- Преподавателю
- Другое
- Методический материал Формы контроля уроков ОРКСЭ
Методический материал Формы контроля уроков ОРКСЭ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Демьяненко А.И. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формы контроля освоения учащимися курса ОРКСЭ
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:
· работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания - разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы - иллюстрированные сочинения, плакаты, поделки и т.п.);
· индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
· статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
· результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности к изучению предмета в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.
Показатели «предметной» готовности к изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки.
Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе. Большинство детей 10-11 лет уверенно демонстрирует достижение описанного уровня готовности. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы. В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся.
Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе - с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.
В предлагаемой технологии обучения итоговое оценивание строится на принципах:
- раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» и повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;
- оценивания методом «сложения», который предполагает использование системы дополнительного поощрения учащихся за превышение базового уровня требований;
- кумулятивной (накопительной) оценки;
- открытости и реалистичности норм и критериев;
- гибкости норм и критериев;
- признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
- признания права учащегося на до-сдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании - на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.
С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.
Наблюдения - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными(при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).
Можно пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.), описанными ниже.
Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись учителем как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.
Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков.
Так, например, для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов.
- Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).
- Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).
- Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).
- Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты).
- Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).
- Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий).
- Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения).
- Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).
Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например:
· способность принимать ответственность;
· способность уважать других;
· умение сотрудничать;
· умение участвовать в выработке общего решения;
· способность разрешать конфликты;
· способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы:
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ
Оценка работы в группе
Дата ________________
Имя, фамилия ___________________
· чередует говорение и слушание;
· задает уместные вопросы по теме;
· говорит по теме;
умеет сделать умозаключение, вывод;
· пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе.
Учитель, наблюдая за работой детей, может вести аналогичные записи параллельно.
Оценка должна решать как минимум две основные задачи:
- подведение итогов работы;
- сравнение (с самим собой и другими).
Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией, как
· умение формулировать вопрос, ставить проблему;
· умение вести наблюдение;
· умение спланировать работу,
· умение спланировать время;
· умение собрать данные;
· умение зафиксировать данные;
· умение упорядочить и организовать данные;
· умение проинтерпретировать данные;
· умение представить результаты или подготовленный продукт.
Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных и ключевых понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях (например, в отношении формирования навыков здорового образа жизни, навыков безопасного - для себя, окружающих людей, окружающей природы - поведения, навыков социализации и т.п.), характер.
Примеры вопросов для самооценивания
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что_______________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось __________________________________________________________________
Я думаю, это потому, что __________________________________________________________________
Самым интересным было __________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее __________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________________________________________
Для контроля знаний и умений предлагается использовать тестовые задания с результатом в процентном соотношении. Составление портфеля творческих работ позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом. В портфолио можно выделить следующие разделы:
1)иллюстративный материал;
2)сочинения;
3)подборка текстов, пословиц, афоризмов;
4)свод правил;
5) тесты.
Подобная работа целесообразна также и при формировании других навыков. Так для отработки навыков устной речи можно предложить учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист наблюдений:
ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ
Оценка устной презентации
· наглядно передает содержание и структуру сообщения
· выбирает доступное содержание
· выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения
· привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона
· использует специальные слова и выражения
· использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь