенности в себе.

  69. Развитие видения перспективы безболезненной адаптации к жизни, перспективы обучения.

  70. Коррекцию зрительного слухового восприятия, внимания, памяти мышления.

  71. Развитие зрелости эмоциональных и волевых процессов.

  72. Работу над личностными особенностями учащихся - застенчивость, замкнутость, отзывчивость, чувство сопереживания, несдержанность и т.д.

  73. Обучение умению упорядочивать свои поступки и поведение, осознанности в выполнении заданий.

  74. Формирование операционально-технической и когнитивной базы общения (степень недоразвития языковых средств); особенности поведения в ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, вербальной коммуникации.

  75. Выявление исходного уровня сформированности речевых умений.

  76. Развитие словаря, фразовой речи, умения правильно и быстро подбирать необходимое слово, наиболее полно и адекватно выражающее мысль.

  77. Развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям диалогической речи.

  78. Развитие умений и навыков преодоления трудностей морфологического, синтаксического, сложно-синтаксического и композиционного характера.

  79. Развитие умений и навыков полноценного общения, потребности в общении.

  80. Формирование диалогической и монологической речи.

  81. Вызвать интерес к контакту, вырабатывать умение ориентироваться в ситуации общения.

  82. Помочь ребенку в преодолении негативизма.

  83. Формирование игры как деятельности.

  84. Изменение форм общения, обогащение его содержания.

  85. Мотивация речевой деятельности.

  86. Формирование игрового коллектива и совершенствование характера взаимодействия и взаимоотношений.

  87. Развитие навыков использования аномального зрения и сохранных органов осязания, слуха, обаяния.

  88. Использование зрительных возможностей и развитие умений пользоваться сохранными анализаторами.

  89. Работу над умением преодолевать трудности, возникающие при взаимодействии с внешним миром.

  90. Развитие самодеятельности, активизация процесса познавания себя и окружающей действительности.

  91. Формирование знаний о своих анализаторских возможностях, сенсорное развитие.

  92. Развитие умений пользоваться собственными сенсорно-перцептивными возможностями.

  93. Обучение приемам формирования сенсорных эталонов и умений выделять определенные признаки предметов с помощью анализаторов разной модальности.

  94. Развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя.

  95. Знакомство со своими сенсорными возможностями.

  96. Развитие умения регулировать свои действия.

  97. Развитие перцептивной потребности и познавательной активности.

  98. Развитие умений самостоятельно регулировать свои действия.

  99. Формирование умений анализировать свое восприятие.

  100. Компенсация и коррекция нарушенных функций.

  101. Развитие адекватных представлений о себе и своих возможностях преодоления негативных последствий нарушения зрения.

  102. .Развитие умения и навыков применения анализаторных функций своих органов.

  103. Знание функции органа по обеспечению физиологической потребности организма, умение раскрывать анализаторную функцию органа.

  104. Приобретение чувственного опыта.

  105. Понимание детьми познавательной функции органов (глаз, рук, органов слуха, носа).

  106. Развитие познавательных функций своих органов.

После постановки целей урока учителю необходимо спланировать структуру урока.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки, допускаемые учителями при проведении урока.

  1. С точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий для полного усвоения знаний всеми учащимися класса необходимо, чтобы каждый ученик был включен в активную познавательную деятельность сначала по восприятию или созданию под руководством учителя полной ориентировочной основы действия, затем отработал бы умения действовать с помощью опор: предметов окружающего мира или схем, моделей, муляжей их заменяющих; затем перешел к формированию действий во внешней, а затем во внутренней речи, и, наконец, преобразовал бы свою деятельность в акт мысли. Причинами неудовлетворительных результатов часто бывает то, что через все этапы формирования умственных действий проходит только часть наиболее мотивированных и способных учащихся. При этом недостаточно отрабатывается деятельность во внешней и внутренней речи (то есть в речи про себя); до последнего момента работы над понятиями сохраняются опоры, тормозящие развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся и т. д.

