- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа для специальности 23. 02. 01
Рабочая программа для специальности 23. 02. 01
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Исаева С.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский индустриально-педагогический колледж
(ГБОУ СПО ТИПК)
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
2014г.
РАССМОТРЕНО
на заседании рабочей группы ОПОП
Протокол № ____________
от «___»________________20_____г.
Руководитель ОПОП _________ Ю.О. Савельева
УТВЕРЖДЕНО
Директор
_____________Е.В. Тарасенко «____»______________20____г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
Организация-разработчик: ГБОУ СПО Тольяттинский индустриально-педагогический колледж
Разработчик:
Исаева С.В. - преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
16
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать технические чертежи;
- оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основы проекционного черчения;
- правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности;
- структуру и оформление конструкторской, технологической документации в соответствии с требованиями стандартов.
Общие компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.
ПК 3.1. Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной программы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
лабораторные занятия
0
практические занятия
50
контрольные работы
0
курсовая работа (проект)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
40
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
0
- выполнение упражнений
40
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
2
1
Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии графики. Общие сведения о стандартизации. Роль стандартизации в повышении качества продукции и развитии научно-технического прогресса. ЕСКД в системе государственной стандартизации.
Ознакомление учащихся с необходимыми учебными пособиями, материалами, инструментами, приборами, приспособлениями и машинами, применяемыми в работе, и оснащением конструкторских бюро.
2
1,2
Раздел 1.
Геометрическое черчение
Тема 1.1.
Основные сведения по оформлению чертежей
Содержание учебного материала
6
1
Принцип получения основных форматов, их размеры и обозначения. Предварительная рамка. Основная рамка чертежа. Основная надпись, ее графы и размеры по ГОСТ 2.104-68 и ГОСТ 21.101-93, заполнение граф.
2
1,2
2
Значение линии для прочтения чертежа. ГОСТ, регламентирующий характеристики линий. Названия линий, их назначение, начертания, пропорциональное соотношение толщин. Понятие «яркость линии» при выполнении чертежа карандашом.
3
Масштаб. ГОСТ 2.302-68 «Масштабы». Приемы графического перевода размеров в масштабные значения.
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 1. Вычертить графическую композицию, составленную на основе линий чертежа
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 1.2.
Чертежный шрифт и выполнение надписей на чертежах
Содержание учебного материала
6
1
Типы шрифтов, их отличительные и общие свойства. Номера шрифтов. Прописные и строчные буквы. Размеры и конструкция букв и цифр.
2
1,2
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 2. Выполнить титульный лист для альбома графических работ.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 1.3.
Основные правила нанесения размеров
Содержание учебного материала
4
1
ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров и предельных отклонений». Размерные и выносные линии и порядок их проведения. Величина элементов стрелок и порядок их нанесения на размерные линии. Размерные числа и правила нанесения их к размерным линиям. Указание на чертежах значений радиусов и диаметров окружностей, условных размеров.
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 1.4.
Графические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей
Содержание учебного материала
8
1
Взаимосвязь математических положений и приемов графических построений. Графические приемы деления отрезка, окружностей, углов. Проведение параллельных и перпендикулярных прямых. Построение многоугольника, равного заданному. Прямая, касательная к окружности.
4
1,2
2
Сопряжение. Уклон, конусность и их обозначение на чертежах. Циркульные кривые (коробовая, овал и др.)
3
Лекальные кривые (эллипс, гипербола, парабола и др.). Приемы работы инструментом «лекало».
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 3. Вычерчивание двух деталей с элементами сопряжений, деления окружности, уклона и конусности
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Раздел 2.
Проекционное черчение (основы начертательной геометрии)
Тема 2.1.
Проецирование точки. Комплексный чертеж точки.
Содержание учебного материала
4
1,2
1
Проецирование точки на две и три плоскости проекций. Обозначение плоскостей проекций, осей проекций и проекций точки. Расположение проекций точки на комплексных чертежах, координаты точки.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.2.
Проецирование отрезка прямой линии
Содержание учебного материала
4
1,2
1
Проецирование отрезка прямой на две и на три плоскости проекций. Расположение отрезка, прямой относительно плоскостей проекций. Относительное положение точки и прямой. Относительное положение двух прямых.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.3.
Проецирование плоскости
Содержание учебного материала
4
1
Изображение плоскости на комплексном чертеже. Плоскости уровня. Проецирующие плоскости. Проекции точек и прямых, расположенных на плоскости. Взаимное расположение плоскостей. Прямые, параллельные плоскости. Пересечение прямой с плоскостью. Пересечение плоскостей.
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.4.
Проецирование геометрических тел
Содержание учебного материала
6
1
Определение поверхностей тел. Проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара и тора) на три плоскости проекций с подробным анализом проекций элементов геометрических тел (вершин, ребер, граней, осей и образующих).
Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям геометрических тел. Изображение геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях.
2
1,2
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 4. Выполнение комплексного чертежа группы геометрических фигур.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.5.
