- Преподавателю
- Другое
- Библиотечные уроки с элементами труда «Книга – твой друг!»
Библиотечные уроки с элементами труда «Книга – твой друг!»
Раздел | Другое |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белоус В.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Библиотечные уроки с элементами труда
«Книга - твой друг!»
Цели: Знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережливости по отношению к книге. Расширение кругозора.
Задачи: 1. Указать на недопустимое обращение с книгой, направляя внимание на культуру поведения при общении с книжными изданиями. 2. Рассказать о назначении и видах книжных закладок; изготовить закладку для книги. 3. Расширять кругозор, используя материалы познавательного характера (загадки, иллюстрации, инсценирование и т.п.)
Оборудование: Выставка книг по теме библиотечного урока - энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Иллюстрации древних и самых необычных книг мира. Шаблоны для изготовления закладок, цветные карандаши. Реквизит для сценки - мяч, клей, старая книга.
Ход библиотечного урока:
Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в зал, где будет проводиться мероприятие/
- Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.
II. ^ Основной этап мероприятия состоит из двух частей:
Первая часть теоретическая:
- Сегодня мы продолжим разговор о книгах… /появляется почтальон и приносит письмо и посылку/. Ой, что это? /Библиотекарь читает письмо
«Ребята, дорогие, помогите, нет сил терпеть. Корешок вот-вот отвалится,
страницы такие мятые, все в пятнах, что и брать меня в руки никто не хочет.
^ На полке так скучно, хоть волком вой. Помогите!»/
- Что скажите, ребята, как следует нам поступить? /ответы детей/ Хорошо. И я с вами согласна, надо помочь бедняге. /Библиотекарь вытаскивает из коробки книжку потрепанного вида./ Ну и ну! И не разберешь, что за книжка. Такая унылая и несчастная. А давайте для начала поднимем книжке настроение. /дети соглашаются/ Расскажем ей, какие бывают еще на свете книги! /ребята вспоминают информацию прошлого библиотечного урока «Книги бывают разные»; библиотекарь помогает, используя иллюстрации и книги с выставки, а также ребусы или загадки о разных книгах (например, см. Приложение 1).
- Ну, что же, я думаю, это очень ценные сведения и нашей новой приятельнице было небезразлично узнать, что вы столько помните ее друзей-товарищей. /Библиотекарь еще раз осматривает книгу и показывает детям/ Какие же нерадивые читатели довели беднягу до такого состояния? Вы думаете, что именно так нужно обращаться с книгой? /ответы детей, резюмируя которые, библиотекарь предлагает «написать» свод правил пользования книгой. В итоге должен получиться некий документ под названием «Книга - твой друг!». Обыграть его можно, записывая фломастером на магнитной доске, либо прикрепляя соответствующие иллюстрации каждого правила, либо разыграть сценку (см. Приложение 2).
- Скажите, ребята, так ли надо обращаться с книгами? В чем были не правы Вася и Толик и, как следовало поступить? /В результате появляется свод правил общения с книгой см. Приложение 3/
^ Вторая часть практическая:
- Расскажите, есть ли в ваших учебных и прочих книгах закладки? Как могут выглядеть закладки? /Библиотекарь показывает слайды, иллюстрации или готовые «живые» закладки: оригинальные из различных материалов/. Я уверена, что многие из вас готовы к тому, чтобы вложить в свою книгу закладку. И по этому, предлагаю шаблоны силуэтов разных животных. Ваша задача - «оживить» закладку, сделать ее красивой, любимой, неповторимой. Для этого у меня, также, имеются цветные карандаши./Дети прорисовывают детали, «оживляя» забавных зверушек/.
III. ^ Заключительный этап:
/Из получившихся закладок можно сделать небольшую выставку, отмечая наиболее удачные работы детей/.
- По-моему, у нас получилось все очень хорошо. Соблюдая такие правила, мы непременно продляем жизнь нашим друзьям - книгам. А теперь, когда у вас есть такие интересные закладки, вы можете дома применить свою фантазию и сделать еще более необычные, яркие и интересные закладки в каждую вашу книгу.
- До новых встреч, ребята. Наша новая знакомая будет ждать вас с нетерпением, наверняка она большая модница и ей хочется пощеголять в новой аккуратной одежке. Это и будет темой нашей следующей встречи.
^ ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ 1
Приложение 1 - Загадки
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
^ Книга
Информация сжата,
И в картинках листы.
Все читают ребята,
Попробуй и ты.
Энциклопедия
Я на море отдыхал,
На песке лежал-читал,
Но рассказ мне надоел,
Я его помял… и съел!
^ Книга из рисовой бумаги
Эта книга совсем небумажная,
А огромная, двухэтажная.
Книга из кирпича
Как читать ее не знаю,
Иголочкой ковыряю.
Раз страница, два - листок,
Лишь от линзы будет толк.
^ Самая маленькая книга на планете
И в древности древней
Люди читали,
Но как? Ведь они бумаги не знали?
Глиняные таблички из библиотеки Ашурбанипалла
Читаю - «Ключик золотой»
Написал о нем Толстой,
Вот «Чук и Гек» - Гайдар трудился,
А у Перро «Кот в сапогах родился»
Есть много интересных чтений
В авторских книгах……(приключений)
Павел Бажов про уральских умельцев
Нам рассказал необычные…(сказы)
Пишут для нас фантазеры-поэты
Сказки, стихи и рассказы!/
^ Приложение 2 - Сценка «Два приятеля»
На полу лежит Вася, ест бутерброд и листает книгу. Входит его приятель Толик с футбольным мячом в руках.
