Рабочая программа по экологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД. 17. «ЭКОЛОГИЯ»


по специальности: 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»












р.п. Красные Баки

2015 год



Рассмотрена на заседании предметно-

цикловой комиссии общеобразовательных, гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от 27 августа 2015 года

Председатель: ____ / И.А. Шарова/

Соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Зам. директора по учебной работе

___________________О.Н. Спирин.









Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» для специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Разработчик: Шарова Ирина Александровна

Рецензенты: _________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)

_________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)


Рекомендована Методическим советом ГБПОУ НО

«Краснобаковский лесной колледж»

Протокол № __ от «____»_______________2015г.







ОГЛАВЛЕНИЕ



















1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЯ»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОУД 17. Экология входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цель и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины должны отражать:

1) сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе "человек - общество - природа";

2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

3) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;

предметных:

− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек-общество-природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.4. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование следующих общих компетенций (ОК) обучающихся:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины (по ФГОС):

Максимальная учебная нагрузка обучающихся 54 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка 36 часов,

- самостоятельная работа обучающихся 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

9

контрольные работы

-

курсовая работа

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой

-

подготовка к аудиторным занятиям:

- изучение литературы по заданным темам, интернет - источников;

- рефераты;

- доклады;

- исследовательская работа.


10

4

4

-

Итоговая аттестация в форме зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития

экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

2

1

Раздел 1.

Экология как научная дисциплина



Тема 1.1.

Общая экология.

Содержание учебного материала

7

Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

1

2

2


Практическое занятие. Решение экологических задач.

2

Самостоятельная работа.

6

Тема 1. 2. Социальная экология.

Содержание учебного материала

2

Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружаю-

щая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. При-

родные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

222

222221

2

Практическое занятие

-

Самостоятельная работа.

2

Тема 1.3.

Прикладная экология.




Содержание учебного материала

1

Экологические проблемы: региональные и глобальные.

Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

1

2

Практическое занятие. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

2

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, докладов.

2

Раздел 2

Среда обитания человека и экологическая безопасность




Тема 2.1.

Среда обитания человека.

Содержание учебного материала

2

2

2

2

2

Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.

Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

Практическое занятие

-

Самостоятельная работа.

2

Тема 2.2.

Городская среда.





Содержание учебного материала

2


1

2

2

2

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном

строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые

бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки

промышленных и бытовых отходов.

Практическое занятие

-

Самостоятельная работа. Подготовка докладов.

1


Тема 2.3.

Сельская среда.

Содержание учебного материала

1

Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

Практическое занятие. Описание жилища человека как искусственной экосистемы.

1

Самостоятельная работа.

2

Раздел 3.

Концепция устойчивого развития.




Тема 3.1.

Возникновение концепции устойчивого развития

Содержание учебного материала

2

2

2

Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость»

и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к

модели «Устойчивость и развитие».

Практические занятия

-

Самостоятельная работа. Подбор материала по дополнительной литературе.

1


Тема 3.2.

«Устойчивость и развитие».


Содержание учебного материала

2

2

2







2

2

2

Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.

Практическое занятие Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

2

Самостоятельная работа.

1

Раздел 4.

Охрана природы.




Тема 4.1.

Природоохранная деятельность.


Содержание учебного материала

4

1

2

История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические

проблемы России.

Практические занятия

-

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений.


Тема 4.2.


Природные ресурсы и их охрана.

Содержание учебного материала

1

2

2

2

3

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России.

Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).

Практическое занятие. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

2

Самостоятельная работа. Подготовка рефератов, презентаций.

1


Дифференцированный зачёт

1


Всего:

54


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета (лаборатории).

Оборудование учебного кабинета (лаборатории):

I. Технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, проектор, выход в интернет.

II. Учебно-наглядные пособия по экологии, презентации, электронный учебник.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы


Основные источники:

1. Гальперин М.В. Общая экология: учебник.- 2-е издание - М.:ФОРУМ: ИНФРА - М, 2015.

