• Преподавателю
  • Другое
  • Программа развития разносторонних способностей и интересов детей «Творческие посиделки» в МОУ ДОД ДООЦ «Романтик»

Программа развития разносторонних способностей и интересов детей «Творческие посиделки» в МОУ ДОД ДООЦ «Романтик»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано Утверждаю

Заместитель директора по ВР Директор МОУ ДОД «ДООЦ «Романтик»»

МОУ ДОД «ДООЦ «Романтик»» ________________________Сергеев А.А.

______________________ Пузина Е.В.













Программа

развития разносторонних способностей

и интересов детей

«Творческие посиделки»

МОУ ДОД ДООЦ «Романтик»













Пояснительная записка.

В наше динамичное время каждому важно понять, что одним из удивительных подарков культуры, к которому история вела людей далекими и трудными тропами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства.

Задачи:

- создать условия для понимания уникальности своих способностей, показать ценность его проявления в творческом самовыражении;

- формировать толерантность и позитивное отношение к людям с иной индивидуальностью;

Определена позиция работы, которая легла в основу программы.

Для реализации целей и задач творческого самовыражения использованы методы:

Диагностические - это анкетирование, опрос, наблюдение, беседа для выявления, учета и развития индивидуальных творческих способностей.

( творческие книжки, дневники).

Организационные

- коллективная деятельность как средство создания мощного творческого поля.

- использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности.

- создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности;

- регулирование ответственной зависимости.

Мобилизационно-побудительные - это формирование психологической готовности и способности восприятия воспитательных воздействий к решению задач, поставленных воспитателем (внушение, убеждение, актуализация, мотивация к стремлению личности, к творчеству, самовыражению).

Коммуникативные - установление контакта (т.е. взаимопонимания, доверия, сотрудничества).

Методы координации и коррекции - выработка единых требований, корректирование.

Методы совершенствования - изучение новых достижений науки, искусства, обобщение личных результатов.

Этапы реализации программы

- знакомство (обобщение) с произведениями искусства, этикой отношений

- освоение элементов видов творчества русского народа в практической деятельности

- обнаружение в себе автора, способного создать какие-либо творческие продукты различной деятельности

- формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам

- участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях

- оценивание результатов творчества; похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ, награждение грамотами, дипломами, присвоение званий.

В развивающую творческую модель воспитательной работы входят следующие компоненты:

- краеведческий музей

- музей имени Радищева

- Этнографический музей

- театр кукол «Теремок»

- театр магии и фокусов «Самокат»

- пресс-центр «А у нас в Романтике…..»

- хореографическая студия «»

- ИЗО студия «»

- шахматно-шашечная студия «Эрудит»

- студия «Оч - Умелые ручки»

Методические рекомендации.

Методы творческого самовыражения используется для воспитания творческого стиля жизни, творческого отношения к себе, к окружающим их людям, к своему труду. Творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке. Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение служит тем коррекционным механизмом, который помогает более гармонично существовать в окружающей его действительности, ощутить себя активной творческой личностью, найти в себе то, на что можно опереться в жизни, что волнует и вдохновляет.

Методы творческого самовыражения приглашают по морю человеческого разнообразия. На занятиях, репетициях изучаются и анализируются проявления характеров у взрослых и детей на основе образов героев художественных произведений, биографических данных великих людей русского народа - поэтов, художников, писателей, ученых, композиторов - в сравнении с собственным характером. Знания и умения, получаемые на занятиях, в студиях, кружках, творческих центрах помогают найти пути к пониманию себя и окружающих и, стало быть, помогают в дальнейшем найти свое место в жизни, опираясь на собственную индивидуальность.

Во многих занятиях ребята получают возможность ощутить себя творческой личностью в создании собственных произведений. Для этого потребуются листы бумаги, карандаши, фломастеры, природный материал. Для театрализованных занятий необходимы всевозможные куклы (можно самодельные), маски, театральный реквизит (шляпки, очки, накидки, маски), декорации, сделанные руками самих же детей.

Формирование групп по интересам и способностям происходит в начале смены в ходе индивидуальных бесед. Занятия в кружках, секциях, студиях проводятся по расписанию в течение смены.

