Программа Наставничество в МБОУ СШ №18 2014-2015 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Наставничество»

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.

Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • - новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;

  • - различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;

  • - необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Параметры:

Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. Вхождение в профессиональное образовательное пространство.

  2. Профессиональное самоопределение.

  3. Творческая самореализация.

  4. Проектирование профессиональной карьеры.

  5. Вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

  6. Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Становление молодого учителя, его активной позиции - это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Этапы становления молодого учителя включают:

  • -адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности);

  • -стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности);

  • -преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:

Направления

Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество.

социализация

Появление новых качеств личности

Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя с профессиональной позиции и с позиции развития личности

Программа «Наставничество»

Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.

Задачи программы:

  1. Активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем

  2. Организация внутришкольной методической работы с молодым учителем.

  3. Организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем.

  4. Ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

  5. Адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Основной подход в оказании помощи молодым учителям - амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.

Цель наставничества в адаптационный период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств.

Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

1-й этап - адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап - основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап - контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Обязанности наставника:

- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;

- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

ПЛАН РАБОТЫ

по организации наставничества

2014-2015учебный год

Наставник учитель русского языка и литературы - Голованова Наталья Анатольевна.

Молодой специалист учитель русского языка и литературы -

Гималтдинова Виктория Минигарифовна

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

  • Час общения "Немного о себе".

  • Знакомство молодого специалиста с, правилами внутреннего распорядка, уставом школы, традициями школы.

  • Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса.

  • Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов.

  • Ознакомление с требованиями оформления школьной документации( классного журнала, журналов индивидуально-групповых и специальных занятий углубленного изучения предметов).

Октябрь

  • Час общения "Основные трудности молодого учителя".

  • Практикум по разработке тематических поурочных планов и Практическое занятие "Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей".

  • Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе".

Ноябрь

  • Семинар "Методика проведения внеклассных мероприятий ".

Декабрь

  • Консультация "Современный урок: структура и конструирование".

  • Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа".

  • Посещение уроков наставника и других учителей и их структурный анализ.

Январь

  • Посещение уроков у молодого специалиста

  • Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"

  • Обзор периодической педагогической печати и интернет-ресурсов.

Февраль

  • Консультация "Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся".

  • Семинар "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"

Март

  • Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя, самоанализ уроков)

  • Час психологии. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций.

Апрель

  • Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями".

Май

  • Подведение итогов работы, портфолио молодого учителя.


Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником

№№

Показатели

Владеют в достаточной степени

Скорее владеют

Затруд-

няются ответить

Не владеют

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1

Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине

2

Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки

3

Свободное владение материалом урока

2. Методическая готовность к практике преподавания

1

Умение самостоятельно составлять конспект урока

2

Умение вызвать интерес у учащихся к теме урока, к изучаемой проблеме

3

Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися (опрос)

4

Умение объективно оценивать ответ учащегося

5

Умение применять разнообразные методы изложения нового материала

6

Умение использовать технологии активного обучения

7

Умение поддерживать обратную связь с коллективом учащихся в течение всего урока

8

Умение организовать самостоятельную творческую работу учащихся на уроке

9

Умение стимулировать учащихся у выполнению домашнего задания

3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности

1

Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность

2

Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке

3

Владение вербальными и невербальными средствами общения

4

Наличие чувства уверенности в себе

Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником осуществляется по следующим критериям:

№№

Показатели

Владеют в достаточной степени

Скорее владеют

Затруд-

няются ответить

Не владеют

1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли учителя

1

Положительное отношение к профессии

2

Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними.

3

Анализ и самоанализ результатов деятельности

2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством

1

Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность

2

Умение выделять основные единицы или блоки знаний

3

Владение навыками организации учащихся для самостоятельного осмысления материала

4

Владение различными методами и технологиями обучения

5

Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций

6

Владение технологией внеклассной работы с учащимися как по предмету. Видение структуры образовательного пространства школы

7

Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа учащихся на уроке и во внеурочное время.

8

Владение навыками индивидуальной работы с учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятельности. Умение работать с диагностическим паспортом ученика и класса

9

Владение проектировочными и конструктивными умениями

3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации

в процессе подготовки молодого учителя

1

Уровень решения профессиональных задач

2

Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности

3

Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ








ПЛАН эксперимента
по оказанию помощи молодому учителю в профессиональном становлении

Содержание
эксперимента

Этапы

"адаптационный"

"проектировочный"

"контрольнооценочный"

Задачи

Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя

Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе

Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием

Формы работы

Индивидуальная

Индивидуальная, коллективная

Индивидуальная, групповая, коллективная

Средства, методы

Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебновоспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.

Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа

Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание "Портфолио".

Методы: информационные (лекции в "Школе молодого учителя" педагогические чтения и др.); творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение; беседа; анкетирование

Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности.

Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастерклассы, проблемноделовые, рефлексивноделовые игры)

АНКЕТА
для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

  • Да

  • Нет

  • Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

  • в календарно-тематическом планировании

  • проведении уроков

  • проведении внеклассных мероприятий

  • общении с коллегами, администрацией

  • общении с учащимися, их родителями

  • другое (допишите) ________________________________________________________4. Представляет ли для вас трудность:

  • формулировать цели урока

  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

  • мотивировать деятельность учащихся

  • формулировать вопросы проблемного характера

  • создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

  • подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

  • активизировать учащихся в обучении

  • организовывать сотрудничество между учащимися

  • организовывать само и взаимоконтроль учащихся

  • организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

  • развивать творческие способности учащихся

  • другое (допишите)_______________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию

  • практико-ориентированному семинару

  • курсам повышения квалификации

  • мастер-классам

  • творческим лабораториям

  • индивидуальной помощи со стороны наставника

  • предметным кафедрам

  • школе молодого специалиста

  • другое (допишите)________________________________________________________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения

  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

  • приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

  • учет и оценка знаний учащихся

  • психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов

  • урегулирование конфликтных ситуаций

  • формы работы с родителями

  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

  • другое (допишите) ________________________________________________________

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.



© 2010-2022