Рабочая программа по программе Предшкольная пора

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена для воспитанников подготовительной группы Казановской ООШ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

В основу программы положена основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Предшкольная пора». Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Программа предназначена для деятельности образовательного учреждения по подготовке детей шестого года жизни к обучению в школе в условиях подготовительной группы крактовременного пребывания в образовательном учреждении. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для привыкания к школьной жизни и успешного обучения в начальных классах.

Назначение программы и актуальность ее использования в современных условиях дошкольного образования определяется особым вниманием государства и общественности к улучшению подготовки детей к обучению в школе, успешной адаптации первоклассников к новым социальным условиям.

Программа предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. В этих условиях возможно реализовать две цели дошкольного образования: социальную -обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников и педагогическую- развитие личности будущего школьника, формирование его готовности к систематическому обучению.

Данная программа-возможность реализации государственных требований в условиях краткосрочного пребывания детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.


Общая характеристика учебного курса


Программа реализует следующие требования:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в условиях краткосрочных групп пребывания; соответствие всего режима дня возможностям детей этого возраста.

2. Обеспечение приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

3. Соответствие целям и задачам этапа подготовки ребенка-дошкольника к обучению в школе.

4. Опора на ведущую деятельность этого этапа развития (игровую).

5. Учет конкретных условий осуществления образовательного процесса.

6. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических новообразований и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.

7. Развитие индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его эрудиции, ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

Цели и задачи, принципы построения Программы

Цели Программы :

-эффективная качественная подготовка ребенка 5-6 лет к школе в условиях кратковременного пребывания в образовательном учреждении;

- обеспечение условий для достижения единого старта детей в первом классе;

- оказание педагогической помощи по коррекции трудностей социального и интеллектуального развития.

Задачи Программы:

развитие качеств личности, особенностей психических процессов и видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

Принципы построения Программы:

-Природосообразность обучения - реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.

-Гуманный характер взаимодействия педагога и детей - эмоционально-положительный фон работы с детьми, оптимистическая гипотеза взрослого по отношению к недостаткам ребенка, терпеливость и сдержанность.

-Деятельностный подход - опора на ведущую деятельность данного периода (игровую), создание условий для разнообразных игр и игровых упражнений; обеспечение поступательности в развитии актуальных деятельностей, развитие предпосылок учебной деятельности; становление различных форм взаимодействия, сотрудничества и общения.

-Индивидуализация обучения - сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка, учет особенностей темперамента, темпа деятельности, сформированности умений взаимодействовать; обеспечение условий для проявления интересов, желаний, творческих порывов ребенка.

-Культуросообразность обучения - создание условий для ознакомления с доступными областями культуры (искусство, литература), возможность развития индивидуальной культуры, эрудиции ребенка, создание условий для ознакомления с доступными областями культуры (искусством, литературой).

Описание места учебного курса

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. При организации режима пребывания детей в образовательном учреждении при реализации Программы необходимо учитывать следующее:

1. Основной структурной единицей образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

2. Продолжительность функционирования группы: 33 недель ( с сентября по май) с учетом каникул в январе и марте (по одной неделе). Общее число занятий образовательной деятельностью при пятидневной неделе - 425.

Режим пребывания детей: неполный день пребывания.

В условиях неполного дня пребывания режим включает: три занятия образовательной деятельностью по 25 минут и игровой час. Промежуток между первым и вторым занятием может быть 10 минут, а между вторым и третьим - 20-25 минут. В это время планируются подвижные игры, гигиенические процедуры, свободные игры детей.

Режим группы предшкольной подготовки:

08.30. - 08.45.- приём детей

08.45. - 09.15. - организация непосредственно образовательной деятельности

(первое занятие)

09.15 - 09.25 . - динамическая пауза

09.35. - 10.05. - организация непосредственно образовательной деятельности

(второе занятие)

10.05. - 10.30- завтрак, свободное время для игр

10.30. - 11.00. -организация непосредственно образовательной деятельности

(третье занятие)

11.00. - 11.30. - игровой час

11.30 - уход детей домой

Ценностные ориентиры содержания учебного курса


Отбор содержания воспитательно-образовательной работы по каждой из образовательных областей подчиняется следующим принципам:

  • обеспечить развивающий характер процесса обучения, единство воспитательных и образовательных задач;

  • иметь практическую направленность, создавать возможности для организации разнообразной деятельности детей, способствовать формированию умений играть, познавать, общаться, трудиться, творить;

  • удовлетворять потребности ребенка данного возрастного этапа развития и учитывать его возможности;

  • обеспечивать интеграцию содержания разных образовательных областей в целях решения поставленных задач;

  • соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму».