  2. Другой часто встречающейся причиной неудовлетворительных результатов бывает то, что учитель задерживает учащихся на каком то этапе формирования их умственных действий больше, чем это объективно требуется. Например, слишком долго разрешает пользоваться таблицами, схемами, учебником, требует от учащихся проговаривания вслух своих действий даже на завершающих уроках по изучаемой теме; недостаточно включает школьников в самостоятельную деятельность, требующей внутренней мыслительной работы.

  3. Причинами неудовлетворительных результатов урока нередко бывает то, что учитель неверно планирует время на первые этапы урока, особенно на актуализацию необходимых для усвоения нового материала знаний. Учителем не предполагается, что школьники могут забыть или полностью утратить прежние знания. Затягивание первых этапов приводит к тому, что не хватает времени на отработку нового материала. Это, в свою очередь, ведет к увеличению объема домашних заданий и к перегрузке.

  4. Учителя не формируют у школьников оценочных умений: не разрабатывают критериев правильности выполнения учебных и практических задач и не учат школьников по ним оценивать свою деятельность. В результате у учащихся не формируется умение учиться.

  5. Учителя используют самостоятельную работу преимущественно как средство контроля и оценки знаний учащихся. Между тем знания только тогда являются освоенными, когда они становятся предметом самостоятельной активной познавательной деятельности самих школьников.

Планируя структуру урока, учитель исходит из типа урока, наполняя каждый этап соответствующим содержанием и микроцелями, определяя возможные методы и приемы обучения:

Опорная таблица для анализа и конструирования учебного занятия

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание

этапа

учебного

занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- Проверка подготовленности помещения к занятию;

- Организация внимания школьников;

-Раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

-Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- Кратковременность этапа;

- Полная готовность класса к уроку;

- Быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- Формулирование целевых установок урока и плана работы.

  • Собранность учителя;

  • Последовательность в предъявлении требований;

  • Использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

  • Спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;

  • Отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень

хочу начать работу с вами! (хорошего вам

настроения!)»

2.«Ладошка к ладошке».

3.Рапортичка (определение отсутствующих).

4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.


2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми (большинством уч-ся)

2.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и

определить причины их возникновения

3.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

1.Выявление степени усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений))

2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками

3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления

4.Ликвидация обнаруженных недостатков

-Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут)

-обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

-оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

-Использование учителем

системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся;

-использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;

-создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;

-постановка требования перед уч-ся не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты -понятия - законы - теория - следствия - приложения)

1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности).

2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям.

3.Постановка доп. вопросов.

4.Проверка д/з под копирку.

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски.

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана.

7.Разноуровненые самостоятельные работы.

8.Метод обучения с опорой на ошибки.

9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений).

10. «Гирлянда ассоциаций».

11. «Кубики».


3.ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

-Сообщение уч-ся цели учебного занятия;

- формулирование

целей урока

вместе с уч-ся;

-показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

-постановка перед уч-ся учебной проблемы;

-актуализация субъектного опыта уч-ся.

-Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности;

-формулировка целей урока вместе с уч-ся;

-вариантность приемов сообщения темы и целей урока;

-преемственность и перспективность в постановке целей урока;

-формулировка целей урока в действиях уч-ся;

-понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;

-сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

-Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практич. значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

-умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

-владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла уч-ся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;

-использование учителем многообразных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих

выделение ключевых идей,

ведущих принципов построения учебного предмета;

-умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;

-сформировать у школьников понимание, что без чётко поставлен-ной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;

-отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся , а ,прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование, коммуникативной

культуры, а также культуры учения;

-ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.

1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде проблемного задания.

3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологического опроса.

8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала

11.Составление карт мыследеятельности

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

18.Дополнение реальной ситуации фантастикой


4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Обеспе-чить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала:

-существенных признаков, понятий, знаков, теорий и др.;

-правил и построенных на их основе алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.

