Рабочая программа кружка по экологии

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение № 1

Муниципальное образовательное учреждение

Коляновская средняя общеобразовательная школа

153009, Ивановская область, Ивановский район, д. Коляново, ул. Школьная, д.81

Тел. 23-66-77, факс 53-75-92


Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель______________

Е.В.Борисова

( протокол № ___ от _________)

Согласовано


Заместитель директора по УВР С.В.Кувшинова

«_____»__________20 г.

Утверждаю


Директор С.Б.Гущина


( приказ №____ от_________)





Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Экология. Живая планета»



Уровень обучения: среднее общее образование



Программа составлена:

Шиловской Г.И.



Год составления программы: 2014

Срок реализации программы: 1 год





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА» 5 КЛАСС

(34 часа, 1 час в неделю)


ВВЕДЕНИЕ

Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда - в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным. Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек причастен и привязан, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он осознает свою ответственность и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем богаче его духовная жизнь.

Через осознание собственного «Я», своего места в этом мире, через осознание многообразных взаимосвязей с окружающим миром человек приходит к пониманию законов всеобщего единства и необходимости сохранения природного равновесия. Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на человека. Разрушая природу или равнодушно наблюдая, как ее разрушают другие, человек, тем самым разрушает свое духовное и физическое «Я». Человек - часть природы, но как носитель разума, именно он несет ответственность за свои действия по отношению к природе.

Уникальность экологического образования заключается именно в его мировоззренческой функции, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности1. При этом очень важно, чтобы все экологические законы, принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми.

Но как построить образовательный процесс таким образом, чтобы школьник соотносил полученные знания и навыки с собственными проблемами, интересами, задачами, как на личном, так и на общественном уровне? Как должно строиться преподавание экологии, чтобы абстрактные понятия стали «рабочими» и помогали воплощать экологические принципы в реальной жизни?

Известный афоризм «У любой проблемы всегда есть легкое решение - ясное, приемлемое и… неверное» в значительной степени относится и к проблеме школьного экологического образования. На первый взгляд, она решалась достаточно логично: был разработан ряд документов, в том числе Концепция общего среднего экологического образования (ИОСО РАО, 1994), проект стандарта образовательной области «Экология» (1998); предмет «экология» был введен в федеральный базисный учебный план. Однако затем и образовательная область, и предмет были исключены и из стандартов, и из федерального базисного учебного плана на долгие годы. И вот предполагается вновь ввести экологию в учебные планы: в соответствии с проектом ФГОС среднего (полного) общего образования экология отнесена к числу учебных предметов, выбираемых обучающимися из предметной области «Естествознание».

Поэтому, предлагаемая вниманию педагогов концепция интегрированного курса «Экология» и разработанный на ее основе учебно-методический комплект для основной школы (5-9 классы) - один из вариантов разработки содержания и структуры экологического образования на этапе основной школы. В таком контексте данный курс может рассматриваться как пропедевтический по отношению к курсу, изучаемому в 10-11 классах, на завершающем этапе школьного обучения.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко ориентирована на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ и направлена для изучения экологии учащимися на базовом уровне.

Рабочая программа элективного учебного предмета ориентирована, на использование учебного пособия для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. - М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 - 128 с.: цв.ил.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с практикумом: Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. - М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.

А также методического пособия для учителя: Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 - 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. - М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - 46 с.

Цели изучения предмета «Экология» в 5 классе:

  • сформировать у школьников элементарные представления о научных основах экологии, об особенностях структуры и функционирования природных и искусственных экосистем, в том числе городских;

  • на примере своего региона раскрыть доступные для понимания пятиклассников особенности окружающей человека среды, факторы и пути ее формирования, наиболее важные экологические проблемы, в том числе экологические проблемы городов.

Основными задачами данного элективного учебного предмета являются:

  • способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

  • формировать у учащихся знания о закономерностях структуры и функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношений в природе, в том числе, и на основе раскрытия истории взаимоотношений человека и природы;

  • формировать у школьников знания об экологической обстановке и тенденциях развития взаимоотношений природы и социума своего региона, умения адаптироваться в социоэкосистеме;

  • знакомить учащихся с экологическими проблемами своего региона, формировать у них видение своей роли в решении как проблем, существующих сегодня, так и тех, которые будут стоять перед ними как домодедовцами в будущем;

  • развивать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, проявляющемся в умении принимать компетентные решения в ситуации выбора и действовать в соответствии с ними;

  • вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области экологии, развивать необходимые для этого умения и навыки;

  • знакомить школьников с правовой информацией в сфере экологии, с тем, что гражданину необходимо знать для осуществления экологической деятельности.

Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ, полевого практикума.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, следовательно, 34 часа за год и включает разделы: «История взаимоотношений человека и природы», «Основные понятия экологии», «Сообщества и экосистемы» и «Край, где ты живешь (резервные часы на региональный компонент)».

Рассмотрев предложенный вариант программы курса «Экология. Живая планета» авторского коллектива В.А. Самкова, Л.И. Шуршал, С.И. Козленко, мною была скорректирована и составлена рабочая программа для 5-ого класса элективного учебного предмета «Экология. Живая планета». Программа для реализации предлагается в 5-х классах, не смотря на уровень класса. 5 «А» класс - с изучением экологии.

Поэтому данный элективный курс позволит учащимся решить наиважнейшую задачу, которая стоит перед школой будущего - применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личных, ценностями - ценностными ориентациями. Экологическая компетентность - необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности - придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних - требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.

На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, ролевые игры, конференции, экскурсии.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Экология. Живая планета. 5 класс

(34 часа, 1 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся о взаимосвязи человека и природы. Экология - наука о взаимосвязях живых организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.


Глава 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)

Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей.

Основные занятия древних людей: собирательство и охота. Присваивающее хозяйство. Локальный характер влияния деятельности древних собирателей и охотников на природу.

Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Воздействие на природу древних земледельцев и скотоводов. Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций.

Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества. Человек и природа в настоящем. Прямое и косвенное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу. Интродукция. Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде.

Глава 2. Основные понятия экологии (10 ч)

Экология - наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой, «наука о доме». Направления современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей.

Понятие «экосистема», общая характеристика. Основные компоненты экосистем. Экологические связи, простейшая классификация: взаимосвязи между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. Биосфера Земли - самая крупная природная экосистема. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

Человек в биосфере. Положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы - условие сохранения жизни на Земле.

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. Ледяные пустыни, тундра, хвойные, смешанные, широколиственные и тропические леса, степи, пустыни: природные условия, их влияние на биологическое разнообразие, приспособленность живых организмов к условиям окружающей среды.

Среда обитания. Понятие об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. Факторы живой и неживой природы. Антропогенные факторы - факторы, связанные с деятельностью человека.

Глава 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество живых организмов - важнейший компонент экосистемы. Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов.

Группы организмов в природном сообществе. Производители (продуценты) - организмы, обеспечивающие органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребители (консументы) - организмы, потребляющие и преобразующие органические вещества, созданные производителями. Разрушители (редуценты) - организмы, разлагающие сложные органические вещества до более простых соединений.

Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Пищевые сети.

Природные и искусственные экосистемы, сравнительная характеристика (на примере поля и луга).

Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. Население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение. Влияние городской среды на здоровье людей.

Глава 4. Край, где ты живёшь (3 ч, резервные часы на региональный компонент)2

Ивановский район: особенности географического положения, территория и границы. Природа края в прошлом. Изменение природы человеком, его причины. Современный рельеф района..

Полезные ископаемые Ивановской области. Использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. «Белый камень» в истории Москвы. Гончарные глины. Добыча и переработка полезных ископаемых и их влияние на природу. Мероприятия по охране окружающей среды.

Погодные условия области. Причины изменения климатических условий и погоды в городе (загрязнение воздуха, утепляющее «дыхание» города, «роза ветров»). Особенности погоды в Ивановской области (число солнечных дней, температура воздуха, количество осадков). Изменчивость погоды и ее влияние на растительность города.

Роль растений города в защите воздуха от загрязнения. Леса области , их разнообразие и значение в истории и современной жизни жителей области.

Парки культуры и отдыха как центры истории и культуры. Спортивные парки. Бульвары. Скверы. Роль парков, бульваров и скверов в создании комфортной среды для горожанина: снижение загрязненности воздуха, шума, улучшение эстетических качеств городской среды. Красная книга Ивановской области. Правила поведения в природе.

Заключение (3 часа)

Обобщение и повторение пройденного материала за 5-й класс. Проведение проектной деятельности.

Всего: 34 часа.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:

ОПИСЫВАТЬ:

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии: экосистема, элементы экосистемы, экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;

  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;

  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.

ОБЪЯСНЯТЬ:

  • экологические взаимодействия в экосистемах своей местности;

  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;

  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;

  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;

  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.

