• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на региональную научно-методическую конференцию по проблемам Совершенствования методики преподавания биологии

Доклад на региональную научно-методическую конференцию по проблемам Совершенствования методики преподавания биологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ.

(Доклад на региональной научно-методической конференции по проблеме «Совершенствование методики преподавания биологии»

Масаева Л.К.,учитель биологии МКОУ СОШ№1 г.п.Чегем

Традиционная система обучения, носящая объяснительно-ил­люстративный характер, не решает проблем, стоящих перед со­временной школой. Сейчас мы уже знаем, что недостаточно ввести в практику отдельный методический прием, пусть даже этот прием активизирует детей, способствует усвоению какой-то отдельной темы. Мы должны отойти от практики проводить уроки как самоценность.

Каким должно быть обучение, чтобы школа выпускала компе­тентного гражданина своей страны, компетентного члена мирового культурного социума?

Одно из ведущих положений теории деятельности для эф­фективного обучения предполагает такую его организацию, при котором ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае он усваивается осознанно и прочно, а также идет про­цесс развития интеллекта ученика. Здесь новое то, что ученик дол­жен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управ­ление его учением, то есть консультировать, организовывать, коор­динировать, контролировать.

Перевод обучения на такую основу требует внедрения в прак­тику педагогической технологии, которая позволит управлять учеб­ным процессом, "систематизировать образование", или "система­тизировать классное обучение".

Наш педколлектив в постоянном поиске такого рабочего инструмента для обычного учителя в условиях массовой школы, инст­румента, который обязательно обеспечивал бы успех. На кафедре химии и биологии сделана попытка разработать такую педагогиче­скую технологию на основе изучения зарубежного и отечественного передового педагогического опыта. В основу технологии положена идея дифференциации и индивидуализации обучения и состоит из четырех типов уроков: 1 - урок-лекция, 2 - семинарское занятие (самопогружение), 3 - зачет, 4 - интегрированный урок (межпред­метное обобщение). В этой системе уроков необычно то, что на уро­ках у детей есть алгоритм действий и шаг за шагом учащиеся ов­ладевают знаниями, углубляя и охватывая материал с новых сторон под руководством учителя, то есть учитель учит детей учиться, а не передает готовые знания.

Технология апробирована экспериментальным путем, и труд­ность в такой организации учебного процесса в том, что учителю нужно разработать алгоритм действий, батарею тестовых и кон­трольных заданий с "ключом" для обратной связи, да еще воору­жить каждого школьника ими.

Следует более подробно остановиться на четвертом уровне по­знания учебного материала - интегрированном уроке. Методика этих уроков плохо разработана в литературе. У нас же есть опреде­ленные наработки в этом аспекте.

Первый шаг к интегрированному уроку - это согласование учебных программ по предметам с учетом смежных тем еще до на­чала учебного года.

Второй шаг - решение пропедевтических задач на предыду­щих типах уроков: ознакомление учащихся с научными понятиями, формирование определенных представлений, выявление некоторых закономерностей. Таким образом, учащиеся готовятся к воспри­ятию законов диалектики - на интегрированном уроке в основном решаются мотивационные задачи по принципу проблемности: формировние у школьников целостной картины мира, осознание ими взаимосвязи в окружающем их мире, в том числе человека и природы. Хотя такое разделение задач весьма условно.

Интегрированные уроки проводятся сдвоенными в форме конферен­ции, бесед. Материал к уроку готовят учителя совместно с учащимися.

Впоследствии мы убедились, что уроки, где сотрудничают учащиеся разных возрастов и преподаватели разных предметов, высокоэффективны: сплачивают детский и взрослый коллективы в общем творческом поиске, развивают экологическое мышление у педагогов и школьников.


© 2010-2022