-Организация внимания уч-ся;

-сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

-обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

-обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы)

-Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий;

-если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;

-при использовании метода эвристической беседы, самостоят. работы уч-ся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программированных учебников, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы

-полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

-включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся;

-учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;

-подача материала логически завершенными частями - блоками;

-реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;

-осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;

-обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный, интерактивный и интерактивный режимы;

-ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;

-включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;

-выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;

-«сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

-создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.

1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся

3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах

4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах

5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся

7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение)

8. Построение структурно-логических схем изучаемого материала

9.Метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности

10. Метод целесообразных задач

11. Метод информационной накачки

12. Обучение на концептуальной основе

13. «Мудрые совы»


5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

1.Установить правильность и осознанность изученного материала

2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

-проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

-проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

-выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

-ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала

-правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

-привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;

-устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока

-постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;

-постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика

1. Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3. Опорный текст

4. Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6. Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу

7. «Мудрые совы»


6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самост. работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

-организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

-организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

-закрепление методики изучения нового материала;

-закрепление методики ответа при очередредной проверке знаний;

-отработка логики алгоритма изученных правил

-умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)

-умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

-умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

-прочность знаний уч-ся

-использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

-использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

-использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;

-обеспечение дозированной помощи уч-ся

1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыследеятельности

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по буквам»

5. Вопросно-ответное общение

6.«Высокопоставленный дилетант»

7.Структурная модель

8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»

9. «Придумай свои задания»

10.Интеллектуальный марафон





7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2.Обеспечить формирование у уч-ся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

-организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

-правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся;

-самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

-углубление знаний и способов действий уч-ся

-использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

-использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

-использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

-стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

-поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);

-применение заданий, позволя-ющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

-использование открытых задач

1.Разноуровневые самостоятельные работы

2.Лабиринт действий

3.Проектное обучение

4.Деловая игра

5. «Три цвета - три формы»

6.Вопросно-ответное общение

7.Учебные станции

8.Рынок возможностей

9.Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11.Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «против»

13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач

14. «Задания по кругу»


8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся

2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

-активная и продуктивная деятельность уч-ся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний;

-выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей

-Построение структурно-логических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

-обобщения на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.;

-использование обобщающих таблиц

1.Метод кооперации

2.Составление карты мыследеятельности

3.Моделирование

4.Построение «дерева» темы

5.Построение «здания» темы

6.«Паучок»

7.Построение блок-формулы

8.Мозговая атака в письменной форме

9.Учебные станции

10.Здания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов

11. «Пересечение тем»

12.Рефлексивная позиционная дискуссия


9.ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить причины выявленных недостатков

4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

-Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

-проверка образа мышления уч-ся

-проверка сформированности общих учебных умений;

-комментирование ответов уч-ся

-Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности;

-активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

-рецензирование ответов уч-ся

-Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

-постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;

-разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

-при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий

1.Разноуровненые контрольные и самост. работы

2.Текстовые задания

3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)

4.Задания на выделение существенных признаков (глубина)

5.Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость)

6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)


10.ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

1.Откорректироварь выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

-Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков

-Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

-Организация деятельности уч-ся:

а)минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;

б)вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок

1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем

3.Текстовые задания

4.Задания «с пропусками»

5.Структурно-логические схемы «с пропусками»


11.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

1.Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Информация о д/з;

-мотивирова-ние выполнения д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;

-проверка понимания уч-ся содержания и способов выполнения д/работы

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии с актуальным уровнем их развития;

-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);

-наличие возможности выбора д/заданий

-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития), (репродуктивному, конструктивному или вариативному);

-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;

-подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з.

