Программа Основы духовно-нравственной культуры народов России

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ПОДЫ


Рабочая программа внеурочной деятельности

ориентированная на достижение результатов

по духовно-нравственному направлению.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»


Срок реализации 2 года.

Возраст 10 - 13 лет

Автор педагог-организатор:

Ненашева Ольга Александровна

2015г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М. Просвещение, 2011.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе.

В наше время в образовании в качестве одной из приоритетных задач стоит задача формирования духовно-нравственной личности. Стандарт нового поколения гласит нам, что задача воспитания школьников должна основываться на - формировании целостной картины мира и целостного духовного опыта учащихся. Чтобы добиться этих целей необходимо, чтобы воспитательный процесс должен был организован таким образом, чтобы виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, семейная, внешкольная и др.) и компоненты (художественный, научный, религиозный и др.) взаимосвязано обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание гражданина и патриота нашей страны.

В 2015 учебном году в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введено новое направление - «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В этом направлении основными задачами перед педагогом стоит преемственность поколений, уважение к родителям и пожилым людям, развитие семейных ценностей, знакомство и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, законопослушных граждан, уважающих права, традиции, язык и культуру других народов России.

В современном мире, в частности в нашей стране, вопрос воспитания духовно-нравственной личности является одной из самых главных проблем общества. Вследствие многих причин сложного положения ( отсутствия жизненных целей для подрастающего поколения, закрытие центров дополнительного образования детей, отсутствие патриотического воспитания детей, неуважение детей к взрослым и др.) остро встал вопрос о незамедлительном принятии мер по работе школы в данном направлении.

Начиная с начальных классов необходимо вводить нравственное образование в школе. Младшему школьнику интересны темы добра и справедливости, они с большим интересом оценивают происходящее и строят свою деятельность .

Нормативной и методической основой программы духовно-нравственного воспитания учащихся на ступени начального общего образования

являются Закон РФ «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

В рамках программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» возможна реализация направлений, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих целей:

воспитание личности способной к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам и предпочтениям людей, веротерпимости;

знание основных норм этики, нравственных, духовных идеалов, культурных традиций народов России;

формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их значении в развитии культуры и истории России и общества, становление гражданского общества и российской государственности;

понимание значения веры и религии в жизни человека, семьи и общества.

Как в своё время сказал В. М. Васнецов: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!». Задача педагогов познакомить детей с историей нашей Родины, её особенностях и традициях, сформировать чувство долга и любовь к Родине!

Насыщенная учебная программа, занятия в группе продлённого дня, участие в конкурсах, викторинах и соревнованиях - трудна и утомительна для младшего школьника. Для разрядки после уроков необходима интересная и увлекательная внеурочная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности. Воспитание духовно-нравственной личности возможно только при доброжелательном сотрудничестве педагога с детьми. Это помогает учащимся преодолеть беспокойство, тревогу, трудности в обучении.

Программа « Основы духовно-нравственной культуры народов России» разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана в 5-6 классе на 34 часа, 1 час в неделю. Общее количество часов 68 часов. Срок реализации два года.

Цель программы:

духовно-нравственное воспитание детей на основе знакомства с культурой, традициями и вероисповедованием народов России, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания, формирование у учащихся духовно-нравственных качеств, как качеств воспитанной, положительно характеризуемой личности, воспитание любви к Отечеству, гордости за малую родину, толерантности, уважения к традициям, вероисповедованию, культуре народов России, способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, творческой, трудолюбивой личности, ведущей здоровый образ жизни.

Задачи программы:

__ изучение религиозных традиций народов России;

- изучение основ православной культуры, исламской культуры ;

- воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства;

- воспитание в каждом учащемся трудолюбие, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

- изучение истории, культуры и обычаев русского, даргинского, таджикского, украинского и турецкого народов;

- приобщение детей к культурным традициям своего народа, общепринятым ценностям в условиях многонациональной страны;

- воспитание культуры отношений в обществе, коллективе, понятие сопричастности с жизнью родного села, края;

- организация совместной работы родителей и детей;

-осознание потребности к саморазвитию, самостоятельности в нахождении информации и работе с ней;

- развитие и формирование навыков поисково - исследовательской деятельности учащихся;

- изучение религии народов России, знакомство с религиозными праздниками, особенностями каждой веры,

- формирование толерантного отношения учащихся к людям другой национальности, предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

- воспитание гражданственности и патриотизма, чувства долга и ответственности за свою страну;

- расширение словарного запаса учащихся, путём дополнения его терминами духовного и культурного значения;

При обучении учащихся по программе: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•преобладания духовных ценностей и уважения к вероисповедованию, традициям и внутреннему миру каждого учащегося;

•единства образовательного и воспитательного процессов;

•рефлексивного обучения.

