Портфолио учителя как вид творчества

Уважаемые коллеги! Мне было бы интересно узнать ваше мнение о портфолио.Это мой первый опыт электронного варианта сбора документов. Может, что-то не сформатировано по правилам, или что-то не по форме. Но думаю, что и эта папка не должна быть безличной.Получилось или не получилось -судить не мне. Надеюсь на ваше понимание.Буду рада, если кому сумела помочь.С уважением Тамара Бобкова.
Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОРТФОЛИО

БОБКОВОЙ ТАМАРЫ СЕРГЕЕВНЫ

учителя русского языка и литературы

МБОУ ООШ №9 г. Ливны Орловской области



…Рождайся искоркой

На кончике луча! ( Из посвящения

коллеги Лидии Толстых)



Портфолио учителя как вид творчества

Разрешите представиться:

Фамилия, имя, отчество: Бобкова (Скрябина) Тамара Сергеевна

Метрические данные: 4 июля 1953 года рождения, Карелия,

г. Сортавала

Образование: Челябинский государственный институт культуры;

Орловский государственный университет

Педагогический стаж: 35 лет

В МБОУ ООШ №9: 21 год

Квалификационная категория: первая

Награды, поощрения, звания: ветеран труда Орловской области;

Из 25 Почетных грамот, Дипломов, Благодарностей -самые ценные награды: ребячья медаль «Дон Кихота», Грамота Управления общего образования «Победитель конкурса «Самый классный классный», Почетная грамота ЦК Отраслевого Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Диплом за творческую активность, талант и в связи с 400-летием Ливенского района, Благодарность администрации города Ливны, Почетная грамота Орловского областного совета народных депутатов.

Повышение квалификации: БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей по программе «ФГОС основного общего образования: организация и содержание образовательного процесса по русскому языку и литературе» с 9-20.02 по 05-9.10 2015 г.; №2047.

Тема по самообразованию: воспитание и развитие познавательного интереса к слову на уроках русского языка, литературы и литературы родного края.

Персональный сайт: учительский.сайт/Бобкова Тамара Сергеевна

Интересы и увлечения: автомобили, лошади, путешествия, литературно-поэтический клуб « Геликон» (г. Ливны и Ливенского района).

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Жизнь - бесконечное познание.

Бери свой посох и иди…(М.Волошин)

Для выполнения педагогических целей решаю следующие задачи: во-первых, изучаю уровень социально - психологической адаптации пятиклассников. Без этого невозможно строить педагогическую деятельность в школе. Только конкретное знание жизни учеников вне школы, их интересов и интересов родителей решит важную задачу успешности обучения в будущем. Во-вторых, веду диагностику учебных мотивов различной деятельности учеников, на основе результатов которой корректирую свою и ученическую деятельность. В-третьих, на протяжении многих лет провожу мониторинги степени обученности, развития познавательных возможностей и способностей обучающихся, формирую и развиваю практические приемы мыслительной деятельности в области лингвистики и филологии. На уроках русского языка и литературы использую приемы технологии критического мышления для работы с текстом. Составляю специальные вопросы и задания, провожу тренировочные упражнения, связывая с практикой повседневной жизни. Например, работой с материалами из интернета. Правильно работать с предоставленной информацией начали 47,8% учащихся. Это, конечно, не показатель. Не у всех есть технические средства, интернет. Но при проведении единого муниципального тестирования учащиеся 7 класса с заданиями справились.

Владение современными образовательными технологиями способствует повышению качества знаний по русскому языку и литературе. Главное, что интерес проявляется через желание приготовить самому презентацию, провести исследовательскую работу, принять участие в научно-практической конференции, в Булгаковских и Селищевских чтениях, в творческих конкурсах и олимпиадах.

Персональный сайт в интернете - хорошая площадка обмена педагогическими находками, материалами к урокам, возможность принять участие в вебинарах, дискуссиях на учительских порталах. Это прекрасная возможность повысить свое образование, расширить кругозор и быть «всегда в курсе».

В качестве личного вклада в повышение качества образования можно считать выступления на муниципальных педагогических чтениях « Качественное образование - будущее России» (4 и 6 педчтениях -2013-2015г.) с докладами: «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души», «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в условиях современного образовательного процесса», на педагогическом совете с докладом: «Использование приемов технологии критического мышления для работы с текстом», а также тот факт, что 14 лет возглавляю городской литературно-поэтический клуб « Геликон». Являюсь автором - составителем сборников «Пришел, чтобы остаться», «О жизни искренней строкой». Приняла участие в работе над книгой « Ливны литературные», посвященной Году литературы. Ежегодно совместно с городской библиотекой принимаю участие в качестве соведущей в праздновании Дня славянской письменности и культуры. Сотрудничаю с Ливенским телевидением. В марте 2015 года был снят сюжет по творчеству Бориса Пастернака. Вышло четыре передачи « Литературная среда». Сотрудничаю с газетой для школьников ( Дом Детского Творчества) «Планета ШКиД».

В настоящее время работаю в двух восьмых и десятом классах. Впервые за много лет начала работать со старшими учениками.

Представляю самоанализ педагогической деятельности за 2014-2015 учебный год.

Тема по самообразованию «Литературное краеведение в практике основной общеобразовательной школы как один из предметов воспитания гражданственности и патриотизма у школьников» является продолжением той работы, которая проводится в школе.

На уроках русского языка и литературы в 7 классе систематически для анализа использовались разнообразные предложения и тексты, отражающие важные события из истории родного края. Также использовались поэтические тексты ливенских поэтов и прозаиков. Например, при изучении темы «Причастие» работали над отрывками из книги Ф.В.Ковалева «В окно стучала осень», «Тайна одной ночи».

На уроках литературы родного края в 8 классе большое внимание уделялось произведениям гражданской направленности, воспитывающие у подростков любовь и уважение к родному краю, расширяющие кругозор мышления. Блинников Сергей принял участие в областном конкурсе исследовательских работ « Писатели - участники Великой Отечественной войны - уроженцы Орловского края» За проект « Николай Барабанов - сын полка» получил 3 место.

В рамках празднования Дня славянской письменности и культуры с семиклассниками проведена встреча с краеведом Рыжкиным Г.В.Учащиеся 7 класса были участниками заседания городского и районного литературно-поэтического клуба « Геликон».

Продолжается индивидуальная работа с талантливыми учащимися. Приняли участие в 8 Всероссийском детском творческом конкурсе « Святые заступники Руси», посвященный 500-летию преподобного Иосифа Волоцкого (Гузеев И., 7 класс). Морозова Диана стала лауреатом областного конкурса 11 Всероссийской акции « Спорт- альтернатива пагубным привычкам»(1 место).В этой акции принял участие и Жуков Вадим. Он написал доклад « О вредных привычках» и выступил на уроке развития речи. В областном творческом конкурсе « Сочиняем для безопасности на дорогах» Тупикина Валерия заняла 3 место за рассказ «О дорожных знаках, и не только…». Награждена Грамотой областного управления ГИБДД и ценным подарком. Шилова Екатерина (8 класс) приняла участие в областном литературном конкурсе, посвященном 145-летию со дня рождения И.А.Бунина. («Истоки Бунинского слова», филологическое исследование, сертификат участника). Жуков Вадим (7 класс) победил в региональном творческом конкурсе авторских стихов, посвященный 70-летию Победы (1 место). Во Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок» приняло участие шесть учащихся: Кожухова А. Морозова Д.Фатеева А. Горностаева В. Волченков В. Золкина В. Неплохие результаты по региону у Морозовой Д.(кроме сертификата получила мягкую игрушку), Волченкова В., Золкиной В. В олимпиаде по русскому языку и литературе на муниципальном уровне Морозова Диана заняла 2 место. В школьном туре олимпиады по ОПК приняло участие 20 учащихся (5-8 классы), в муниципальном туре - 7 человек. Волченков В. занял 2 место, а Морозова Д. - 3 место.

К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова был проведен школьный тур конкурса чтецов в рамках Всероссийского конкурса чтецов « Живое наследие». 1 место - Смирнова К.(6 класс),2 место - Жуков В. (7 класс), 3 место - Долгих В.(6 класс), Куропата К. (8 кл.).

Оформлены выставки и проведены беседы с учащимися и их родителями « Женских рук прекрасное творенье» (совместно с Казьминой Т.А.), «Духовная литература», посвященная православной книге.

Приняли участие в городской читательской конференции « Моя Вселенная», посвященная творчеству А.Н.Горбачева. Накануне в 7 классе прошел поэтический час (внеклассное мероприятие совместно с Губановой Н.Н.) « Храню, как честь, Ваш образ милый», посвященный творчеству писателя А.Н.Горбачева, земляка-ливенца.

В плане мониторинга и контроля проведения итоговой работы в 4 классе был посещен урок русского языка (уч. Бородина Л.А.), а также урок географии в 7 классе ( уч.Селина Т.Н.) с целью : подготовка к ЕМТ.

Приняла участие в городских краеведческих чтениях «Моя родословная» (выступление), в межрегиональной краеведческой конференции, посвященной 100-летию СМИ г. Ливны и Левенского района, в городской конференции , посвященной православной книге (выступление); выступила с докладом на 6 муниципальных педагогических чтениях. Прошла областные курсы повышения квалификации по основной специальности (в октябре защита урока по ФГОСу).

Открыт персональный сайт в интернете « Учительский сайт Бобкова Тамара Сергеевна», где можно познакомиться с материалами к урокам и внеклассным мероприятиям. А в блоге - с материалом на разные темы.