Аксонометрические проекции
Содержание учебного материала
6
1
Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций: прямоугольные (изометрическая и диметрическая) и фронтальная изометрии. Аксонометрические оси. Показатели искажения. Изображение в аксонометрических проекциях плоских фигур и объемных тел. Изображение окружностей, расположенных в плоскостях, параллельных плоскостям проекций (в изометрической, диметрической или фронтальной проекциях).
2
1,2
Практические занятия
2
1
Графическая работа № 5. Выполнение аксонометрической проекции группы геометрических тел.
Самостоятельная работа
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.6.
Техническое рисование и элементы технического конструирования
Содержание учебного материала
4
1
Назначение технического рисунка. Отличие технического рисунка от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции. Зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей. Техника зарисовки квадрата, прямоугольника, треугольника и круга, расположенных в плоскостях, параллельных какой-либо из плоскостей проекции.
Технический рисунок призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Придание рисунку рельефности (штриховкой). Элементы технического конструирования в конструкции и рисунке детали.
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 2.7.
Проекции модели
Содержание учебного материала
4
1
Выбор положения модели для более наглядного ее изображения. Построение комплексных чертежей моделей по натурным образцам, по аксонометрическому изображению модели. Построение по двум проекциям третьей проекции модели. Вычерчивание аксонометрических проекций моделей
2
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Раздел 3.
Машино-строительное черчение
Тема 3.1.
Основные положения
Содержание учебного материала
2
1
Машиностроительный чертеж, его назначение. Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции. Зависимость качества изделия от качества чертежа. Обзор стандартов ЕСКД. Обзор разновидностей современных чертежей. Ознакомление с современными тенденциями автоматизации и механизации чертежно-графических и проектно-конструкторских работ.
2
1,2
Тема 3.2.
Изображения - виды, разрезы, сечения.
Содержание учебного материала
18
1,2
1
ГОСТ 2.305-68 «Изображения - виды, разрезы, сечения». Виды: основные, дополнительные, местные; принцип получения, расположение.
8
2
Разрезы: назначение, принцип получения. Обозначение секущей плоскости. Название изображения. Разрезы: горизонтальные и вертикальные; продольные и поперечные; простые, сложные, местные. Соединение вида с разрезом.
3
Сечения: назначение, принцип получения, обозначение. Сечения вынесенные и наложенные. Выносные элементы: назначение и оформление.
4
Выносные элементы. Условности и упрощения.
Практические занятия
6
1
Графическая работа № 6. По наглядному изображению модели построить три вида
2
Графическая работа № 7. Построить сложные разрезы деталей
3
Графическая работа № 8. По наглядному изображению детали выполнить необходимый сечения.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
4
Тема 3.3.
Резьба, резьбовые изделия
Содержание учебного материала
6
1
Винтовая линия на поверхности цилиндра и конуса. Понятие о винтовой поверхности.
Основные сведения о резьбе. Основные типы резьб. Различные профили резьбы. Условное изображение резьбы. Нарезание резьбы: сбеги, недорезы, проточки, фаски. Обозначение стандартных и специальных резьб. Обозначение левой и многозаходных резьб. Изображение стандартных
4
1,2
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 3.4.
Эскизы деталей и рабочие чертежи
Содержание учебного материала
6
1,2
1
Форма детали и ее элементы. Графическая и текстовая часть чертежа. Применение нормальных диаметра, длин и т.п. Понятие о конструктивных и технологических базах. Измерительный инструмент и приемы измерения деталей. Литейные и штамповочные уклоны и скругления. Центровые отверстия, галтели, проточки.
4
2
Понятие о нанесении на чертеже обозначений шероховатости поверхностей. Обозначение на чертежах материала, применяемого для изготовления деталей. Назначение эскиза и рабочего чертежа. Порядок и последовательность выполнения эскиза деталей. Рабочие чертежи изделий основного и. вспомогательного производства - их виды, назначение, требования к ним. Ознакомление с техническими требованиями к рабочим чертежам. Понятие о допусках и посадках. Порядок составления чертежа детали по данным ее эскиза. Выбор масштаба, формата и компоновки чертежа. Понятие об оформлении рабочих чертежей изделий для разового и массового производства.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 3.5.
Разъемные и неразъемные соединения
Содержание учебного материала
6
1,2
1
Различные виды разъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые), штифтовые соединения деталей, их назначение, условности выполнения. Первоначальные сведения по оформлению элементов сборочных чертежей (обводка контуров соприкасающихся деталей, штриховка разрезов и сечений, изображение зазоров). Изображение крепежных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы. Изображение соединений при помощи болтов, шпилек, винтов, упрощение по ГОСТ 2.315-68. Трубные соединения. Шпоночные и шлицевые соединения.
4
2
Виды неразъемных соединений деталей, условные изображения и обозначения швов сварных соединений, соединения заклепками, пайкой, склеиванием.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 3.6.
Зубчатые передачи
Содержание учебного материала
6
1,2
1
Основные виды передач. Технология изготовления, основные параметры. Конструктивные разновидности зубчатых колес. Условные изображения зубчатых колес и червяков на рабочих чертежах. Условные изображения цилиндрической, конической и червячной передачи по ГОСТу. Изображение различных способов соединения зубчатых колес с валом.