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

2.Три уровня д/з

3.Задание массивом

4.Особое задание

5.«Необычная обычность»

6.Идеальное задание



12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

-подведение итогов учебного занятия

-четкость и краткость этапа

-умение учителя давать качественную характеристику работы класса

1.Сообщение учителя

2.Подведение итогов самими уч-ся


13. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

-мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

-открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

-прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

-развитие способностей уч-ся к рефлексии;

-стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;

-реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

1.Ассоциативный ряд

2.Незаконченные предложения

3.«Торт решений»

4.«Разговор на бумаге»

5.«Солнышко»

6.«Координаты»

7.«Лист обратной связи»

8.«Заключительная дискуссия»

9.«Выбери дистанцию»

10.Интерпретация изображений на открытках

11.«Свет молнии»

12.«Письмо самому себе»

13.«Ну что, как прошло занятие?»

14.Барометр настроения

15.«Телеграмма»

16.«Памятки»

17.«Птичий двор- зеркало настроения»

18.«Пейзаж - зеркало настроения»

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА


Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

В понятие «структура урока» вкладывается три признака: состав (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы включаются в занятие) и связь (как они взаимосвязаны).

Характер элементов структуры урока в первую очередь определяется основной образовательной целью и задачами, которые следует решить на уроках определённого типа, чтобы успешно и наиболее кратким путём достичь этой цели.

Кроме основных этапов, каждый тип урока имеет ещё и внутренне строение - методику, соответствующую его целям и задачам. Она определяется теми способами и средствами, при помощи которых решаются отдельные дидактические задачи на каждом этапе урока. Её чёткая разработка для каждой педагогической ситуации даёт возможность гибко использовать всю структуру урока.

На структуру урока каждого типа влияют методы, приёмы, средства обучения и способы учебной деятельности в их комплексе, предусматривающем рациональную последовательность взаимосвязанных педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся.

Планируя структуру урока, определяя содержание и последовательность приёмов обучения, следует в первую очередь учитывать уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий, уровень подготовленности класса к осуществлению того или иного вида деятельности.

Структура урока изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;

  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

  • сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

  • контроль результатов первичного запоминания;

  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

• сообщение учащимся цели предстоящей работы;

• воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

• выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

• проверка выполненных работ;

• обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

• задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;

  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

  • проведение проверочных упражнений;

  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

  • упражнения на их освоение;

  • упражнения на их закрепление;

  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;

  • упражнения творческого характера;

  • итог урока;

  • задание на дом.

Структура урока повторения:

• организация начала урока;

• постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

• проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практи­ческой и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

• подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

• задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

  • постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие пра­вила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого уче­ника;

  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

• организация начала урока (психологический настрой учащихся);

• сообщение темы урока и его задач;

• изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

• формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

• упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

• творческое применение знаний и умений;

• упражнение по отработке навыков;

• домашнее задание;

• итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент;

  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

  • формулирование выводов по изученному материалу;

  • оценка результатов урока;

  • подведение итогов;

  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

• организация начала урока;

• проверка домашнего задания, постановка цели урока;

• подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; О изучение нового материала, в том числе и объяснение;

• закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

• обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

• подведение итогов и результатов урока;

• задание на дом;

• подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура урока-лекции:

• создание проблемной ситуации при постановке темы, сообщении цели и задач лекции;

• разрешение проблемной ситуации при реализации намеченного плана лекции;

• выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;

• воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.;

• применение полученных знаний;

• обобщение и систематизация изученного;

• формулирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщением списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.

Структура урока-практикума:

• сообщение темы, цели и задач практикума;

• актуализация опорных знаний и умений учащихся;

• мотивация учебной деятельности учащихся;

• ознакомление учеников с инструкцией;

• подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

• выполнение работы учащимися под руководством учителя;

• составление отчёта;

• обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы..

Готовясь к уроку, учитель должен определить основные элементы структуры урока, последовательность методов и приёмов обучения, содержание и характер заданий для учащихся, средства обучения и способы их использования, способы руководства учебно-познавательной деятельностью школьников, т.е. составить оптимальный план урока, который по существу является его моделью, и определить пути и средства успешной его реализации в практику.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Методы обучения подразделяются на три группы:

  1. Методы организации научно-познавательной деятельности:

    1. Словесные: рассказ, лекция, беседа и т.д.