Продолжаю вести общественную работу председателя городского литературно-поэтического клуба « Геликон» и члена городского женсовета (председатель Селищева Л.А.)

Считаю, что вместо предметных недель надо проводить метапредметные, согласно программам ФГОСа. Что касается « открытых уроков» - мы много лет работаем в школе, владеем новыми технологиями, живем в активном информационном поле - каждый урок - открытый. Предлагаю вернуться к проведению массовых школьных мероприятий. Например, « Робинзонада» (география, история, литература ОБЖ) и т.д. Это вызовет мощную мотивацию к изучению нового, интересного и полезного. А самое главное это сплотит коллектив на основе коллективного творческого дела.

Необходимо вернуться к выпуску школьных газет, тематических бюллетений. Год литературы должен способствовать повышению мотивации к чтению не только занимательной литературы, но и классиков - основы основ качественного образования.

Аннотация интегрированного урока по теме « Характеристика человека».

Развитие речи - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества. Поэтому в своей педагогической деятельности уроки РР занимают особое место.

Место урока в системе уроков РР по данной теме:

Русский язык Литература

5 класс Типы речи. Портрет героя.

6 класс Описание

7 класс Литературный портрет. Характеристика литературного героя.

8 класс Характеристика человека. Психологический портрет.

9 класс Портретный очерк. Рецензия на книгу. Аннотация.

Вид урока - комбинированный.

Тип урока -интегрированный урок-коммуникация.

( Коммуникация - это не только общение. Коммуникация- это обмен сведениями с помощью языка и жестов. Поэтому эпиграф данного урока -Лишних мыслей не бывает.)

Решается несколько задач: 1.активизация знаний учащихся о стилях и типах речи; 2.организация поисково-исследовательской работы учащихся; 3.подготовка к самостоятельной работе по созданию собственного текста при составлении характеристики.

Ведущий метод - интерпретация текста;

Приемы - языковой разбор, лингвистическая игра, работа в парах, в группах.

В атмосфере заинтересованности каждого учащегося при организации исследовательской деятельности с помощью творческого общения с литературой, музыкой, художественными портретами показать возможности описания внешности человека для передачи внутреннего мира человека: движения души, восприятия жизни, отношение к окружающим. Формируется читательский и речевой опыт учащихся, развивается наблюдательность, воспитываются высокие нравственные качества, ценностное отношение к другим людям и их чувствам. « Сегодня самый полезный человек в мире - это тот мужчина или та женщина, кто умеет ладить с другими. Человеческие отношения - это самый важный предмет в обширной учебной программе жизни» (С. Аллин).

Конспект урока развития речи

Тема урока: « Характеристика человека»

Класс: 8

Цель урока: закрепить умения составлять текст-характеристику человека, использовать соответствующие языковые средства.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут

- получить представление о составлении характеристики по внешности человека;

- овладеть практическими умениями построения текста-характеристики в устной и письменной форме;

- подготовка к самостоятельной работе по созданию собственного текста-характеристики.

2. Метапредметные: учащиеся смогут

- сформулировать цели своей учебной деятельности;

- совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции и самооценки;

- продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение с предложенными источниками информации;

- формировать читательский и речевой опыт учащихся;

- продолжить совершенствовать навыки речеведческого анализа и построения характеристики человека как вида текста.

3. Личностный результат:

В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к составлению характеристики человека, используя различные языковые средства; развивать наблюдательность, способность давать оценку; воспитывать в себе высокие нравственные качества, ценностное отношение к другим людям и их чувствам.

Основные понятия урока: характер человека, физиогномика, психологический портрет, характеристика человека как вид текста, строение данного текста, языковые особенности.

Ресурсы:

Учебник русского языка,8 класс;Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.; ноутбук, экран, записи различных голосов людей;

Мультимедийная презентация; рабочие листы; раздаточный материал; аватарки, художественные тексты-характеристики.

Ход урока

Эпиграф: Лишних мыслей не бывает.

  1. Организационный момент.

Добрый день! Сегодня у нас необычный урок: у нас в гостях мои коллеги по работе. Давайте начнем урок с улыбки и пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи.

МОТИВАЦИЯ

Люди окружают нас везде: маленькие и большие, добрые и не очень. Они смотрят на нас отовсюду: идут мимо школы, спешат на маршрутки, на рынок… И все такие разные! Как важно понять, что за человек перед тобой, А для этого необходимо просто повнимательнее присмотреться к человеку. Зачем? Скажите, зачем? (ответы).

Работа в группах: Возьмите карандаши, листы бумаги и по ходу сказки попытайтесь создать кластеры сказки о Деревьях- характерах.

Послушаем сказку о Деревьях-характерах (сказку рассказывает ученица):

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор росли… Деревья-Характеры. Это были необычные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера они имели свою особенную, не похожую на других форму.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черты Правдивости. А на другом была скручена кольцом Лжи.