В процессе своего развития отряды проходят несколько этапов:

1. Предварительное знакомство участников группы. Проводится диагностика интересов, склонностей, способностей, особенностей мышления, коммуникативных и организаторских способностей. Используются стандартные тесты, методики, анкеты. (см. приложение).

2. Расширение и уточнение представлений при знакомстве с литературными произведениями, с творчеством и биографиями известных людей, участие в инсценировках, играх, праздниках, концертах, вечерах.

3. Осознание собственной индивидуальности со стойким творческим вдохновением при помощи самооценки и самоотчета. Контроль за личностным ростом ведется в «Дневниках достижений» ребят.

Исходя из поставленных задач, определены основные направления учебно-воспитательного процесса на основе социальных, культурных традиций русского народа.

1. Познавательная культура (интеллект, культура мышления, кругозор личности, целостность знания)

2. Нравственная культура (формирование основных представлений о морально-этических нормах, отношениях, поведении и личностных качествах школьников).

3. Национальная культура (формирование целостного представления о национальной культуре, развитие творческих способностей, национального самосознания; гордость, патриотизм, достоинство).

4. Культура мира (гражданственность, толерантность, права и обязанность человека, долг, активная жизненная позиция)

5. Культура здорового образа жизни (экологическая культура, экология личности, санитарно-гигиенические нормы, нетрадиционные формы оздоровления, отказ от вредных привычек, двигательная активность и т.д.)

По направлению «Познавательная культура» предусмотрены мероприятия:

1. «Литературные посиделки».

2. «Проба пера» в журналы и газеты.

3. «Мы можем!» - задание написать отзыв или рецензию на книгу.

4. Путешествие в море книг библиотеки.

5. Посещение краеведческого музея.

6. Путешествие по карте Татарстана «Что? Где? Когда?»

7. Конкурс рисунков «Мой родной край».

8. «Кладовая края» - экологическая игра.

9. Викторина «В стране русских сказок».

По направлению «Нравственная культура» предусмотрены мероприятия:

1. Инсценирование сказок.

2. «Наши младшие друзья».

3. «Если вместе мы, друзья, зла не будет никогда».

4. «Нам жизнь дана на добрые дела». Сочинения-миниатюры.

По направлению «Национальная культура» предусмотрены следующие мероприятия:

1. Знакомство с народными праздниками.

2. Приглашение гостя, который бы рассказал о том, как проходят праздники в деревне.

3. Вечера народных игр, посиделок, праздников, обрядов.

4. Инсценировки гуляний, посиделок.

5. Выпуск стенной газеты «Народные забавы».

6. Знакомство с самодельными предметами декоративно-прикладного искусства.

7. Знакомство с русским национальным костюмом, с народным жилищем.

8. Коллективное творчество - изготовление национального костюма, украшений. Сбор материала в альбом.

9. Праздник - «Секреты бабушкиного сундука».

10. Вечер народной песни.

11. Вечер национального танца.

12. Знакомство с народными ремеслами.

13. Выставка (ярмарка) ремесленных изделий.

14. Посещение краеведческого музея.

15. Изготовление кукол, костюмов.

16. Фестиваль юных дарований.

По направлению «Культура мира» предусмотрены мероприятия:

1. Знакомство с народными традициями и обычаями (воспитание в семье, почитание старших, гостеприимство, добрососедство, почитание родителей и женщин, поведение на улице, раскаяние и т.д.)

2. Деловая игра (конкурс) на знание народных традиции и обычаев.

3. Вернисаж «На Волге широкой».

4. Мост дружбы «Немного о мировых религиях».

5. В мире сказок, легенд.

По направлению «Культура здорового образа жизни» запланированы следующие мероприятия:

1. Спортивные соревнования между отрядами.

2. Знакомство с народной медициной.

3. Викторина «Лечение без лекарств».

4. Игротека «Подвижные игры народов Поволжья».

5. Выпуск стенгазеты «Народная медицина».

6. Вечер народных игр русского народа.

7. Соревнование по городкам, лапте, бабкам и т.д.

8. Лекция врача «Экология и здоровье человека».

9. По страницам Красной книги Саратовской области.

10. Заполнение Дневников здоровья учащихся.

11. Круглый стол с участием медицинских работников, родителей.

12. «Кладовая края» - экологическая игра.

