• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад «Формирование системы практических умений и навыков студентов на уроке экономики»

Доклад «Формирование системы практических умений и навыков студентов на уроке экономики»

Современное экономическое образование студентов практически ориентировано на получение экономических знаний. Эту общую целевую установку можно конкретизировать через категории учебных целей, такие, как «понимание», «применение», «анализ», «синтез», «оценка». Успешно реализовать обобщённые цели можно при формировании системы умений и навыков. Формирование целостной системы умений и навыков обучающихся позволяет применять полученные знания в различных учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Самарской области

«Борский государственный техникум»






Доклад




Тема: «Формирование системы практических умений и навыков студентов на уроке экономики»


Подготовила:

преподаватель первой

квалификационной категории Рязанцева Екатерина Викторовна


Борское

Формирование системы практических умений и навыков

студентов на уроке экономики.

Рыночные отношения требуют от человека разносторонних знаний и умений в различных областях знания теории и практики, различных понятий - экономических, социальных, юридических.

Современное экономическое образование студентов практически ориентировано на получение экономических знаний. Эту общую целевую установку можно конкретизировать через категории учебных целей, такие, как «понимание», «применение», «анализ», «синтез», «оценка».

Успешно реализовать обобщённые цели можно при формировании системы умений и навыков.

Сначала поговорим об умениях и их соотнесении со знаниями и навыками. Уме­ние - это действующее знание (элементарное и сложное). Элементарное умение можно довести до навыка (автоматизма) выполнения каких-то мыслительных действий.

Элементарное умение успешнее включается в состав сложного, если доведено до уровня элементарного навыка. Для сложного умения этого не требуется. Как приобретается элементарное умение?

Прежде всего студенты должны знать базовые экономические концепции и понятия (потребности, труд, деньги, цена, товары, рынок, спрос, предложение, факторы производства, издержки производства, основной и оборотный капитал, инфляция, на­логи, госбюджет, банки, кредит, процент, валюта и др.; уровень безработицы, соотношение минимальной зарплаты и промежуточного минимума, темпы инфляции и экономического роста, величина и динамика банковских процентных ставок, валютный курс, доходы и расходы текущего госбюджета, приоритеты социально-экономического развития страны на ближайший период, место региональной экономики в общегосударственной системе), уместно их употреблять, уметь логично рассуждать о ключевых экономических проблемах, ока­зывающих влияние на обучаемых как граждан, работников и потребителей, будущих семьянинов.

Естественно, показатели, отражающие ключевые социально-экономические проблемы развития страны и региона, постоянно меняются. Поэтому обучение должно сти­мулировать самостоятельные поиски студентами новой информации.

Рассмотрим подробнее проблемы формирования сложных практических умений и навыков, которые могут быть использованы на уроках экономики при реализации каж­дой конкретной учебной цели (2-6 на схеме 1).


Дидактические приёмы формирования умений и навыков для реализации учебной цели, соответствующей категории «понимание».

1. Составление формул экономических понятий (перевод словесного материала в экономический).

2. Графическое изображение издержек производства и на этой основе выведение закономерностей поведение кривых различных издержек производства.

3. Выполнение упражнений

Упражнение 1

На предприятии используется 10 машин стоимостью 200 тыс. рублей каждая. Срок службы машин - 5 лет. Задание: оп­ределить количество машин к концу 3-го года, если вся амортизация используется на приобретение машин (см. таб. №1).

Таблица № 1

Годы

Амортизация

Старые маши­ны

Новые машины

Всего

Остаток амортизации

Конец 1-го


Конец 2-го


Конец 3-то


Упражнение 2

Имеются следующие статистические данные об экономике России (в % к пре­дыдущему году):

Таблица 2

Показатели

Годы

2011

2012

ВВП

1,0

0,4

Объём промышленно­го производство

1,13

1,6

Инвестиции и основной капитал

6,6

4,3

Объём платных услуг населения

1,7

1,0

Задание: построить диаграммы и сделать предположение о дальнейшем ходе экономического развития России при сохранении выявленных тенденций развития.

Дидактические приёмы формирования умений и навыков для реализации учебной цели, представленной категории «применение».

После изучения проблемы «Затраты на производство и прибыль» можно предложить обсуждение практических ситуаций. Для этого группу можно разделить на 4 группы-команды, каждая из которых по­лучает по жеребьёвке пакет с тремя практическими ситуациями. После обсуждения (10 мин.) представитель каждой команды рассказывает, как можно разрешить каждую ситуацию. Студенты из других групп корректируют, дополняют и уточняют эти сообщения.

Практические ситуации

1. Доход от продажи товаров оказался больше запланированного. Может ли быть такое? Почему? Плохо это или хорошо и для фирмы?

2. Допустим, что на фирме уменьшились затраты на производство товаров. За счёт чего? В каком положении окажется фирма на рынке? Как это положение отразится на дальнейшей деятельности фирмы?

3. Рыночная цена на продукцию ва­шей фирмы оказалась меньше затрат на производство готовой продукции. Почему? Оцените положение вашей фирмы. Каковы будут ваши дальнейшие действия как руководителя?