Где-то ветвь Отношения к людям вызывающе торчала Самовлюбленностью. Где-то пригибалась до земли от своей Приниженности. А где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу, как воплощение Достоинства.

Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях - Характерах скрючились от жадности. А на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Под некоторыми Характерами трескалась земля - такими они были тяжелыми. Зато легкие характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь, от корней и до кроны- покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками - это были прямые Характеры. А мягкие Характеры были настолько податливыми, что их стволы можно было запросто мять, как глину.

Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле. Так не похожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь.

А ведь и у каждого человека в жизни все складывается по-разному, верно?

Многие люди хотели бы побывать в это лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер….

Свои кластеры разложите по столу и посмотрите, что получилось. Убедились, что вы разные? Вы хотели бы попасть в этот лес? К сожалению, это сказочный лес, попасть туда невозможно, но узнать о характере человека можно.

Итак, чем мы будем заниматься на уроке?

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Записываем тему в тетрадь: « Характер человека».

Работа по теме урока.

1.Актуализация знаний.

(ответы учеников по слайдам)

Что является основным при описании внешности? (описать что-то особенное, индивидуальное во внешности человека, Это может быть связано с его манерой говорить, ходить, связано с выражением глаз и т.д.)

Каким может быть описание внешности? (деловым, научным, художественным)

Что такое портрет? Сл. Франц. Описание внешности человека, а в литературе - описание персонажа, его лица, фигуры, одежды, манеры двигаться и.т.д.

А что такое психологический портрет? (Это углубленное изображение психических, душевных переживаний)

2. В народе говорят: «С лица воду не пить». Однако очень часто мы обращаем внимание в первую очередь именно на лицо человека. Даже существует такая наука - физиогномика, суть которой состоит в искусстве определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. Давайте посмотрим на этих людей. Что можно о них сказать

(ответ учеников по слайдам)

А теперь обратим внимание на глаза. Недаром говорят, что глаза - зеркало души. Как вы думаете, почему? Какими бывают глаза у человека? Посмотрите на эти глаза. Охарактеризуйте по глазам состояние людей, представленных на слайде.

Нос играет не последнюю роль во внешности и в характере человека. В одной из повестей н.В.Гоголя нос даже в прямом смысле этого слова оторвался от хозяина и стал вести самостоятельный образ жизни. Кто-нибудь читал это произведение? Советую прочесть - это интересно! Какая форма носа бывает у людей? Что нос может рассказать о хозяине?

Форма губ тоже часто приковывают взгляд. Вот какими они бывают. Они многое могут рассказать о человеке. А что именно, кто знает?

Жесты и мимика - важный показатель душевного состояния и нашего характера.

Физкультминутка.

При помощи мимики и жестов передать следующую информацию вместе со мной. Встали.

-Наконец-то я додумался!

- А, да ладно!

- Что я наделал?!

- Ничего не поделаешь.

- Не знаю.

- От всего сердца приветствую вас!

Спасибо. Садитесь.

3.А сейчас проведем небольшую игру: « Какие черты характера человека встречаются за деталями портрета».

(цель: формировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям)

Описание игры: называются детали литературного портрета.

-носки на ногах разного цвета (рассеянность)

- узкий лоб и большие уши (глупость)

- длинные и тонкие пальцы (музыкант)

- широкая улыбка (доброта)

- взгляд перескакивает с одного предмета на другой (страх)

- высоко поднятая голова и громкий голос (самоуверенность)

- длинная седая борода (мудрость)

Молодцы! А теперь поработаем самостоятельно.

4.Индивидуальная работа. Редактирование текста. Исправление речевых ошибок.

Цель: найти и исправить речевые ошибки, допущенные при описании человека.

Назвать автора и произведение, из которого взяты предложения.

Приложение: рабочий лист.

5. Работа в группах. У вас на столах лежат конверты. Откройте их. Что у вас в руках? (аватарки)

Эпоха web2.0. прочно завоевала весь мир. Мы стали связаны в единую сеть, и уже не представляем своего развития без нее. Теперь можно легко завести себе друзей в Китае, Англии или Австралии. Однако, несмотря на виртуальную близость, мы все также далеки и не знаем друг друга. Ведь перед нами не живой человек, а лишь его виртуальный образ в виде странички с аватаркой. Итак, можно ли, глядя лишь на аватар, составить психологический портрет пользователя? насколько точно можно это сделать и что скрывает за своей «авой» каждый из нас? У вас в конверте все материалы. Времени немного - 5-6 минут на обсуждение и 2 минуты - на выступление. (Материалы в приложении).

Конечно, мгновенно определить по аватарке, кто твой собеседник, невозможно, но вы сможете лучше понимать людей, их желания, особенности мышления и тем самым станете успешными коммуникаторами в онлайне.

