5 кл. Рабочая программа по хакасскому языку

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации МО Алтайский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Аршановская средняя школа»

Рассмотрено на заседании Согласовано. Утверждаю.

ШМО учителей Зам. дир. по УВР Директор школы

гуманитарного цикла ______Е.Г.Кыштымова ____В.Н.Аева

протокол №_______ «___»____2015г «___»____2015г

«____»_____2015г


Рабочая программа

по хакасскому языку

5 класс

Количество часов: 68

Уровень: базовый

Учитель: Албычакова В.В.






с.Аршаново, 2015г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по хакасскому языку для учащихся 5 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. РП составлена на основе «Методических рекомендаций к проектированию рабочих программ по хакасскому языку в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования./Автор-составитель: Н.А. Мамышева. - Абакан: Изд-во ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2013., учебного плана, образовательной программы МБОУ «Аршановская СШ» и Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, элективного учебного предмета в МБОУ «Аршановская СШ».

Целью обучения хакасского языка в 5 классе является дальнейшее формирование представлений о хакасском языке как языке хакасского народа, государственном языке Республики Хакасия, средстве национального общения, консолидации и единения хакасского народа, формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе.

В соответствии с поставленной целью, задачи предмета «Хакасский язык» формулируются в соответствии со структурой универсальных учебных действий:

  • формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться посредством уроков хакасского языка;

  • усвоение способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса в освоении основ знаний о хакасском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни социума, его развитии;

  • совершенствование умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление познавательной деятельностью, в осознании связи хакасского языка с культурой и историей Хакасии; развитии представления об особенностях хакасского речевого этикета;

  • обеспечению успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в школьном курсе хакасской филологии.

В процессе изучения хакасского языка у школьников формируются способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, полноценно освоить все компоненты учебной деятельности, которые включают в себя: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).


Общая характеристика учебного предмета.

Содержание обучения хакасскому языку в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).

- Овладение функциональной грамотностью, т.е. способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста.

- Дальнейшее овладение хакасским языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем хакасского языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

- Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

- Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе овладения нормами правописания орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе хакасского языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).

- Формирование у учащихся чувства языка.

- Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на хакасском языке.

Лингвистическая компетенция формируется посредством овладения знаниями о хакасском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся тюркологах; осознании о роли хакасского языка в жизни социума и государства, в современном мире; о роли языка в жизни человека.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологической и воспитательный потенциал хакасского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, хакасским речевым этикетом, менталитетом хакасского народа, сообщают знания об истории и его месте среди тюркских языков мира.

Рабочая программа по хакасскому языку в 5 классе базируется на современных подходах к обучению языку: коммуникативно-деятельностный и культуроведческий.

Коммуникативно-деятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия:

владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила хакасского речевого этикета и др.;

познавательные универсальные учебные действия:

формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить алгоритм рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая методы информациооного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;

регулятивные учебные действия:

ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве хакасского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Здесь образовательный процесс ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры. Процесс обучения направлен на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение хакасскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом (вариант 3 БУП - для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России).

На изучение хакасского (родного) языка в 5 классе предусмотрено 68 часов.

Требования к результатам освоения учебного предмета «Хакасский язык»

Личностные результаты освоения учащимися программы по хакасскому языку:

  1. Понимание роли и места хакасского языка в условиях глобализации мира, в общественной жизни Республики Хакасия;

  2. Осознание хакасского языка как средства приобщения к культуре хакасского народа, тюркоязычных народов Южной Сибири и стран СНГ;

  3. Осознание духовной ценности хакасского языка; уважительное отношение к хакасскому языку и народу; уважение к уникальности культуры хакасского народа;

  4. Осознание важности соблюдения правил речевого этикета как выражения уважительного отношения к окружающим;

  5. Осознание национального своеобразия хакасского языка.

Метапредметные результаты освоения учащимися программы по хакасскому языку:

Владение всеми видами речевой деятельности:

  1. Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения.

  2. Способность вычленять в процессе слушания главную мысль или значимую информацию.

  3. Умение воспроизводить прослушанную информацию с различной степенью свернутости (подробно, сжато, выборочно).

  4. Адекватное понимание общего содержания читаемых текстов разных функциональных стилей и жанров.

  5. Способность ориентироваться в структуре читаемого текста, делить текст на части, выделять главную и второстепенную информацию, интерпретировать прочитанный текст.

  6. Способность извлекать информацию из различных источников.

  7. Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

  8. Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров.

  9. Готовность слушать собеседника и вести диалог; проводить беседы и дискуссии на учебные, культуроведческие темы; готовность к принятию различных точек зрения.