- Вась, ты чего тут делаешь, пошли в футбол поиграем.
- Не, не могу, я щитаю… - Перелистывая страницу и жуя бутерброд, отвечает Вася.
- А что ты читаешь?! - Товарищ приближается к Васе и пытается приподнять край книги, чтобы прочесть название. - Да, тут же не разобрать ничего…
Вася дожевывает бутерброд, кивает:
- Да-а, молоко нечаянно выплеснулось, а Мурзик стал слизывать, ну и слизал все название. Но тут на титульном листе есть, - Вася перелистнул страницу.
- Ой-ой! - Заговорил приятель Толик. - А теперь автор весь жирный!
^ Вася хихикнул, пытаясь затереть жирное пятно:
- Точно, и фамилия у него подходящая - Толстой!
- Про что книга-то? - Толик поторопился выхватить, чтобы полистать книжку на предмет картинок и порвал страницу. - Ох!
- Да, ничего. - Успокоил товарища Вася. - Сейчас заклеим и порядок, - он забросил последний кусочек бутерброда в рот и потянулся за клеем. - Фу-ты, ну-ты! Клей кончился…
- А у меня есть коробочка с лейкопластырем, - важно сообщил Толик. - Он тоже хорошо прилипает. Мама мне всегда ссадины на коленях заклеивает. - И Толик достает из кармана коробочку с лейкопластырем.
^ Василий достает ножницы, и они с приятелем заклеивают страницу лейкопластырем.
- Только теперь названия совсем не видно, - говорит Толик.
- А-а-а! - Машет рукой Вася. - И так сойдет. Тут все равно у каждого рассказа свое название.
- А ты, какой рассказ читаешь? - Спрашивает Толик.
- Да, вот тут… где же он… - Вася листает страницы сначала до конца и в обратном порядке. - Точно помню, что был, вроде на двадцать какой-то странице… - Вася захлопывает книгу и обращается к приятелю. - А, ну, его, рассказ этот. Потом дочитаю. Пошли в футбол играть.
Ребята уходят.
Приложение 3 - Примерный свод правил обращения с книгой
-
Не бери книгу грязными руками. -
Не ешь во время чтения, чтобы не пачкать страницы. -
Не рисуй в книге ни в коем случае, это не альбом для рисования. -
Переворачивай страницы аккуратно, чтобы не порвать их. -
Подклей страницы в книге, даже если их порвал не ты. Попроси помощи у взрослых. -
Не загибай листы в книге и не вкладывай ручку, карандаш и прочие посторонние предметы. -
Пользуйся закладкой, чтобы отметить в книге место, где ты закончил читать.
Урок 1
Урок 2
Цели: Продолжить знакомство детей с правилами обращения с книжными изданиями. Воспитание аккуратности, бережного отношения к книге. Расширение кругозора.
Задачи:
1. Познакомить детей с терминами: корешок, обложка, титульный лист, страница.
2. Закрепить правила общения с книгой, составленные на прошлом библиотечном уроке. 3. Научить детей мелкому ремонту книг.
Оборудование: Выставка книг по теме библ.урока - энциклопедии, художественная и отраслевая литература. Книга для демонстрации. Материалы для ремонта книг: тонкие книги, клей, бумага, ножницы.
Ход библиотечного урока:
-
Организационный момент: /Библиотекарь встречает детей и приглашает в зал, где будет проводиться мероприятие/
- Здравствуйте, ребята! Рады видеть вас снова в нашей библиотеке.
II. ^ Основной этап мероприятия состоит из двух частей:
Первая часть теоретическая:
- Сегодня мы продолжим разговор о книгах…
- «Парад закладок» (рядом с книжной выставкой небольшая коллекция закладок, которая побудит детей рассказать о том, что они делали на прошлом библ.уроке, а библиотекарь подведет к напоминанию Свода правил обращения с книгой).
- Поприветствуйте нашу знакомую. Она благодарит вас за то, что пришли помочь ей облачиться в новую одежду. А кто мне подскажет, какую одежду носят книги? Неужто, нам предстоит шить самое, что ни на есть настоящее платье, туфельки и мастерить шляпку? /ответы детей/
(Демонстрация частей книги, используя игровой материал)
- Предлагаю немного развеселить нашу книжку. Поиграем в игру «Доскажи словечко»:
По толстой корочке картонной
Идет оранжевая кошка!
Куда ее ступает ножка, -
То называется… (обложка).
Открою самый первый лист,
Мне подскажи его названье.
Там для беседы собрались:
Заглавье, автор, год изданья.
(титульный, т.е. начальный)
Все листы в любой из книг
Держит очень хорошо.
Ты держать его привык
Это книжный … (корешок)
Когда их листаешь,
Они словно птицы, -
Крылами нам машут.
Что это? …..(страницы)
Вторая часть практическая: Ремонт книг.
III. Заключительный этап: - Спасибо, ребята. Наша книжка обязательно расскажет, какие вы умельцы, такие добрые, отзывчивые, добросовестные. Ждем вас в гости, до скорой встречи!