2. Валова В. Д. Экология. - М., 2012.

3. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. - М.,

2014.

Дополнительные источники:


1. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. - М., 2013.

2. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10-11 классы. - М., 2014.

3. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

4. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности:

учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

5. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10-

11 классы. - М., 2014.

6. Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. - М., 2011.


Интернет - источники:

ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии Рос-

сии).



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, дифференцированный зачет в конце года.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-определять роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей;

- выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм, давать представления о популяции, экосистеме, биосфере;

- выделять основные черты среды, окружающей человека, выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные

пути снижения последствий на окружающую среду;

- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу;

- определять экологические параметры современного человеческого жилища;

- формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»;

- различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость, вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде;

- определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу;

- пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением - для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.

ОК 1-4, ОК 8-9.

ОК 6-7.

ОК 1-4, ОК 6-7


ОК 3-4, ОК 6-7


ОК 3-4, ОК 5,

ОК 8-9

Устный опрос, проверочные работы.

Выполнение практических работ. Устный опрос, решение ситуационных задач.


Решение ситуационных задач.


Выполнение практических работ. Устный опрос, решение ситуационных задач.




Выполнение практических работ. Устный опрос, решение ситуационных задач.

Знания:

. об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов;

- об основных экологических требованиях к компонентам окружающей человека среды;

- характеристики городской квартиры как основного экотопа современного человека;

- об экологических требованиях к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города;

- об основных экологических характеристиках среды обитания человека в условиях сельской местности;

- об основных положениях концепции устойчивого развития и причин ее возникновения;

- об основных способах решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»;

- об истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы.


ОК 1-4, ОК 6-7

ОК 1-4, ОК 5

ОК 6-7



ОК 8-9

ОК 1-2, ОК 6-7.

ОК 8-9

Устный опрос, выполнение практических работ.


Устный опрос, выполнение практических и лабораторных работ.

Устный опрос, проверочные работы.



Устный опрос, проверочные работы.

Устный опрос, проверочные работы.


Рецензия

на рабочую программу по дисциплине «Экология» для специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»

Рабочая программа составлена на основе примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для СПО и полностью соответствует ее требованиям.

Программа рассчитана на 36 аудиторных часов и 18 часов для самостоятельной работы студентов в год.

Программа предусматривает проведение таких видов учебных занятий по дисциплине, как лекционных, практических.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная программой, организована в виде докладов, презентаций, сообщений.

В программе указано материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение обучения.

В программе сформированы все основные понятия, требования к результатам освоения материала дисциплины: знаниям, умениям, навыкам обучающихся.

Также в программе указаны результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания).

Структура рабочей программы по дисциплине «Экология» полностью соответствует ФГОС., что позволяет организовать обучение дисциплине «Экология» студентов СПО в ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж» в соответствии с требованиями образовательного стандарта.



Рецензент: __________________________________________________

______________________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)


Рецензия

на рабочую программу по дисциплине «Экология» для специальности 35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство»


Программа предназначена для изучения предмета «Экология» в ГБПОУ НО «Краснобаковский лесной колледж», специализируемом при изучении биологических дисциплин.

Программа рассчитана на 36 часов аудиторных занятий, 18 часов отведено для самостоятельной работы студентов.

Данная программа предусматривает изучение теоретических и прикладных основ экологии.

Изучение курса «Экология» основано на знаниях, полученных ребятами в основной школе. Обучение экологии также предусматривает использование знаний по следующим предметам: химия, физика, история, география.

Для повышения образовательного уровня предусмотрена лекционная форма обучения, представленная наряду с освоением учебного материала на семинарах, а также проведение практических работ.

В программе сформированы все основные понятия, требования к результатам освоения материала дисциплины: знаниям, умениям, навыкам обучающихся, также в программе указаны результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания).

Структура рабочей программы соответствует ФГОС.



Рецензент: ___________________________________________________

______________________________________________________________

(инициалы, фамилия, должность)



© 2010-2022