    2. Наглядные: демонстрация, иллюстрация.

    3. Практические упражнения: лабораторные опыты, трудовые действия.

    4. Проблемно-поисковые.

    5. Репродуктивные.

    6. Методы самостоятельной учебной работы школьников.

  2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

    1. Методы познавательной игры.

    2. Учебных дискуссий.

    3. Создания ситуаций успеха в учёбе.

    4. Предъявление учебных требований.

    5. Методы поощрения и другое.

  3. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

    1. Методы устного, письменного, лабораторного контроля.

    2. Индивидуального, фронтального, тематического контроля.

    3. Поурочного контроля.

ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ (ПО М.И. МАХМУТОВУ)


Типы уроков

Виды уроков

1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков)

1 - урок-лекция;

2 - урок-беседа;

3- урок с использованием учебного кинофильма;

4 - урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

5 - урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

1 - урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений);

2 - урок - лабораторная работа;

3 - урок практических работ;

4 - урок-экскурсия;

5 - семинар

3. Урок обобщения и систематизации

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

4. Уроки контрольные (учета оценки знаний, умений и навыков)

1 - устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

2 - письменная проверка;

3 - зачет;

4 - зачетные практические и лабораторные работы;

5 - контрольная (самостоятельная) работа;

6 - смешанный урок (сочетание трех первых видов)

5. Комбинированные уроки

На них решаются несколько дидактических задач


Необходимо спланировать учебный материал урока.

ДЛЯ ЭТОГО НАДО:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

• узнавание нового материала;

• воспроизведение;

• применение знаний в знакомой ситуации;

• применение знаний в незнакомой ситуации;

• творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

• задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

• задания, способствующие осмыслению материала учеником;

• задания, способствующие закреплению материала учеником.

Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения.

Проверить, всё ли работает.

Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Продумать задания на дом: их содержательную часть, а также рекомендации по их выполнению.

Требования к планированию содержания урока.

1. Полнота (необходимость и достаточность) состава запланированных организационных, мотивационных, контролирующих, информационных и др. действий учителя для организации полноценной самостоятельной деятельности учащихся по достижению целей урока

2. Полнота (необходимость и достаточность) состава действий учащихся по достижению поставленных на уроке целей. Полный состав учебных действий должен включатьдействия по постановке учебной задачи, по решению учебной задачи, для оценке результатов решения учебной задачи.

3. Обоснованность логической последовательности действий учащихся на уроке с точки зрения ее соответствия

  • теории поэтапного формирования умственных действий;

  • задаче формирования теоретического (или эмпирического) мышления школьников.

4. Контролируемость - возможность оценить промежуточные и конечные результаты реализации плана урока (учебного процесса), благодаря конкретности запланированных в нем действий.

5. Чувствительность плана урока к возможным сбоям и наличие возможности для коррекции урока в случае их возникновения - обеспечивается определенностью всех действий во времени, а также возможностью контролировать в процессе урока успешность решения учебной задачи и устранять за счет резервного времени или заранее продуманных сценариев (вариантов ведения урока) возникающие сбои.

Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока?

Конспект должен содержать три основные части:

  • формальную;

  • содержательную;

  • аналитическую.

Формальная часть может выглядеть так:

Тема:

Триединая дидактическая цель:

Обучающая:

  • теоретический аспект;

  • практический аспект;

Развивающая: Воспитательная:

Оборудование: 1 -

2 -

3 -

Последовательность отдельных этапов урока:

Литература: 1 -

2 -

3 -

(с указанием страниц).

Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урокаК примеру: (последовательность отдельных этапов урока)

Оргмомент - 1 мин.

Самостоятельная работа - 10 мин.

Новый материал - 20 мин.

Демонстрация фильма - 5 мин.

Закрепление - 7 мин.

Задание на дом - 2 мин.