6. Домашнее задание: 1. Подберите синонимы к слову характер;

2. Определите по своему Дереву-Характеру, какая черта характера у вас, ведущая. 3. Напишите характеристику друга, подруги, хорошего знакомого.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Оценки получите по результатам самостоятельной работы, проведенной в рабочих листах. А сейчас найдите в рабочем листе карту ЗУХ (Знаю. Узнал. Хочу узнать) Заполните.

Закончить урок мне хочется следующими строками:

Все люди, как книги, и мы их читаем

Кого-то за месяц, кого-то за два.

Кого-то спустя лишь года понимаем,

Кого-то прочесть не дано никогда.

Наш мир весь заполнен загадкой и тайной,

А жизнь человека - вечный урок.

Ничто не поверхностно и не случайно,

Попробуйте только взглянуть между строк.

Урок окончен. Спасибо.

Несколько мыслей после урока: Человек- глубоко социальное существо. Общение - ключ к хорошим отношениям с окружающими. Очень важно знать, что разговор, построенный на взаимной основе, оказывается одним из самых приятных и полезных видов умственной и общественной деятельности. Он расширяет кругозор, как путешествия. Он питает душу, как дружба. Этому я учу своих учеников и , надеюсь, уроки не прошли даром.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возможности лежат среди трудностей.

( А.Эйнштейн)

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно - и подчиняются основные задачи современного образования. Использование технологии развития критического мышления позволяет организовать учебный процесс так, чтобы ребенку было легче усваивать новое, а главное, чтобы знания были ему полезны.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, причем, сложнейших видов, это точка опоры для мышления социально адаптированного человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить и сделать выводы относительно точности и ценности этой информации. А также, на мой взгляд, умение правильно распорядиться этой информацией.

Методика развития критического мышления включает в себя три этапа или стадии. Это ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РЕФЛЕКСИЯ. Если посмотреть на эти три этапа урока, то с точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют на уроках, только называются иначе. Вместо « вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему, или актуализация имеющегося опыта учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвященная изучению нового материала. И третий этап: закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Апробированные мною, на мой взгляд, одни из целесообразных в деятельности учителя-словесника.

Нас не может беспокоить, что в век повального увлечения компьютерными технологиями, книга постепенно отходит на второй план. В своей практике все чаще приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные произведения остаются непрочитанными. Какой уж тут может быть разговор о критически мыслящем читателе?! Я выхожу из такой ситуации так: читаем с остановками и вопросами Блума (условное название методического приема с использованием разных типов вопросов). Если текст небольшой, то делаем не более пяти остановок. Вопросы формулирую с позиций иерархии учета познавательной деятельности: от простого к сложному. Результат: мы поняли, о чем это произведение, какова тема, идея, а главное - интерес пробудился. По литературе родного края были прочитаны «Записки охотника» И.С. Тургенева, произведения Лескова Н.С., Бунина И.А. По крайней мере восьмиклассники стали понимать, о чем я говорю. Проекты и презентации становятся осмысленнее и интереснее.

При систематизации полученных знаний использую кластеры. Например, гроздь выделения смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди, или «планеты и ее спутников». При прохождении темы «Деепричастие», «Глагол». Впервые попробовала на уроках ОПК. Приходила на урок через неделю, не надо было повторять: ребята все мне объясняли (если я «вдруг» что- то забывала).

Получалась структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе над кластерами не надо бояться записывать все, что приходит на ум. Главное дать волю воображению и интуиции ребенка. В этом плане меня очень радуют Милородов Д., Гузеев И., Зайцев В. Сформированность мыслительных навыков я проверяю при составлении кроссвордов. Я нигде не встречала подобной методики, но мне интересно наблюдать, как ребята работают над биографиями писателей, над текстами. Последний кроссворд Морозовой Дианы меня просто восхитил. Девочка показала не только знания, но налицо оригинальность и критическое осмысление всего материала.

Использование такого приема, как ИНСЕРТ. С английского - интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Раньше я применяла корректорские значки, но потом все упростила, потому, что не это главное. Да и методисты советуют общепринятые знаки: галочка, минус, плюс, вопрос. Работа с текстом в паре. Пробовала по четыре - плохо получалось: шумно. Да и кабинет №1 не позволяет рассредоточиться. Результат - быстро определяют главное, ключевые слова и т.д.

Прием - составление СИНКВЕЙНА. Впервые попробовала много лет назад на уроках МХК. , а затем на уроках литературы и русского языка.

Сочиняем хокку на уроках, посвященных зарубежной литературе - японская поэзия. Вы можете оценить. Две ученицы не совсем справились. А вот Вадим Жуков «выдал» то, что надо. Он понял тему и принципы составления стихотворения.

Таким образом, можно сделать соответствующие выводы о целесообразности применения технологии критического мышления на уроках литературы и русского языка.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММ

по итогам мониторингов, проводимых ОУ за три года (5-7 кл.)