Программа должна реализовываться образовательным учреждением в тесном контакте с семьями обучающихся, представителями религиозных общин, с другими объектами социализации: Культурно- досуговым центром, библиотекой.

Пути, средства, методы достижения цели.

Средства достижения цели:

1.Наглядные.

2.Демонстрационные.

3.Аудиовизуальные.

4.Электронные образовательные ресурсы.

Методы обучения:

1)Иллюстрированный рассказ с обсуждением трудных вопросов;

2)Комментированное чтение;

3)Беседа с закреплением материала в творческих работах;

4)Работа с текстами, картами, составление кроссвордов, просмотр презентаций и фильмов и др.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в большей части - коллективная, а также групповая и индивидуальная формы работы.

Аудиторные занятия.

- Беседа.

- Сообщения.

- Встречи с интересными людьми.

- просмотр и обсуждение презентаций и видеофильмов.

Внеаудиторные занятия.

- Экскурсии.

- Выставки детского творчества.

- Праздники.

- Викторины.

- Интеллектуально- познавательные игры.
- Участие в субботниках.

- Акции благотворительности, милосердия.

- Творческие проекты, презентации.





Программа 1-го года обучения рассчитана на 34 часа.

Возраст детей 10-13 лет.

Режим работы объединения - 1 раз в неделю 1 час.

Это начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, происходит ознакомление учащихся с духовно-нравственными ценностями народов России, разнообразием народов, религии, традиций. В первый год обучения формируется доброжелательность и терпимость по отношению к друг другу, трудолюбие, любовь к семье. Воспитываются чувства патриотизма, долга, гражданственности. Занятия проводятся с использованием современных компьютерных технологий.

Цель первого года обучения - духовно-нравственное воспитание детей на основе знакомства с разнообразием многообразной российской культуры, традиционными религиями народов России, формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания, формирование у учащихся духовно-нравственных качеств, как качеств воспитанной, положительно характеризуемой личности, воспитание любви к Отечеству, гордости за малую родину, формирование семейных ценностей.




Тематическое планирование

Первый год обучения.

«Духовно-нравственные ценности российского народа».

Тема программы

Содержание программного материала

Виды деятельности

Количество часов

Дата

1

Введение. Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребёнка.

Сущность и природа нравственности. Роль духовно-нравственного воспитания для школьника.


Знакомство с понятиями нравственность и духовно-нравственное воспитание. Рассказ учителя о важности духовно-нравственного воспитания.

1




2

3

4

Разнообразие многонациональной российской культуры.

Знаменитые люди России (учёные, деятели литературы которые внесли большой вклад в мировую культуру). Достижения разных народов России.

Чтение и обсуждение текста. Рассматривание и анализ иллюстраций. Восприятие и оценка просмотренного фильма. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: « Какой он, знаменитый деятель культуры России?»

3

5

6

7

Традиционные российские религии.

Религии народов проживающих в России. Основы религий, обычаи и традиции. Уважение к вере другого народа.

Работа с информацией о религиях народов России. Просмотр видеофильма. Выявление особенностей каждой религии. Небольшой рассказ подготовленный ребёнком о своей религии.

3

8

9

Великие подвиги народов России.

Великие люди, совершившие героические поступки, вставшие на защиту Родины. Героические страницы истории нашей страны. Примеры героизма. Герои Астраханской области.

Работа с информацией подготовленной учителем. Выделение главной мысли рассказа. Работа с демонстрационными материалами (портреты героев, книги и др.). Чтение информации об участии в ВОВ представителей разных народов России. Подготовка докладов «Война в моей семье» (о прадедах и дедах участниках войны).

2

10

11




«Моя семья- моё богатство».

О семейных ценностях. Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций. Составление генеалогического дерева.

Коммуникативная деятельность: «Я расскажу вам, о моей семье» (рассказ детей о своей семье). Чтение и анализ произведений о членах семьи. Знакомство с семейными ценностями в православие, исламе, буддизме, иудаизме.