Содержательная часть - состоит из двух частей:


  1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены особым образом;


  1. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.

Она может выглядеть так:

Что делают

Этап урока

Ученики

Учитель



Аналитическая часть - заполняется после урока. Указания по этой части даны в методических рекомендациях «Как проанализировать свой собственный урок».

Схема конспекта урока

1. Тема урока.

2. Цели и задачи урока (дидактические, воспитательные, развивающие).

3. Оборудование (инструкции, ППС, наглядные пособия, ТСО).

4. Использованная литература, электронные источники.

5. Тип урока.

6. Формы организации учебной деятельности.

7. Структура урока - этапы урока с указанием ориентировочного времени, отводимого на каждый этап.

а) подготовка учащихся к уроку (достать тетради, дневники, учебники и т.д.);

б) проверка отсутствующих.

в) проверка домашнего задания, повторение пройденного, опрос (10-15 минут);

г) объяснение нового материала (15-20 минут);

д) задание на дом (2-3 минуты);

е) закрепление усвоенного материала.

Примечание: структура урока меняется в зависимости от его типа.

8. Подробный ход урока:

1) способы и содержание проверки домашней работы учащихся (какие вопросы будут заданы, какие задачи решены);

2) постановка учебной задачи урока (подробно, как будет сообщена учащимся цель урока, как учитель подводит к новой теме);

3) методы и формы изучения нового материала, подробное изложение нового материала урока с указанием и описанием необходимых демонстраций, вопросов, задаваемых учащимся во время объяснения урока, сценарий диалога с обучающей программой или АОС (как будут сочетаться индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы на уроке при изучении нового материала);

4) содержание и формы закрепления изученного материала (какие будут использованы формы контроля; как будут сочетаться индивидуальная, групповая и фронтальная формы работы на уроке при закреплении материала);

5) обобщение (как будет подведен итог урока);

6) домашнее задание и его разъяснение (в конспекте должны быть решены все классные и домашние задания).












Схема поурочного плана (М.И. Махмутов).

І. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

Цель урока:

образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…).

развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат).

воспитательная ( какие качества личности формируются).

Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).

. Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии.

Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения.

II. Актуализация (указывается время, отводимое на актуализацию, опорные знания, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, которые помогает в восприятии нового материала; планируется самостоятельная работа учащихся, отмечаются способы формирования мотивации в обучении, интереса к предмету - сообщение интересного факта из истории науки, показ практической значимости, необычная постановка вопроса, новая формулировка задачи, создание проблемной ситуации; намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля, взаимоконтроля, намечаются учащиеся для опроса, форма получения обратной связи).

III. Формирование новых понятий, способов действия (указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков -указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы).

IV. Применение (формирование умений и навыков) (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулировать вопрос, устанавливать причинно-следственные связи. классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратной связи. указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.).

V. Домашнее задание ( указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированные творческие задания, продумывается объем домашнего задания - не превышает 2/3 того, что сделано в классе).

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Чем самоанализ урока учителем-предметником отличается от его анализа руководителем, экспертом, методистом?

Прежде всего тем, что самоанализ представляет собой своеобразную рефлексивную деятельность учителя, его размышления о своём профессионализме. Это самоаттестация, отчёт перед самим собой.

Особенность самоанализа урока заключается в том, что он должен проводиться с учётом знания учителем особенностей конкретного класса и конкретного ученика.

Самоанализ - это развёрнутая программа того, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может убедить учителя, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он сам себя.

В.А. Сухомлинский писал: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интерес к теоретическому осмыслению опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой».

Самоанализ урока как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств, даёт возможность:

  • формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;

  • развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

  • формировать умение чётко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

  • сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Существует множество подходов к самоанализу урока. Вашему вниманию предложены различные схемы, программы, алгоритмы, памятки, анкеты для самоанализа урока. Однако, сколь разными бы ни были требования к самоанализу урока, каждый учитель в обязательном порядке должен следовать определённой схеме.