2012-2013 уч.год : русский язык - кач.43%; соу - 57%;

литература - кач.65%; соу -71%;

2013 -2014 уч. год.: русский язык - кач.42%; соу - 55%;

литература - кач.88%; соу - 70%;

2014-2015 уч.год.: русский язык - кач.48%; соу - 53%;

литература - кач.76%; соу - 65%;

Качество знаний муниципального тестирования ( 7 класс) :54%;

Степень обученности: 53%.

СОУ за 3 года: русский язык, литература.

Портфолио учителя как вид творчества

ПРИЛОЖЕНИЕ

Учатся у того, кого любят. (И.Гете)

Мой взгляд на воспитание

Эссе

Учитель: Подойди, мальчик! Научись уму-разуму!

Ученик: Что это значит « уму-разуму»?

Учитель: Все, что необходимо правильно понимать,

правильно делать, правильно высказывать.

Ученик: Кто меня этому научит?

Учитель: Я. Я поведу тебя повсюду, покажу тебе все,

назову тебе все.

Ученик: Вот я! Веди меня….

Ян Амос Коменский

« Будь самим собой», - пел последний из магикан Александр Галич. Будь верен себе! Такой девиз повторяют и стараются исполнять все чаще и чаще. Мы склонны принимать это за воспитательную мудрость, когда оказываемся старшими над другими. Верностью себе мы оправдываем воспитательное самозванство, упоение своей властью, злоупотребление доверием и симпатиями, упрямую глухоту к душевным и особенно глубинно духовным трудностям становления другой личности. Спасительные сомнения мы глушим выдерживанием характера.

Что это? Решимость выстоять? Или избежание иждивенчества в выборе своей судьбы « как все другие»? Или что-то другое? Я себя хорошо знаю, значит, обладаю своим «я»?!

Значит, уже и готового наставника и судьбу над другими в себе имею…По-моему, это пагубное педагогическое заблуждение.

Хорошо и благородно быть самим собой, быть верным себе, если бы знать, что именно достойно верности и как быть просто самим собой.

Через ошибки-колючки, через собственные шишки, через крутые подъемы и головокружительные срывы может поистине родить в себе свое подлинное, душевно-духовное «я» человеческая личность. Следовательно, воспитать другого - значит помочь ему сугубо самостоятельно родиться на свет как бы заново - через стихийного и заведомо неподлинного, еще остающегося во власти вешних формирующихся влияний.

Воспитывать другого - значит ненавязчиво помочь ему до конца пройти путь выбора самого себя не абы какого, а наиболее достойного, помочь пройти путь свободного самоопределения среди возможностей быть кем-то вот таким среди альтернатив добра и зла, красоты и безобразия, истины и заблуждения, глубинной приобщенности или отрозненности.

Но чтобы пройти такой путь, сколько же требуется терпения, умения сдерживаться, не сказать и не подсказать, не разрыдаться от бессилия, не отвечая на несозревшие вопросы воспитанников - и отдаться всем существом, всем сердцем, когда момент наступил! Сколько нужно мудрости, чтобы различать уместное от неуместного.

Парадоксально звучат слова Ф. Достоевского: вовсе не нравственно, но именно безнравственно руководоствоваться только своими собственными убеждениями. Значит, безнравственно быть верным верным только себе?! Почему? Потому что на границе посильности задач и жизненных трудностей кончается наша способность достойно справляться с ними.

Возникшая воспитательная ситуация всегда содержит в себе что-то невольно трудное.

Ведь в нее входит процесс самостановления души другого! Ее духовного рождения! Главное - только бы чего не испортить. Главное - быть верными тому, что Януш Корчак гениально просто назвал « творческим незнанием».

Тогда, и только тогда станет возможным обогащение дарований - через открытость и готовность воспитателя так же учиться через своего воспитанника.







Портфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчества







Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчестваПортфолио учителя как вид творчества

Мои публикации

Библиотека городского литературно-поэтического клуба « Геликон» пополнилась еще одной поэтической книгой известного в городе и в районе успенского учителя, литератора Ивана Дмитриевича Строева. 20 лет его нет с нами, но его стихи, его мысли о литературе, о творчестве живы в памяти геликоновцев. Иван Дмитриевич Строев очень любил встречи в библиотеке, проходившие всегда тепло и уютно. Было время, и автобусы не ходили из Успенки. А он пешком, накрывшись от непогоды военным плащом, приходил на заседания клуба и уходил поздно вечером. Потому что ему, также как и нам, хотелось живого общения, встречи с друзьями, узнать что-то новое, необыкновенное для того, чтобы передать своим ученикам свои знания и впечатления. Крестьянский сын, сельский учитель, воин, интересный и самобытный поэт, музыкант, писавший музыку, любящий русскую песню и с удовольствием исполнявший песни в успенском народном хоре, воспитавший немало учеников, среди которых поэт, член Союза писателей России А.П.Смирных - Иван Дмитриевич через всю жизнь пронес чистую и светлую любовь к родному краю. Все его стихотворения, песни, частушки посвящены Родине, русской деревне, сельскому труженику, любви к своим родным и близким.