  10. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, истории, обществознания и др.)

  11. Готовность к межличностному и межкультурному общению с соблюдением этики речевого поведения.

  12. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Предметные результаты освоения учащимися 5 класса программы по хакасскому языку:

- в области аудирования и чтения:

- слушать текст посредством аудиозаписи, озаглавлять его, определять основную мысль, объяснять слова;

- читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; воспринимать на слух содержащую в тексте информацию, речь учителя и речь одноклассников; слушать и понимать речь окружающих; читать и пересказывать текст, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;

- определять тему текста, формулировать его основную мысль, членить текст на смысловые части, составлять план прочитанного; читать тексты со снятыми языковыми трудностями (при полноте восприятия до 90% и скорости чтения 50 слов в минуту);
- в области говорения и письма: составлять диалоги на заданную тему по ситуации; устно подробно пересказывать небольшой рассказ или его части по вопросам, готовому плану и без плана, по опорным словам и выражениям; устно описывать предмет, животное, птицу, цветок;

- устанавливать тему и основную мысль текста, формулировать вопросы по тексту и отвечать на них (3-4 вопроса); отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, картине, аудио-, видеофильму (3-4 вопроса); подробно излагать содержание небольшого рассказа или отрывка повествовательного характера (5-6 предложений); пересказывать содержание прочитанного отрывка (6-7 предложений); составлять текст по аналогии;

- строить самостоятельно высказывания (5-7 фраз) по ситуации, теме, рисунку, диафильму, серии сюжетных картин, содержанию прочитанных книг;

- составлять небольшой рассказ, сочинение по картине, данной теме (до 0,5 стр.); определять объем (границы) темы, основную идею сочинения;

- составлять простой план сочинения; пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

- составлять письменный рассказ в связи с чтением книги об играх, о случае из жизни; писать сочинения по картине, аудио- и видеофильму, данной теме (о семье, друзьях, о родной деревне, родине, животных и птицах, помощи старшим и заботе о младших), переводить отдельные предложения с русского на родной; составлять письма (родным, одноклассникам); оформлять адреса на конверте (электронной почте);

- в области фонетики и графики:

- знать основной фонетический закон хакасского языка (тюркских) - закон гармонии гласных (сингармонизм); производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; различать буквы и звуки;

- в области орфоэпии:

- соблюдать и применять в речевой практике орфоэпические нормы современного хакасского литературного языка;

- в области лексики:

-пользоваться словарем синонимов, омонимов, антонимов, двуязычными словарями; толковать лексическое значение слова с помощью словаря, посредством антонимов и синонимов; опознавать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов; проводить анализ лексического значения слова;

- в области морфемики и словообразования:

- знать способы образования новых слов в хакасском языке, аффиксацию, словосложение, изменение (чередование) звукового состава слов, перевод слов из одной части речи в другую (конверсия), сокращение слов (аббревиатура);

- членить слова на морфемы; уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; определять основные способы словообразования;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

- в области морфологии:

-различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

-в области синтаксиса:

-различать словосочетание и предложение; определять виды и средства синтаксической связи (управление и примыкание);

-различать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске; распознавать главные и второстепенные члены предложения, категорию сказуемости как средство перевода частей речи в сказуемое; определять предложения распространенные и нераспространенные; предложения с однородными членами, с обращениями; производить синтаксический разбор предложения;

- в области орфографии:

- обосновывать правописание долгих и кратких гласных, йотированных гласных, прописных букв и кавычек в собственных наименованиях, аффиксов падежей и принадлежности; правильно писать удвоенные согласные в словах разных частей речи;

- в области пунктуации:

- обосновывать место и выбор знаков препинания в конце предложения, в предложениях с обращениями; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

Основное содержание учебного предмета «Хакасский язык».


1 раздел. Язык как средство общения среди людей (3ч.).

Звуки и буквы. Словообразование. Части речи.

2 раздел. Синтаксис и пунктуация (16ч.).

Словосочетание. Предложение. Виды предложений. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.Второстепенные члены предложения . Дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Обращения. Прямая речь. Диалог.

3 раздел. Фонетика (10ч.).

Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы. Алфавит. Произношение и правописание согласных. Фонетический разбор слова.

4 раздел. Лексика (8ч.).

Лексика-раздел науки о языке. Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

5 раздел. Состав слова. Словообразование (4ч.).

Словообразующие, формообразующие и падежные окончания. Орфография.

6 раздел. Морфология (15ч.).

Самостоятельные части речи. Имя существительное. Собственные и нарицательные существительные. Склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний. Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных, правописание падежных окончаний. Глагол. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Время глагола.

7 раздел. Повторение изученного в 5 классе (3ч.).