2

12

13

«Береги природу родного края»

О природных заповедниках и особо охраняемых зонах России. Стихотворения, призывающие к бережному отношению к природе. Пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины.

Просмотр видеофильма. Обсуждение полученной информации. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок разных народов России. Подготовка иллюстрации на тему «Мой родной край».

2

14

15

16

«Моя малая Родина»

О традициях, ценностях, особых формах культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края.

Рассказ учителя о традициях, культурно-исторической, социальной и духовной жизни села, района, области. Работа с наглядным материалом ( фотографии, книги, карта Астраханской области). Подготовка мини-сочинения на темы: «Моя малая Родина», «Родная земля», «Мой дом».

Экскурсия по родному краю.

3

17

18

19

«Моё Отечество - Россия!»

Культурные богатства России. Значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Беседа о культурных ценностях России, великих деятелях представителях разной национальности нашей страны. Традиционные праздники России. История развития России. Великие памятники нашей страны.

3

20

21





«Я гражданин России!»





Знакомство с понятиями патриотизм, гражданственность, единство. Любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.




Рассказ учителя о том, каким должен быть россиянин. Процесс духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Подготовка докладов на темы: «Гражданин России в будущем», «Какую я, могу принести пользу России в будущем?».

2

22

23

24

«Искусство и наука России».

Знаменитые люди России. Достижения в сфере искусства и науки. Роль искусства и науки России в мире.

Рассказ учителя о видах искусства, знаменитых людях прославивших Россию на весь мир; о научных достижениях талантливых людей России. Просмотр презентации о достижениях в сфере искусства и науки. Подготовка докладов о талантах нашей страны.

3

25

26

27

«Человечество шагнувшее вперёд».

Мир во всем мире,

многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Просмотр видеофильма о развитии и достижениях человека. Обсуждение фильма. Рассказ учителя о первооткрывателях нашей страны( космонавты, мореплаватели, археологи и др.). Подготовка докладов «Человек сделавший открытие».

3

28

29

«Произведения литературы, лучшие образцы отечественной и мировой культуры».

Великие писатели России. Национальности писателей. Лучшие произведения писателей России.

Рассказ учителя о писателях народов России. Выставка произведений литературы. Экскурсия в библиотеку. Рассказы детей о прочитанных произведениях. Чтение отрывков из произведений знаменитых авторов. Обсуждение прочитанного.

2

30

31

«Периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь».

Периодическая литература, средства массовой информации России.

Знакомство с периодическими изданиями. Полезные и вредные источники информации. Работа с демонстрационным материалом (газеты, журналы).

2

32

33

34

«Фольклор народов России».

Фольклор народов России. Особенности в костюмах, песнях, танцах народов России.

Рассказ учителя о фольклоре народов России. Просмотр видеофильма и презентации. Прослушивание и исполнение песен народов России. Иллюстрация костюмов национальностей России.

3

Всего:

34


Программа 2-го года обучения рассчитана на 34 часа.

Возраст детей 10-13 лет.

Режим работы объединения - 1 раз в неделю 1 час.

На втором этапе обучения происходит знакомство учащихся с духовным миром человека, социальной, личностной и семейной культурой. Дети получают информацию о основах религиозных культур народов России, знакомятся с обычаями, традициями, особенностями каждой культуры. В этой деятельности у детей вырабатываются и формируются чувства уважения, терпимости взаимопомощи между представителями разной национальности.

Цель второго года обучения - изучение истории, культуры и обычаев русского, даргинского, таджикского, украинского и турецкого народов; приобщение детей к культурным традициям своего народа, общепринятым ценностям в условиях многонациональной страны; воспитание культуры отношений в обществе, коллективе, понятие сопричастности с жизнью родного села, края; организация совместной работы родителей и детей; осознание потребности к саморазвитию, самостоятельности в нахождении информации и работе с ней; развитие и формирование навыков поисково- исследовательской деятельности учащихся.


Второй год обучения:

«Духовность в современной школе»

Тема программы

Содержание программного материала

Виды деятельности

Коли-чество часов

Дата

1

2

Личностная культура

Готовность учащихся к духовно-нравственному самосовершенствованию. Ориентирование учащихся на нравственные ценности (честность, доброта, отзывчивость и др.). Развитие самооценки и самоуважения.