4. Вашей фирме срочно надо умень­шить затраты на производство продукции. В связи с чем? Можно ли что-то сделать? Если да, то, что и как?

5. Доход от продажи вашего товара оказался меньше предполагаемой прибы­ли. Может ли быть такое и почему?

6. Затраты на производство товара в вашей фирме оказались точно такими же, что и у ваших конкурентов. Плохо это или хорошо? Ваши действие.

7. Фактически полученная прибыль на вашей фирме оказалась меньше предполагаемой. Следует ли что-то предприни­мать вашей фирме и для чего?

8. Данные о себестоимости продукции вашей фирмы являются секретными для конкурентов. Как вы думаете, почему?

9. На рынке вашей продукции по­явился серьёзный конкурент. В чём это проявляется? Что можно сделать для победы в конкурентной борьбе?

10. Доход от продажи продукции вашей фирмы оказался:

а) меньше, б) больше затрат на её производство.

Какая ситуация (в случае «а» или «б») предпочтительнее для фирмы? Аргументируйте ответ.

11. Рыночная цена на продукцию вашей фирмы оказалась равной затратам на её производство. Выделите негативные и позитивные моменты.

12. Дела на вашей фирме идут замечательно. Вы получаете большие прибыли, и они постоянно растут. За счёт чего? В чем секрет? Как вы распоряжаетесь полученной прибылью и почему?

Дидактические приёмы формирования умений и навыков для реализации учебной цели и соответствующей ей категории «анализ»

Создание опорного конспекта по проблеме необхо­димости государст­венного регулирова­ния рыночной экономики. В таблице надо вписать слова «требуется» или «не требуется», т.е. сделать вывод, при каких условиях рынка (функционирования или фиаско) требуется государственное регулирование экономики, а при каких - не требуется.

Таблица 3

Рыночный механизм

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

1. Сопротивление производителей и потребителей посредством денег и цен.

1. Отрицательные и внешние эффекты.

2. Конкуренция - рычаг, стимул научно-технического прогресса и рационального распределения и использования ресурсов.

2. Предоставление общественных благ.

3. Перераспределения ресурсов

в пользу эффективно работающих

фирм и предприятий.

3. Недостаток конкуренции в условиях монополий (экономических и естественных)

4. Оперативный сбор и передача

информации об изменениях рыночной конъюнктуры.

4. Неблагоприятные макроэкономические условия: инфляция, циклическая безработица и др.

5. Капиталоемкость и убыточность отраслей инфраструктуры

Недобросовестность, неравенство, несправедливость.

Государственное вмешательство (регулирование)

Дидактические приёмы формирования умений и навыков для реализации учебной цели и категории «синтез».

Проблемное обучение - важное направление формирования у студентов умений делать выводи и обобщения. При таком обучении студенты сами обнаруживают противоречия между имеющимся (известным) и полу­ченным (новым) знанием и ищут пути и способы его разрешения. Новые знания, приобретённые самостоятельно, усваива­ются глубоко и прочно.

Приведём примеры использования технологии проблемного обучения на уроках экономики.

При изучении последствий инфляции надо уяснить взаимосвязь между инфляцией и экономическим ростом.

Учебная проблема

Обувная фабрика выпускает обувь при средних издержках производства 400 рублей, а продаёт - за 500 рублей. Повысив цену на 5% (до 525 рублей), фирма обеспечивает увеличение прибыли на 25% (со 100 до 125 руб.).

Проблемные ситуации.

1. За счёт чего темпы прироста прибыли в 5 раз опережают рост цен? Казалось бы, что они должны быть одинаковыми. На­лицо - противоречие. При затруднениях возможна корректировка проблемной ситу­ации. Известно, что инфляция приводит к росту цен не только на готовую продукцию для населения, но и на факторы произ­водства (в нашем примере - кожа, красители, фурнитура, клей, гвозди, оборудова­ние, инструменты, оплата труда работающих). Это доказывает как бы не­возможность различий в темпах роста цен и прибыли. Налицо - противоречие.

2. Разве может инфляция позитивно влиять на развитие экономики в целом и на рост реальных доходов населения? Это противоречит действительности. Но на самом деле рост цен до определённых границ приводит к таким позитивным изменениям. Налицо противоречие.

3. При неуклонном росте цен (более 10%) положительный эффект инфляции ослабевает. Почему? Ведь рост цен касается факторов производства и готовой про­дукции, производителей и потребителей.


Механизм разрешения проблемных ситуаций.

1. Факторы производства покупались фирмой по ценам прошлого периода, а го­товая продукция (обувь) продавалась по новым, возросшим ценам. С учётом этого противоречие снимается.

2. Рост прибыли опережающими темпами позволяет увеличивать инвестиции и расширять производство на новой технологической основе и технической ба­зе. Это снижает себестоимость продукции и улучшает её качество, увеличивает спрос на неё, занятость и реальные доходы населения, снижает безработицу.