Я у весны стихам учусь,

Завью слова венками.

Из родника глубоких чувств

Их окроплю слезами.

Чтоб им вовек не увядать,

Их сделаю такими,

Чтоб их, читая, целовать

И плакать вместе с ними.

Когда идут из недр души,

Они как песня льются,

Они свежи и хороши

И на строке смеются.

………………………………..

Жить без стихов никак нельзя,

Мне с ними теплее и светлей:

В душе цветут ромашки.

И сердцу с ними веселей:

Поют они, как пташки.

Поэтический сборник называется «В каждой строчке, сколько дум и света…». Здесь собраны стихи песни Ивана Дмитриевича Строева за 52 года. Первое стихотворение было написано в 1940 году, а последнее - в 1992 году. Интересно читать первые, может быть, немного наивные, но искренние поэтические строчки, а затем отметить для себя, как постепенно строчки крепнут, появляются выразительные средства для подкрепления « половодья» чувств лирического героя, расширяется словесный мир. Сборник является не только исповедальным, но и своеобразным документом времени, в котором жил Иван Дмитриевич. В этом ценность книги. Уходит уникальное поколение людей, которое вынесло на своих плечах такую страшную войну, такое лихое время, которое еще долго будет помниться. Спасибо дочери Ивана Дмитриевича - Маргарите Ивановне Зиборовой, которая сохранила, систематизировала и сумела собрать в одну книгу бесценный труд своего отца. Это дорогого стоит.

В феврале литературно-поэтический клуб « Геликон» отметит свое 30-тилетие. На праздничном заседании будут звучать стихи и Ивана Дмитриевича Строева.

Женсовет города. Мой дом - моя крепость

В словаре Д.Н. Ушакова дано определение слова «семья»: «Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Это емкое определение хорошо подходит ко многим ливенским семьям. С одной из таких семей хочется познакомить своих земляков. Это семья Прусовых, которая живет в Ливнах с 1979 года. Глава семьи - Прусов Игорь Витальевич - военный пенсионер. После увольнения из армии он много лет прослужил в ИК - 2УФСИН по Орловской области. Но пришло время, и Игорь Витальевич расстался со службой. Но и на «гражданке» он нашел себя. Игорь Витальевич занимается разведением коз. А в свободное время играет на гитаре, читает историческую и техническую литературу. Под стать ему и Валентина Николаевна, жена, боевая подруга, верный друг. Увлечения - вышивка, вязание и приготовление вкусных обедов. Пальчики оближешь. Потому что просто приготовить ужин или обед - это неинтересно. А вот чем-то таким порадовать каждого - не всем дано свыше. А у Валентины Николаевны - дар. Она много лет проработала в банковской системе, да и сейчас продолжает работать по специальности. Не забывает она и о детях. Их в семье Прусовых двое: мальчик и девочка. Старший сын уже самостоятельный юноша, младшая Катенька учится в 4 классе. В дневнике - одни пятерки. Но, пожалуй, самая старшая в семье - Мороз Александра Михайловна, мама Валентины Николаевны. По специальности она - геолог. Много лет работала в геологоразведочных экспедициях. Вода, золото, бокситы, алюминий - поэзия природных ископаемых. Для их обнаружения нужно было истоптать ни один десяток ботинок, чтобы пройти Мурманские земли, Украину, Белоруссию, Казахстан. Необходимо было иметь отличную спортивную подготовку. В свои 80 лет Александра Михайловна бодра и крепка духом. Именно от нее в семье тепло и уют, доброе отношение ко всем членам семьи и безграничное уважение младших членов семьи старших. Пожалуй, не ошибусь, если скажу больше: Александра Михайловна заложила семейные традиции. Одна из них - игра в лото. С 1955 года в семье хранится мешочек с бочонками. Когда вся семья Прусовых и Мороз собирается за большой стол, Александра Михайловна достает заветный мешочек и - началась игра. И еще одно из увлечений семьи: путешествия. Но не по заморским странам, а по России, по малым городам. В 2013 году в семье юбилей:25 лет, как Игорь Витальевич и Валентина Николаевна сыграли свадьбу. Совет им и любовь.