Программа предполагает использование разных форм организации образовательной деятельности (занятие, экскурсия, художественный труд и др.), а также самостоятельную деятельность детей и воспитательные мероприятия с использованием режимных процессов.

Образовательная область «Физическая культура»

Цель реализации данной образовательной области - воспитание у старших дошкольников интереса к физической культуре, развитие и совершенствование физических качеств, особенно важных для обучения в школе.

Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: специальные занятия физической культурой; организация игр разной степени подвижности в процессе игрового часа; проведение динамических во время занятий.

Образовательная область «Здоровье»

Цель реализации данной образовательной области - охрана здоровья (физического и психического), воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Здоровье» реализуется следующими формами:

а) выделение соответствующего содержания в разделах Программы «Познаем мир», «Познаем других людей и себя»;

б) правильная организация режимных и гигиенических процессов;

в) организация игр разной подвижности во время игрового часа, дидактических игр

по формированию культурно-гигиенических навыков.

Образовательная область «Безопасность»

Цель реализации данной образовательной области - формирование первоначальных представлений о безопасности своей жизнедеятельности, подведение к пониманию отдельных экологических связей в природе, взаимодействия человека и среды обитания и формирование умений применять элементарные правила безопасности при нахождении в ней; воспитание предпосылок экологического мышления. Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: наполнение соответствующим содержанием разделов Программы «Учимся быть здоровыми», «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать и рассуждать»; проведение тематических наблюдений в природной и социальной среде; организация игр с правилами в рамках занятий физической культурой, игрового часа.

Образовательная область «Социализация»

Цель реализации данной образовательной области - обеспечение благополучного вхождения ребенка в детское общество, в коллектив сверстников; формирование способности к интеграции в национальную, российскую (мировую) культуру. Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: представленность соответствующего содержания в разделах программы «Познаем других людей и себя», «Учимся думать и рассуждать», «Учимся рисовать»; организация игровой деятельности в рамках занятий и свободного времени.

Образовательная область Труд»

Цель реализации данной образовательной области - трудовое воспитание старшего дошкольника, формирование трудовых умений, интереса к труду и желания трудиться, качеств, необходимых для его успешности (целеустремленность, волевые усилия, старание и др.); расширение представлений об учебном труде и его характеристиках. Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: представленность соответствующего содержания во всех разделах программы; организация разных видов труда в рамках самостоятельной деятельности.

Образовательная область «Познание»

Цель реализации данной образовательной области - расширение и углубление знаний об окружающем мире, которые определяют информационную готовность дошкольника к обучению в школе; освоение доступных детям методов познания природы и общества, развитие и совершенствование сенсорного опыта, умений устанавливать элементарные связи и зависимости в природе и обществе.

Содержание образовательной области «Познание» обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, формирование умственных процессов (мышление разных видов, внимания, памяти и др.) и умственных операций (сравнение, анализ, группировка, обобщение и др.). Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: представленность содержания в разделах программы «Познаем мир», «Познаем других людей и себя», «Учимся думать и рассуждать»; организация наблюдений в процессе прогулок и самостоятельной деятельности, экскурсий и простейшей опытной деятельности; проведение дидактических игр в рамках свободной деятельности и игрового часа.

Образовательная область «Коммуникация»

Цель реализации данной образовательной области - развитие коммуникативных умений, правил общения с разными людьми (взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми); формирование различных сторон речевой деятельности (лексика, грамматика, звуковая культура), развитие разных видов связной речи (диалогической и монологической); формирование умений рассказывать (составлять описания, повествования, рассуждения). Особое внимание уделяется подготовке к овладению грамотой: развитию звуковой культуры, умений звукового анализа. Содержание данной образовательной области реализуется следующими формами: соответствующим содержанием, представленным в разделе Программы «Учимся родному языку»; решение задач развития речи в рамках изучения других разделов программы; организация свободного общения в рамках игрового часа и прогулок.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Цель реализации данной образовательной области - воспитание интереса к слушанию и чтению, развитие восприятия и художественного вкуса; расширение представлений об окружающем мире средствами художественной литературы; развитие речи и воображения; приобщение к словесному творчеству.