Описание учебно - методического обеспечения учебного предмета

  1. Чебодаева Л.И. «Хакасский язык», учебник для 5 класса, Абакан, 2014г.

  2. «Методические рекомендации к проектированию рабочих программ по хакасскому языку в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования./Автор-составитель: Н.А. Мамышева. - Абакан: Изд-во ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2013.

  3. Султрекова З.И. Сборник диктантов и изложений для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы.- Абакан, Хак.кн.изд-во, 2008 г.

  4. Карачакова Е.Г., Чебодаева Л.И. Хакасский язык для владеющих родным языком. Электронное учебное пособие. - Абакан, 2011.

  5. Кыржинакова Э.В. Хакасский язык для начинающих изучать родной язык. Электронное учебное пособие. - Абакан, 2011.

  6. Челтыгмашева Н.Г. Новые технологии в обучении хакасскому языку. Электронное методическое пособие для учителя. - Абакан, 2011.

  7. Кыржинакова Э.В. Султрекова З.И. Хакасский язык для начинающих. - Абакан, 2012.

Календарно-тематическое планирование по хакасскому языку для 5 класса на 2015-2016 уч.г.

Тема урока

Кол-во часов

Дата урока по плану

Дата урока по факту

Раздел 1. Язык как средство общения людей

1ьл

02.09

1

Звуки и буквы

1

07.09

2

Состав слова

1

09.09

3

Части речи

1

14.09

Раздел 2. Синтаксис и пунктуация.

16

4

Словосочетание

1

16.09

5

Предложение. Предложения по цели высказывания.

1

21.09

6

Предложения по интонации голоса.

1

23.09

7

Главные члены предложения

1

28.09

8

Тире между подлежащим и сказуемым

1

30.09

9

Распространённые и нераспространённые предложения

1

05.10

10

Второстепенные члены предложения

1

07.10

11

Дополнение

1

12.10

12

Определение

1

14.10

13

Обстоятельство

1

19.10

14-15

Контрольный диктант и его анализ

2

21.10

26.10

16

Повторение изученного

1

28.10

17

Однородные члены предложения

1

02.11

18

Обращение

1

16.11

19

Сложные предложения

1

18.11

20

Прямая речь

1

23.11

21

Диалог и монолог

1

25.11

Раздел 3. Фонетика.

10

22

Гласные и согласные звуки

1

30.11

23

Звуки и буквы. Алфавит.

1

02.12

24

Сочинение на свободную тему

1

07.12

25

Гласные звуки

1

09.12

26

Долгие и краткие гласные

1

14.12

27

Повторение изученного

1

16.12

28

Сходность гласных

1

21.12

29

Контрольный диктант «Аат хус»

2

23.12

30

Анализ диктанта

1

28.12

31

Губная гласная у

1

30.12

32

Согласные звуки

1

11.01

33

Правильное произношение и правописание согласных

1

13.01

34

Фонетический разбор слова

1

18.01

Раздел 4. Лексика.

8

35

Лексика-раздел науки о языке

1

20.01

36

Однозначные и многозначные слова

1

25.01

37-38

Прямое и переносное значение слова

2

27.01

01.02

39-40

Омонимы

2

03.02

08.02

41

Синонимы

1

10.02

42

Антонимы

1

15.02

43

Контрольная работа. Тестирование.

1

17.02

Раздел 5. Состав слова. Словообразование .Орфография.

4

44

Состав слова и образование слов.

1

22.02

45

Словообразующие, формообразующие и падежные окончания

1

24.02

46

Орфография - раздел науки о языке

1

29.02

47

Повторение изученного

1

02.03

48-49

Контрольный диктант и его анализ

2

07.03

09.03

Раздел 6. Морфология и орфография. Развитие речи.

15

50

Самостоятельные части речи

1

14.03

51

Имя существительное как часть речи

1

16.03

52

Собственные и нарицательные им.существительные

1

21.03

53

Склонение имён существительных

1

23.03

54

Правописание падежных окончаний имён существительных

1

04.04

55

Имя прилагательное как часть речи

1

06.04

56

Прилагательные, образованные от других частей речи

1

11.04

57

Предметные прилагательные

1

13.04

58

Склонение имён прилагательных

1

18.04

59

Глагол как часть речи

1

20.04

60

Глаголы совершенного и несовершенного вида

1

25.04

61

Неопределённая форма глагола

1

27.04

62

Спряжение глаголов

1

02.05

63

Наклонения глагола

1

04.05

64

Время глагола

1

11.05

65-66

Контрольный диктант и его анализ

2

16.05

18.05

67-68

Повторение изученного в 5 классе

2

23.05

30.05.


© 2010-2022