ПАМЯТКА


Как анализировать свой собственный урок


I. Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, - определить его место в теме и в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.

II. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.

III. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

IV. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.

V. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся образовательным, развивающим и воспитательным целям урока?

VI. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?

При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с другими классами.

VII. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых заданий», до чего «додумались» сами учащиеся?

VIII. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?

IX. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

X. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание*? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?

XI. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.

ХII. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко нелишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

И еще необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определенное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал.

АЛГОРИТМ САМОАНАЛИЗА УРОКА

(ВАРИАНТ 1)


1. Краткая характеристикакласса:

а) организационная, межличностная структура класса;

б) особенности социального, психологического и биологического развития;

в) уровень обученности и особенности обучаемости учащихся, отношение к учёбе, пробелы в знаниях, особенности культуры поведения, учебного труда, дисциплины, недостатки воздействия школы, семьи, среды.

2. Внешние связи урока:

  • место и роль данного урока и изучаемой темы;

  • характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.

3. Характеристика триединой дидактической цели урока (ТДЦ) с учётом класса:

  • какие должны быть получены приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся;

  • что учащиеся должны усвоить, знать, понимать, уметь;

  • какие качества личности, взгляды, отношения воспитывать.

4. Характеристика замысла урока.

Особенности содержания изучаемого учебного материала (новизна, сложность, трудность, значимость); план урока.

5. Анализ урока.

Структура урока. Тип, этапы, дидактические задачи этапов, характеристика содержания учебно-воспитательной деятельности (виды учебных заданий, методы и формы взаимодействия с содержанием учебного материала, заданий, способы управления и стимулирования учебной деятельности учащихся).

Характеристика связей соответствия структуре и содержанию урока, его цели, механизма достижений конечного результата, т.е. особенностей взаимодействия содержания, методов, форм, средств обучения, стиля взаимодействия и т.д.

Выявление факторов, повышающих или понижающих продуктивность урока.

6. Ученик - субъект учебного материала и процесса:

  • планирование;

  • самоконтроль;

  • самооценка;

  • рефлексия.

7. Оценка результатов урока.

Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных, усвоенных, закреплённых и отработанных на уроке.

Соответствие конечного результата цели урока.

Причины состояния достижения цели (полное, частичное и т.д.).

Оценка достижения развивающего и воспитательного аспекта цели.

Выводы и самооценка урока.

АЛГОРИТМ САМОАНАЛИЗА УРОКА

(ВАРИАНТ 2)


  1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА:

1. Оценить учебные возможности учащихся:

сколько в классе учащихся с высокими, средними и низкими учебными возможностями? каким является класс? (сильным, средним, слабым).

2. Оценить отношение к учению:

какие учащиеся увлечены предметом, учатся с желанием, проявляют активность на уроках? какие учащиеся нуждаются во внешней стимуляции учебной деятельности?

3. Оценить навыки учебного труда:

все ли учащиеся владеют общеучебными умениями и навыками: бегло читают, выделяют главное, составляют план и др.?

4. Оценить взаимоотношения учащихся в классе:

умеют ли учащиеся совместно работать, осуществляют ли взаимопомощь в учебной работе?


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРИЕДИНОЙ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обосновать выбор задач обучения:
● какое место занимает урок в теме?
● какова главная задача обучения на уроке?

● какие задачи обучения являются попутными, их связь с главной?

● как учтена подготовленность класса, учебные возможности учащихся при выборе задач обучения?

2. Обосновать выбор задач развития:

● какие возможности для развития мышления, воли, эмоций и речи учащихся создаются на уроке?

3. Обосновать выбор задач воспитания:

● какие воспитательные воздействия возможны на данном уроке?

● какие средства предусмотрены для решения задач воспитания?


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ УРОКА:

1. Обосновать выбор учебно-воспитательных моментов урока:

● каковы дидактическая задача, содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности на данном учебно-воспитательном моменте?