Содержание данной образовательной области реализуется следующими формами: представленность соответствующего содержания в разделах- «Познаем мир», «Познаем других людей и себя», «Учимся родному языку»; организация слушания чтения педагога в свободное время .

Образовательная область «Художественное творчество»

Цель реализации данной образовательной области - воспитание интереса к эстетической стороне действительности, способности воспринимать художественные образы природы, предметного мира, социальной жизни, выраженные в произведениях искусства (архитектура, живопись, театр, кино); развитие детского творчества, способности выражать в рисунке, аппликации, лепке, художественном чтении свой творческий потенциал.

Содержание данной образовательной области реализуется следующими формами: специальные темы творческого характера, отраженные в содержании разделов «Учимся рисовать», «Учимся родному языку»; организация творческой досуговой деятельности (развлечения, праздники, художественный труд).

Образовательная область «Музыка»

Цель реализации данной образовательной области - воспитание интереса к музыкальному искусству, развитие восприятия, способности к музыкальному творчеству (импровизации под музыку, хоровому пению, танцам).

Содержание данной образовательной области реализуется следующими формами: организация музыкальной деятельности в рамках занятий образовательной деятельностью и в свободное время.

Описанные образовательные области представлены в Программе следующими разделами: «Познаем себя и других людей», «Познаем мир», «Учимся думать и рассуждать», «Учимся родному языку», Учимся рисовать».

Планируемые результаты:

В области физического развития:

Знать:

- почему нужно заниматься физическими упражнениями и закаливать свой организм;

- правила личной гигиены и последовательность проведения режимных процессов;

- дорожные знаки, раскрывающие правила перехода улицы, поведения в опасных дорожных ситуациях (проход запрещен, велосипедное движение, стройка и др.).

Уметь:

- соблюдать правила гигиены, самостоятельно выполнять режимные процессы;

- проявлять интерес к занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, играм спортивного характера;

- выполнять основные движения и различные физические упражнения;

- выполнять основные правила движения по улицам, на перекрестках;

- выполнять правила подвижных игр и взаимодействия в групповых физкультурных занятиях.

В области социального развития:

Знать:

- свое полное имя (и его разновидности), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона;

- название родного города, страны, столицы.

- правила поведения в природе; правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правила поведения в общественных местах.

Уметь: - проявлять внимание, желание порадовать, помочь младшим, пожилым;

посочувствовать;

- выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе);

- выполнять трудовые поручения, владеть элементарными умениями уборки,

- применять правила совместной деятельности (в парах, группах);

- оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо-плохо);

- справедливо оценивать успехи других.

В области умственного развития:

Знать:

- обобщающие слова, характеризующие ряд предметов (мебель, одежда,овощи и др.);

- основные геометрические фигуры и их элементы;

- числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10.

Уметь:

- принимать и точно выполнять инструкцию к работе;

- определять направление своего движения (ходьбы и бега) и движения другого объекта (отвечать на вопрос «куда, в какую сторону…»);

- кратко описывать основные свойства и назначение предметов быта, объектов природы;

- измерять величину с помощью других предметов - мерки;

- ориентироваться в пространстве (вверх-вниз, вправо-влево и др.), определять нахождение предмета в пространстве (сзади, впереди, сбоку и др.)

- объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине,

материалу и др.); находить основания для объединения предметов в группы;

- образовывать из одних и тех же предметов разные группы;

- находить предмет по простому плану-описанию;

- сравнивать множества, формулируя результаты сравнения ("столько же (поровну)", "больше-меньше", "больше-меньше на столько-то");

- узнавать и называть цифры, (0, 1-9) и пользоваться ими для определения числа;

- выстраивать ряд предметов по заданному изменяющемуся признаку.