Дискуссия на темы: «Добро и зло», «Открытость и замкнутость», «Правда и ложь».

2

3

4

Социальная культура

Сформированность понятия -гражданин России, вера и любовь к Родине.

Знакомство учащихся с определениями - гражданин, патриот. Просмотр презентации о Родине. Беседа о доверии и уважении к людям, заботе о процветании России.

2

5

6

7

Семейная культура

Семья - основа общества. О семейных ценностях. Жизнь даётся один раз.

Приобщение учащихся к бережному и уважительному отношению к семье. Подготовка выставки «Старый семейный фотоальбом». Презентация « Моя семья».

3

8

9

10

11

Основы православной культуры

Основы, особенности, традиции, кухня православной культуры народов России.

Рассказ учителя о появлении православной культуры России, особенностях, традициях, кухне. Подготовка сообщений о храмах и церквях России.

4

12

13

Золотые купола России

Храмы, церкви, монастыри народов православной культуры России.

Просмотр фильма о храмах, церквях, часовнях России. Экскурсия в церковь с.Поды.

2

14

15

16

17

Основы исламской культуры

Основы, особенности, традиции, кухня исламской культуры народов России.

Рассказ учителя о появлении исламской культуры России, особенностях, традициях, кухне.

4

18

19

Мечети России

Мечети народов исламской культуры народов России.

Просмотр фильма о знаменитых мечетях России. Обсуждение особенностей убранства и ритуалов.

2

20

21

22

23

Основы иудейской культуры

Основы, особенности, традиции, кухня иудейской культуры народов России.

Рассказ учителя о появлении иудейской культуры России, особенностях, традициях, кухне. Подготовка сообщения о традициях иудейской культуры.

4

24

25

26

27

Основы буддистской культуры

Основы, особенности, традиции, кухня буддистской культуры народов России.

Рассказ учителя о появлении буддистской культуры России, особенностях, традициях, кухне.

4

28

29

30

«Моя многонациональная школа»

Праздник единства, терпимости и взаимоуважения к национальности школьных товарищей.

Рассказ учащихся о своей национальности, подготовка (совместно с родителями) костюмов и традиционных блюд.

3

31

32

«Духовный мир человека»

Внутренний мир человека, его чувства, вера, интересы, эмоции, ценности и др.

Беседа о мировоззрении человека, духовном мире личности.

2

33

«Эстетическое развитие человека»

Способность воспринимать прекрасное, сопереживать и восхищаться произведениями искусства.

Дискуссия обсуждение отношения учащихся к искусству.

1

34

Итоговое занятие «Праздник души»

Великие произведения искусства народов России.

Выставка картин, прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение.

1

Всего:

34



Планируемые результаты освоения программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

В результате реализации программы обучающимися должны достигаться следующие показатели: развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, коммуникабельности;

Приобретение учащимися социальных знаний - нормах поведения в обществе, чувства долга перед Родиной, патриотизма;

Сформированности уважительного отношения к вере и национальной принадлежности народов России.

Знание основ культуры народа России, традиций, религии, истории.

Понимание семьи как - основы российского общества, о важности передачи опыта от поколения к поколению, бережном отношении к истокам происхождения семьи. Понимание важности заботы о своём здоровье и здоровье близких людей.

Достижение двух уровней обучения обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской принадлежности, присвоение национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, позитивного отношения к жизни, доверительного отношения к людям и др. У детей появляется ценностное отношение к своему краю, отечественному историческому наследию, культуре страны, родному языку.





Рекомендованный список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011

4.Духовно-нравственное воспитание школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.

5. Бычков В. Эстетика. - М., 2003

6. Лосский Н.О.: Мир как осуществление красоты: Основы эстетики - М., 1998.

7.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). - М.: «Школьная пресса», 2000.

8. Н.Ф.Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г.

9. А.Д.Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.

10. Е.К.Ривина «Государственная символика России».

11. А.К. Быков «Патриотическое воспитание» Москва 2008г.

12. Е.А. Воронова «Воспитать патриота» : программы, мероприятия, игры / - Ростов на Дону : Феникс, 2008.

13. О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / - Москва : Вако, 2008.

14. И. А. Агапова, М. А. Давыдова Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / - Москва : Вако, 2008. -

17

© 2010-2022