● учтены ли учебные возможности учащихся, уровень их подготовки при определении ДЗ, СУМ, МО и ФОПД? Оптимален ли выбор методов обучения?

● оптимально ли выбрана форма организации познавательной деятельности, обеспечила ли она активную работу каждого ученика?

● решена ли дидактическая задача, каков реальный результат данного учебно-воспитательного момента урока?

● решению каких задач развития и воспитания способствовал учебно-воспитательный момент?


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ УРОКА:

1. Оценить связи между учебно-воспитательными моментами урока:
● спланированы ли связи между учебно-воспитательными моментами урока?

● какое влияние оказал каждый предыдущий момент на более эффективное решение задач последующих?

2. Оценить связи учебно-воспитательных моментов с триединой целью урока:
● предусмотрены ли связи каждого учебно-воспитательного момента с триединой целью урока?
● как способствовал каждый момент урока достижению цели урока?

3. Оценить влияние структуры урока на конечный результат урока.


  1. ОЦЕНКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УРОКА:

1. Решена ли главная задача обучения на уроке?

● какими знаниями, умениями, навыками овладели учащиеся?

● каков результат решения попутных задач обучения?

2. Решены ли задачи развития?

● какими умственными операциями овладели учащиеся, развивалась ли речь учащихся?

3. Решены ли задачи воспитания?

● Носил ли урок воспитывающий характер, способствовал ли он формированию интересов, активности и самостоятельности учащихся?

Вывод по уроку в целом:
● достигнута ли триединая цель урока?
● каков конечный результат урока?

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К САМОАНАЛИЗУ УРОКА

(ПО Э.А. АЛЕКСАНДРОВОЙ)

1. Краткая общая характеристика класса.


1.Общая подготовленность класса к коллективно-распределённой деятельности:

  • умение детей работать в парах;

  • умение детей работать в малых группах;

  • умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

  • умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

3. Включённость детей в учебную деятельность и общий уровень её сформированности в классе.

4. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

2. Анализ эффективности проекта урока.


1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать на уроке коллективно-распределённую деятельность?

3.Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущностные характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался ввод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.


3. Как был осуществлён урок, исходя из его замысла?


1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чём выражается разрыв? Удалось ли осуществить наме6ченную программу?

Если да, то почему?

Если нет, то почему?

2.Соответствие формы реализации коллективно-распределённой деятельности поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход её решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил как самостоятельное действие или был включён в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действий или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания?

10. Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

11. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?


4. Оценка целостности урока


1. Насколько содержание коллективно-распределённой деятельности соответствовало требованиям развивающего обучения? На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель,ученик-группа? Не подменялась ли коллективно-распределённая деятельность автономно-индивидуальной?

2. Каким образом характер коллективно-распределённой деятельности (совершенство или несовершенство) повлиял на качество осуществления учебной деятельности?

3. Как характер осуществления коллективно-распределённой деятельности, а также учебной деятельности учащихся повлиял на освоение понятий, на качество формирования теоретического мышления учащихся?

4. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияние на конечный результат урока.

5. Можно ли сказать, что в результате решения учебной задачи ученики почувствовали орудийный, инструментальный характер изучаемого понятия, ощутили и использовали общий способ действия.


5. Анализ самооценки воспитательной стороны урока


1. Поведение учителя на уроке. Способствовало ли оно достижению цели урока?

2. Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностной ориентации учащихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке: люди, он сам, коллектив, труд, Родина?

3. Как вели себя ученики? Негативные и позитивные стороны поведения класса и отдельных учащихся. Причины. Сформированы ли сдерживающие начала во внешнем поведении детей?

4. Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками?

6. Аспект оценки конечного результата урока

1. Какой вклад внёс урок в дальнейшее развитие личности учеников.

2. Оценить усвоение понятия и общего способа действия учащимися в ходе осуществления ими учебной деятельности.

3. Анализ конкретных недостатков урока: недостатки, «проколы», удачи.


Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урока

Сборник теоретических материалов Проектирование и конструирование урока

58



© 2010-2022