В области развития речи и подготовки к обучению грамоте:

Уметь:

- адекватно отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы собеседнику (вести диалог);

- применять правила ведения культурного диалога (разговора);

- составлять небольшие описательные рассказы о предметах (игрушках), объектах природы;

- составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности);

- различать слово и предложение; составлять предложения;

- строить модели предложений;

- выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем;

- интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно;

- называть пары звуков по твердости-мягкости;

- проводить звуковой анализ 3-5-звуковых слов (в процессе моделирования);

- читать слоги, структурно несложные слова и предложения на материале всего алфавита;

- писать печатными буквами.

В области художественного развития:

Знать:

- названия прослушанных фольклорных и художественных произведений; имена героев сказок, рассказов; авторов известных детских книг;

- названия исполняемых песен;

- названия цветов спектра (радуга).

Уметь:

- узнавать и называть прослушанные произведения фольклора (потешка, загадка, сказка);

- приводить примеры художественных и фольклорных произведений на определенную тему (о дружбе, о трудолюбии);

- читать наизусть небольшие стихотворения;

- определять настроение прослушанного музыкального произведения

- выполнять разученные танцевальные движения;

- сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме;

- использовать цвет, форму для передачи настроения в рисунке, аппликации;

- различать цвета и отдельные оттенки цвета;

- ориентироваться в пространстве листа.


Содержание учебного курса

Раздел «Познаём других людей и себя»

Знать особенности строения организма человека: скелет, кости, части тела, отдельные органы (сердце, легкие, печень). Описывать значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира ("глаза нужны, чтобы видеть…", "уши нужны, чтобы слышать различные звуки…", "запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус - с помощью языка"). Знать и выполнять правила охраны органов чувств: правила просмотра книг, телевидения, работы на компьютере, рисования и др.Соблюдать правила гигиены, самостоятельно выполнять режимные процессы, ухаживать за своим телом, волосами. В случае необходимости обращаться к взрослым за помощью при проведении гигиенических процедур.

Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр.

Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену при занятиях рисованием, работе с книгой, письме.

Проявлять осторожность при пользовании горячими или холодными предметами, остерегаться электрических и газовых приборов, не пользоваться ими самостоятельно.

Понимать значение правильного режима дня, движений для сохранения и поддержания здоровья. Проявлять желание самостоятельно, (вместе с родителями, сверстниками, взрослыми) заниматься физической культурой: делать зарядку, проводить закаливающие процедуры, двигаться на воздухе, участвовать в подвижных играх и играх спортивного характера.

Выполнять основные движения (ходьба, бег, лазание, равновесие) овладеть физическими упражнениями, характерными для разных групп мышц.

Принимать участие в подвижных играх, выполнять правила игр и взаимодействия в групповых физкультурных занятиях.

Ориентироваться на улице: знать дорогу в школу). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах. Знать правила перехода улицы на не регулируемом перекрестке; знать дорожные знаки: пешеходный переход; движение пешеходов запрещено; улица с односторонним движением; стройка.

Различать цвета-«команды» светофора. В целях безопасности уметь вести себя в транспорте: держать за руку взрослого, спокойно сидеть, не кричать и т.д.

Обращать внимание на свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей (взрослых и детей): пожалеть, развеселить и др.

Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего времени.

Знать свое полное имя и его разновидности (например, Дмитрий, Вадим, Дима, Митя,), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона; свое положение (роли) в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и положение -роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, внучка и др.).

Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик-девочка, взрослый-ребенок, молодой - старый). Проявлять внимание, желание порадовать, помочь младшим, пожилым; посочувствовать сверстникам. Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).

Осознавать: "я - человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать".

То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться". Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что - нет.

Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: называть, что находится слева, справа (правая рука, левый глаз и т.д.). Определять направление своего движения (ходьбы и бега) - вперед, назад, влево, вправо, вверх и др. Использовать в речи слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления (от себя и других предметов): близко-ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально.

Знать и выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе. Правильно выполнять инструкцию (требование) педагога.

Проявлять желание узнавать новое, заниматься вместе со сверстниками; самостоятельно находить себе интересные занятия.

В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Находить и исправлять ошибки в собственной работе.

Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо-плохо), понимать слова, определяющие чувство вины ("стыдно"), обиды ("обидно"), жалости ("жалко"). Различать некоторые чувства и состояния других людей: радуется, опечален, доволен.

Справедливо оценивать успехи сверстников. Находить решения простых этических ситуаций (правильно -неправильно, хорошо-плохо); не мешать другим, не вмешиваться в их занятия без приглашения. Находить ошибки в работе сверстников.

