- Преподавателю
- Другое
- 5 кл. Рабочая программа по хакасскому языку
5 кл. Рабочая программа по хакасскому языку
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Албычакова В.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации МО Алтайский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Аршановская средняя школа»
Рассмотрено на заседании Согласовано. Утверждаю.
ШМО учителей Зам. дир. по УВР Директор школы
гуманитарного цикла ______Е.Г.Кыштымова ____В.Н.Аева
протокол №_______ «___»____2015г «___»____2015г
«____»_____2015г
Рабочая программа
по хакасскому языку
5 класс
Количество часов: 68
Уровень: базовый
Учитель: Албычакова В.В.
с.Аршаново, 2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по хакасскому языку для учащихся 5 класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. РП составлена на основе «Методических рекомендаций к проектированию рабочих программ по хакасскому языку в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования./Автор-составитель: Н.А. Мамышева. - Абакан: Изд-во ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2013., учебного плана, образовательной программы МБОУ «Аршановская СШ» и Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, элективного учебного предмета в МБОУ «Аршановская СШ».
Целью обучения хакасского языка в 5 классе является дальнейшее формирование представлений о хакасском языке как языке хакасского народа, государственном языке Республики Хакасия, средстве национального общения, консолидации и единения хакасского народа, формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью, задачи предмета «Хакасский язык» формулируются в соответствии со структурой универсальных учебных действий:
-
формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения новых знаний, умений и компетентностей, умения учиться посредством уроков хакасского языка;
-
усвоение способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса в освоении основ знаний о хакасском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни социума, его развитии;
-
совершенствование умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление познавательной деятельностью, в осознании связи хакасского языка с культурой и историей Хакасии; развитии представления об особенностях хакасского речевого этикета;
-
обеспечению успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в школьном курсе хакасской филологии.
В процессе изучения хакасского языка у школьников формируются способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, полноценно освоить все компоненты учебной деятельности, которые включают в себя: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание обучения хакасскому языку в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).
- Овладение функциональной грамотностью, т.е. способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста.
- Дальнейшее овладение хакасским языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем хакасского языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
- Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
- Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе овладения нормами правописания орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе хакасского языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).
- Формирование у учащихся чувства языка.
- Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на хакасском языке.
Лингвистическая компетенция формируется посредством овладения знаниями о хакасском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся тюркологах; осознании о роли хакасского языка в жизни социума и государства, в современном мире; о роли языка в жизни человека.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологической и воспитательный потенциал хакасского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, хакасским речевым этикетом, менталитетом хакасского народа, сообщают знания об истории и его месте среди тюркских языков мира.
Рабочая программа по хакасскому языку в 5 классе базируется на современных подходах к обучению языку: коммуникативно-деятельностный и культуроведческий.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия:
владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила хакасского речевого этикета и др.;
познавательные универсальные учебные действия:
формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить алгоритм рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая методы информациооного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;
регулятивные учебные действия:
ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве хакасского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Здесь образовательный процесс ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры. Процесс обучения направлен на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение хакасскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом (вариант 3 БУП - для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России).
На изучение хакасского (родного) языка в 5 классе предусмотрено 68 часов.
Требования к результатам освоения учебного предмета «Хакасский язык»
Личностные результаты освоения учащимися программы по хакасскому языку:
-
Понимание роли и места хакасского языка в условиях глобализации мира, в общественной жизни Республики Хакасия;
-
Осознание хакасского языка как средства приобщения к культуре хакасского народа, тюркоязычных народов Южной Сибири и стран СНГ;
-
Осознание духовной ценности хакасского языка; уважительное отношение к хакасскому языку и народу; уважение к уникальности культуры хакасского народа;
-
Осознание важности соблюдения правил речевого этикета как выражения уважительного отношения к окружающим;
-
Осознание национального своеобразия хакасского языка.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы по хакасскому языку:
Владение всеми видами речевой деятельности:
-
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения.
-
Способность вычленять в процессе слушания главную мысль или значимую информацию.
-
Умение воспроизводить прослушанную информацию с различной степенью свернутости (подробно, сжато, выборочно).
-
Адекватное понимание общего содержания читаемых текстов разных функциональных стилей и жанров.
-
Способность ориентироваться в структуре читаемого текста, делить текст на части, выделять главную и второстепенную информацию, интерпретировать прочитанный текст.
-
Способность извлекать информацию из различных источников.
-
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
-
Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров.
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог; проводить беседы и дискуссии на учебные, культуроведческие темы; готовность к принятию различных точек зрения.
-
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, истории, обществознания и др.)