3. При галопирующей (от 20 до 200% в год) и гиперинфляции (по данным. МВФ - на 50% в месяц или 13000%в год) нет положительного эффекта от ин­фляции из-за:

а) неравномерного роста цен по разным отраслям;

б) невозможности ос­тановить или замедлить оба вида инфля­ции;

в) резкого отставания роста доходов населения от роста цен со всеми вытекаю­щими последствиями (снижение спроса и реальных доходов, затоваривание и т.д.).

Анализ такой проблемы, как безработица, позволяет объяснить феномен полной занятости при ее наличии и необ­ходимость сокращения не безработицы вообще, а только отдельных её видов.

Учебная проблема?

В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в 2011 и 2012 годах рассматриваемого периода (в чел.):


2011

2012

Рабочая сила

75 779 000

75 676 000

Занятые

70 857 000

71 545 000


  1. Рассчитать численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.

  2. Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость?

Решение задачи:

1. Численность безработных рассчитывается путем исключения из числа рабочей силы числа занятых. В 2011 году число безработных составляло:
Б11=75 779 000-70 857 000=4 922 000 чел.

В пятом году:
Б12=75 676 000-71 545 000=4 131 00 чел.

Уровень безработицы - это отношение числа безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. В первом году уровень безработицы составлял:

У11б=4 922 000 *100/75 779 000=6,50%,
в пятом году:
У12б=4 131 00 *100/75 676 000=5,46%.

2. Можно ли утверждать, что в пятом году рассматриваемого периода существовала полная занятость? Нет, так как уровень безработицы, равный 5,46%, согласно оценкам многих экономистов, превышает естественный уровень безработицы и не соответствует полной занятости.

Типовой пример

Определить минимальную цену реализации и розничную свободную цену одной плитки импортного шоколада, если ее таможенная стоимость равна 300 руб., таможенная пошлина равна 20 % к таможенной стоимости, снабженческо-сбытовая надбавка равна 35 %, торговая надбавка - 20 %, НДС - 20 %.

Решение:

Минимальная цена реализации = таможенная стоимость + таможенная пошлина + НДС.

Доклад «Формирование системы практических умений и навыков студентов на уроке экономики»

360 руб. ´ 20 % = 72 руб. 360 + 72 = 432 руб.

Свободная розничная цена определяется как сумма минимальной цены реализации + снабженческо-сбытовая надбавка + торговая надбавка.

Снабженческо-сбытовая надбавка определяется в процентах к минимальной цене реализации:

432 руб. ´ 35 % = 151 руб.

Торговая надбавка определяется в процентном отношении к сумме минимальной цены реализации и снабженческо-сбытовой надбавки:

(432 + 151) ´ 20 % = 116 руб.

Розничная цена равна 432 + 151 + 116 = 699 руб.

Дидактические приёмы формирования умений и навыков для реализации учебной цели и категорий «оценка».

Приведём, примерные проблемные вопросы:

1. Какие льготы получает небольшая фирма при заключении договора фран­чайзинга с крупной ведущей компанией? Что даёт такой договор самой крупной компании?

2. У вас появилась возможность ку­пить простые или привилегированные ак­ции. Какие выкупите и почему?

3. Существует ли при покупке опци­она риск? Если да, то в чём он состоит?

4. Кто, когда и сколько раз получает учредительскую прибыль? Каков её источник?

5. Почему для владения контрольным пакетом акций может быть достаточ­но 10% обыкновенных акций? В чём пре­имущества этих акций перед привилегиро­ванными? В чём преимущества привилегированных акций перед обыкновенными?

6. Почему объёмы продаж продукции при одной цене ограничены спросом, при другой - предложением, а при треть­ей - не ограничены ничем?

7. Может ли расти реальная заработ­ная плата при снижении номинальной, а при уменьшении реальной - увеличиваться номинальная зарплата?

8. Какова роль торгового капитала в развитии производства?

9. Может ли арендная плата собственнику земли быть меньше величины зе­мельной ренты? Если вся рента передаёт­ся собственнику земли, то что получает за свой труд на земле арендатор?

10. Что больше и почему - ВНП или ВВП?

11. Какие показатели можно использовать для сравнения:

а) уровней разви­тия экономики разных стран;

б) уровней производительности труда в разных странах;

в) уровней национального благосо­стояния?

Приведите соответствующие формулы.

12. Можно ли и нужно ли бороться:

а) с фрикционной безработицей;

б) со структурной безработицей;

в) с циклической безработицей?

Аргументируйте ответ.

Итак, формирование целостной системы умений и навыков обучающихся позво­ляет применять полученные знания в различных учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно добывать новые знания. Тем самым экономическое образование способствует воспитанию личности, обладающей способностями принимать адекватные решения и нести полную ответственность за сделан­ный выбор.


Список использованной литературы

1. Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: Современная школа, 2011. - 384 с.

2. Экономическая теория / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - М.: АСА, 2012. - 848 с.

3. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2011. - 372 с.

4. Экономика, организация и управление на предприятии / под ред. М.Я. Боровской. - Спб: Феникс, 2010. - 480 с.

5. Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с.











© 2010-2022