Раздел «Познаём мир»

Предметный мир

На основе наблюдений выделять основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. Кратко описывать назначение предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).

Узнавать предмет по запаху, вкусу и на ощупь; определять основные цвета спектра (радуга) и дополнительные. Соотносить цвет разных предметов.

Определять (на основе наблюдений) форму предметов (круглый, квадратный,

треугольный, похожий на шар), использовать с этой целью геометрические фигуры как эталон (например, арбуз - шар; окно - прямоугольник). Называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).

Измерять величину с помощью других предметов - мерки. Ориентироваться в понятиях: "время", "давно", "недавно", "долго - не долго", "еще будет и др. Знать значение слов вчера, сегодня, завтра.

Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше-меньше, один - много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по 1 предмету.

Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине,материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос "что изменилось?").

Ориентироваться в пространстве в своей квартире, помещении детского сада . Знать расположение некоторых кабинетов (музыкальный, спортивный зал, медицинский кабинет и др.). В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо-налево, сзади-впереди, за, под, вперед, в центр, с краю и др.), определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).

Природа.

Наблюдать явления природы и деятельность людей, выделять и называть характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, работы в огороде, в поле и др.). Знать название и последовательность времен года. Соотносить природные явления с погодными условиями (град, снег, иней, гололед и др.).

С помощью простейших опытов определять основные свойства песка, глины, воды (например, вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использовать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.

Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных).

Показывать части растения (стебель, корень, лис т, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

Узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы. Описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, покров тела), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (ест, отдыхает, играет, охотиться). Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит).

Называть некоторые защитные свойства (покров тела, особенности окраски); особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).

Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые

растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям.

Общество

Знать название родного города, страны, столицы. На основе наблюдений называть, кратко описывать отдельные достопримечательности своего города (села): парк, музей, памятник, площадь, мес та труда и отдыха людей родного города (села).

На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) иметь общие представления о природе и жизни людей разных регионов родной страны; достопримечательностях столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).

В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия и трудовые действия некоторых профессий людей.

Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках.

Проявлять интерес к слушанию книг и рассматриванию иллюстраций,

ориентироваться в фольклоре разных народов России (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Устанавливать (в процессе практической деятельности с предметами) соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: "столько же (поровну)","больше-меньше", "больше-меньше на столько-то", уравнивать множества (удалить или добавить элементы). Измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием.

Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+ 1, - 1).

Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. Узнавать и называть цифры, (0, 1-9) и пользоваться ими для определения числа. Определять отношения между числами в натуральном ряду (3 больше 2 на 1), состав числа (3 - это 2 и 1 или 1 и 1 и 1); определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах "предыдущий", "последующий".

Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

Находить основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку. Например, мебель; кожаная мебель; мягкая мебель; мебель красного цвета). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов (например, обувь, одежда, посуда, рыбы, деревья и др.).

Определять опытным путем, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева -направо, справа-налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной мерки. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

Элементарно планировать предстоящую деятельность: обдумывать действия в начале своей работы, отвечать на вопросы: "что я должен сделать", "что сначала, что потом". Спокойно реагировать на возникшие трудности и ошибки; быть готовым переделать свою работу, исправить ошибки.

Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур.

Узнавать образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах; узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.

Раздел «Учимся родному языку»

Иметь в активном словаре слова, характеризующие качества и свойства предметов ("какой, из чего сделан", "для чего нужен"), обобщающие слова (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например, бежать-идти; смеяться-улыбаться; грустно-весело; легко-тяжело и др.). Пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например, широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и разные черты (например, два разных яблока; яблоко и банан и др.). В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам ("нравится - не нравится"), элементарно обосновывать свое мнение ("почему нравится -не нравится").

Участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. Слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам ("мне нравится, а Оле нет..."). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей.

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении характеристики любого объекта - игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства - (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления и результаты наблюдений.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники), небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах. Составлять описательные и повествовательные рассказы по графическим схемам - плану на доступные детям темы (например, "Что случилось в лесу", "Зимние забавы", "Весна пришла" и др.).

Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам ("Кто спрятался

в чернильных пятнах", "О чем рассказывают эти знаки").

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошка, утенок, муравей, лягушка, ворона). Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного ("Я - бабочка", "Я - муравей", "Я - лисичка" и т.п.). Придумывать фантастические ис тории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Различать (в процессе моделирования) слово и предложение, составлять по образцу и самостоятельно предложения. Строить модели предложений (в игре).

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ 3-5-звуковых слов (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т.п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения на материале всего алфавита.

Писать печатными буквами.

Сравнивать результаты своей работы с образцом.

Раздел «Учимся рисовать»

Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета, расположения в пространстве предметов и объектов.

Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа.

Копировать и создавать различные контуры и изображения (с помощью рисования и лепки), выполнять разнообразные виды штриховки. Ориентироваться в графических и живописных средствах художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).

Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты наблюдений в природе. Изображать человека и животных в статике и динамике.

Иметь общие представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, скульптура; пейзаж, портрет).

«Играем и фантазируем» (игровой час)

Участвовать в разных видах дидактических игр (с предметами, словесные, настольно-печатные), выполнять поставленную игровую задачу, не нарушать правила и действия игры.

Участвовать в имитационных играх ("превращение предмета", "подражание кому-то", "изображение профессии или действия" и др.). Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, знакомство, поздравление, диалог по те лефону, встреча друзей, разговор животных и др. Быть внимательным при повторении движений за другими ("Тень", "Повтори движение","Эхо").

Принимать участие в сюжетно-ролевых играх (например,"Гости""Путешественники","Космонавты" и др.)*. Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы сюжета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимодействия в игре, на основе правил, очередности действий и

др. Придумывать новые варианты дидактических игр.

Принимать участие в театрализованных играх: выбирать роль, передавать особенности образа речевыми средствами, движениями, мимикой, пластикой. Участвовать оформлении театрализованной игры: подготовка декораций элементов костюма, музыкальном сопровождении.

Планируемые результаты освоения детьми программы предшкольной подготовки.


Тематическое планирование

1. Учебный план составлен в соответствии с программой «Предшкольная пора» (под. Ред. Н.Ф. Виниградовой), и учебно-методическим комплектом к ней.

2. В ходе выполнения учебного плана реализуются следующие задачи:

-организация процесса обучения, воспитания и развития с учетом потребностей и возможностей детей дошкольного возраста;

-отбор содержания образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе;

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;

-формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

3. Учебный план построен не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности данных процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

4. Учебный план построен на основе следующих принципов:

-реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

-учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

-сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка;

-обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

-обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности.

6. Учебный план представлен следующими разделами:

«Познаём других людей и себя» - 56 час

«Познаём мир» - 84 час

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» -56 час

«Учимся родному языку» - 140 час

«Учимся рисовать» - 56 час

Учебный план группы предшкольной подготовки

Название раздела

Количество часов

Недель

Всего

1

«Познаём других людей и себя»

2

28

56

2

«Познаём мир»

3

28

84

3

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

2

28

56

4

«Учимся родному языку»

5

28

140

5

«Учимся родному языку» (РР по хак яз.)

1

33

33

6

«Учимся рисовать»

2

28

56

Итого:

15

425
























Материально-техническое обеспечение


  1. Компьютер.

  2. Экран.

  3. Проектор.

  4. Телевизор.

  5. Магнитная доска

  6. СД-диск: Коммуникация (мультимедийное сопровождение НОД).

  7. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

  8. Златопольский Д.С. «Удивительные превращения», «Вентана-Граф», 2007г

  9. Программа обучения и развития детей 5-6 лет «пришкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, «Вентана-Граф», 2005 г.

  10. Проект программы Предшкольная пора. 2012. Вентана-граф.

  11. С.А.Козлова "Я хочу в школу", "Я и мои друзья"; Т.А.Куликова "Я и моя семья".

  12. Азбука для дошкольников "Играем в звуки и слова", "Играем и читаем вместе" (авторы Л.Е.Журова", М.И.Кузнецова).

  13. Салмина, А.О.Глебова "Учимся рисовать".

  14. Динамические пособия: цифровой веер, веер гласных и согласных букв.

  15. Динамические пособия по окружающему миру и математике.

  16. Настольно-печатные игры.


© 2010-2022