-
Готовность к межличностному и межкультурному общению с соблюдением этики речевого поведения.
-
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Предметные результаты освоения учащимися 5 класса программы по хакасскому языку:
- в области аудирования и чтения:
- слушать текст посредством аудиозаписи, озаглавлять его, определять основную мысль, объяснять слова;
- читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; воспринимать на слух содержащую в тексте информацию, речь учителя и речь одноклассников; слушать и понимать речь окружающих; читать и пересказывать текст, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;
- определять тему текста, формулировать его основную мысль, членить текст на смысловые части, составлять план прочитанного; читать тексты со снятыми языковыми трудностями (при полноте восприятия до 90% и скорости чтения 50 слов в минуту);
- в области говорения и письма: составлять диалоги на заданную тему по ситуации; устно подробно пересказывать небольшой рассказ или его части по вопросам, готовому плану и без плана, по опорным словам и выражениям; устно описывать предмет, животное, птицу, цветок;
- устанавливать тему и основную мысль текста, формулировать вопросы по тексту и отвечать на них (3-4 вопроса); отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту, картине, аудио-, видеофильму (3-4 вопроса); подробно излагать содержание небольшого рассказа или отрывка повествовательного характера (5-6 предложений); пересказывать содержание прочитанного отрывка (6-7 предложений); составлять текст по аналогии;
- строить самостоятельно высказывания (5-7 фраз) по ситуации, теме, рисунку, диафильму, серии сюжетных картин, содержанию прочитанных книг;
- составлять небольшой рассказ, сочинение по картине, данной теме (до 0,5 стр.); определять объем (границы) темы, основную идею сочинения;
- составлять простой план сочинения; пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
- составлять письменный рассказ в связи с чтением книги об играх, о случае из жизни; писать сочинения по картине, аудио- и видеофильму, данной теме (о семье, друзьях, о родной деревне, родине, животных и птицах, помощи старшим и заботе о младших), переводить отдельные предложения с русского на родной; составлять письма (родным, одноклассникам); оформлять адреса на конверте (электронной почте);
- в области фонетики и графики:
- знать основной фонетический закон хакасского языка (тюркских) - закон гармонии гласных (сингармонизм); производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; различать буквы и звуки;
- в области орфоэпии:
- соблюдать и применять в речевой практике орфоэпические нормы современного хакасского литературного языка;
- в области лексики:
-пользоваться словарем синонимов, омонимов, антонимов, двуязычными словарями; толковать лексическое значение слова с помощью словаря, посредством антонимов и синонимов; опознавать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов; проводить анализ лексического значения слова;
- в области морфемики и словообразования:
- знать способы образования новых слов в хакасском языке, аффиксацию, словосложение, изменение (чередование) звукового состава слов, перевод слов из одной части речи в другую (конверсия), сокращение слов (аббревиатура);
- членить слова на морфемы; уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; определять основные способы словообразования;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
- в области морфологии:
-различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
-в области синтаксиса:
-различать словосочетание и предложение; определять виды и средства синтаксической связи (управление и примыкание);
-различать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске; распознавать главные и второстепенные члены предложения, категорию сказуемости как средство перевода частей речи в сказуемое; определять предложения распространенные и нераспространенные; предложения с однородными членами, с обращениями; производить синтаксический разбор предложения;
- в области орфографии:
- обосновывать правописание долгих и кратких гласных, йотированных гласных, прописных букв и кавычек в собственных наименованиях, аффиксов падежей и принадлежности; правильно писать удвоенные согласные в словах разных частей речи;
- в области пунктуации:
- обосновывать место и выбор знаков препинания в конце предложения, в предложениях с обращениями; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.
Основное содержание учебного предмета «Хакасский язык».
1 раздел. Язык как средство общения среди людей (3ч.).
Звуки и буквы. Словообразование. Части речи.
2 раздел. Синтаксис и пунктуация (16ч.).
Словосочетание. Предложение. Виды предложений. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.Второстепенные члены предложения . Дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Обращения. Прямая речь. Диалог.
3 раздел. Фонетика (10ч.).
Гласные и согласные звуки. Звуки и буквы. Алфавит. Произношение и правописание согласных. Фонетический разбор слова.
4 раздел. Лексика (8ч.).
Лексика-раздел науки о языке. Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
5 раздел. Состав слова. Словообразование (4ч.).
Словообразующие, формообразующие и падежные окончания. Орфография.
6 раздел. Морфология (15ч.).
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Собственные и нарицательные существительные. Склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний. Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных, правописание падежных окончаний. Глагол. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Время глагола.
7 раздел. Повторение изученного в 5 классе (3ч.).