13. День Здоровья. Беседа о пользе зарядки и двигательной активности.

14. Секреты здоровья.


Приложение

Методики выявления интересов и их стимулов.

Методика «незаконченных предложений». Ребятам предлагается закончить предложение вроде:

«Чтобы было интересно, нужно…»

«Больше всего в лагере мне нравится…»

«У меня всегда вызывают интерес задания, которые…»

«В свободное время я люблю…»

Результаты работы по «методике с конвертами» фиксируются в заранее заготовленной таблице, отражающей фамилию, имя; тип задания.

Далее полученные с помощью той или иной методики данные подлежат статистической обработке. При этом важно:

- выделить группы с общей направленностью интересов;

- осмыслить степень соответствия действующих кружков предложенным детям.

Наиболее существенные, интересные идеи обсуждаются на общем сборе педагогов и детей, где принимаются решения о том, как лучше их использовать.

Методика «азимут» (для выявления уровня притязаний и самооценки личности). Она проводится в форме игры, последующий анализ которой позволяет педагогу выбрать оптимальный индивидуальный подход к ученику.

Игра заключается в следующем.

На отрядном мероприятии дети получают «маршрутные листы» с двумя маршрутами. Один - легкий, задания репродуктивного характера (на каждом из этапов предлагается по три вопроса). Другой - трудный, но очень интересный, творческий (на каждом этапе задается лишь один вопрос). Всего этапов - пять. Время прохождения маршрута четко обозначено. В соответствующие разделы маршрутного листа вписываются ответы «путешественников»


Диагностика и развитие воображения, творческого мышления и творческой одаренности

Для диагностики и развития воображения и творческой одаренности детей можно использовать следующие специальные тесты:

«Словесные ассоциации», в которых проверяется знание и применение слов-омонимов (напр. «коса», «мешать», «молния»). Оценка выставляется как по общему количеству правильно названных значений, так и по числу редко употребляемых;

«Применение предметов» - назвать как можно больше разных способов использования таких предметов, как кирпич, пустая консервная банка, газета и т.д.

«Завершение сказок» - придумать по три различных концовки к нескольким сказкам, фабула которых обрывается после кульминации;

«Нарисуй картинку» - тест, в котором испытуемый должен придумать оригинальную картинку с использованием отдельного элемента. Этот элемент - контур, сделанный из цветной бумаги (в форме капли или боба) с клейким слоем, должен служить существенной деталью придуманной картины. В инструкции подчеркивается необходимость придумать такой рисунок, который никто больше не сможет придумать (оригинальность), и дополнить его так, чтобы он стал полным и интересным рассказом (тщательность разработки). Художественный уровень исполнения рисунков во всех заданиях фигурных тестов не оценивается.

«Незавершенные фигуры» сконструировано автором из ряда других тестов. Как известно из гештальтпсихологии, незаконченные игры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Таким образом, чтобы создать оригинальный ответ, надо контролировать это стремление и тормозить его удовлетворение. Каждая законченная фигура (их всего 10) оценивается по оригинальности и тщательности разработки идей. Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия ответов - гибкость мышления.

«Не может быть»

Любой называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает 5 таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»

«Что было бы, если бы…»

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:

- «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?»

- «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли бы свой вес, то…»

- «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то…»

«Волшебный карандаш»

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: «Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!». По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» карандаша должны быть равны друг другу по своей длине. На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а карандашу выполнять свои обязанности «помогает» ведущий. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (например, квадрат). Команды подаются по кругу. Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой: «Стоп!» По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала - делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.

«Термометр»

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

«Антивремя»

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например, «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» - как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

«Чудеса техники»

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта - осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т.д. Участники угадывают, кто что делает.

«Перевоплощения»

Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает задание от ведущего или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении - это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д.

«Групповая картина»

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках черный лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.

Литература.

1.Белкин А.С. «Знаете ли вы своего ребёнка?» М.2000./сер.»Знание»/

2.ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология./под.ред.В.В.Давыдова/М.2001.

3.Голубев Н.К. Битинас Б.П. «Введение в диагностику воспитания»М. 2000.

4.Р.Фахретдин «Советы детям».Казань.2006.

5.Р.Фахретдин «Семья». Казань,2006.

9

© 2010-2022