Условные изображения реечной и цепной передач, храпового механизма.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 3.7. Общие сведения об изделиях и составлении сборочных чертежей
Содержание учебного материала
6
1,2
1
Комплект конструкторской документации. Чертеж общего вида, его назначение и содержание. Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Последовательность выполнения сборочного чертежа.
4
2
Выполнение эскизов деталей разъемной сборочной единицы, предназначенных для выполнения сборочного чертежа. Увязка сопрягаемых размеров. Порядок сборки и разборки сборочных единиц. Обозначение изделия и его составных частей. Порядок выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей. Выбор числа изображений. Выбор формата. Размеры на сборочных чертежах. Штриховка на разрезах и сечениях. Изображение контуров пограничных деталей. Изображение частей изделия в крайнем и промежуточном положениях. Конструктивные особенности при изображении сопрягаемых деталей (проточки, подгонки соединений по нескольким плоскостям и др.). Упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Изображение уплотнительных устройств, подшипников, пружин, стопорных и установочных устройств. Назначение спецификаций.
3
Порядок заполнения спецификации. Основная надпись на текстовых документах. Нанесение номеров позиций на сборочном чертеже.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 3.8.
Чтение и деталирование чертежей
Содержание учебного материала
6
1,2
1
Назначение данной сборочной единицы. Работа сборочной единицы. Количество деталей, входящих в сборочную единицу. Количество стандартных деталей.
Габаритные, установочные, присоединительные и монтажные размеры. Деталирование сборочного чертежа (выполнение рабочих чертежей отдельных деталей и определение их размеров). Порядок деталирования сборочных чертежей отдельных деталей. Увязка сопрягаемых размеров.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Тема 3.9.
Чтение и выполнение чертежей и схем
Содержание учебного материала
6
1
Типы схем в зависимости от основного назначения. Общие сведения о схемах. Виды схем в зависимости от характера элементов и линий связи: кинематические, гидравлические, пневматические, электрические и др. Условные графические обозначения элементов на чертежах, схемах по ГОСТу. Правила выполнения схем в соответствии с требованиями ЕСКД. Дифференцированный зачет.
4
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение упражнений на закрепление знаний и умений по теме.
2
Всего
120
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета инженерной графики.
Оборудование учебного кабинета:
- - посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Инженерная графика»;
- объемные модели геометрических фигур;
- комплект плакатов «Техническое черчение, проекционное черчение, строительное черчение»
Технические средства обучения:
- набор кодотранспорантов:
1) черчение (101 кодотранспарант).
2) начертательная геометрия (100 кодотранспарантов).
3) детали машин и основы конструирования (200 кодотранспарантов).
- экран переносной
- мультимедиа-проектор
- компьютер для преподавателя;
- кодоскоп (оверхед-проектор)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1) Кириллов А.Ф. Черчение и рисование. - М.: Высшая школа, 2012.
2) Короев Ю.А. Черчение для строителей. - М.: Высшая школа, 2012.
3) Якубович А.А. Задания по черчению для строителей. - М.: Высшая школа, 2012.
4) Будасов Б.В., Каминский В.П. Строительное черчение.- М.: Стройиздат, 2011.
5) Георгиевский О.В.Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей. - М., Интербук - бизнес, 2011.
6) Боголюбов С.К. Черчение.-М.: Машиностроение, 2012
7) Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения -М.: Высшая школа, 2011.
8) Баранова Л.А., Боровикова Р.Л., Панкевич А.П. Основы черчения. - М.: высшая школа, 2010.
9) Брилинг Н.С. Черчение. -М.: Стройиздат Л. 2011.
10) Единая система конструкторской документации ЕСКД. Общие правила выполнения чертежей.
11) ГОСТ Система проектной документации для строительства - М.:1977 -2013.
12) ГОСТ 21.101 - 97 СПДС Основные требования к проектной и рабочей документации;
13) ГОСТ 21.501-93 СПДС. Правила выполнения архитектурно- строительных чертежей.
14) ГОСТ 21.204 - 93 СПДС. Условные графические изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта.
15) Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 2011.
16) Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Сборник заданий по инженерной графике. - М.: Высшая школа, 2011.
Дополнительные источники:
1)МакаровС.М. Краткий словарь-справочник по черчению.-М: Изд. Машиностроение», 2012.- 160с.
Нормативные источники:
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, графических работ, выполнения упражнений.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
- читать технические чертежи;
Выполнение упражнений.
Графические работы.
Тестирование.
- оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию.
Выполнение упражнений.
Графические работы.
Тестирование.
Знать:
- основы проекционного черчения;
Выполнение упражнений.
Графические работы.
Тестирование.
- правила выполнения чертежей, схем и эскизов по профилю специальности;
Выполнение упражнений.
Графические работы.
Тестирование.
- структуру и оформление конструкторской, технологической документации в соответствии с требованиями стандартов.
Выполнение упражнений.
Графические работы.
Тестирование.