Учебно -методический комплект

Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. - М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 - 128 с.: цв.ил.

Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. - М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.

Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 - 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. - М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - 46 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для учителя:

  1. Учебное пособие для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений / Л.И.Шуршал, В.А. Самкова, С.И. Козленко. - М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2010 - 128 с.: цв.ил.

  2. Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. - М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - : 64 с.

  3. Самкова В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5 - 9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. - М.: АКАДЕМКНИГА / УЧЕБНИК, 2011. - 46 с.

Литературы для учащихся:

Экология. Живая планета: практикум: 5 класс / В.А. Самкова, Л.И. Шуршал. - М.: АКАДЕМКНИГА / Рабочая тетрадь

Муниципальное образовательное учреждение

Коляновская средняя общеобразовательная школа

153009, Ивановская область, Ивановский район, д. Коляново, ул. Школьная, д.81

Тел. 23-66-77, факс 53-75-92


Рассмотрено на заседании МО учителей математики и информатики

Руководитель______________

О.А.Опалева

( протокол № ___ от _________)

Согласовано


Заместитель директора по УВР С.В.Кувшинова

«_____»__________20 г.

Утверждаю


Директор С.Б.Гущина

( приказ №____ от_________)





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЯ. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»

на 2014 - 2015 учебный год






Планирование составлено на основе рабочей программы

по экологии Экология. Живая планета

учителем Шиловской Г.И

для 5а класса
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 «А» КЛАССА


п/п



Наименование темы

Дата


Примечание

план

факт


1.

Введение

4.09

4.09


Глава 1. История взаимоотношений человека и природы (5 ч)

2.

Человек и природа в далеком прошлом: присваивающее хозяйство.

11.09

11.09


3.

Переход человека к производящему хозяйству.

18.09

18.09


4.

От колесницы до самолета.

25.09

25.09


5.

Человек и природа в настоящем.

2.10

2.10


6.

Проект №1: «Озеленение пустыря».

9.10

9.10


Глава 2. Основные понятия экологии (10 ч)

7.

Экология: что это такое.

16.10

16.10


8.

Что такое экосистема (урок 1-ый).

23.20

23.20


9.

Что такое экосистема (урок 2-ой).

6.11

6.11


10.

Что такое биосфера Земли (урок 1-ый).

13.11

13.11


11.

Что такое биосфера Земли (урок 2-ой).

20.11.

20.11.


12.

Распространение живых организмов на Земле

(урок 1-ый).

27.11

27.11


13.

Распространение живых организмов на Земле

(урок 2-ой).

4.12

4.12


14.

Среда обитания живых организмов: из чего она состоит (урок 1-ый).

11.12

11.12


15.

Среда обитания живых организмов: из чего она состоит (урок 2-ой).

18.12

18.12


16.

Проект №2: «Игра - это важное занятие».

25.12

25.12


Глава 3. Сообщества и экосистемы (12 ч)

17.

Сообщество живых организмов.

15.01

15.01


18.

Группы организмов в природном сообществе

(урок 1-ый).

22.01.

22.01.


19.

Группы организмов в природном сообществе

(урок 2-ой).

29.01

29.01


20.

Цепи и сети питания: кто кого и что ест (урок 1-ый).

5.02

5.02


21.

Цепи и сети питания: кто кого и что ест (урок 2-ой).

12.02

12.02


22.

Естественные и искусственные экосистемы (луг).

19.02

19.02


23.

Естественные и искусственные экосистемы (поле).

26.02

26.02


24.

Городские экосистемы (урок 1-ый).

5.03

5.03


25.

Городские экосистемы (урок 2-ой).

12.03

12.03


26.

Проект №3: «Мое любимое дерево».

19.03

19.03


27.

«Русь деревянная».

2.04



28.

Проект №4: «Мы ждем вас, птицы!».

9.04



Глава 4. Край, где ты живёшь (3 ч)

29.

Ивановский район.

16.04



30.

Полезные ископаемые и погодные условия области

23.04



31.

Роль растений города в защите воздуха от загрязнения.

30.04



ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3 ч)

32.

Это зависит от нас с вами.

7.05



33.

Проект №5: «Вторая жизнь ненужных вещей».

14.05



34.

Проект №5: «Вторая жизнь ненужных вещей».

21.05



ИТОГО: 34 часа















1 Панов В.И. Введение в психологию экологического сознания. - М.: Психологический институт РАО, 2000. - С.32

2

10

© 2010-2022