- Преподавателю
- Другое
- Программа Наставничество в МБОУ СШ №18 2014-2015 учебный год
Программа Наставничество в МБОУ СШ №18 2014-2015 учебный год
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голованова Н.А. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа «Наставничество» Пояснительная записка В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Параметры: Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
Становление молодого учителя, его активной позиции - это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Этапы становления молодого учителя включают:
Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя: Направления | Содержание направления |
профессионализация | Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество. |
социализация | Появление новых качеств личности |
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя с профессиональной позиции и с позиции развития личности
Программа «Наставничество»
Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.
Задачи программы:
-
Активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем
-
Организация внутришкольной методической работы с молодым учителем.
-
Организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем.
-
Ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
-
Адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Основной подход в оказании помощи молодым учителям - амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.
Цель наставничества в адаптационный период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств.
Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:
1-й этап - адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап - основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап - контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
ПЛАН РАБОТЫ
по организации наставничества
2014-2015учебный год
Наставник учитель русского языка и литературы - Голованова Наталья Анатольевна.
Молодой специалист учитель русского языка и литературы -
Гималтдинова Виктория Минигарифовна
Месяц
Содержание работы
Сентябрь
-
Час общения "Немного о себе".
-
Знакомство молодого специалиста с, правилами внутреннего распорядка, уставом школы, традициями школы.
-
Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса.
-
Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов.
-
Ознакомление с требованиями оформления школьной документации( классного журнала, журналов индивидуально-групповых и специальных занятий углубленного изучения предметов).
Октябрь
-
Час общения "Основные трудности молодого учителя".
-
Практикум по разработке тематических поурочных планов и Практическое занятие "Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей".
-
Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе".
Ноябрь
-
Семинар "Методика проведения внеклассных мероприятий ".
Декабрь
-
Консультация "Современный урок: структура и конструирование".
-
Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа".
-
Посещение уроков наставника и других учителей и их структурный анализ.
Январь
-
Посещение уроков у молодого специалиста
-
Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"
-
Обзор периодической педагогической печати и интернет-ресурсов.
Февраль
-
Консультация "Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся".
-
Семинар "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"
Март
-
Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя, самоанализ уроков)
-
Час психологии. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций.
Апрель
-
Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями".
Май
-
Подведение итогов работы, портфолио молодого учителя.
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником
№№
Показатели
Владеют в достаточной степени
Скорее владеют
Затруд-
няются ответить
Не владеют
1. Теоретическая готовность к практике преподавания
1
Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине
2
Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области данной науки
3
Свободное владение материалом урока
2. Методическая готовность к практике преподавания
1
Умение самостоятельно составлять конспект урока
2
Умение вызвать интерес у учащихся к теме урока, к изучаемой проблеме
3
Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися (опрос)
4
Умение объективно оценивать ответ учащегося
5
Умение применять разнообразные методы изложения нового материала
6
Умение использовать технологии активного обучения
7
Умение поддерживать обратную связь с коллективом учащихся в течение всего урока
8
Умение организовать самостоятельную творческую работу учащихся на уроке
9
Умение стимулировать учащихся у выполнению домашнего задания
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности
1
Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность
2
Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке
3
Владение вербальными и невербальными средствами общения
4
Наличие чувства уверенности в себе
Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником осуществляется по следующим критериям:
№№
Показатели
Владеют в достаточной степени
Скорее владеют
Затруд-
няются ответить
Не владеют
1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли учителя
1
Положительное отношение к профессии
2
Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними.
3
Анализ и самоанализ результатов деятельности
2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством
1
Умение излагать материал ясно, доступно, соблюдая последовательность
2
Умение выделять основные единицы или блоки знаний
3
Владение навыками организации учащихся для самостоятельного осмысления материала
4
Владение различными методами и технологиями обучения
5
Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций
6
Владение технологией внеклассной работы с учащимися как по предмету. Видение структуры образовательного пространства школы
7
Творческая организация работы. Проектная, исследовательская работа учащихся на уроке и во внеурочное время.
8
Владение навыками индивидуальной работы с учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятельности. Умение работать с диагностическим паспортом ученика и класса
9
Владение проектировочными и конструктивными умениями
3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации
в процессе подготовки молодого учителя
1
Уровень решения профессиональных задач
2
Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности
3
Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ
ПЛАН эксперимента
по оказанию помощи молодому учителю в профессиональном становлении
Содержание
эксперимента
Этапы
"адаптационный"
"проектировочный"
"контрольнооценочный"
Задачи
Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя
Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе
Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием
Формы работы
Индивидуальная
Индивидуальная, коллективная
Индивидуальная, групповая, коллективная
Средства, методы
Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебновоспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.
Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа
Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание "Портфолио".
Методы: информационные (лекции в "Школе молодого учителя" педагогические чтения и др.); творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение; беседа; анкетирование
Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности.
Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастерклассы, проблемноделовые, рефлексивноделовые игры)
АНКЕТА
для молодых педагогов
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
-
Да
-
Нет
-
Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
-
в календарно-тематическом планировании
-
проведении уроков
-
проведении внеклассных мероприятий
-
общении с коллегами, администрацией
-
общении с учащимися, их родителями
-
другое (допишите) ________________________________________________________4. Представляет ли для вас трудность:
-
формулировать цели урока
-
выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
-
мотивировать деятельность учащихся
-
формулировать вопросы проблемного характера
-
создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
-
подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
-
активизировать учащихся в обучении
-
организовывать сотрудничество между учащимися
-
организовывать само и взаимоконтроль учащихся
-
организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
-
развивать творческие способности учащихся
-
другое (допишите)_______________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
-
cамообразованию
-
практико-ориентированному семинару
-
курсам повышения квалификации
-
мастер-классам
-
творческим лабораториям
-
индивидуальной помощи со стороны наставника
-
предметным кафедрам
-
школе молодого специалиста
-
другое (допишите)________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
-
типы уроков, методика их подготовки и проведения
-
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
-
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
-
учет и оценка знаний учащихся
-
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
-
урегулирование конфликтных ситуаций
-
формы работы с родителями
-
формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
-
другое (допишите) ________________________________________________________
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.