Пожалуй, неполный будет рассказ о семье Прусовых, если не рассказать и о родственниках. Хотя бы об одном: Березине Владимире Александровиче, народном артисте России, телеведущем ЦТ. Всегда в хорошем настроении, улыбающийся, излучающий тепло и радость, Владимир Березин много лет радует телезрителей своим талантом. Он брат Валентины Николаевны и крестный Кати Прусовой. Несмотря на звездность своего родственника, семья Прусовых никогда этим не бравировала. Скромность - одно из самых важных качеств семьи. Еще семья Прусовых имеет свой фамильный герб. Вот как описывается герб Катей Прусовой: « На нашем семейном гербе изображен государственный флаг, т.к. наша Родина - Россия. И мы гордимся своей Родиной. В центре герба расположен шлем с подковой. Шлем изображают на семейных гербах, а подкова - символ счастья. Именно этого желает каждая семья. Для нас наша семья - крепость. Все трудности мы преодолеваем вместе, защищая и помогая друг другу. Поэтому герб завершен башней над крепостной стеной, а девиз гласит: «Мой дом - моя крепость». Обезьяна, петух и лошадь - наши знаки Зодиака».

Матери - лидеры: как чувствуют себя их дети.

Семья - это небольшой коллектив, где мужчину и женщину соединяет любовь, а объективная основа любви - продолжение рода. И сколько бы мы не дискутировали по этому вопросу, пришли бы именно к этому выводу. Рождение и воспитание ребенка - идея семейного коллектива. Кто же в большей мере - муж или жена - живет заботами о ребенке? В абсолютном большинстве - мать. Она обладает такой решимостью во всем, что касается благополучия ребенка, что найдет тысячу способов переломить сопротивление мужа, если ей покажется, что его действия не согласуются с идеей блага их общего дитя. В ход пойдут и игнорирование мужа, и слезы, и угрозы. Во всем, что касается ребенка, женщина никому не уступит первенства. Но ведь почти все, что происходит в семье, так или иначе имеет отношение к ребенку.

Ребенок - определяющий, но не единственный фактор, обусловливающий лидерство матери в семье. Другим условием ее более сильной позиции является то обстоятельство, что она - хозяйка в доме. Порядок, чистота, приготовление пищи, т.е. весь быт на женщине.

А стать лидером женщине помогают такие психические особенности, как более конкретный и практичный ум, большая, чем у мужчины, способность понимать психологию и настроение другого человека, лучше развитая интуиция.

Феминизм и эмансипация, получившие зеленый свет в современном обществе, добавили женщине независимости, целеустремленности. Готовность женщины - матери взять на себя ответственность за себя и за ребенка свидетельствует еще и о высокой личной зрелости и мужестве.

(Я здесь имею ввиду не только так называемую « материнскую семью» - неполную). Матери, практически являясь главой семьи, более свободно и широко мыслят, склонны к решительным действиям, ответственны, уверены в себе, нередко экспериментируют. В некоторой мере это говорит о приобретении ими мужских психологических характеристик.

Очень интересное одно наблюдение. Люблю рассматривать картины старых мастеров - художников, темы которых - быт дворян, купцов, мещан. На них очень наглядно показано положение женщины в семье и обществе. Сначала женщина смотрит на мужа испуганно, выглядывая откуда-то из-за угла. Затем положение ее меняется: она уже идет сзади, не спуская глаз с затылка мужа. Когда впервые заговорили об эмансипации - женщина рядом с мужчиной. А сейчас положение женщин - впереди. Теперь мужчина смотрит на женщину, как на дорогой автомобиль…

Хорошо это или плохо? Каждый для себя может сделать вывод, исходя из реалий сегодняшнего дня. А вот как чувствует себя ребенок в семье, где мама - лидер?

Анализируя сегодняшнюю жизнь, и через средства массовой информации, и непосредственно общаясь с родителями детей-школьников, и со знакомыми семьями, обратила внимание на две вещи: если мать-лидер в семье - семейные отношения строятся по принципу: мама все сделает. В конечном счете, такие отношения приводят семью к краху. Происходит распад семейных отношений, а сопутствующее - вырытая глубокая пропасть непонимания между супругами с одной стороны, детьми и родителями с другой стороны. И вторая вещь - это «бунт» уже взрослых детей. Упреки в том, что всех «подмяла под себя», «не даешь самостоятельности» и т.д. Пример: семья П. Полная. Мать - учитель. Отец - рабочий. Двое детей. Дочь - состоявшаяся бизнес-леди. Очень уверенная, успешная. Копия - мама. А сын, получивший два высших образования, одно из них - академия управления при Президенте! Так и не состоявшийся ни в карьере, ни в личной жизни, а 40 лет жизни уже позади. Как говорится, и телевизор смотреть не надо - жизненные сериалы.

Радуюсь за те семьи, где Гименей соединил людей правильно, где каждый член семьи живет для другого, где царит мир и согласие, где нет такого : Где деньги? - Какие деньги?! Вот как написала девочка в своем проекте о семье: « …. Конечно, есть друзья, но главное место занимает в жизни человека - семья. С родителями можно обсудить все: от похода в кино и полученной оценки до выбора места учебы. Они также поделятся своими воспоминаниями, посоветуют, как действовать в той или иной жизненной ситуации.».

Т.С.Бобкова

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества

Портфолио учителя как вид творчества



© 2010-2022