Описание учебно - методического обеспечения учебного предмета
-
Чебодаева Л.И. «Хакасский язык», учебник для 5 класса, Абакан, 2014г.
-
«Методические рекомендации к проектированию рабочих программ по хакасскому языку в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования./Автор-составитель: Н.А. Мамышева. - Абакан: Изд-во ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК» «РОСА», 2013.
-
Султрекова З.И. Сборник диктантов и изложений для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы.- Абакан, Хак.кн.изд-во, 2008 г.
-
Карачакова Е.Г., Чебодаева Л.И. Хакасский язык для владеющих родным языком. Электронное учебное пособие. - Абакан, 2011.
-
Кыржинакова Э.В. Хакасский язык для начинающих изучать родной язык. Электронное учебное пособие. - Абакан, 2011.
-
Челтыгмашева Н.Г. Новые технологии в обучении хакасскому языку. Электронное методическое пособие для учителя. - Абакан, 2011.
-
Кыржинакова Э.В. Султрекова З.И. Хакасский язык для начинающих. - Абакан, 2012.
Календарно-тематическое планирование по хакасскому языку для 5 класса на 2015-2016 уч.г.
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата урока по плану
Дата урока по факту
Раздел 1. Язык как средство общения людей
1ьл
02.09
1
Звуки и буквы
1
07.09
2
Состав слова
1
09.09
3
Части речи
1
14.09
Раздел 2. Синтаксис и пунктуация.
16
4
Словосочетание
1
16.09
5
Предложение. Предложения по цели высказывания.
1
21.09
6
Предложения по интонации голоса.
1
23.09
7
Главные члены предложения
1
28.09
8
Тире между подлежащим и сказуемым
1
30.09
9
Распространённые и нераспространённые предложения
1
05.10
10
Второстепенные члены предложения
1
07.10
11
Дополнение
1
12.10
12
Определение
1
14.10
13
Обстоятельство
1
19.10
14-15
Контрольный диктант и его анализ
2
21.10
26.10
16
Повторение изученного
1
28.10
17
Однородные члены предложения
1
02.11
18
Обращение
1
16.11
19
Сложные предложения
1
18.11
20
Прямая речь
1
23.11
21
Диалог и монолог
1
25.11
Раздел 3. Фонетика.
10
22
Гласные и согласные звуки
1
30.11
23
Звуки и буквы. Алфавит.
1
02.12
24
Сочинение на свободную тему
1
07.12
25
Гласные звуки
1
09.12
26
Долгие и краткие гласные
1
14.12
27
Повторение изученного
1
16.12
28
Сходность гласных
1
21.12
29
Контрольный диктант «Аат хус»
2
23.12
30
Анализ диктанта
1
28.12
31
Губная гласная у
1
30.12
32
Согласные звуки
1
11.01
33
Правильное произношение и правописание согласных
1
13.01
34
Фонетический разбор слова
1
18.01
Раздел 4. Лексика.
8
35
Лексика-раздел науки о языке
1
20.01
36
Однозначные и многозначные слова
1
25.01
37-38
Прямое и переносное значение слова
2
27.01
01.02
39-40
Омонимы
2
03.02
08.02
41
Синонимы
1
10.02
42
Антонимы
1
15.02
43
Контрольная работа. Тестирование.
1
17.02
Раздел 5. Состав слова. Словообразование .Орфография.
4
44
Состав слова и образование слов.
1
22.02
45
Словообразующие, формообразующие и падежные окончания
1
24.02
46
Орфография - раздел науки о языке
1
29.02
47
Повторение изученного
1
02.03
48-49
Контрольный диктант и его анализ
2
07.03
09.03
Раздел 6. Морфология и орфография. Развитие речи.
15
50
Самостоятельные части речи
1
14.03
51
Имя существительное как часть речи
1
16.03
52
Собственные и нарицательные им.существительные
1
21.03
53
Склонение имён существительных
1
23.03
54
Правописание падежных окончаний имён существительных
1
04.04
55
Имя прилагательное как часть речи
1
06.04
56
Прилагательные, образованные от других частей речи
1
11.04
57
Предметные прилагательные
1
13.04
58
Склонение имён прилагательных
1
18.04
59
Глагол как часть речи
1
20.04
60
Глаголы совершенного и несовершенного вида
1
25.04
61
Неопределённая форма глагола
1
27.04
62
Спряжение глаголов
1
02.05
63
Наклонения глагола
1
04.05
64
Время глагола
1
11.05
65-66
Контрольный диктант и его анализ
2
16.05
18.05
67-68
Повторение изученного в 5 классе
2
23.05
30.05.